Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Истрия пожарной охраны .doc
Скачиваний:
300
Добавлен:
07.11.2018
Размер:
1.41 Mб
Скачать

3. Формирование муниципальной и добровольческой пожарной о кра­ны в Российской империи во второй половине XIX в,

В первой четверти XIX в. кроме профессиональных городских команд стали создаваться добровольные пожарные дружины. Одна из первых та­ких пожарных дружин, как их стали впоследствии называть, была создана крестьянами села Верхне-Удинска в 1820 г. Сибирские крестьяне не явля­лись крепостными, поэтому сохраняли достаточно широкие права местно­го самоуправления. Подобные добровольные пожарные команды в сель­ской местности в европейских губерниях были невозможны, поскольку в крепостной деревне всеми полномочиями обладал помещик, не допускав­ший лишней возможности самоорганизации своих подданных.

Буржуазно-либеральные реформы 1860 - 1870-х гг. дали мощный им­пульс для развития добровольной пожарной охраны, поскольку теперь появились более благоприятные условия - в стране стало возрождаться местное самоуправления, а государство временно ослабило полицейский контроль над населением. «Положением о городских самоуправлениях», изданным еще в 1861 г., пожарная охрана провинциальных городов из ве­дения полиции была передана в ведение органов городского самоуправле­ния. Местные власти российских городов не только следили за радением при исполнении Указов и распоряжений верховной власти, они стали издавать (чаще всего после очередных опустошительных пожаров) свои постанов­ления о мерах предосторожности от пожаров: об устройстве кровель, об исправном содержании печей и дымовых труб, о местах, где не допуска­ются склады легковоспламеняющихся предметов, а равно о мерах предотвращения опасностей, сопряженных со вспышкой или воспламенением ос­ветительных масел и т. д. и т. п.

В 1870 г. вышло «Городское положение», которое возлагало на город­ские самоуправления «попечение о пожарной части». Отныне городские самоуправления обязаны были сами издавать «Обязательные постановле­ния». Вот, например, какие были обнародованы в 1 870 г. «Обязательные постановления для жителей города Екатеринбурга.

1. Дворовые места, имеющие в какую-либо сторону менее 10 саже­ней, считаются маломерными.

  1. При возведении на маломерных местах деревянных построек они располагаются с соблюдением четырехсаженных разрывов от других де­ревянных построек и от соседней боковой межи, подлежащей, по закону, или обычаю местности, застройке соседним владельцем к двухсаженным от задней межи.

  2. Смешанные из камня и дерева — по этажам — постройки при­числяются к деревянным и подчиняются установленным для последних правилам.

  3. Каменные постройки располагаются с двухсаженными разрывами от межи, подлежащей застройке соседним владельцем (п. 2), и от дере­вянных или смешанных построек, а по отношению к задней меже и без разрыва (всего 31 п.)...

  1. Постановляется в обязанность обывателям домов иметь в каждой улице ночных сторожей, которые должны находиться на своих местах с 1 октября по 1 апреля — с 7 часов вечера до 6 часов утра и с 1 апреля по 1 октября — с 9 часов вечера до 5 часов утра. Обязательно иметь одно­го сторожа на дистанции 256 сажен по протяжению улицы.

  2. Для наблюдения за добросовестным и усердным исполнением ноч­ными сторожами своих обязанностей обыватели избирают из среды своей на три года старост на один или несколько участков, смотря по удобству надзора, о неисправном содержании караула в каком-либо участке старос­ты обязаны неотлагательно заявлять полиции.

Лица, избранные обывателями в должность старост, с означением под­чиненных их надзору числа участков, извещают о своем избрании в Город­ское Полицейское Управление и Городскую Управу.

  1. По истечении срока службы староста собирает домовладельцев для выбора нового старосты. В случае своей болезни или отлучки старос­та поручает кому-либо из домовладельцев исполнять свою должность.

  2. Старосты во время службы освобождаются от уплаты уличному караульному за охрану их домов.

  3. Старосты обязаны выбирать и нанимать ночных сторожей, о найме которых они извещают Полицию и Городскую Управу, также они поль­зуются правом увольнять ночных сторожей по своему смотрению.

  4. Старосты соблюдают за исполнением всех городских обязатель­ных противопожарных постановлений, которые им выдают Городской Управою, и в случаях неисполнения кем-либо обязательных постановлений, после напоминаний доводят об этом до сведения Городской Управы.

  1. Старосты должны быть нанимаемы на счет обывателей участка, по разверстке платы между ними участковых старост. В случае несо­гласия обывателей на сделанную старостой разверстку, она делается Го­родской Управою.

  2. От каждой части Полицейского Управления выдаются для уличных сторожей книги, в которые должно вноситься жалование старостам, звание, имя и фамилия старосты и Обязанности ночных сторожей.

  3. Сторожа должны быть не моложе 25 лет, трезвого поведения и благонадежные.

  4. Ночные сторожа имеют свистки, а на шапке значки, означающие номер участка, выдаваемые Городской Управою. Разделение города на участки возлагается на Гор. Управу».

В городах Украины гораздо раньше, ещё с 1766 г., за соблюдением противопожарных мер следили также избиравшиеся народом атаманы.

Из всех уральских городов лишь Пермь с населением в 32 тыс. чел. к началу XX в. обладала сравнительно четкой организацией пожарного де­ла. Городским самоуправлением избирался особый пожарный комитет, в составе председателя и ее членов, которые осуществляли руководство противопожарным делом в городе. Зимой комитет содержал команду в сокращенном составе, а на летнее пожароопасное время увеличивал ее 10 служителями и 20 лошадьми. В Перми в ту пору, кроме двух городских частей, имелась еще пожарная команда на пушечных заводах в составе 1 паровой машины, 8 труб, 25 бочек, 2 багровых ходов, 12 служителей и 39 лошадей.

Меры, принимаемые царским правительством по борьбе с пожарным бедствием, распространялись, как правило, лишь только на города, имения крупных землевладельцев, имущество капиталистов и банкиров.

Население дореволюционной России, видя, что царское правительство мало уделяет внимания защите от огня их имущества, стало организовы­ваться в добровольные пожарные общества — общественные пожарные команды и дружины, как в селах, так и в городах. На собственные сбере­жения они приобретали необходимый пожарный инвентарь, устанавливали поочередное дежурство, объединялись в суточные смены. Боеготовность добровольных пожарных дружин в ряде случаев не уступала профессио­нальным пожарным командам. Представители господствующего класса стремились использовать пожарное добровольчество в своих интересах, для охраны своего имущества. Добровольные пожарные общества в нашей стране начали организовываться в 60-х гг. XIX в. в Прибалтике по образцу германских вольных пожарных обществ. Первое такое общество возникло в 1862 г. в городе Ревеле.

В 1872 г. в городе Нарве возникло Нарвское добровольное пожарное общество. Дальнейшему укреплению добровольного пожарного общества содействовало отношение широких народных масс к этому полезному на­чинанию. Вслед за Ревельским и Нарвским пожарными обществами появ­ляются в стране все больше и больше добровольных пожарных обществ и дружин. Правда, в это время много было скептиков, не веривших в полез­ность этого начинания и смотревших на бескорыстность и настойчивость пожарных добровольцев, как несерьезную затею — повод покрасоваться в касках времен Юлия Цезаря.

Частые пожары вынуждали принимать некоторые меры по улучше­нию противопожарного состояния. Прогрессивные мыслители и подлин­ные радетели пожарного благоустройства били тревогу и призывали к ре­формированию пожарного дела. По инициативе графа А.Д. Шереметева и князя А.Д. Львова создаются частные пожарные команды. В 1892 г. орга­низуются 1-я Всероссийская пожарно-техническая выставка и 1-й съезд пожарных и страховых деятелей России, на котором были высказаны идеи по реформированию пожарного дела.

Первая пожарная выставка способствовала распространению и попу­ляризации новых средств и методов тушения пожаров, профилактических мероприятий. На выставке возникла мысль о созыве съезда пожарных и страховых деятелей для разрешения многих существенных вопросов о ме­рах борьбы с огнем. 14 июля 1892 г. в здании технического общества со­стоялось торжественное открытие первого съезда пожарных и страховых деятелей. На съезде присутствовали делегаты от министерств, земств, по­лицейских и добровольных пожарных организаций — всего 269 чел. Уча­стники съезда приняли участие в обсуждении вопросов о центральном уч­реждении пожарной охраны, съездах добровольного пожарного общества, учреждении в составе Русского технического общества пожарного отдела, порядке награждения отличившихся пожарных работников.

Решение первого съезда пожарных по существу остались только на бумаге. Бюрократический царский аппарат не сделал ничего для поддерж­ки организации массового пожарного добровольчества в России. Созыв съезда и открытие пожарной выставки способствовали некоторому улуч­шению пожарного дела в стране. Участники съезда имели возможность обменяться опытом, получить советы друг от друга.

В 1892 г. виднейший пожарный деятель граф А.Д. Шереметев начал впервые в России издавать журнал «Пожарное дело». Вскоре после съезда, в 1893 г., по его инициативе было создано добровольное пожарное обще­ство России или, как оно именовалось тогда, соединенное пожарное обще­ство. Князь А.Д. Шереметев пожарным делом увлекался еще в юношеские годы. Впоследствии он в своих имениях Высокое и Ульяновка создал две пожарные команды и содержал их на свой счет. Но его пример был ско­рее исключением из правил.

По инициативе Главного Совета с 1894 г. стал издаваться журнал «Пожарное дело». Первый номер журнала вышел 1 июля. Редактором был утвержден князь А.Д. Львов. Журнал являлся проводником стремлений некоторых слоев общества по развитию пожарного дела в нашей стране. К журналу регулярно издавалось бесплатное приложение.

В 1896 г. был утвержден устав добровольных пожарных обществ, ко­торый установил некоторое однообразие внутренней организации и уст­ройства общества. Это способствовало более широкому развитию пожар­ного добровольчества в России. Главный Совет разработал и установил образец формы обмундирования для работников добровольных пожарных обществ. Совет принял ряд мер по изысканию средств для ДНО (добро-вольной пожарной охраны) и их технической оснащенности. Была органи­зована библиотека пожарной литературы и музей (постоянная выставка пожарных приспособлений). Музей пополнялся за счет образцов пожарно­го инвентаря, присылаемых из отечественных или заграничных фирм. Библиотека пополнялась за счет пожертвований. Она насчитывала 1400 томов, музей — 910 экспонатов.

26 июня 1896 г. по инициативе Соединенного Российского пожарного общества в Нижнем Новгороде открылся II Всероссийский съезд пожар­ных и страховых работников. Съезд рассмотрел вопросы: об образовании общества взаимопомощи пожарных работников, организации школы брандмейстеров, организации трубочистных отделений при командах по­жарных обществ и устройстве Всероссийской передвижной пожарной вы­ставки, изменении устава общества.

В связи с наличием в стране наряду с профессиональными полицей­скими пожарными командами добровольных общественных команд Сенат установил своим указом от 4 сентября 1897 г. различие между ними. Он признал, что команды с вольнонаемным личным составом не могут отно­ситься к общественным. Исходя из этого, стоило пожарной команде иметь б своем штате хотя бы одного вольнонаемного работника — сторожа, та­кая команда признавалась полицейской. Отсюда и вытекал вопрос для этой команды о контроле и руководстве в деятельности и работе на пожарах.

В городах была большая тяга к организации общественных, а не полицейских пожарных команд. Городские управления были в хозяйст­венном и административном вопросах самостоятельнее, а на полицию воз­лагалась только задача общего руководства на пожарах и контроля над со­стоянием пожарного обоза.

Пожарные работники на протяжении многих лет ставили перед прави­тельством вопрос об общественном руководстве пожарными командами и о других радикальных мерах по улучшению противопожарного дела в Рос­сии. Но все оставалось на бумаге, в резолюциях съездов. Правящие круги Российской империи больше всего беспокоились о красивой форме, парадах и церемониях, чем о широкой организации пожарного добровольчества.

Несмотря на упорное и настойчивое требование общественности об организации повсеместно общественных команд, правительство царской России не пошло на это. Осталось двойственное деление. В одном городе полицейская, в другом — общественная команда. Поэтому и средства из городской казны на развитие пожарного дела в этом случае отпускались неохотно, а между профессионалами-пожарными и добровольцами суще­ствовали недружелюбие, а даже враждебность. Профессионалы смотрели на добровольцев как на своих конкурентов.

Россия, несмотря на некоторые сдвиги в организации пожарного доб­ровольчества, сильно отставала от других капиталистических стран. Так, в 1909 г. в нашей стране насчитывалось 5 тыс. добровольческих пожарных дружин, в то время как в Германии их насчитывалось уже 26 тыс., причем население Германии было меньше чем в Российской империи более чем в 2 раза.

Централизованного руководства всеми пожарными командами в царской России по существу не было. Формально руководство пожарной охраной осуществлялось Советом Императорского Российского общества, а фактически, пожарные организации были по существу предоставле­ны в вопросах профессиональной работы самим себе.

Об этом красноречиво высказался на одном из съездов пожарных и страховых работников видный пожарный деятель Варшавский брандмайор Лунд. «В настоящее время такого правительственного органа, который объединил бы деятельность разрозненных пожарных организаций — не существует. Не существует и законоположений, которые регулировали бы их права и обязанности, не имеется точных указаний по предупреждению пожаров. Все ведомства идут в этом деле ощупью, и опыт, приобретенный одними, неизвестен другим. Часто распоряжения одного ведомства нахо­дятся в противоречии с такими же распоряжениями других ведомств. Во многих казенных и общественных учреждениях не принимается никаких мер ни для тушения, ни для предупреждения пожаров».

Многим городам ассигновались на пожарное дело большие суммы, но расходовались они не но назначению и нецелесообразно, так как ими рас­поряжались не сведущие лица, к тому же недостаточно контролируемые. Часто возникали пререкания между организацией и органами само­управления, причем и те, и другие смотрели на пожарное дело как на чужое.

Вывод:

Таким образом, одной основной причиной торможения развития доб­ровольческих пожарных команд являлось своеобразное двоевластие: одни дают деньги на содержание, другие распоряжаются делом, не будучи в нем осведомленными. Правильнее всего было передать все дело в руки тех, кто платит деньги, т.е. местным органам самоуправления, но оградить само существование и целесообразность дела известными законодательными нормами, точно указав в законе определенные правовые нормы.

Почетными руководителями добровольных пожарных обществ числи­лись великие князья, губернаторы, купцы и представители титулованной знати. Они не участвовали в тушении пожаров и не принимали никаких мер в области улучшения пожарного дела, а лишь использовали свое слу­жебное положение для получения наград и привилегий.

Все это достаточно ярко характеризует действительное состояние по­жарного дела в царской России. Внешнего блеска, торжественных заседаний, парадов было множество, а количество пожаров в стране не только не уменьшалось, но из года в год увеличивалось. Войны и нашествия бывают редки, пожары — неумолимо постоянны, и перемирия с ними невозможны.