Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
АП_форм_прил.doc
Скачиваний:
28
Добавлен:
07.06.2015
Размер:
1.31 Mб
Скачать

Религиозное объединение.

Нормативная база: ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.97. Характеризуя нормативную базу статуса нужно указать на то, что для регулирования отношений не используется стандартное правило административного права о примате специального закона над общим. В случае принятия закона об отдельных видах религиозных объединений, приоритет имеет рамочный закон (приоритет общего закона над специальным).

Принципы построения административно-правового статуса религиозных объединений:

  • государство не вмешивается в деятельность объединения;

  • государство не оказывает им содействия;

  • государство не передает им свои функции.

Государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.

Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.

Закон предусматривает два вида религиозных объединений:

  1. Религиозная группа – это добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры.

Имущество принадлежит религиозной группе только на праве пользования.

  1. Религиозная организация – это добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях, проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

Она подлежит государственной регистрации по истечении 15 лет с момента создания соответствующей религиозной группы.

Закон также предусматривает существование представительства иностранной религиозной организации. Это образование не может иметь статуса религиозной организации в РФ. Они регистрируются в МинЮсте и не имеют права самостоятельной религиозной деятельности на территории РФ.

Структура административно-правого статуса религиозного объединения.

  1. Способность вступать в правоотношения.

Религиозные объединения правосубъектны.

Условия получения правосубъектности:

  • наличие догматов веры;

  • наличие богослужений, в том числе тайных;

  • обучение религии, т.е. наличие сведений об основах вероучения и соответствующей ему практики, в том числе об истории возникновения религии и данного объединения, о формах и методах его деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей.

В случае возникновения сомнений при государственной регистрации религиозного объединения может проводиться государственная религиоведческая экспертиза

  1. Права религиозного объединения в отношениях государственного управления.

  1. Право создавать внутреннюю иерархию.

  2. Право осуществлять обучение в государственных и муниципальных учебных заведениях.

Обучение проводится по просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы.

  1. Право участвовать в приватизации.

  2. Право получать права собственника на принадлежащее государству имущество культового назначения.

Отметим, что на движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов.

  1. Право свободного совершения обрядов и церемоний.

  2. Право создавать собственные образовательные учреждения.

Учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) подлежат регистрации в качестве религиозных организаций и получают государственную лицензию на право осуществления образовательной деятельности.

  1. Обязанности религиозного объединения в отношениях государственного управления.

  1. регистрироваться в установленном законом порядке (при осуществлении дальнейшей деятельности соответствие ее содержания целям религиозных организаций проверяет МинЮст);

  2. ежегодный публичный отчет о своей деятельности;

  3. ежегодное информирование регистрирующего органа о продолжении деятельности.

  1. Запреты в деятельности религиозного объединения

  1. запрет на любые формы участия в выборах и референдуме, в том числе путем предоставления финансовых средств или имущества, принадлежащего церкви;

  2. запрет на деятельность священнослужителей-иностранцев в предусмотренных законом случаях (например, в ситуации объявления иностранца нежелательным Минюстом).

  1. Ответственность религиозного объединения в отношениях государственного управления.

  1. Ликвидация религиозного объединения.

Она возможна по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, федеральных законов, либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям). С заявлением о ликвидации в суд могут обратиться Прокуратура, Минюст, ОМС.

  1. Административная ответственность в общем порядке, если организация зарегистрирована в качестве юридического лица.

Раскрывая особенности ответственности религиозных объединений, отметим следующее. В отличии от остальных коллективных субъектов, на статус религиозного объединения как субъекта ответственности, могут повлиять действия любого священнослужителя, вне зависимости от того, руководит ли он, например, приходом, или является просто его служителем. Совершенные им противозаконные действия в любом случае влекут ответственность как его лично, так и прихода.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 февраля 2010 г. N 11-АД10-2

Первый заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации Серков П.П., рассмотрев жалобу А. на постановление мирового судьи судебного участка N 5 Вахитовского района г. Казани Республики Татарстан от 1 июня 2009 г., решение судьи Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 18 июня 2009 г. и постановление заместителя Председателя Верховного Суда Республики Татарстан от 16 июля 2009 г., вынесенные в отношении А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка N 5 Вахитовского района г. Казани Республики Татарстан от 1 июня 2009 г. А. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.

Решением судьи Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 18 июня 2009 г. постановление мирового судьи судебного участка N 5 Вахитовского района г. Казани Республики Татарстан от 1 июня 2009 г. оставлено без изменения.

Постановлением заместителя Председателя Верховного Суда Республики Татарстан от 16 июля 2009 г. постановление мирового судьи судебного участка N 5 Вахитовского района г. Казани Республики Татарстан от 1 июня 2009 г. и решение судьи Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 18 июня 2009 г. оставлены без изменения, жалоба А. - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, А. просит отменить вынесенные в отношении него судебные постановления по делу об административном правонарушении, ссылаясь на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ознакомившись с доводами жалобы, изучив материалы дела, оснований для удовлетворения жалобы А. не нахожу в связи со следующими обстоятельствами.

В соответствии со статьей 9 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию и убеждения как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в богослужении, обучении, отправлении религиозных и культовых обрядов.

Свобода исповедовать свою религию или убеждения подлежит лишь тем ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, для охраны общественного порядка, здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц.

Согласно части 2 статьи 16 Федерального закона от 26.09.1997 г. N 125-ФЗ (в ред. от 23.07.2008) "О свободе совести и религиозных объединениях" богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях.

В силу части 5 статьи 16 указанного Федерального закона в иных случаях публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций.

В силу пункта 1 части 4 статьи 5 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 названного Федерального закона.

Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней со дня проведения публичного мероприятия (часть 1 статьи 7 указанного Федерального закона).

Из материалов дела усматривается, что в соответствии с договором аренды от 07.12.2006 г., заключенным между ООО "Национальная компания "Аркон" и А., нежилое помещение, зрительный зал делового Центра имени Маяковского, расположенный в доме 35 по ул. Шмидта в г. Казани был арендован указанным гражданином для проведения семинаров.

7 и 9 апреля 2009 года А. являясь старейшиной одной из религиозных групп "Свидетели Иеговы" действующей на территории г. Казани, в зрительном зале делового Центра имени Маяковского г. Казани организовал проведение публичного богослужения Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы.

Вместе с тем, А. являясь организатором публичного мероприятия, в нарушение требований законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, не подал уведомление о проведении публичного мероприятия в уполномоченный орган.

В соответствии с частью 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается нарушение установленного порядка организации собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.

Факт совершения А. административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждается: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 1), сообщением исполнительного комитета муниципального образования города Казани (л.д. 13), сообщением начальника Управления по делам религий при Кабинете Министров Республики Татарстан (л.д. 15).

Указанные доказательства получили оценку в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, действия А. правильно квалифицированы по части 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено мировым судьей в пределах двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено А. в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка N 5 Вахитовского района г. Казани Республики Татарстан от 1 июня 2009 г., решение судьи Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 18 июня 2009 г. и постановление заместителя Председателя Верховного Суда Республики Татарстан от 16 июля 2009 г., вынесенные в отношении А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу А. - без удовлетворения.

В данном постановлении суд отметил следующие особенности административно-правового статуса религиозного объединения. Во-первых, данное религиозное объединение существует в виде группы3, следовательно, не может иметь в собственности имущество и не осуществляет какие-либо имущественные права. Поэтому договор аренды зрительного зала делового Центра имени Маяковского был заключен не религиозной организацией, а физическим лицом. Следовательно, именно это лицо в дальнейшем и было признанов организатором мероприятия.

Во-вторых, спор о праве возник по поводу толькования объема административного права религиозного объединения на проведение богослужений. Суд пришел к выводу, что из смысла ст. 16 ФЗ «О свободе совести…» публичное богослужение в помещении, которое для него не предназначено, является публичным мероприятием и регулируется иными административно-правовыми нормами4.

Таким образом, мы с вами охарактеризовали две группы субъектов административного права – индивидуальные субъекты и коллективные субъекты. Их объединяет следующее качество – в системе государственного управления они занимают место объекта, т.е. не имеют властных полномочий, а лишь являются адресатом их применения. Рассматриваемая далее группа субъектов административного права включает в себя законные образования, которые образуют субъект государственного управления, т.е. имеют своей задачей реализацию властных полномочий.