Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Истрия пожарной охраны .doc
Скачиваний:
300
Добавлен:
07.11.2018
Размер:
1.41 Mб
Скачать

Тема 4. Российская пожарная охрана в XIX - начале XX в.

План

Введение.

  1. Реорганизация пожарной охраны в ведомство Министерства внутренних дел Российской империи.

  2. Развитие российской пожарной охраны в условиях буржуазно-либеральных реформ 1860- 1870-х гг.

  3. Формирование муниципальной и добровольческой пожарной охраны в Российской империи во второй половине XIX в.

  1. Развитие мер пожарной профилактики в XIX в.

  1. Образ жизни и социальное положение российских пожарных в XIX в.

Заключение.

Введение

Пожары продолжали наносить ущерб и уничтожать значительную часть хозяйств, особенно крестьянских, доводя их до полного разорения и обнищания.

Население и общественность страны были серьезно обеспокоены та­ким положением, но, к сожалению, предпринять что-либо в ту пору они не могли и ограничивались лишь просьбами и ходатайствами к властям. Нако­нец, это возымело свое действие, и царское правительство вынуждено было пойти на дополнительные расходы. В начале XIX в. начали создаваться профессиональные пожарные команды. История пожарной охраны начала очередной виток, неразрывно связанный с закономерностями развития всей страны. Открывалась историческая перспектива окончательного ре­шения тех задач, которые были поставлены еще Петром I по превраще­нию пожарной охраны в составную часть государственного аппарата и профессионализации рядов отечественных огнеборцев.

1. Реорганизация пожарной охраны в ведомство Министерства внутренних дел Российской империи

Образование согласно Манифесту от 8 сентября 1802 г. Министерства внутренних дел России можно считать рождением той системы органов внутренних дел, которая с определенными изменениями дожила до наших дней В новом центральном органе государственного управления выдели­лось и закрепилось вплоть до наших дней и такое функциональное (отрас­левое) направление, как обеспечение пожарной безопасности, но оно по-прежнему оставалось обязанностью полиции вплоть до 1917г.

Указом Александра I от 24 июня 1803 г. жители Петербурга освобож­дались от пожарной повинности, а для тушения пожаров в городе была учреждена пожарная команда из солдат, не способных к несению строевой службы. Через год, 31 мая 1804 г. такая же команда учреждается и в Моск­ве. «Положение о составе пожарной охраны Петербурга и Москвы» было направлено в губернии для организации пожарной охраны в этих городах с учетом местных возможностей. С 1832 г. это Положение в качестве при­ложения к пожарному уставу вошло в «Свод Законов Российской импе­рии».

В начале 1812г. последовал Указ о создании при полиции Петербурга и Москвы специальных казенных мастерских под названием «Пожарное депо». Они должны были изготавливать огнегасительные инструменты и оборудование, а также обучать мастеровых для таких же мастерских дру­гих городов.

Ввиду трудностей, вызванных Отечественной войной 1812 г., органи­зация пожарных команд в провинции шла крайне медленно. Колоссальный ущерб был нанесен пожаром в Москве, в организации которого приняли участие, как жители города, так и мародерствующие солдаты армии Напо­леона. Следует иметь в виду и тот факт, что Московский генерал губерна­тор граф Ф.Ф. Ростопчин распорядился во время эвакуации населения вы­везти весь противопожарный инструмент и инвентарь.

С появлением первых пожарных команд в начале XIX в. брандмайор или брандмейстер разрабатывал и обеспечивал реализацию тактического замысла борьбы с огнем. Залогом победы при этом служила полная согла­сованность действий, беспрекословное исполнение приказов, спокойная мужественность, мудрая деловитость, надежная взаимовыручка, чем и славились пожарные служители.

В 1818 г. в Санкт-Петербурге вышла книга «Практическое настав­ление брандмейстерам», в которой были изложены взгляды на организа­цию тушения пожаров и приемы борьбы с огнем в начале XIX в. Эта книга вышла спустя 15 лет после организации первой в России пожарной команды (в Санкт-Петербурге) и, следовательно, в ней в известной мере был обобщен опыт первых лет работы профессиональной пожарной ох­раны. В наставлении содержались рекомендации по тушению пожаров с учетом возможностей, которыми располагала пожарная охрана того времени. Постепенно накапливался опыт организации и тактики туше­ния пожаров не только в Санкт-Петербурге, Москве, но и в других горо­дах.

10 января 1818 г. принимается указ «Об устройстве полиции в губерн­ских городах и в особенности пожарной части». Наблюдение за пожарной безопасностью в губерниях было возложено на земских исправников, по­лицейских чиновников, следивших за соблюдением общественного поряд­ка. В нем предлагалось, «чтобы в каждом городе был при полиции бранд­мейстер и при нем два ученика, знающие починку и обращение с маши­нами». Кроме того, было велено разделить все губернские города на рав­ные части и для каждой «определить количество пожарных инструментов, обозов, лошадей и фурманов, кои состояли бы в полном ведении по­лиции». Это был уже шаг вперед. Имея постоянных, закрепленных за огнегасительными снарядами лошадей, пожарный обоз стал прибывать на пожары значительно быстрее.

Но эти меры и даже создание в городах полицейских пожарных ко­манд не уменьшили количества пожаров и убытков от них. В 1848 г. Мини­стерство внутренних дел с целью предупреждения пожаров в городах и селениях рассылает обязательные правила учреждения обывательских караулов. Эти правила во многом повторяли указ, подписанный Екатери­ной II. Согласно этим правилам требовалось разделить город на участки по 10—15 домов, обязанность нести караульную службу возлагалась на всех жителей без исключения. Следил за отбыванием очереди обывателями по­жарный староста. Тех, кто отказывался нести караульную службу, штра­фовали.

Однако учреждение караулов не дало заметных результатов. «От­бытие этой повинности ложится тяжелым бременем на общество и раз­рушает благосостояние домохозяйств, т.к. большинство членов его с ма­лыми достатками, а некоторые очень даже бедные и немощные, и не в со­стоянии нести такой повинности по неимению теплой одежды, болезни и дряхлости», — писали киевскому губернатору крестьяне с. Хлыстуновки Черкасского уезда, обратившиеся с просьбой отменить обывательские ка­раулы. Предпринимались меры и для повышения боеспособности пожар­ных команд в провинциальных городах, но, увы, не всегда разумные.

В 1837 г. правительственным Указом было разрешено набирать людей для комплектования пожарных команд и из числа отбывших наказание. Это привело к тому, что в ряде команд нашли пристанище бывшие уголовники, которые во время пожаров занимались грабежом. Поэто­му жители, услышав топот лошадей и выкрики пожарных, предпочитали не впускать никого во двор. Козьма Прутков заметил по этому поводу: «Идет пожарная рота - закрывай ворота». Принятое положение серьезно сказывалось на качестве комплектования пожарной охраны.

Выходит и ряд других указов. В 1849 г. принимается так называемое Лифляндское крестьянское уложение. В нем отмечалось, что при лесных пожарах «соседские крестьяне, свои и чужие, должны поспешать на по­мощь ...отвратить распространение огня». Устанавливался и порядок сбора жителей на пожар. По первому сигналу тревоги к месту пожара являлись мужчины. Если же их было мало, то звучал второй сигнал тревоги, созы­вавший женщин. Уложение определяло перечень необходимых пожарных инструментов, с которыми следует прибывать на пожар, а также и правила тушения пожаров.

Московскую команду возглавляли 13 брандмайоров, и каждый из них внес свою лепту в совершенствование ее работы. Некоторые из брандмай­оров, например, С. Ставровской, С. Потехин, В. Лихтанский руководили пожарной командой бессменно по 20 и более лет. В 1812 г. численность Московской пожарной команды превысила Санкт-Петербургскую и со­ставляла уже 2100 чел. без учета прикомандированных офицеров.

На 1823 г. в Москве было 1521 чел. пожарных. Не раз отмечалась хо­рошая выучка пожарных этой команды. Еще в тридцатых годах XIX в. со­временники писали: «Пожарные при тушении пожаров не раз проявляли свою доблесть. Московская пожарная команда поражает своим удивитель­ным устройством. С первым появлением пожарного сигнала на каланче и при звоне колокола, употреблявшегося только в случае тревоги, днем или в глубокую полночь, пожарные в совершенной тишине бежали, сохраняя пе­ренумерованный между собой порядок, отворяли конюшни, не более как в три минуты запрягали лошадей и вихрем неслись на пожар.

В 1853 г. в организации пожарной охраны происходят изменения. В соответствии с «Нормальной табели составу пожарной части в горо­дах» штатный состав пожарных команд стал определяться в зависимо­сти от численности населения. Все города делились на семь разрядов. К первому относились города с населением до 2 тыс. жителей, а к седь­мому — от 25 до 30 тыс. Число пожарных в каждом разряде, начиная с первого, составляло соответственно 5; 12; 26; 39; 51; 63; 75 чел., возглавляемых брандмейстером. Проекты штатов утверждались Мини­стерством внутренних дел. За 1853 г. было утверждено штатное распи­сание для 461 города, по которому люди подбирались из военного ве­домства. Табель также определял виды и количество необходимого по­жарного инструмента для каждого из разрядов. Такой порядок сущест­вовал до 1873 г., когда вышел указ о прекращении комплектования по­жарных частей в городах военным ведомством.

Вывод:

К середине XIX в. можно отнести завершение оформления организа­ционной структуры дореволюционной пожарной охраны. Были определе­ны штатные нормативы для городов с различной численностью населения, началось повсеместное строительство пожарных депо для размещения пожарных команд, были узаконены подчиненность и финансирование по­жарных служб, социальная защита огнеборцев, вводилась новая форма одежды из серого фабрикантского сукна, непременным атрибутом которой стала блестящая медная каска.