Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Voyna_v_Drevney_Indii_Vishnampet_R_Ramachandra_Dikshitar

.pdf
Скачиваний:
28
Добавлен:
04.05.2022
Размер:
2.24 Mб
Скачать

Часть шестая

ВОЕННЫЕ СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА

В в е д е н и е

Выше уже было сказано о том, что войны в Древней Индии подразделялись на два вида — дхармаюддха и кутаюддха, справедливые и несправедливые. Это произвольное подразделение основано как на моральных, так и на религиозных принципах. Согласно другой классификации, существовали три типа войн: дхармавиджайя, асуравиджайя и лобхавиджайя. Еще одна система предполагает подразделение на дайву, мансуру и асуру (в зависимости от используемого в ходе военных действий вида оружия). Такие понятия, как дайва и асура, вероятно, связаны с мифологией. Так назывались войны, которые велись между дэвами и асурами. Люди, жившие во времена, описанные в эпосе, в той или иной степени участвовали в боевых действиях, относящихся к категории асура. Основным признаком таких войн было широкое использование механизмов и механических приспособлений, превращавшихся в оружие массового убийства. Единственным приемлемым видом вооруженной борьбы был мануса. В «Манавадхармашастре» приведена еще одна классификация войн: бои на открытой местности, битвы на холмах и в лесах и морские сражения1.

Для реализации целей нашего исследования мы разделим все войны на три вида: сражения на открытой местности, бои на море и в воздухе. Некоторые, правда, могут высказать сомнения в том, что в Древней Индии действи-

1 Мānavadharmaśāstra, VII, 192.

211

Часть шестая. ВОЕННЫЕ СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА

тельно могли происходить воздушные битвы. Однако этот скептицизм улетучится при правильном и тщательном анализе и изучении имеющихся в нашем распоряжении источников. Такие бои, вероятно, стали возможны благодаря тому, что в войнах, относящихся к категории мануса, использовались некоторые элементы, характерные для другого типа сражений — асуры. Более подробно об этом будет сказано ниже.

Основное внимание нам следует сосредоточить на битвах, проводившихся на суше. До начала нашей эры подобные сражения были правилом, а бои на море и в воздухе скорее исключением. К числу сражений, которые велись на суше, следует отнести происходившие на равнинах, в лесах и в холмистых местностях. Правда, законодатель Ману относит войны на равнинах к одной категории, а на холмах и в лесах — к другой. Кроме того, он советует по возможности устраивать сражения дальше от городов и деревень, предпочтительно на границах лесов. Подобные рекомендации обусловлены двумя причинами. Во-первых, запрещалось нарушать привычное течение жизни рядовых обитателей страны. Во-вторых, победа, одержанная без продолжительных сражений и ожесточенного кровопролития, была выгодна с точки зрения стратегии. Сражения в холмистой местности случались нечасто. Если столица того или иного государства была укреплена крепостными стенами, ее всегда осаждали и брали штурмом. Осадные боевые действия относились к числу войн, которые велись на суше. Дасараджья юддха, упомянутая в Ригведе, является ярким примером того, как происходили в глубокой древности сухопутные сражения. Во время сухопутной битвы при Курукшетре, состоявшейся в более поздний период, описанный в эпосе, между Пандавами и Кауравами, обе стороны широко использовали стратегию и тактику, благодаря чему это сражение достойно того, чтобы получить право называться примером тактической войны. Битву Александра с индийским царем Пором можно считать примером сухопутного боя, в ходе которого активно использовалось мастерство стратегов.

212

Введение

Мы не считаем нужным углубляться в подробности и детально описывать эти войны, но полагаем, что необходимо охарактеризовать использовавшиеся в ходе их стратегию и тактику. Хендерсон отметил, что первая, согласно официальному учебнику пехоты Великобритании, представляет собой искусство принуждения противника к бою, в то время как последняя — это способы, с помощью которых военачальник пытается обмануть врага, когда битва уже началась1. Он утверждает: стратегия заканчивается там, где начинается тщательно подготовленное сражение. По сути, таковой была каждая битва, разгоравшаяся в Древней Индии, так как к ней старательно готовились обе противоборствующих стороны. Если правитель одного государства хотел захватить соседнюю страну и начинал делать все необходимое для этого, то он сначала отправлял к ее царю посланника, который был обязан должным образом сообщить ему о решении, принятом его соседом, и таким образом дать ему время на подготовку к обороне. Именно с этой целью Рама послал к Раване Ангаду. Представители каждой стороны в случае необходимости восстанавливали и укрепляли фортификационные сооружения, запасались продовольствием, вооружением и всем необходимым для него, а также убеждались в том, что не останутся без пищи2. Во время войны шпионы и разведчики должны были собирать точные сведения о силах противника, подкупать подданных противника и находившихся на его службе чиновников с помощью взяток и разжигать конфликты между ним и его «вассалами». О них будет сказано в соответствующей главе. Таким образом, каждое предприятие сопровождалось использованием различных уловок и военных хитростей. Совершив данные приготовления и позаботившись о транспортировке и снабжении армии, агрессор ждал, пока не подвернется шанс напасть на врага3.

1

Henderson. Science of War, ch. II.

2

Аr. Śās., XII, 3;

Śānti, 120, 25.

3

Аr. Śās., III, 4.

 

213

Часть шестая. ВОЕННЫЕ СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА

Глава 1

СТРАТЕГИЯ

Походы

Марш противника сопровождался короткими и продолжительными остановками. Как правило, его участники были прекрасно снабжены продовольствием и запасами, а также средствами транспорта и связи. Известны две разновидности марша. Он может быть медленным и используется в том случае, если захватчик считает, что его сил недостаточно для победы над врагом, или если противник ведет с ним мирные переговоры. В противном случае он может прибегнуть к быстрому или даже форсированному марш-броску1. Фактор времени играл в военных походах важную роль. Продолжительные марши рекомендовалось проводить в месяце маргаширса (декабрь), а походы на небольшие расстояния — в месяце чайтра (март—апрель)2. Однако из этого правила были исключения. Если прави- тель-завоеватель считал, что экспедиция удастся вне зависимости от времени года, то он вполне мог отправиться в поход3. Правда, в «Артхашастре» содержится предписание, встречающееся также в «Камандакии» и «Агни-пуране», согласно которому в жаркое время года следует использовать ослов, верблюдов и лошадей4, но не слонов. Они могли участвовать в походах только в то время года, когда кругом достаточно влаги. При этом в источниках содержится просьба, обращенная к мудрому царю, о том, чтобы он не вступал в сражения летом и в сезон дождей5.

Наяка вел войско, а Сенапати защищал тыл. Если дорога, по которой двигалась армия, была достаточно широкой, то

1

Аgni Purāna, ch. 242.

2

Мhb., V, 83, 7.

3

Ibid., XII, 100, 9; Маnu, VII, 182.

4

Аr. Śās., p. 365; Кāma, p. 287; Аgni Purāna, p. 377.

5

Śukrā, p. 238. Описание войска Маратхи во время марша см. в кн.:

Broughton. Letters from a Maratha Camp. Данная работа посвящена рассказу об отправившейся в поход армии Скиндхии.

214

Глава 1. Стратегия

первым рядам следовало двигаться в крокодилообразном (макара) порядке, а находившимся в тылу — телегой. При этом оба фланга должны были составить фигуру, напоминающую алмаз. Однако, если путь, по которому шла армия, был узким, ей следовало вытянуться в форме спицы (сучи). В современной литературе для обозначения этих различий используются такие понятия, как перпендикулярный и параллельный, или фланговый, марш. Поход начинался только после тщательного обследования дорог и их расчистки от кустов и колючек1. В те времена условия значительно отличались от современных. Даже во время марша войско передвигалось в боевом порядке. Это, несомненно, делалось для того, чтобы вовремя отреагировать на внезапное нападение, так как всегда существовала вероятность того, что противник может неожиданно атаковать солдат, идущих по дороге. Если армия шла в неправильном порядке или вовсе хаотично, то воины просто не могли эффективно отбить нападение врага.

Реки и каналы во время марша (дандамарга, как его называли в конце виджаянагарской эпохи)2 пересекали обычно с помощью слонов, которые, будучи довольно тяжелыми животными, могли спокойно противостоять течению. Воинов также могли перевозить на лодках и каноэ. Кроме того, иногда из дерева или других материалов строились мосты, которые перекидывали через реку благодаря умелым инженерам. Если во время форсирования водного объекта захватнической армией противник чинил ей препятствия, забрасывая воинов метательными снарядами, им следовало покинуть это место и найти другую переправу, которая была бы неизвестна врагу. Согласно другому правилу, во время путешествия солдаты не должны уставать. Особое внимание уделялось операционной базе, так как успех во многом зависел от наличия с ней прочной связи. Лучшей ставкой считалась крепость, находящаяся возле реки или в горах3.

1

Аr. Śās., X, 2.

2

Ep. Ind., 19, 133—134.

3

Аr. Śās., X, 2.

215

Часть шестая. ВОЕННЫЕ СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА

Поход, в котором участвуют различные армейские подразделения, подробно описан в «Агни-пуране»1. Сначала шел авангард во главе со своим предводителем, которого называли наяка. Этот отряд должен был собирать разведывательные сведения о всех передвижениях противника. В европейской истории известны примеры использования подобных подразделений, хотя иногда они не применялись. Все зависело от размеров армии. Такие полководцы, как Наполеон, в распоряжении которых были многочисленные боевые силы, прибегали к подобному авангарду, а, например, Фридрих Великий, возглавлявший менее крупное войско, не использовал его. В середине войска перевозили сокровищницу, двигались женщины, а также на колеснице или на слоне ехал царь. В первых рядах также шли отборные воины, прекрасно знавшие все сферы военного дела. Фланги армии, отправившейся в поход, защищали всадники, колесницы и слоны, двигавшиеся друг за другом именно в таком порядке, чтобы войско не подверглось нападению сбоку. За слонами шли члены лесных племен, которых специально нанимали для участия в походе. В тылу находился главнокомандующий. Когда войска останавливались на отдых, в разные стороны отправляли часовых и разведчиков. Они должны были поднять тревогу, если враг решит внезапно напасть.

Увидев в «Уттара Пхалгуни Накшатре» предзнаменования, благоприятные для начала похода, Рама вместе со своими воинами направился к крепости Ланка. Авангард вел (другими словами, был наякой) Нила. Он обследовал путь, который пролегал через холмистую местность. Для того чтобы пройти по нему, опытный полководец должен был собрать всю свою храбрость и применить все знания и умения. Армия передвигалась по области, где в обилии росли фрукты, имелись запасы воды и продовольствия. Впереди шли сильные и дисциплинированные солдаты-обезьяны, такие как Гая, Гавая и Гавакса. Рсабха выбрал правое крыло, Гандха

1 Аgni Purāna, 242, 1—18.

216

Глава 2. Лагерь

и Гандхамадана заняли левое, а Рама и Лакшмана двигались в середине. Тылом руководили выдающиеся полководцы, в частности Ямбаван и Сусена. Форсируя реки, поднимаясь на холмы и опускаясь в долины, войска дошли до побережья океана и разбили там лагерь, разделенный на три части. Часовыми были храбрые и верные солдаты-обезьяны, например Майнда и Двида, охранявшие армию, патрулируя окрестности. Все это напоминает кампанию, предпринятую Фридрихом Великим в 1760 г.1, в ходе которой были организованы образцовые походы и маневры.

Глава 2

ЛАГЕРЬ

Следующей стратегической задачей полководца была организация лагеря. В пуранах и эпосе лагерь называется скандавара2, а в надписях, датированных виджаянагарской эпохой, — кандачара3. Как правило, для размещения войск выбирали местность, покрытую густым лесом. Лошадей безопаснее всего оставлять на равнине, где нет скал, растет всего несколько деревьев и нет слякоти. Для колесниц лучше всего подходят хорошо проложенные дороги, не покрытые песком и грязью, деревьями, кустами и т. д.; для слонов — те, где нет грязи или покрытые слоем отшлифованного гравия; для пехоты и других воинов — местность без каких-либо изъянов, причем рядом должны находиться источники воды. Она должна быть широкой, без колючек. Как правило, разбивали четырехугольный лагерь4 с четырьмя входами, шестью дорогами. Он делился на девять частей. Его обносили стенами с башнями, а вокруг них были вырыты рвы, защи-

1

Carlyle. Frederick the Great.

2

Br. Pur., III. 49.9; Rāmāyana, VI. 42.22.

3

Rice. Mysore Gaz., I, p. 579; Ep. Car., XI. 24. Однако в «Харихарача-

туранге», сочинении, написанном в тот же период, лагерь назван словом скандавара (кн. VI).

4 Кāma, 16, 6—13; Мhb., Bhīsma, I, 1—15.

217

Часть шестая. ВОЕННЫЕ СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА

щавшие его в случае возникновения опасности. Именно таким был лагерь, построенный Бхаратой на берегах Ганга накануне его встречи с Рамой, и сооруженные Пандавами и Кауравами перед Великой войной. Для подготовки и тренировки солдат готовили отдельные площадки. Солдаты каждого армейского подразделения жили в специально построенных для них комфортных казармах. Честных и верных воинов отправляли следить за передвижениями противника. Согласно источникам, на посту друг друга сменяли восемнадцать дивизий часовых. За пределами лагеря, в отдалении от него, в круговом порядке размещались воины из лесных племен. Царь не расставался с оружием даже во время отдыха, чтобы всегда быть готовым к бою. Вокруг лагеря копали ямы, сверху их покрывали колючками, гвоздями, кольями и другими аналогичными предметами, способными нанести урон тем, кто решит ворваться внутрь. Разведчиками и часовыми обычно делали солдат, служивших в кавалерии. Они были призваны охранять припасы и всевозможные склады. Считалось, что другие территории, подходящие для размещения лагеря, следует использовать для создания противнику максимально некомфортных условий. Выпивка, азартные игры и прочие развлечения были запрещены, а войти в лагерь и выйти из него можно было только при наличии специального паспорта1, благодаря которому воинов отличали от переодетых вражеских шпионов, решивших проникнуть внутрь незамеченными.

Как правило, лагерь был самодостаточной системой, городом в миниатюре. Там жили музыканты и женщины, занимавшие как самое низкое, так и высокое социальное положение. Так, в лагере Пандавов, описанном в Махабхарате, Драупади и Субхадра оплакивали гибель Абхиманью. Домой их сопровождали старики2. Там находились представители всех четырех варн, большие запасы вооружения и продовольствия, врачи и хирурги, призванные лечить больных и раненых3. Завершив дневные дела, воины отправлялись

1

Аr. Śās., X, 1, 2; Кāma, 19.45—50; Śukrā, IV. 7.260—263.

2

Мhb., IX, 29, 65, 73.

3

Ibid., Udyoga, 151, 58; 152, 13; 155, 5.

218

Глава 3. Выбор места битвы

на отдых. Проснувшись, они первым делом должны были помолиться1. Каутилья в связи с этим пишет: «Цари и союзники, чтобы обеспечить себе победу, должны соблюдать в своем лагере строгие правила самоотречения, великодушия и религии»2.

Глава 3

ВЫБОР МЕСТА БИТВЫ

Другой стратегической задачей, занимавшей умы полководцев, был выбор места, лучше всего подходящего для военных действий. Именно поэтому в «Шивавьясадханурведе»3 сказано: «Не следует выбирать для боя место, где много влаги, гравия и воды, гранита и кустов. Но лучшим театром военных действий является местность, не залитая водой, обширная и покрытая небольшим количеством пыли, либо ненаселенная равнина». В битве при Гидаспе Пор выбрал «такое место, где не было грязи, и песчаная поверхность, ровная и твердая, была удобна для конной атаки и маневрирования» (Арриан. Поход Александра. V. 15. 5. Пер. М.Е. Сергеенко. — Пер.) и выстроил там свое войско. В первых рядах, перед кавалерийским строем, он расставил слонов на расстоянии не менее 100 футов (примерно 30,5 м. — Пер.) друг от друга, решив таким образом вселить ужас в сердца солдат Александра. Конники были выстроены в два ряда, стоявшие один позади другого. Кроме того, они стояли на флангах, на расстоянии от слонов. Кавалерия располагалась и по обе стороны от пехоты, а перед ней стояли колесницы. Согласно «Агни-пуране»4, стратегические боевые действия следует вести в лесах, на реках и в дождливые дни, так как атаковать на открытой местности всегда непросто. На поле боя полководец должен был определить стратегическую за-

1

Mhb., Udyoga, VI, 19; 36—39.

2

Каutalya. Bk. IV, p. 306.

3

Śārangadhara, 1681—1682.

4

Аgni Purāna, 236, 59—60.

219

Часть шестая. ВОЕННЫЕ СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА

дачу всех подразделений армии. Именно тогда он мог продемонстрировать всем свою отвагу. Шукрачарья1 говорит, что как маленькие, так и большие орудия следует выставлять впереди, а позади них должны находиться пехотинцы. На флангах нужно располагать слонов и боевых коней. В «Агнипуране»2 касательно размещения всего войска на поле боя сказано следующее: различные подразделения не должны стоять слишком близко или чересчур далеко друг от друга, чтобы солдаты могли свободно использовать оружие и не сталкивались ни с какими помехами. На передней линии должны находиться лучшие воины (конечно, некоторых из них следует оставить в резерве на тот случай, если потребуется их помощь). Особое внимание следует уделить тылу, им не стоит пренебрегать. Позади должны находиться смелые воины, вооруженные мечами. За ними следует поместить лучников с луками и стрелами, затем — всадников, колесницы и слонов. Перед авангардом войска должен стоять военачальник, крепко держа флагшток. Впереди должно оставаться достаточно места для свободного осуществления маневров. Об этом можно судить на основании того, что опытные предводители войск Древней Индии прекрасно разбирались во всех видах стратегических действий. При этом сам царь не должен был принимать активное участие в сражении, ибо, если он падет, исход битвы будет предрешен. Именно поэтому ему следовало вдохновлять своих воинов, находясь в тылу.

В этой связи мы должны обратить внимание на довольно важное предписание, содержащееся в «Агни-пуране»3. В ней сказано: умелый военачальник, увидев, что местность впереди войска и на его флангах холмистая, обязательно атакует тыл вражеского войска. В этом случае противник не сможет бежать4. Каутилья советует заманить противника в

1

Śukrā, IV. 7.343—345.

2

Аgni Purāna, ch. 236, 28—37.

3

Ibid.

4Ср. слова Омана о византийском полководце X в. (Oman. Op. cit., p. 208 и далее).

220