Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Истрия пожарной охраны .doc
Скачиваний:
300
Добавлен:
07.11.2018
Размер:
1.41 Mб
Скачать

1. Проблема создания системы безопасности зданий и сооружений в новой столице.

Как известно, история строительства Петербурга тесно связана с ходом Северной войны, которую Петр I повел за возврат русских земель на берету Балтийского моря, по Неве и по Ладожскому озеру, отошедших Швеции в 1617 г. по условиям мирного договора, подписанного со шведами в селе Столбово.

Стремление к новым порядкам в пожарном деле особенно ярко прослеживается на манере застройки Санкт-Петербурга. Попытка строить город по определенному плану, строжайшая регламентация всего строительства с соблюдением всевозможных мер предосторожности от огня, широко проведенные мероприятия по городскому благоустройству имели целью сделать столицу идеальным городом и придавали Петербургу те новые черты, которые отличали его от других русских городов. В таком городе регламентировалось не только строительство, но и сама жизнь городского населения.

Жители Петербурга должны были селиться только в определенные, отведенные им (в зависимости от социального положения и рода занятий) места, строить и благоустраивать свои жилища по определенным образцам, участвовать в выполнении многочисленных, в том числе и пожарных, повинностей. До 1709 г. город строился по старине. Планировочные мероприятия выражались лишь в том, что при отводе мест под застройку размечались «линии», т.е. направления будущих улиц, но это, видимо, делалось не всегда, и часто постройки возникали стихийно, совсем не в «линиях» а там, где больше нравилось застройщикам. Одна за другой возникали свободы с узкими и подчас кривыми улицами, по сторонам которых стояли крошечные домики. Это был период почти исключительно одного лишь деревянного строительства (вплоть до 1711 г.}, что обусловливалось неисчерпаемыми запасами дешевого леса и высоким мастерством свезенных в город русских плотников, которые в короткие сроки возводили относительно сложные бревенчатые дома и сооружения.

На первом этапе застройки города противопожарные мероприятия носили лишь режимный характер. Население предупреждалось об осторожности в обращении с огнем. Жителям города предписывалось: в ветреную погоду не топить изб и бань; не разводить огонь без крайней надобности; летом не топить печи в домах; для варки пищи строить так называемые поварни на огородах и пустырях; не держать по вечерам в доме огня; кузнецам или ремесленникам, которым нужен огонь, заниматься своим делом вдали от жилых зданий и т.д. Нетрудно увидеть идентичность этих мер обнародованным еще Иваном III в 1504 г. Одним словом, жители нового го­рода должны были соблюдать правила предупреждения пожаров, обязательные для всех и обнародованные еще в прежнюю эпоху, впоследствии закрепленные в «Наказе о городском благочинии» и «Уложении, по которому суд и расправа во всяких делах в Российском государстве водится».

В 1709 г. после Полтавской победы над шведской армией Петр получает возможность сосредоточить свое внимание на строительстве будущей столицы. Главное внимание он и его правительство уделяют упорядочению застройки города и повышению его пожарной безопасности за счет строгой регламентации и настойчивого внедрения противопожарных мероприятий, которые определялись специальными царскими Указами.

К этому времени у Петра в отношении Петербурга сложился определенный план:

- создать благоустроенный город с прямыми улицами, застроенными каменными домами, поставленными в линии, с большими садами, бульварами и целой системой каналов;

- сделать водные магистрали (Неву, протоки, каналы) главными путями сообщения, а сам город возможно дальше выдвинуть в сторону моря;

- всю застройку в городе подчинить строгой регламентации; - каждой группе населения отвести определенную часть городской территории;

- организовать торгово-промышленное население в производственные объединения и сосредоточить управление городом в руках этой группы.

Этот довольно логичный по своему замыслу план проводился в жизнь со свойственной Петру энергией, благодаря чему город воздвигался со сказочной быстротой. Однако дело было не только в темпах строительства. Не менее существенным явилось и то, что Петербург не просто строился, а строился определенным образом. На манеру застройки и его внешний облик было обращено исключительное внимание. В застройку города вносятся элементы плановости: город строится по локальным планам одновременно в нескольких местах вдоль водных магистралей. Начиная с 1710 г., и особенно с 1714г., царские указы по регламентации строительства города следуют один за другим. Все строительство в новой столице было подчинено целому ряду правил и регламентировалось специальным Указом «О построении домов в Санкт-Петербурге с соблюдением всевозможных предосторожностей от огня».

Петр I указал строить здания «в одно жило» (в одну линию), промежутки между ними должны были составлять не менее 13 метров. Из текстов целого ряда указов, особенно начиная с 1715 г., видно, что Петр 1 часто сам намечал направление и ширину улиц, месторасположение мостов, направление каналов, характер застройки той или иной части города и т. д. Это делалось обычно в форме резолюций царя на вопросы, поставленные учреждениями, руководившими застройкой Санкт-Петербурга: канцелярией городовых дел, полицмейстерской канцелярией и др. Так, например, 4 ноября 1715 г. Петром были даны указания о застройке Выборгской стороны, 20 мая и 16 ноября этого же года — о застройке Адмиралтейского острова, в апреле 1716 г.— о застройке Московской стороны.

Данные предписания были направлены, прежде всего, на предотвращение распространения огня в случае пожара, а также обеспечение быстрого прибытия пожарных команд к месту тушения пожара.

Для обеспечения минимума архитектурных требований первый архитектор города Санкт-Петербурга Доменико Трезини не одну неделю просидел над листами бумаги: план застройки Васильевского острова вычерчивал. Начертил на нем квадраты домов, линии будущих каналов. Самый большой канал Доменико Трезини намечал провести от взморья до Стрелки (на месте нынешнего Большого проспекта), чтобы купеческие суда проходили насквозь через весь остров.

Тот же Трезини изобрел три типа зданий: для «именитых» горожан; для «зажиточных»; и для «подлых». Специальный тип дома был разработан для застройки набережных Невы.

Однако эта типизация построек нe преследовала цели стандартизации всего строительства, а лишь не допускала возведения новых домов хуже «образцовых». Более того, каждый застройщик имел право строить по своим чертежам, если он «объявил» их архитектору канцелярии городовых дел и получил от него соответствующее разрешение. Как правило, здания не повторяли друг друга.

В 1715 - 1716 гг. был разработан генеральный план Петербурга, на который был нанесен и проект планировки Васильевского острова. Однако этот план не устроил Петра. После очередной поездки по западноевропейским странам и городам он в 1716 г. приглашает в Россию французского архитектора Леблона и, даровав ему чин генерал-архитектора Санкт-Петербурга, поручает создать новый проект планировки всего Петербурга.

По этому проекту, разработанному в 1717 г., предполагалось прорытие каналов в нескольких местах, устройство водоемов и караулен с пожарным инструментом. Этот проект в силу ряда причин не получил полного воплощения в жизнь, но в части противопожарных мероприятий он открывал путь к зарождению профессиональной пожарной охраны города.

20 апреля 1718 г. был опубликован указ Петра I, в котором говорилось следующее:

  • «Чтобы печи делали с фундаментом, а не на полах.

  • Чтобы угол, где печь, вырублен был и фута на два кирпичом от конца отрубленных стен до печи, заделаны были.

  • Чтобы трубы были так широки, чтобы человеку пролезть было мочно.

  • Кровли чтоб были черепицею, дерном или гонгами крыты, не досками или дранью».

Застройка города, хотя и продолжалась по планам отдельных его частей, но мероприятия по ее урегулированию заложили основы современной планировки этих частей Петербурга и дали городу четкий план. При проведении их Петр никогда не считался ни с затратами государства, ни с интересами петербургских жителей. Так, в 1712 г. сразу же после провозглашения города новой российской столицей, Петр приказал полностью снести многие первоначальные постройки города, которые не удовлетворили архитектурно-планировочным и противопожарным требованиям.

Проведя крупные мероприятия по ускоренной застройке города, Петр не мог не заняться благоустройством столицы. Царские указы настоятельно требовали скорого замощения улиц. По свидетельствам иностранцев в 1716г. улицы во всем Петербурге были уже сплошь вымощены камнем. Не меньшее значение для городского благоустройства имело уличное освещение. Петербург был первым русским городом, в котором было устроено регулярное освещение улиц. Все это облегчало доставку пожарных труб и другого противопожарного инструмента к месту пожара в любое время суток.

Для благоустройства Петербурга важнейшее значение имели также мероприятия по озеленению улиц. Каждый домовладелец обязан был по­садить лиственные деревья перед своим домом, или это делала за его счет полиция. В Петербурге петровской эпохи было много садов, которые зелеными островами разделяли строения на своеобразные микрорайоны и отделяли огнеопасные заводы и фабрики от жилых домов. Наряду с улучшением внешнего облика города это способствовало ограничению распространения огня при возникновении пожара. Но все же и в новом граде, строившемся с соблюдением мер пожарной безопасности, пожары скоро дали о себе знать.

Петр проявлял заботу о противопожарной защите не только новой столицы. Без его внимания не оставались первопрестольная Москва и другие, особенно создаваемые по его повелению, города и заводы-крепости. Для улучшения противопожарного состояния Москвы 9 июля 1722 г. обер-полицмейстеру Грекову была направлена особая инструкция. В ней перечислялись предупредительные меры против пожаров. Инструкция повелевала наблюдать, чтобы постройка новых зданий и перестройка старых производилась по улицам «линейно». Деревянные дома разрешалось строить вне центральной части города и только «поземные» (одноэтажные), «а потолки были б (а них) с глиною, а не бревенчатые, и крыть черепицею или гонтами». Далее подробно описывалось, как надо устраивать печные трубы. Печи, сделанные не по инструкции, предписывалось ломать. Инструкция обязывала по всем большим улицам иметь заливные ручные трубы с рукавами и другие инструменты.

В 1722 г своим указом Петр I предписал, чтобы в селах и деревнях после пожаров дома строились лишь рядом по два и «в одну жилу», с разрывом между домами в 30 саженей, а гумна и овины строить позади домов и за огородами не ближе 35 саженей от остальных построек, причем все постройки делать по чертежам, изданным в 1721 г.

Указы Петра I о противопожарных мерах полиция оглашала путем их чтения в городе «с барабанным боем». Кроме того, они вывешивались в наиболее людных местах, а некоторые даже сообщались жителям под расписку. И по сию пору остается актуальным один из таких петровских указов: «...и беречь от огня богатства государства Российского...» Для всеобщего сведения по приказу Петра I были изданы планы и рисунки огнестойких крестьянских дворов, изб и других построек. Во все города и села рассылались печатные Указы о противопожарных мерах и соответствующие инструкции. Их также читали в церквах по воскресеньям и праздничным дням, когда собиралось много народа.

Для пропаганды огнестойкого строительства в новом стольном граде лично Петром на Городском острове была построена образцовая мазанка для размещения типографии. Эту первую мазанку должны были по царскому повелению осматривать все жители города и по этому образцу строить вместо деревянных домов только такие здания.

В 1721 г. при Санкт-Петербургской полиции была утверждена должность городского трубочиста и его помощника. На них была возложена обязанность разъяснять населению правила постройки печей, дымоходов и очистки труб. Тем самым можно засвидетельствовать кардинальное изменение отношения власти к пропаганде правил и требований пожарной безопасности.

Вывод:

Петровские мероприятия по регламентации городской застройки при-дали Петербургу черты нового города не только по времени его основания. Четкая планировка, прямые и широкие улицы, застроенные домами, поставленными в линию, хорошее архитектурное оформление зданий, большое число каменных домов и соблюдение всяческих мер пожар­ной предосторожности — все это были новые черты, отличавшие Петербург oт других городов России и ограждавшие его от пожаров.

Серьезный толчок развитию профилактических мер по предотвращению пожаров дал Петр I. Затеяв возведение новой столицы Санкт-Петербурга, он, прежде всего, запретил строить в нем деревянные дома. И до конца своих дней не уставал следить за пожарной безопасностью, издании указы и постановления, подавая личный пример активного участия в борьбе с огнем. Именно в эти годы была создана в Санкт-Петербурге при Адмиралтействе пожарная команда из рабочих, дежуривших в две смени, закуплены пожарные насосы с кожаными рукавами и медными брандспойтами.