Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
4 курс / Лучевая диагностика / Актуальные_вопросы_лучевой_визуализации_Михайлов_А_Н_.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
2.31 Mб
Скачать

Литература:

  1. Лучевая диагностика: настоящее и будущее //Материалы V съезда специалистов лучевой диагностики Республики Беларусь. –Гомель, 2005. –463.

  2. Дегенеративные поражения позвоночника и суставов //Материалы научно-практической конференции. –Минск, 2001. –96 с.

  3. Михайлов А.Н. Средства и методы современной рентгенографии. –Минск, 2000. –242 с.

  4. Михайлов А.Н. Рентгенологическая энциклопедия. –Минск :Бел. наука, 2004. –591 с.

дегенеративно-дистрофические заболевания шейного отдела позвоночника

Абельская И.С., Михайлов А.Н., Михайлов О.А.

ГУО "Белорусская медицинская академия последипломного образования", ГУ "Республиканская больница" Управления делами Президента Республики Беларусь

Дегенеративно-дистрофические заболевания шейного отдела позвоночника относятся к специальности вертебрология, которая переживает в настоящее время пик своего становления. Несмотря на этиологические различия в генезе дегенеративных (инволютивных, связанных со старением) и дистрофических (обменных) поражений шейного отдела позвоночника (ШОП), в клинической и рентгенологической картине заболеваний до настоящего времени четко не выделены черты, свойственные каждому из этих процессов.

Многие отечественные и зарубежные ученые в группе дегенеративно-дистрофических заболеваний позвоночника (ДДЗП) выделяют локальные и распространенные поражения. К локальным поражениям относят следующие клинические варианты: а)хондроз диска, б) остеохондроз позвоночника, в)спондилез, г) спондилоартроз, д) патологическая функциональная перестройка тел и дисков растущего позвоночника, е)локальный тендиноз, ж) локальный лигаментоз; к распространенным поражениям – а) фиксирующий лигаментоз, или болезнь Форестье, б) остеопеническая дистрофия позвоночника (дисгормональная, эндокринная, алиментарная, при нарушениях витаминного баланса заболеваниях внутренних органов, интоксикациях, в том числе лекарственных). Подобное точное указание на локализацию патологического процесса способствует, по мнению авторов, применению более обоснованных методов лечения, что в первую очередь касается оперативных вмешательств (П.Л.Жарков, 1994; Г.Е.Труфанов, 2004 и др.).

ДДЗП характеризуются многосиндромностью. Многосиндромность этого недуга объясняется тем, что при нем вслед за дегенеративно-дистрофическими изменениями, возникшими в костно-хрящевых образованиях ШОП, в патологический процесс вовлекаются весьма чувствительные и богатые связями структуры организма.Насчитывается около 26 синдромов, протекающих только на шейном уровне, включая и плечевой уровень. В анализе трудностей лечения болезненной шеи при дегенеративно-дистрофических поражениях ШОП наиболее важным является раскрытие характера взаимодействия, степени участия и последовательности включения различных факторов, участвующих в формировании болевого синдрома по мере нарастания изменений в позвоночнике.

Возросший в последние годы уровень лучевой диагностики различных патологических состояний ШОП привел к ситуации, когда обнаруженные изменения в позвоночнике принимаются за причину жалоб, чаще всего имеющих, по нашему мнению, общемозговой характер. Часто врачи не принимают во внимание ни клинические особенности симптомов, ни отсутствие патологических признаков, выявляемых другими объективными методами исследования – то есть все то, что позволяет поставить под сомнение вертеброгенный характер предъявляемых жалоб.

На наш взгляд, диагноз цервикальной патологии должен устанавливаться только по совокупности клинических симптомов, данных лучевых методов исследования (прежде всего, рентгенологических и/или МРТ) и функционального исследования кровотока магистральных сосудов головы и шеи. Только по такому принципу должен быть построен алгоритм диагностики патологии шейного отдела позвоночника.

Рентгенодиагностика пневмоний

Малевич Э.Е., Солдатенко Т.В., Черненко А.Н.

ГУ «Республиканская больница» Управления делами Президента Республики Беларусь, ГУ «Республиканский клинический госпиталь инвалидов ВОВ им. П.М. Машерова», кафедра лучевой диагностики БелМАПО.

Пневмония является одним из наиболее часто встречающимся острым заболеванием легких. Число больных пневмонией в мире увеличивается с каждым годом. По данным официальной статистики, пневмония занимает пятое место в общей структуре летальности и первое место среди инфекционных заболеваний. В США ежегодно диагностируется 4 млн. случаев пневмонии. Примерно у 1 млн. человек заболевание своевременно не распознается и соответствующее лечение не проводится. Низкий уровень диагностики пневмоний сказывается на увеличении количества гнойных осложнений и летальных исходов.

Существует понятие о «золотом» стандарте в диагностике пневмонии. Оно включает следующие пять признаков: лихорадка, кашель, мокрота, лейкоцитоз и рентгенологически выявляемый инфильтрат. Уровень диагностических ошибок при исполь­зовании только этих признаков превышает 30%. 20% из них – это случаи, при которых имеют место яркие клинико-лабораторные симптомы пневмонии, а рутинный рентгеновский метод не выявляет пневмонической инфильтрации. 10% из этих 30% – гипердиагностика клинической пневмонии.

Цель исследования: сравнительный анализ данных традиционного рентгенологического исследования и спиральной компьютерной томографии (СКТ) и разработка оптимального диагностического алгоритма в зависимости от предполагаемого диагноза.

В основу сообщения положен анализ историй болезни 174 больных острой пневмонией в возрасте от 23 до 80 лет. Мужчин было 80 и женщин 94.

Из клинических симптомов острой пневмонии следует выделить следующие: температура, общая слабость, одышка, кашель со слизисто-гнойной мокротой, иногда с примесью крови, боли в грудной клетке. Нередко пневмония начиналась как респира­торное заболевание. В анализах крови отмечался лейкоцитоз, повышенная СОЭ. В 13% случаев заболевание протекало без выраженных клинических признаков, атипично. При аускультации в большинстве случаев определялись влажные хрипы.

Всем больным проводились рентгенография, по показаниям рентгеноскопия, линейная томография и рентгеновская компьютерная томография.

Для детализации участков уплотнения легочной ткани, для выявления малоинтенсивных участков ифильтрации легочной ткани на ранней стадии заболевания, дополнительно проводили исследование по методике высокого разрешения и по методике тонкосрезового сканирования выявленных патологических очаговых изменений.

При рентгенологическом исследовании признаки пневмонии были выявлены у 138 больных. В 112 наблюдениях процесс был односторонним, в 26 – двусторонним. Изменения в пределах одного сегмента имели место у 30 больных, инфильтрация нескольких сегментов – у86, долевое поражение – у 22.

Паренхиматозные пневмонии рентгенологически проявлялись затемнением. На рентгенограммах пневмонические инфильтраты имели гомогенную структуру с наибольшей интенсивностью в наружных отделах. В случаях полисегментарных и долевых инфильтраций определялась реакция прилежащих оболочек костальной и междолевых плевральных листков. Свободный плевральный выпот обнаружен у 26пациентов.

Выраженные рентгеновские признаки острой пневмонии определялись, как правило, на 3-й день заболевания. До этого отмечалось только усиление легочного рисунка. Если воспаление носило экссудативный характер, то есть была паренхиматозная пневмония, на 3-й день болезни на рентгенограммах выявлялись различного размера инфильтрации с размытыми наружными контурами, реакцией корня и близлежащей плевры. Такая рентгенологическая картина обычно наблюдалась при пневмококковой пневмонии. Если имела место стафилококковая или стрептококковая пневмония, то в зоне инфильтрации быстро появлялись очаги распада легочной ткани с образованием полостей. При преимущественно интерстициальной пневмонии зона воспаления проявлялась усилением легочного рисунка вследствие перибронхиальных интерстициальных уплотнений.

При наличии клинической картины острой пневмонии и отсутствии на рентгенограммах изменений проводилась рентгеновская компьютерная томография (РКТ). Последняя, по нашим данным, обладает большими диагностическими возможностями. Этот метод исследования значительно раньше выявляет начало распада воспалительного инфильтрата, мелкие очаги распада. С помощью РКТ уточняли заинтересованность плевры, распространенность и топику изменений. При интерстициальной пневмонии РКТ выявляет наряду с усилением легочного рисунка и экссудат в альвеолярной ткани.

Динамика клинической картины выздоровления и рентгенологическая картина легких, как правило, не совпадают. Нормализация, восстановление структуры легочной ткани могут наступать в срок от 3 недель до 3 месяцев и более. В начале рассасывается инфильтрация. Причем, рассасывание идет от корня легкого к периферии. В процессе рассасывания интенсивность инфильтрации уменьшается, появляется изображение сосудов, более четко определяются просветы бронхов, могут быть участки буллезного вздутия легочной ткани. Что касается интерстициальных изменений, то они могут наблюдаться после исчезновения клинических симптомов еще несколько месяцев. Диагностика и разрешение пневмоний у пожилых людей имеет свои особенности. Пожилой человек, как правило, страдает двумя и более заболеваниями, что нивелирует симпто­матику пневмонии как клиническую, так и рентгенологическую. Классических инфильтраций у стариков не бывает, так как у них имеет место дегидратация тканей, пропотевание жидкости в альвеолы нарушается.

Заключение: анализ результатов исследования у 174 больных острыми пневмониями показал, что в диагностике пневмоний необходимо выполнять обзорную и боковую рентгенографию, при наличии показаний полипозиционную рентгеноскопию, наибольшая эффективность которых имеет место на цифровых рентгеновских аппаратах. В случаях, вызывающих трудности диагностики пневмонии в плане дифференциальной диагностики с туберкулезом и раком легкого следует применять линейную томографию.

Компьютерная томография показана при атипичных пневмониях, при обструктивном бронхите и прикорневой пневмонии, при необходимости контрольного исследования больных с торпидным течением, плохо поддающимся терапии воспалительного процесса, при контроле излеченности больных с рецидивирующими и хроническими процессами.