Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

JP-NOVA-XXI_era_vek_2020

.pdf
Скачиваний:
14
Добавлен:
05.05.2022
Размер:
9.56 Mб
Скачать

ЯПОНИЯ XXI NOVA: эраи век

для общения. Поскольку море препятствовало общению, это позволило сформироваться уникальной японской культуре. Ее синкретическая составляющая (сочетание автохтонных и заимствованных элементов из Кореи, Китая и стран Запада) интересовала их намного меньше, чемпоиски самобытности.

Подходяпонскихэтнологовбылуникалендлясередины ХХ в. Этнография (этнология) на Западе в значительной степени формировалась как способ познания тех народов, которые попали в тиски западного колониализма. Эти знания активно использовались для проведения более эффективной управленческой политики. Однако в послевоенной Японии этнологические знания служили совсем другой цели: они использовались прежде всего для познания собственного народа и поисков национальной идентичности. В этом отношении они походили на немецких и русских литераторов эпохи романтизма, которые поднимали на щит «фольклор».

Однако экономическое развитие Японии предполагалоразрушениетойсредыприродногоисоциальногообитания, о которой рассуждали этнологи. Токио разбухал на деревенских дрожжах, и в 1962 г. превратился в первого в мире10-миллионника. Городавысасывалидеревню, в1945 г. тамжило72 процентаяпонцев, ав1970 г. всего28. Политическая элита взяла стратегический курс на истребление сельского хозяйства и деревни, решив, что только получение «городского продукта» с более высокой добавленной стоимостью способно вывести страну в мировые лидеры. Так и случилосьяпонский ВВП вышел на второе место в мирев 1968 г.

Происходившиеизмененияхорошовидныпоотношению к такой категории как «экономия». Поощряемые правительством призывы вести экономный образ жизни

610

«ISSUES OF JAPANOLOGY, vol. 8» St-Petersburg State Univ 2020

восходятпокрайнеймерексёгунатуТокугава. Этипризывы непрекращалисьивпервойполовинеХХв. Однакоинициированное в середине 50-хгг. Движение за новую жизнь, которое агитировало за скромность в быту, быстро выдохлось. Японец становился другим: он хотел нескромности в быту, а полноценной потребительской жизни. Жизнь и вкусы городских японцев стандартизировались, эти люди легко поддавались рекламетак желегко, как раньшеони «велись» на пропаганду. Впрочем, реклама теперь стала разновидностьюпропаганды. Японцамибылопо-прежнему легкоуправлять, нотеперьихпризывалинеубиватьижертвовать собой, а производить и покупать. Однако большинство этих людей родилось в деревне, этнологи, многие из которых и сами были выходцами из деревни, подпитывали их ностальгические чувства. Чем больше деревенский быт иживойфольклоруходиливпрошлое, тембольшеевниманиеуделялосьихизучению, тембольшечитателейипочитателейнаходилосьусочиненийэтнологов, которыевыписывали свидетельство о смерти прежней Японии.

Книга Рут Бенедикт достаточна популярна и в современной Японии. В ней имеется множество методологических недостатков и фактических ошибок. Тем не менее, ее историческое значение велико: она легализовала понятие «японский национальный характер», спровоцировала оживленную дискуссию, которая сыграла значительную роль в процессе послевоенной самоидентификации японцев.

611

ЯПОНИЯ XXI NOVA: эраи век

- ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ -

Сохраняя традиции в Новый век и в новую Эру цифровизации

Темаколлективногоисследованияизапланированного мероприятия, направленногона объединение японоведови собрание воедино мнений и знаний о происходящем в Японии, настолько четко отражает состояние Мира сегодня, что трудно предложить какую-либо иную тему. Япония перешла в новый век, в новую Эру. Как и весь мир вместе с Японией. Какая она, эта новая Эра, в которую мы, нельзя сказать, что плавно перешли, а, скорее, устремились?

Внастоящеевремяпринятыеглавамигосударствмира меры по профилактике коронавируса вышли за рамки медицинского обеспечения безопасности людей и стали использоватьсявкачествеиныхспособовуправлениянекоторымисоциальнымисферамисиспользованием цифровизации, увеличивая дистанцию между людьми. Уже сейчас можно сказать, что характерными чертами новой Эры для Японии являются рост рынка больших данных и аналитики (Big Data and Analytics) и дальнейшая оцифровка информации, революционное внедрение искусственного интеллекта (Artificial Intelligence) в сфере робототехники, но, что важно, сохраняя при этом японский дух технологического мастерства и производственной практики 1. В настоящее время правительство Японии стремится к революционному прорыву робототехники, оснащенной искусственным интеллектом и внедрению беспилотных автомобилей, дронов и технологически усовершенство-

1 https://www.eu-japan.eu/sites/default/files/publications/docs/artificial_ intelligence_in_japan_-_guillermo_garcia_-_0705.pdf (дата обращения 25.09.2020).

612

«ISSUES OF JAPANOLOGY, vol. 8» St-Petersburg State Univ 2020

ванного управления производством, в том числе умных фабрикс целью повышенияпроизводительности Японии.

Бывший премьер-министр Абэ Синдзо отмечал, что ключевым моментом второго этапа стратегии роста Японии является реализация четвертой промышленной революции, а индивидуальные услуги и новые бизнес-модели, ориентированные на каждого человека, будут созданы в результатеИнтернетавещей(Internet of Things)2 ироботов. Все производства и магазины будут подключены через Интернет вещей, что обеспечит снижение до минимума складские запасы и обеспечит мгновенное производство заказов. По его словам, все это может изменить правила игры в этой отрасли…3. Сейчас мы наблюдаем, как формируются эти новые правила игры. Формируется и новая правовая база, направленная регулировать и контролировать виртуальную среду с тенденцией конвергирования (сближение, соединение) технологий. Так, например, с целью обеспечения защиты Интернет вещей в Японии в 2019 г. уже были приняты поправки в Закон №162 «Об организацииисследованийвобластиинформацииисвязи»4, разрешающие правительственным чиновникам получать доступк устройствамИнтернета вещей в течение пяти лет. Поправки являются частью исследования количества

2Концепция «Интернет вещей» (Internet of Things, IoT) была сформулирована и представлена в1999 году и впериод с2008 по2009 гг. воплотиласьвреальности. Там, помнениюаналитиковкорпорацииCisco этот период стал«настоящим рождением «интернета вещей»», поскольку в этомпромежуткеколичествоустройств, подключённыхкглобальной сети, превысило численность населения Земли, тем самым «интернет людей» стал«интернетом вещей». См.: https://ru.wikipedia.org/wiki/Интернет_вещей, https://builtin.com/internet-things (дата обращения 25.09.2020).

3https://japan.kantei.go.jp/97_abe/actions/201605/19article8.html (дата обращения 25.09.2020).

4https://elaws.e-gov.go.jp/search/elawsSearch/elaws_search/lsg0500/ detail?lawId=411AC0000000162 (дата обращения 25.09.2020).

613

ЯПОНИЯ XXI NOVA: эраи век

уязвимых устройств Интернета вещей, которое проводилось Национальным институтоминформационныхикоммуникационныхтехнологий (NICT) под надзором Министерства внутреннихдел и связи (MIC).

Вдвойне важно и интересно следить за развитием интернет технологий в Японии, ворвавшихся в бытовую жизнь людей, поскольку именно в Японии еще в начале 1960-х годов была сформулирована и затем обнародована теория «информационного общества» ( ). Именно Япония представила миру такие понятия как «информатизация» и «информационная индустрия». Теория «информационная индустрия», в свою очередь, была выдвинута в 1963 г. ученымУмэсаоТадао. В1969 г. ученыйХаясиЮдзиро предложил свою теорию «информатизации» ( ), заключающаяся в переходе от индустриального общества к интеллектуальному, информационно ориентированному обществу. Но, пожалуй, самым известным японским ученым, который популяризовал концепцию информационного общества, стал профессор Масуда Ёнэдзи, опубликовавший в 1983 г. книгу «Информационное общество как постиндустриальное общество» и ясно показавший свое понимание направлений развития информационного общества, в котором главным продуктом являются информация, технологии и знания. Кажется, что с тех пор ничего не изменилось и такое понимание стало основной тенденцией переустройства мира, в котором, по словам профессора Масуда, производство информационного продукта, а не продукта материального, будет движущей силой образования и развития общества5. В 2001 г. в Японии также был принят Закон «О формировании информационного и телекоммуникационного сетевого общества», который направлен на то, чтобы сформировать не просто передо-

5 MASUDA Yoneji. The Information Society as Post-Industrial Society.

Washington, 1983. P.49.

614

«ISSUES OF JAPANOLOGY, vol. 8» St-Petersburg State Univ 2020

вое информационное общество, а общество, в котором есть возможности улучшить качество жизни людей и обеспечить продвижениеэкономической реформы6.

Какхочетсяверить, чтоэтагонказановейшимитехнологиямивовсехсферахжизниибизнеса, этанаблюдаемая нами трансформация общества и переход Миравцифровую эпоху не уничтожит культурные национальные традиции Японии. В этой связи хочется процитировать мысль авторов сборника о культуре и обществе в эпоху научнотехнической революции, опубликованного в 1985 г., которые считают, что Япония обладает высоким научно-тех- ническим потенциалом, сохраняя черты традиционной восточной культуры. Согласимся с авторами этой книги, которые также отмечали, что для Японии такая традиционная черта национального характера, как способность быстроибезособыхморальныхиздержекадаптироваться к непривычному, в условиях стремительно меняющейся действительности становится существенным фактором бытия. Тогда, в уже далеких для нас 1980-ххгг., советские японоведы отмечали, что взаимодействие традиции с современностью иногда бывает непредсказуемо своеобразным: как это ни парадоксально, научно-технический прогресс в специфических условиях японского общества частично вызвал возрождение старых стереотипов, основанных на интуитивном познании мира, стремлении к японскому варианту «социальной бесконфликтности и гармонии»7.

Будемнадеяться, чтопланпореволюционномуразвитиюновейшихцифровыхтехнологийнеприведеткнарушению связи человека с природной средой, девальвации традиционных установлений и культурных ценностей,

6Савинцева М.И. Правовые основы современной журналистики и информационного общества. М., 2006. С. 184.

7Япония: культура и общество вэпоху НТР. М., 1985. С. 6.

615

ЯПОНИЯ XXI NOVA: эраи век

обрекая на дегуманизацию межличностных отношений, снижениедуховного потенциала общества8.

Проведение этого исследования и мероприятия благодаря кафедре японоведения СПбГУ, которое было запланировано еще задолго до ситуации с распространением COVID-19 по всему миру, реализуется сегодня в экстремальных условиях хаоса. Поэтому особенно ценно, что мероприятие не отменено. Принимаемые сегодня в государствах решения иногда напоминают хаос, в который беспрецедентно затянут весь Мир. Но, следуя теории хаоса и такому научному направлению как синергетика, основами которых является то, что у окружающей среды есть способности к самоорганизации, а хаос порождает порядок, будеммысленноичерезсвоидействиястремиться к сохранению Мираи национальныхтрадиций.

8 Там же. С. 5.

616

«ISSUES OF JAPANOLOGY, vol. 8» St-Petersburg State Univ 2020

СВЕДЕНИЯОБ АВТОРАХ

АЛПАТОВ Владимир Михайлович, академик РАН, доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник Института языкознания РАН. Россия, 125009, Москва, Большой Кисловский пер., 1/12.

АМАРА (Савинцева) Марина Игоревна, кандидат юридических наук, независимый исследователь, автор проекта и сайта по изучению права Японии вРоссии (japanpravo.ru).

АРАКАВА Ёсико , кандидат филологических наук, доцент кафедры японоведения Санкт-Петербургского государственного университета. Россия, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/ 9.

БАСС Ирина Исаевна, доктор филологических наук, заведующая кафедрой иностранных языков и лингвистики Санкт-Петербург- ского государственного института культуры. Россия, 191186, СанктПетербург, Дворцовая наб., 2-4.

БЛАГОДЕРЮлияГариевна, доктористорическихнаук, доцент кафедры истории, философии и психологии Кубанского государственного технологического университета. Россия, 350072, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Московская, д. 2.

БОГОЛЮБОВ Алексей Михайлович, кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела Востока Государственного Эрмитажа. Россия, 190000, Санкт-Петербург, Дворцовая пл., 2.

БОРИСОВА Анастасия Анатольевна, ассистент кафедры японоведения Санкт-Петербургского государственного университета. Россия, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/ 9.

БОРЬКИНА Анастасия Юрьевна, старший преподаватель департамента востоковедения и африканистики НИУ ВШЭ СПб. Россия, 190068 Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 123.

БРЕСЛАВЕЦ Татьяна Иосифовна, кандидат филологических наук, профессор кафедры японоведения Дальневосточного федерального университета. Россия, 690922. Владивосток. Русский остров.

Аякс, 10. 20 Д, 915.

617

ЯПОНИЯ XXI NOVA: эраи век

БЫКОВА Стелла Артемьевна, кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой японской филологии Института стран Азии и Африки МГУ им. М. В. Ломоносова. Россия, 125009, г. Москва, ул. Моховая, 11.

ВОЙТИШЕК Елена Эдмундовна, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник, профессор, заведующая кафедрой востоковедения и руководитель направления Востоковедение Гуманитарного института Новосибирского государственного университета. Россия, 630090, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Пирогова, 1.

ВОРОБЬЕВА Наталья Александровна, кандидат экономических наук, доцент, и. о. зав. кафедрой японоведения Восточного института — Школы региональных и международных исследований Дальневосточного федерального университета. Россия, 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Суханова 8.

ГРАЧЕВ Максим Васильевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и культуры Японии Института стран Азии и Африки МГУ им. М. В. Ломоносова Россия, 25009, г. Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 1.

ДОБРИНСКАЯ Ольга Алексеевна, кандидат исторических наук, старший преподаватель Дипломатической академии МИД РФ (Россия, 119034, Москва, ул.Остоженка 53/2); научный сотрудник Института востоковедения РАН (Россия, 107031, Москва, ул. Рождественка,

д.12).

ИЛЬИНААлександраМихайловна, студентка 4 курса кафедры востоковедения Гуманитарного института Новосибирского государственного университета. Россия, 630090, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Пирогова, 1.

ЙОВИЧ-ДЖАЛОВИЧ Марина Валерьевна, экстраординарный профессор Филологического факультета Университета в Белграде. Сербия, 110000, Белград, Студeнтски трг Nо. 3.

КИКНАДЗЕ Диана Гургеновна, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры Центральной Азии и Кавказа Санкт-Петер- бургского государственного университета. Россия, 199034, СанктПетербург, Университетская наб., 7/ 9.

618

«ISSUES OF JAPANOLOGY, vol. 8» St-Petersburg State Univ 2020

КОРНЕВА Оксана Петровна. студентка 2 курса бакалавриата по образовательной программе Востоковедения НИУ ВШЭ СПб. Россия, 190068, Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова,

д. 123.

КРНЕТА Наталья, кандидат филологических наук, доцент кафедры японской филологии Института стран Азии и Африки МГУ им. М. В. Ломоносова. Россия, 25009 Москва, Моховая 11 с.1.

КУЗНЕЦОВ Артемий Андреевич, магистр, лаборант лаборатории типологического изучения языков Института лингвистических исследований РАН. Россия, 199004, Санкт-Петербург, Тучков пер., 9.

КУЗОВКОВ Максим Андреевич, магистрант Новосибирского государственного университета. Россия, 630090, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Пирогова, 1.

КУМПОЛ Татьяна Анатольевна, магистрант кафедры востоковедения Гуманитарного института Новосибирского государственного университета. Россия, 630090, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Пирогова, 1.

КУТАФЬЕВА Наталия Витальевна, кандидат филологических наук, доцент Новосибирского государственного университета. Россия, 630090, Новосибирская областьг. Новосибирск, ул. Пирогова 1.

КУХТИНАрсенийВладимирович, студент 2 курса магистратуры кафедры всеобщей истории исторического факультета Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского. Россия, 644077, Омск, пр. Мира, 55, корп. 2.

ЛЕЛЕНКОВА Анна Викторовна, ассистент кафедры японоведения Санкт-Петербургского государственного университета. Россия, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9.

МАГДЕЕВ Рафик Рашитович, ассистент кафедры алтаистики и китаеведения Института международных отношений Казанского (Приволжского) федерального университета. Россия, 420008, Казань, ул. Кремлевская 18.

МАРАНДЖЯН Каринэ Генриховна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института восточных рукописей РАН Россия, 191186, Санкт-Петербург, Дворцовая наб., 18.

619