Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Истрия пожарной охраны .doc
Скачиваний:
300
Добавлен:
07.11.2018
Размер:
1.41 Mб
Скачать

1. Оснащение пожарно-сторожевой службы в эпоху Московской Руси

Основная техника для борьбы с огнем в эпоху Московской Руси была весьма примитивной. Это ведра, топоры, ломы, бердыши, рогатины, багры, заступы, крючья, лестницы. Важнейшей заботой каждого города было водоснабжение. Поэтому не случайно, что подавляющее большинство городов воздвигалось на берегах рек. Большое количество воды, необходимое для целей пожаротушения, заставляло людей искать способы ее доставки от источника в городские квартаны.

На Руси самотечные (действовали под давлением течения реки) водопроводы появляются в XI - XII вв. (Новгород), в странах Западной Европы - в XII - ХIII вв. Большое распространение получают и гидротехнические сооружения, с помощью которых вода подавалась в города.

Вплоть до XIV в. столицы европейских государств внешне напомина­ли большие перенаселенные деревни. Крыши домов обычно покрывались соломой или щепой. Современники отмечали, что плотность построек, особенно в сельской местности, была такой, что в некоторых поселениях можно было по крышам пройти с одного края до другого. Все это привело власти к мысли ввести закон о возведении зданий из камня.

На Московской Руси первые каменные здания начали строить после по­жара в Москве в 1382 г. Хотя первой крупной каменной постройкой следует считать Московский Кремль, построенный из известняка или бута - мягко пористого камня белого цвета в 1367 г. после пожара 1366 г. (отсюда одно из названий Москвы - Белокаменная), но это было сооружение оборонного на­значения. Начиная с 1382 г., восстанавливался не только Московский Кремль, но и стали возводиться культовые и гражданские сооружения.

Ранее X в. (в Киеве это собор св. Софии) о таких постройках сведений нет. Со времени распространения христианства каменщики приглашались исключительно для постройки храмов. Отдельные сооружения, возводи­мые для знати, не меняли общей картины. Царские указы о суровом наказании виновников пожаров чередовались с требованиями применять при строительстве камень. К концу XV в. в Москве улицы расширяют, город­ские стены возводят из огнестойкого материала.

И все же пожарное дело в эпоху средневековья развивалось медленно. И период повсеместного использования в качестве строительного материала древесины возникавшие пожары имели катастрофические последствия. () пожаре 1356 г., во время которого сгорел Кремль и Замоскворечье, лето­писец оставил следующее свидетельство: «...в один - два часа весь город и сгорел без остатка. Была тогда сильная засуха и буря была к тому же силь­ная, перекидывала за 10 дворов головни и бревна с огнем, и нельзя было тушить... ». В документах того времени упоминаются и другие пожары, силу которых через века донесли нам сведения о пожаре 1485 г.: «Погорел город Москва, Кремль весь... железо плавилось, как олово, расплавленная медь текла, как вода».

Главным способом борьбы с огнем был снос ближайших к пожару строений. Для спасения не загоревшихся построек их закрывали войлоч­ными или брезентовыми щитами, которые поливали водой. К этому вре­мени, т.е. к середине XVI в. относится первое упоминание о ручных насосах, которые стали применяться при тушении пожаров. Они назывались тогда водолейными или заливными трубами.

Средневековые документы содержали правила, касающиеся использования открытого огня, покрытия крыш, обеспечения водой, а также строгие меры наказания за неосторожное пользование огнем. Часто, пренебре­гая правилами, владельцы домов возводили новые на месте сгорев­ших построек. При этом плотность строений оставалась на прежнем уров­не, сохранялась та же опасность возникновения пожаров.

Распространению огня при пожарах в городах способствовало и то, что по укрепившейся европейской традиции тротуары на улицах делались деревянными, а в дни праздников украшались ветками и травой. Деревянные настилы укладывали также и в Москве. Немецкий путешественник, ученый и дипломат Адам Олеарий, четырежды посетивший Москву в 30-40 гг. XVII в. писал, что «жилые городские дома (за исключением бояр, богатых купцов, духовенства) построены из дерева. Крыши делают из теса, отчего бывают частые пожары, так, что не проходит не только месяца, но даже и недели, чтобы не сгорало несколько домов, а иногда при сильном ветре, целых улиц». Об этом же свидетельствует Антиохийский Патриарх Макарий, посетивший Москву примерно в то же время: «...дома во всей стране московиты строят из, еловых бревен... Пожары у них беспрестанно...».

Вывод:

Несмотря на ряд мер по предотвращению пожаров в течение всего XVI в., продолжали сохраняться объективные причины возгораний. Среди них следует указать сохранение многих религиозных предрассудков у большинства населения Московской Руси, низкий уровень материально-технического оснащения пожарно-сторожевой службы, который не позво­лял успешно бороться с наступлением огненной стихии.

Заключение

Мероприятия государственной власти в течение XVI в. позволили соз­дать основы государственной противопожарной службы, которая смогла предотвратить множество пожаров, создала системы взаимодействия город­ского населения с представителями власти и обеспечила достаточно высокий уровень (относительно предыдущего исторического периода) организации тушения огня. Вместе с тем. стрелецкие формирования в сочетании с реше­точными приказчиками и объездными головами не могли гарантировать безопасность Москвы и других городов России, поскольку вся пожарно-сторожевая служба не носила регулярного характера и не была обеспечена профессиональными огнеборцами. Государственные возможности по моби­лизации населения на борьбу с пожарами был весьма ограниченными. Власть нуждалась в более жестком контроле за поведением населения, в результате чего к концу XVI в. в России устанавливается крепостное право.

Лекция 2. Развитие российском пожарной охраны в XVII в.

План

Введение.