Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Истрия пожарной охраны .doc
Скачиваний:
300
Добавлен:
07.11.2018
Размер:
1.41 Mб
Скачать
  1. Обострение кризиса системы пожарной безопасности в России в начале 1990-х гг.

  2. Проблема выхода из кризиса системы пожарной безопасности. Заключение.

Введение

В начале 1990-х гг. в результате распада СССР и образования МВД Российской Федерации, а также проведения структурной перестройки в самом аппарате министерства вопросы организации, совершенствования структуры подразделений пожарной охраны переданы в компетенцию МВД автономных республик, ГУВД, УВД краев и областей. За главком ос­тались функции осуществления организационной и технической политики. Иными словами, главк должен разрабатывать общегосударственные стан­дарты, нормы, правила пожарной безопасности, руководить пожарной ох­раной на режимных предприятиях; осуществлять координацию межрес­публиканских мероприятий по тушению крупных пожаров, руководить РСО. ГУПО остается заказчиком на пожарную технику, средства пожаро­тушения. В сферу его деятельности вошла координация межотраслевых проблем, международное сотрудничество.

Начальником ГУПО МВД России назначается генерал-майор В.Е. Дедиков (1991-1995). В сфере деятельности главка остались функции осу­ществления организационной и технической политики.

1. Обострение кризиса системы пожарной безопасности в России в на­чале 1990-х гг.

Обострение социально-экономического кризиса на рубеже 1980 -1990-х гг. сказалось на уровне пожарной безопасности России. Население страны в поисках средств существования и извлечению прибыли любой ценой, перестало всерьез обращать внимание на правила пожарной безо­пасности. Это выразилось в халатности и пренебрежении к вопросам по­жарной безопасности и привело к заметному росту количества пожаров и гибели людей.

В сложившейся обстановке основными задачами руководства пожар­ной охраны стали сохранение боеспособности пожарных подразделений, совершенствование работы надзорных служб, привлечение внимания звеньев госаппарата и хозяйственных руководителей к проблемам пожар­ной безопасности. Резкое ухудшение экономической обстановки в стране, политическая нестабильность в обществе ослабили внимание всех звеньев госаппарата и хозяйственных руководителей к проблемам пожарной безо­пасности. Реальные потери от пожаров резко возросли. Ежегодно от огня лишаются жилья около 1 млн. чел. Уничтожается около 1 млн. кв. м площадей производственного и сельскохозяйственного назначения, сгорает до 2 млн. га лесного фонда.

Пожары в России приобрели масштабы национального бедствия. В 1993 г. произошла 331 тыс. пожаров, которыми причинен материальный ущерб около 200 млрд. руб. По некоторым оценкам административно-правовая деятельность пожарной охраны позволила предотвратить около 710,9 тыс. пожаров. В это число не вошел пожар на заводе двигателей АО «КамАЗ», вспыхнувший 14 апреля 1993 г. Восемь дней и ночей шла самоотверженная борьба с огнем. Сложный, не имеющий аналогов в стране пожар был ликвиди­рован. Он наглядно показал, что происходит в результате пренебрежения эле­ментарными и очевидными требованиями безопасности.

Из-за ослабления противопожарной пропаганды, в т.ч. и а средствах массовой информации, у многих граждан и должностных лиц различных предприятий и учреждений притупилась бдительность. Они растеряли на­копленный опыт и умение ориентироваться в элементарных ситуациях, не говоря уже о более сложных, например, при пожарах в многоэтажных зда­ниях. Сложилось положение, когда в жилом секторе и на многих пред­приятиях наблюдалось полное отсутствие первичных средств пожаро­тушения, пожарных извещателей, широко распространенных во всех развитых странах.

В условиях рыночных отношений резко снизилась роль ВДПО. Высо­кие налоги, неплатежи и другие, не урегулированные вопросы, привели к тому, что структуры ВДПО оказались не конкурентоспособными в сравне­нии с кооперативами, малыми предприятиями, оказывающими населению противопожарные услуги. Сведение к минимуму штатной численности районных ДПО и появление межрайонных ДПО привело к дальнейшему ухудшению пожарно-профилактической работы, поскольку нагрузка на работников ДПО выросла, а поддержку от населения и местных властей они фактически утратили.

За годы рыночных преобразований материально-техническое состоя­ние подразделений пожарной охраны значительно ухудшилось. Укомплек­тованность основными видами пожарной техники и оборудования состав­ляет от 57% до 89% от необходимого количества, а специальной техникой и того хуже. Лишь 26% городов России имеют автолестницы, а автомоби­лей ГДЗС еще меньше - они есть только в 6% городов.

Подробный анализ сложившегося положения был изложен в докладе Президенту Российской Федерации Б. Н. Ельцину «Горящая Россия». В нем отмечалось, что среднегодовой теми прироста количества пожаров за последние пять лет увеличился в 2,2 раза, что соответствует приросту на 12% в год. Делался прогноз, что количество пожаров к 2000 г., по сравнению с 1993 г. возрастет в 2,6-3 раза, а ущерб от них - в 3,5-4 раза. Реальная оценка состояния пожарной безопасности позволила привлечь внимание к проблеме высшие органы государственной власти.

Сознавая глобальность проблемы обеспечения пожарной безопасно­сти, руководство страны преобразует пожарную охрану в противопожар­ную и аварийно-спасательную службу МВД Российской Федерации. При существенном расширении функций пожарной охраны она в большей мере нуждается в финансовой и правовой поддержке государства. Однако слож­ная политическая и экономическая ситуация в стране оставляют без внима­ния проблемы противопожарной службы. Созданные специализированные подразделения не укомплектованы личным составом. На их вооружении находится 51% положенной техники, из которой 32,7% нуждается в заме­не или ремонте. Тем не менее, не имея возможности реальной поддержки, но, понимая необходимость принятия каких-либо мер, 23 августа 1993 г. Совет Министров РФ преобразовал Службу противопожарных и ава­рийно-спасательных работ (СПАСР) в Государственную противопо­жарную службу (ГПС) МВД России.

О катастрофическом росте пожаров и необходимости изменения политики государства в области обеспечения пожарной безопасности стали публично за­являть даже государственные служащие. Так, Ф.М. Демидов, заместитель на­чальника главка, писал: «Сегодня пожары в России стали настоящим нацио­нальным бедствием, тем более опасным, что масштабы потерь не осознаются населением, и многими государственными структурами. Если не принять неот­ложных мер, то к 2000 г. в Российской Федерации число ежегодно погибающих на пожарах достигнет 14 тыс. чел. Относительный уровень потерь от пожаров становится самым высоким среди развитых стран мира и превышает сопоста­вимые показатели потерь (без учета потерь от гибели и травм людей) Японии - в 6,3 раза, Великобритании - в 4,5 раза, США - в 3 раза».

Оперативная обстановка с пожарами, сложившаяся в России, не могла остаться не замеченной руководящими кругами. В результате проделанной работы большим коллективом профессионалов, 21 декаб­ря 1994 г. Президентом РФ был подписан Федеральный закон «О по­жарной безопасности». Согласно закону проблема пожарной безопас­ности переставала быть ведомственной и становилась государственной. В нем излагаются положения о единой системе Государственной про­тивопожарной службы, для которой определены полномочия, система неотложных мер в области пожарной безопасности и др. Однако эко­номическая обстановка в стране в тот период сдерживала реализацию заложенных в законе положений и норм.

В 1995 г. количество пожаров в стране (294,1 тыс.) и жертв (14,9 тыс. чел.) превысило самые тревожные прогнозы. В этой сложной си­туации пожарную охрану России возглавил Б.А. Серебренников.

В последние годы XX в. в результате спада экономики наблюдается рав­нодушное отношение к проблемам пожарной безопасности. Причем это относится не только к звеньям госаппарата, но и к местным и хозяйственным руководителям, вынужденным изыскивать все имеющиеся резервы для со­хранения работоспособности предприятий, полагая, что средства, выделяе­мые на противопожарную защиту, — лишняя и ненужная трата. В средствах массовой информации обсуждается вопрос об ограничении полномочий государственного пожарного надзора, сдерживающих развитие эконо­мики и особенного в сфере малого предпринимательства.

Такое положение не могло не сказаться в целом на состоянии пожар­ной охраны. Ограниченность федерального бюджета привела к сокраще­нию финансирования государственной противопожарной службы на 55%. По существу, средства выделялись только на денежное содержание лично­го состава. В результате социально-экономических процессов, в первую очередь, вследствие отставания роста «замораживания» денежного содер­жания по отношению к инфляции, состав боевых расчетов существенно поредел. Численность боевых расчетов пожарных караулов уменьши­лась до 2 - 3 чел. вместо нормативной численности в 6 - 9 чел.

Во многих городах произошло сокращение объектовых пожарных частей, что не могло не сказаться на оперативности пожарных подразде­лений и, следовательно, на эффективности борьбы с пожарами. Ухудши­лась укомплектованность основными видами пожарной техники и оборудо­вания. К началу 2000 г. доля средств, выделяемых на их поставку, состави­ла 8 - 10% от минимальной потребности. Пожарные подразделения укомплектованы на 45% пожарными автомобилями и на 70% - сред­ствами индивидуальной защиты. При этом до 30% технических средств исчерпало срок службы. Пожарная охрана располагает только 55% от необходимого количества пожарных депо, из которых почти поло­вина нуждается в капитальном ремонте.

Нехватка индивидуальных средств защиты привела к росту заболе­ваемости органов дыхания пожарных: в 1999 г. по сравнению с предыду­щим годом она возросла на 6%. Существенно повысился процент травма­тизма. Так, по сравнению с 1996 г., когда показатель производственного травматизма составлял 4,8 чел. на 1000 сотрудников, в 1999 г. он уже дос­тиг значения 6,74.

Изменение форм собственности ряда предприятий повлекло к потере статуса многих ведомственных нормативных актов, резко снизило эффек­тивность работы при осуществлении функций ГПН. О положении пожар­ной безопасности в стране можно судить по следующим данным. Несмотря на некоторое снижение общего количества пожаров (эта тенденция наблю­дается с 1995 г.) в 1999 г. было зарегистрировано 259,4 тыс. пожаров, на которых погибло 14,9 тыс. чел. Страна стала бесспорным мировым «лидером» по этим показателям, опережая в 5-12 раз развитые страны ми­ра. В 2000 г. от огня погибло уже 16264 чел. Эта цифра существенно пре­высила неутешительный прогноз Ф.М. Демидова, казавшийся еще в конце 1990-х гг. чрезмерно преувеличенным и нереальным. В 1970-е гг. гибель людей от пожаров не превышала 4 тыс. чел. Это был один из самых низких показателей в развитых странах!

Рост количества пожаров свидетельствует об ослаблении пожарной ох­раны, ее надзорной функции, о снижении эффективности работы систем об­наружения и тушения пожаров. Одной из ведущих причин этой негативной тенденции следует считать ухудшение социально-экономического уровня на­селения и смену культурных ценностей. В этой обстановке вопросы обеспе­чения пожарной безопасности теряются в целом комплексе нерешенных про­блем для населения в целом и для каждого человека в отдельности. Более половины погибших в 2000 г. при пожарах (58%) относились к неблаго­получным социальным слоям общества (пенсионерам и лицам без кон­кретных занятий); 78% этой категории лиц погибли в нетрезвом состоя­нии. Около 90% погибших становятся жертвами пожаров в жилом сек­торе, доля которых составляет 73% от всех пожаров.

Наука о пожарной безопасности переживает также нелегкие времена. Фундаментальные и поисковые исследования, ранее финансируемые по плану НИОКР государством, оказались без должной поддержки. Произо­шел заметный отток квалифицированных кадров, молодого поколения на­учных работников. Создается негативная ситуация: в научных учреждени­ях все меньше остается людей, накопивших опыт своих учителей, и недос­таточно молодых ученых, способных этот опыт перенимать и развивать. Об обстановке в стране в первом году наступившего XXI в. вполне кон­кретно заявил Е.А. Серебренников: «Масштабы происходящего показы­вают, что вопросы обеспечения пожарной безопасности приобретают характер неосознанной обществом национальной проблемы».

Современный этап развития пожарного дела, во многом противоречи­вый, следует рассматривать как переходный период к последующему раз­витию системы пожарной безопасности. Для того чтобы в этом убедиться, остановимся на ключевых моментах развития пожарного дела в России. При Советской власти пожарная безопасность стала общенародным делом, одной из важнейших функций государства. В это время складывается еди­ная система обеспечения пожарной безопасности страны. Сочетание госу­дарственной собственности с государственной пожарной охраной, строгий контроль за исполнением решений позволили в 1950-е гг. создать одну из самых мощных систем пожарной безопасности в мире. При этом, наряду с совершенствованием и несомненным развитием всех видов деятельности в области пожарной безопасности, были сделаны важные шаги в форми­ровании общественного сознания о необходимости соблюдении мер пожарной безопасности каждым членом общества.

Вывод:

Таким образом, проследив историю развития пожарного дела, можно сде­лать следующие обобщения. Во-первых, исторические периоды развития пожарного дела повторяют динамику научно-технического и экономического прогресса общества. Во-вторых, после активного принятия решений и прогресса в области пожарной безопасности наступает спад, отмечающийся сери­ей катастрофических пожаров. В-третьих, каждый, из условно выделенных пе­риодов развития пожарного дела в России, характеризуется новыми откры­тиями, которые впоследствии не только совершенствуются, но и дают значи­тельный толчок к совершенствованию системы пожарной безопасности.