Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Истрия пожарной охраны .doc
Скачиваний:
300
Добавлен:
07.11.2018
Размер:
1.41 Mб
Скачать

5. Образ жизни и социальное положение российских пожарных в XIX в.

Пожарные служители были людьми необыкновенными. Бесконечная гонка по тревоге и постоянные схватки с огнем для них с первого дня рож­дения профессиональной пожарной службы - обычная, очень нужная ра­бота, но в этой ожесточенной борьбе, как в настоящем бою, один неос­торожный шаг может стать последним. Спасти, сохранить, помочь, защи­тить — вот основная задача, смысл и суть их работы.

Изучив уловки и хитрости разбушевавшегося огня, пожарные знали, как его укротить. Боевая работа пожарных обозов была основана на строго продуманных и подтвержденных многолетним практическим опытом такти­ческих приемах. Успех подавления пожара в немалой степени зависел от умелого использования пожарными служителями огнегасительных прибо­ров и инструментов. Особенно велика и ответственна была (да и сегодня остается таковой, да еще и в большей мере) роль руководителя тушения пожара — РТП, как называют его пожарные. Кто только не исполнял эту роль прежде, до создания профессиональных пожарных команд: в горо­дах - князья, воеводы, решеточные головы, полицейские, на селе - ста­росты, волостные судьи.

Боевая работа пожарных служителей во псе времена связана с тяже­лыми физическими нагрузками, повышенными стрессами, нередкими мо­ментами большой опасности. В трескучие морозы, когда боевка покрыва­ется ледяной коркой, а на краях каски повисают сосульки, или в палящую жару, когда кони падали от солнечного удара или от паралича сердца еще по дороге к пожару. Пожарному служителю нужно было сохранить физи­ческие и духовные силы для победы над огнем, которая сухо называется «локализовать» и «ликвидировать» пожар.

Главным для огнеборцев было выиграть сражение в битвах с огнем. Там, в плотной пелене дыма, среди рвущихся отовсюду языков пламени им доводилось испытывать на себе не только перепады давлений и темпера­тур, скорости и ускорения, но и ускорения ускорений — величину, в кото­рой не нуждался Ньютон и которая, как говорили, легче познается позво­ночником, чем разумом. Им нужно считаться с парадоксами огненных ура­ганов, с опасной игрой турбулентных потоков и другими неожиданностя­ми, возникающими в фантастическом мире пожара. Здесь в самых горячих точках на пожарных давит порой тепловой поток, в два-три раза превы­шающий возможности человеческого организма.

О незаметном, ежедневном героизме, который постоянно, как привыч­ное ремесло, совершается скромным рядовым пожарным, на помощь ко­торому приходила лишь только сила духа, бесстрашие, самоотвержен­ность. «Все службы ежедневно имеют начало и конец... Пожарная же служ­ба — вечная, беспрерывная, денно и нощно — все 24 часа в сутки каждый пожарный на службе, не исключая ни одного дня в году. Это все равно, что служба войска во время кампании...» - так было сказано в 1892 г. на первом съезде русских пожарных.

При 5-й части петербургской команды была выстроена новая казарма для служителей, причем каждый служитель имеет отдельную комнату с русской печью. Это был большой шаг вперед в размещении служителей, так как в других частях пожарные (все семейные) живут в крайне неблаго­приятных условиях. Казармы — тесные, грязные с затхлым воздухом и оби­лием клопов. В разгороженных пологами комнатах помещались по 18 се­мейств (почти 60 чел.). Здесь же готовили еду, стирали и сушили одежду. Подобное положение дела, видимо, здесь очень долгое время признавалось вполне нормальным, о чем свидетельствовали современники.

Это только кажется, что все пожары похожи — огонь, дым, искры, паническая суета людей, попавших в беду, — на самом деле каждый по­жар по-своему сложен и требует особых тактических приемов для борьбы с ним, использования различных технических и огнегасительных средств, проявления незаурядной изобретательности, смелости и командных реше­ний, слаженных действий пожарных.

Неудивительно, что пожарному служителю требовалось немало зна­ний, специальных навыков и богатырского здоровья. Физическая вынос­ливость — важнейшее условие для работы в боевой обстановке, но не менее серьезное значение имеют устойчивость к нервным перегрузкам и психоло­гическая подготовленность. Пожарный служитель и его командир — ун­тер-офицер должны были быть хорошо натренированы, спортивны, ловки, сметливы, иметь быструю и четкую реакцию. Им нужно знать до последнего винтика пожарную технику и овладеть ею до высокой степени автоматизма, им нужно уметь использовать самые разные тактические приемы ликвида­ции пожара.

Несмотря на тяжелейшие условия службы, неустроенность быта российские пожарные отличались хорошей выучкой, смекалкой, ловкостью и нередко являли образцы истинного мужества при тушении пожаров и спасении людей. С давних времен зародились первые традиции пожарной службы — беззаветная храбрость в сочетании с мастерством, коллективизм и взаимовыручка, жертвенность во имя спасения чужой жизни и удивительная для той поры преданность делу. Еще в 30-х гг. XIX в. печать отмечала, что пожарные команды поражают своей организацией. С первым сигналом с каланчи или при звоне колокола днем, или в глубокую полночь пожарные в совершенной тишине бегут, сохраняя определенный порядок, отворяют конюшни, не более чем за 3 минуты запрягают лошадей и выезжают на пожар.

В сложной, быстро меняющейся обстановке, в условиях сильной задымленности, когда ежесекундно можно ожидать взрыва или обрушения, неподготовленный, слабый духом и телом человек не сможет справиться с работой и подвергнет не только себя, но и своих товарищей страшной опасности.

Путь пожарного служителя в Москве и в Санкт-Петербурге начинался в учебном подразделении. Здесь в сложной адаптации к опасной работе, в постижении начал и основ профессии шло становление новичка, его пере­воплощение. В ходе преодоления самого себя и освоения науки побеждать огонь воспитывалась личная ответственность, сознательность, происхо­дил глубинный процесс формирования личности, обеспечивающий ее дальнейшее совершенствование, приобретались профессиональные навы­ки, исчезал естественный страх перед разбушевавшимся огнем. Привычными становились металл ствола в руке и управление упругой водяной струей, соединение рукавов в доли секунды, взлет по лестнице на этажи, надежное плечо друга. Постепенно приходило умение работать в маске Кенига или Дегеа, в противогазе, владеть огнетушителями и пеногенераторами. Сначала навык отрабатывался отдельно в спокойной обстановке, по­том в комплексе и, наконец, на специальных полигонах, где создавались условия, максимально приближенные к обстановке реального пожара: поджигались домики и горючая жидкость. Здесь происходила первая, мо­жет самая важная, встреча с огнем.

И все же это было только начало. Были еще постоянные тренировки, учения, стажировки, отработка новых тактических приемов ликвидации пожаров. Ведь каждый пожар — это встреча с неизведанным, новое испытание мужества, воли, готовности.

Впереди пожарных служителей всегда шли их командиры младшие и старшие, убеленные сединами и еще молодые. От всех них требовалось еще большее умение, им нужно еще больше знаний, они должны были быть примером в повседневной службе, на учениях и тренировках, в боевой обстановке. Таких командиров рождала сама жизнь, а с 1906 г. стали готовить на курсах пожарных техников.

Для полноты картины службы пожарных следует добавить, что обычным было использование пожарных не по назначению (как, впрочем, и по сей день). Чего только не заставляло делать пожарных тогдашнее начальство, распоряжавшееся пожарными как крепостными. Употребляли их при своих квартирах для работ и даже в наем сдавали. Так, в 1870-х гг. обер-полицмейстер Арапов разрешил своим друзьям — антрепренерам крупных театров - брать пожарных на роль статистов.

Вывод:

Социальное положение российских пожарных во многом зависело от того, к какому сословию принадлежал российский огнеборец. Командный состав пожарных команд - брандмайоры и брандмейстеры -имел относительно сносные средства к существованию. Многие из руководителей пожарных команд принадлежали к дворянскому сословию. Основная часть бойцов пожарных команд формировалась из выходцев из различных сословий и имела маргинальное положение в российском обществе, переживавшем переход от сословного деления к классовому расслоению.

Социальный статус пожарного был низок, положение рядовых пожар­ных служителей фактически не отличалось от крепостных, несмотря на то, что в 1861 г. крепостное право было отменено. Государство и общество не уделяло должного внимания социальному и бытовому положению пожарных. А вместе с тем опасность пожаров увеличивалась в связи с переходом России к индустриальному типу производства. Осознание социальной важности тяжелого труда пожарных пришло спустя долгие десятилетия уже в советский период развития отечественной пожарной охраны.

Заключение

К революционным событиям 1917 г. российские пожарные пришли в сложных условиях классового и социального расслоения в своей среде, из которых, естественно, вытекало и отношение к историческому перевороту в октябре 1917 г. в Петрограде. Но сложившаяся годами и десятилетиями система пожарной охраны продолжала действовать и а этой обстановке. Пожар оставался врагом людей, и перед лицом этого врага часто отступали на второй план разногласия любого толка и социальное неравенство. Эта славная традиция объединения в едином порыве всех русских людей в лихую годину, не раз спасавшая страну в различные периоды ее истории, прочно укоренилась в среде российских пожарных, помогая им в суровой и трудной борьбе с огнем.