Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Сборник 1. Основной текст.doc
Скачиваний:
22
Добавлен:
20.05.2015
Размер:
541.7 Кб
Скачать

Возможности ситуационной экспертизы в случаях установления лица, управляющего автомобилем при дорожно-транспортных происшествиях н.Н. Дебой

Установление лица, управлявшего автомобилем при дорожно-транспортном происшествии (ДТП), сопровождающегося столкновением либо опрокидыванием автомобиля, как ситуационная задача может быть ре­шена при определенных условиях. Вполне понятно, что экспертный вы­вод при этом не может носить вероятный характер. Поэтому, как и при отождествлении орудия травмы, в распоряжении эксперта (экспертов) должен быть определенный набор признаков, позволяющий сформули­ровать категорический вывод. Отсюда вытекает необходимость рассмот­рения процесса травмирования с точки зрения поиска общих и частных признаков травмы в кабине, совокупность которых позволяет идентифи­цировать место в кабине автомобиля, которое занимало каждое из лиц, находившихся в салоне. В специальной литературе, относящейся к данно­му вопросу , автомобиль с лицами, находящимися в его салоне в услови­ях ДТП, рассматривается как орудие травмы [1,2]. Известно, что меха­низмы ДТП отличаются значительным многообразием. Различны скорость движения транспортных средств и типы столкновения, кроме того, все бо­лее и более возрастает число моделей и модификаций автомобилей. Все совершеннее и многообразнее становятся применяемые системы пассивной безопасности для водителя и пассажиров [4]. Все это предопределяет, при решении поставленной экспертной задачи, реконструкцию условий трав­мирования всех лиц, находившихся в автомобиле с последующим диффе­ренцированием особенностей травмы у каждого из находившегося в ка­бине и установление не только лица, бывшего на месте водителя, но и места расположения каждого из пассажиров. Такая реконструкция мо­жет быть решена при обязательном выполнении нескольких этапов взаи­монаправленных экспериментальных исследований. С одной стороны, трассологическими и автотехническими методами, а также на последнем

30

этапе судебно-медицинскими криминалистическими методами на основа­нии изучения данных о месте, характере ДТП, исследования автомобиля и внешних объектов при столкновении определяются направление линии столкновения и травмоопасность каждого из мест в салоне [5,б]. По ли­нии столкновения ориентируется направление у дара, расположение трав­мирующих объектов, следы и повреждения на частях и деталях на каждом месте [7].

С другой стороны, стороны судебно-медицинскими и криминалисти­ческими методами устанавливается полная характеристика повреждений и следов от взаимодействия с частями салона на одежде, обуви всех лиц, находившихся в кабине, а также повреждений и следов на телах всех этих лиц. Определяются объем травмы, слагающийся из степени травмирова­ния и распространенности, точная локализация и характер повреждений [4,5].

Вышеуказанные признаки травмоопасности в салоне автомобиля и объема травмы у пострадавших в кабине носят общий характер. Распо­ложение, форма, размеры, прочностные свойства травмирующих дета­лей частей салона, а также локализация, форма, размеры и вид поврежде­ний на одежде и телах, в силу своего разнообразия, носят частный харак­тер, так как индивидуально соответствуют друг другу в зависимости от мест в кабине [7]. Взаимосоответствие травмирующих объектов на местах в салоне повреждениям на одежде и телах лиц, находившихся в кабине, устанавливается с учетом направления линии столкновения (удара) мето­дом реального сопоставления при размещении тел самих пострадавших либо статистов на местах, определенных на основании соответствия трав­моопасности мест салона и объема травмы у пострадавших в салоне.

Таким образом, установление лица, управлявшего автомобилем пе­ред его столкновением с внешним объектом или перед опрокидыванием, возможно лишь при обязательном экспертном исследовании автомобиля и других транспортных средств, всех лиц, находившихся в салоне ав­томобиля, их одежды, обуви. Отсутствие одного из предметов или объек­тов исследования может значительно снизить достоверность формули­руемого вывода и даже привести к невозможности решения этого вопро­са экспертными методами.