Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
5 курс / Инфекционные болезни / Доп. материалы / Инфекции_в_акушерстве_и_гинекологии_Практическое_руководство_В_К.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
5.2 Mб
Скачать

Краснуха

Известно, что внутриутробное заражение плода может происхо­дить во время беременности у матери. Последствия зависят от сро­ка гестации, при котором произошло инфицирование вирусом краснухи,

Таблица 18.1. Частота инфицирования плода и эмбриопатий при первичном инфицировании беременной, %

Краснуха у беременной

Частота инфициро­вания плода

Частота эмбриопатий

До 10 суток после последней менструации

<3

3,5 (популяционный риск)

1-11 недель гестации

70-90

25-65

12-17 недель гестации

54

8-20

18-38 недель гестации

20-35

3,5

После 20 недель беременности риск возникновения врожденных пороков развития плода снижается, однако остается риск пораже­ния нервной системы и органов чувств.

Большую тревогу беременные женщины испытывают по поводу возможного инфицирования вирусом краснухи. На основе здравых размышлений, а также в результате опыта зарубежных, отечест­венных коллег и нашего личного опыта, был разработан следую­щий алгоритм тактики врача при обследовании беременной на краснуху (рис. 18.4).

Выводы

1. Инфекции у матери в период беременности, включая вирус­ ные, бактериальные, вызываемые простейшими и спирохетами, могут оказывать потенциальный риск заражения плода или ново­ рожденного.

2, Плацента в большинстве случаев защищает плод от инфици­ рования.

625

Глава 18 Рис. 18.4. Алгоритм тактики врача при обследовании беременных на краснуху

626

Глава 18 ————

  1. Первичная инфекция в период беременности представляет бо­лее серьезную угрозу для плода или новорожденного, нежели реци­дивирующая или вторичная инфекция. Это связано с иммунным статусом матери и уровнем воздействия на организм возбудителя.

  2. Сходство клинической картины при различных внутриутроб­ных инфекциях не позволяет окончательно расшифровать этиоло­гию заболевания без проведения специальных лабораторных исследований. Достоверность этиологической диагностики TORCH-инфекций только по клиническим данным не превышает 10% (А.Г. Базаламах, Ф.Е. Серебур, 1988).

5. Диагностика специфических перинатальных инфекций во время беременности осложняется особыми проблемами, так как большинство материнских инфекций являются асимптомными или симптомы являются похожими на острые респираторные ин­ фекции.

  1. Лечение виростатиками, назначенное в латентную фазу любой из TORCH-инфекций, клинически неэффективно, способствует формированию фармакорезистентных штаммов вируса, сопровож­дается неоправданными побочными действиями препаратов, не говоря уже о бессмысленном бремени материальных затрат для па­циентов и их семей.

  2. Вероятность «прицельного попадания» этиотропных препа­ратов, назначенных без определения репликативнои активности возбудителей, колеблется (с учетом установленной Марковым час­тоты реактивации хронических инфекций) от 0,5-2,0:10 при гер-песассоциированных заболеваниях до 0-0,6:10 при токсоплазмозе.

  3. Определение «диагностического» уровня /титра специфиче­ских антител класса IgG и динамика его колебания в парных сы­воротках при хронических герпетических инфекциях и ранее перенесенном инфицировании токсоплазмозом утратило свой смысл в качестве критерия активной формы заболевания и показа­ния для назначения соответствующей этиотропной терапии и мо­жет быть использовано лишь для назначения соответствующего скрининга серопозитивных лиц и выявления случаев сероконвер-сий у первично инфицированных пациентов.

  4. Понятие «серологически активный профиль» при герпетиче­ских инфекциях и токсоплазмозе достаточно редко (с учетом про­должительности циркуляции тестируемых антител классов IgM и IgA) совпадает с истинной (репликативнои) активностью инфекци­онного процесса, может носить как ложнопозитивный, так и ложнонегативный (в плане наличия в момент тестирования репли-

627