Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ДОГОВОР КУПЛИ.docx
Скачиваний:
91
Добавлен:
14.05.2015
Размер:
435.64 Кб
Скачать

3.2.3. Передача владения для цели отчуждения: заключение

В действующем российском праве отчуждение не обязательно совершается посредством передачи. ГК выразил взгляд, что переход права собственности и передача владения являются не связанными между собой моментами. Тем не менее имеются по меньшей мере две ситуации, в которых этот подход не работает, и отчуждение должно быть связано с передачей владения, чтобы достичь должного результата. Первой ситуацией является "отчуждение" <1> несобственником, когда вещь либо остается под контролем продавца, либо находится во временном владении третьего лица. Отчуждение неуправомоченным продавцом имеет вещный эффект, только если добросовестный приобретатель получил владение вещью. По российскому законодательству вещный эффект при продаже несобственником не может быть достигнут лишь благодаря заключению договора купли-продажи, но требуется передача владения (отдельный этап, в котором выражается вещный аспект купли-продажи). В то же время понятие владения в ГК сведено к физическому обладанию. Следовательно, чтобы достигнуть должного эффекта, отчуждение от несобственника надлежит производить только в форме передачи фактического владения.

--------------------------------

<1> Не углубляясь в дискуссию, получает ли при приобретении от неуправомоченного отчуждателя добросовестный приобретатель право собственности на движимую вещь, в данном контексте термин "отчуждение" обозначает как переход права собственности от несобственника (если такой переход признается), так и получение добросовестным приобретателем определенной вещно-правовой позиции. Последняя включает защиту от виндикационного иска (ст. 302 ГК) и приобретение по давности (ст. 234 ГК).

Постулированная в ГК связь между отчуждением от несобственника и передачей фактического владения, с одной стороны, соответствует разделению между обязательственным и вещным элементами купли-продажи. С другой стороны, очевидно, что такой результат носит отчасти случайный и не совсем продуманный характер. Обусловленность защиты от виндикационного иска наличием фактического владения ставит добросовестного приобретателя в затруднительное положение: передача фактического владения в (установленный договором) момент отчуждения не всегда возможна или не всегда планируется сторонами.

Признание конструкции посредственного владения соответственно допустимости передачи посредственного владения способствовало бы адекватному развитию этого аспекта купли-продажи. Оставаясь на почве разделения между обязательственным и вещным элементами купли-продажи, возможно связать вещный элемент купли-продажи с передачей приобретателю посредственного владения, а не только с его вступлением в фактическое владение.

Второй ситуацией является двойная продажа: имущество может быть поставлено продавцом покупателю (при том что согласно договору купли-продажи право собственности сохранилось за продавцом), а затем тот же продавец (все еще собственник) передает право собственности другому покупателю. В соответствии с ГК в этом случае второй покупатель получает собственность, но его виндикационный иск против первого покупателя (имеющего владение) не может быть удовлетворен. Предлагается следующее теоретическое обоснование этого регулирования: второй покупатель получает право собственности вместе с правом на владение, ограниченным правом на владение первого покупателя. Другие подходы (запрет отчуждения без передачи фактического владения или удовлетворение виндикационного иска второго покупателя, ставшего собственником, против первого покупателя) просты, но их привлекательность обманчива. Любой из этих подходов предполагает необоснованную привилегию для одной из спорящих сторон и противоречит действующему законодательству. Защищаемое в данной работе решение способствует выходу из этой сложной ситуации. В рамках данного варианта обязательственный и вещный этапы купли-продажи приурочены к различным действиям, а следовательно, разделены.