Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Voyna_v_Drevney_Indii_Vishnampet_R_Ramachandra_Dikshitar

.pdf
Скачиваний:
28
Добавлен:
04.05.2022
Размер:
2.24 Mб
Скачать

Глава 8. Адмиралтейство

влявшиеся на протяжении нескольких столетий, не могли иметь место без мощного флота.

Однако в более позднем тексте — «Юктикалпатару» Бходжи — корабли подразделяются на три категории: сарвамандира, мадхьямандира и аграмандира. Первые получили свое название из-за кругового расположения помещений. На сарвамандирах возили сокровища, животных, а также женщин из гарема. Подобные суда, как правило, использовали в мирное время цари. Корабли-мадхьямандира были названы так из-за того, что жилые каюты располагались в центре. Они представляли собой спортивные суда и обычно применялись в сезон дождей. Судно, относившееся к третьему типу, аграмандира, получило свое наименование за то, что жилое помещение располагалось на носу или на верху корабля. Аграмандиры использовались для продолжительных и опасных путешествий, а также во время морских сражений1. В «Юктикалпатару» встречаются и другие упоминания судов. В источнике говорится о 27 их разновидностях (размеры самого большого корабля — 276 × 36 × 27 футов (примерно 84 × 11 × 8 м. — Пер.) весом около 2300 тонн. В следующем фрагменте содержится рассказ об использовании судов во время войны. Судя по строке «Наукадьям випадам джинеям», морские экспедиции организовывались довольно часто. Под заголовком «Янам», поход, содержится рассказ о сухопутных, водных и воздушных экспедициях. Более подробно о них будет сказано ниже.

На основании вышесказанного мы можем сделать вывод о том, что в Древней Индии корабли стали использоваться во время военных действий уже в период Ригведы, хотя в масштабах, которые в наши дни, когда широкое распространение получили подводные лодки, могут показаться незначительными. Однако то, что в период правления династии Маурьев в Индии существовало военно-морское ведомство, является неопровержимым фактом. Мегасфен сообщает, что флотом командовал особый офицер, носив-

1 См.: Mookerjee. Shipping in Ancient India.

171

Часть четвертая. АРМИЯ И АРМЕЙСКИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

ший титул руководителя судоходства. Его деятельностью руководило, в свою очередь, адмиралтейство. В «Артхашастре», как говорилось выше, сказано, что этот офицер носил титул навадхьякша. Согласно древнегреческим источникам, во время похода Александра судоходство достигло высокого уровня развития. По крайней мере, нам известно, что захватчик сумел по первому требованию завладеть флотом Пенджаба. В «Артхашастре» содержится ряд вполне трезвых правил, касающихся этой сферы. Корабли, причинявшие беспокойство, прибывающие из вражеской страны или нарушающие правила порта, следует уничтожать1.

О том, что на западном побережье Индии также активно велись кораблестроительные работы, свидетельствуют тамильские тексты, вошедшие в сборник «Сангам». Уже в начале нашей эры (а возможно, и ранее) Южная Индия поддерживала тесные торговые и политические связи со Средиземноморьем. В распоряжении выдающегося правителя Черы Сенгуттувана имелся флот.

В более поздний период Сюаньцзан писал о флоте из 30 000 судов, принадлежавшем царю Ассама. В нашем распоряжении имеется надпись, свидетельствующая о том, что правившие в Южной Индии представители династий Какатия и Чола также владели флотами. Марко Поло указывает на огромные размеры и удобную конструкцию индийских судов, а Юл в своей книге «Китай» пишет о кораблях раджпутов, направлявшихся в Китай. Фриар Одорик видел судно с 700 пассажирами. Вартема (1503 г. н. э.) рассказывает о кораблях водоизмещением 1000 тонн, построенных в Масулипатаме. По словам доктора Винсента, индийцы сооружали гигантские суда со времен Агафареидов (171 г. до н. э.) и вплоть до XVI в. Нет ничего удивительно, что именно великолепные местные корабли вынудили отступить португальцев, впервые высадившихся на западном побережье Индии. В распоряжении правителей Виджаянагара, в котором

1

(Ar. Śās., II, 28.)

172

Глава 9. Качества, присущие хорошему войску

действовало 300 портов1, также имелся сильный флот. Командующего им называли навиядапрабху2. Более подробно о кораблях будет сказано в разделе, посвященном войне на море.

Глава 9

КАЧЕСТВА, ПРИСУЩИЕ ХОРОШЕМУ ВОЙСКУ

Профессора Макдонелл и Кейт отмечают, что в ведический период «во время войны вайшьи, вероятно, составляли большую часть войска, которым командовали воена- чальники-кшатрии. Но, подобно общинникам, жившим в гомеровской Греции, вайшьи могли почти не принимать участия в серьезных сражениях, так как не обладали доспехами и были плохо вооружены»3. Далее они не соглашаются с Циммером, разработавшим на основании понятий шардха, вирата и гана несостоятельную теорию, согласно которой воины в те времена сражались по кланам (вишам), деревням (грамма) и семьям (Altin. Leben, 162). Солдаты, описанные в эпических поэмах, полностью соответствовали требованиям, содержащимся в «Артхашастре». Такое войско состояло из наследственных воинов (маула), наемников (бхрита), солдат, принадлежащих к различным корпорациям (шрени), сил союзников, перешедших от врага и лесных племен4. Затем Каутилья сравнивает эти виды войск и говорит о преимуществах каждого из этих видов войск. Велика ценность отряда солдат, рожденных в одной и той же стране, принадлежащих к одной касте и прошедших одинаковое обучение. Далее автор пишет о том, что лучшей армией является набранная из наследственных воинов, обладающих хорошей дисциплиной и верных своему правителю. Следующими по важности были

1

Elliot and Dawson, IV, p. 103.

2

Ep. Cat., VIII, sb. 468.

3

Vedic Index, II, p. 334.

4

Ar. Śās., IX, 11 (в русском переводе «Артхашастры» — IX, 2. — Пер.).

173

Часть четвертая. АРМИЯ И АРМЕЙСКИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

наемники, считавшиеся лучшими воинами, чем те, которых поставляли шрени, так как с ними можно было легко договориться и они отличались послушанием. Однако солдатам, входившим в шрени, отдавали предпочтение перед войсками союзников, так как они родились в той же стране, что и их господин, и разделяют его чувства. Добровольцы, являющиеся подданными союзников, лучше войск, перешедших от врага. Однако даже армия врага, возглавляемая арием, лучше сил, собранных обитателями лесов. Обращаться с солдатами, относящимися к двум последним категориям, следует крайне осторожно, порой примерно так же, как и со змеями. Они являлись составной частью садангабалы царя, и их не следует путать с садангой (шестичастной армией). В распоряжении государства могли одновременно находиться все шесть категорий солдат. Ознакомившись с их сравнением, в ходе которого Камандаки выявляет преимущества каждого из них по отношению к другим, читатель не должен приходить к выводу о том, что в одно и то же время использовался лишь один вид войск1.

Далее в «Шукранити» содержится рассказ о качествах, которыми должна обладать образцовая армия. В источнике проводится различие между регулярным войском и армией, состоящей из новобранцев, тренированными и необученными солдатами, квалифицированными и неквалифицированными воинами (сара и асара). В этом политическом трактате упоминаются две разновидности набора войск: гулмибхута, регулярная армия, и агулмака, наемные силы2. Говорится в

1 См. также: Кāma. 18.2.25 и далее; Маnu, VII, 185.

2

174

Глава 9. Качества, присущие хорошему войску

источниках и о других балах, за исключением шренибалы, упомянутой в произведении Каутильи. Данный факт свидетельствует о том, что ко времени написания «Шукранити» шрени перестали играть важную роль.

По мнению Каутильи1, лучшим войском является то, которое состоит исключительно из кшатриев, происходящих из благородных семейств и хорошо дисциплинированных, владеющих хорошими домами и в то же время готовых участвовать в самых тяжелых походах и идти на протяжении длительного времени, храбрых, привыкших к переменам климата, к лишениям и не испытывающих усталости, прекрасно знакомых со всеми методами ведения войны, а также со способами ношения и применения оружия, послушных и верных своему царю. Далее автор пишет о том, что постоянное войско, набранное из представителей касты воинов, даже если они выказывают неповиновение правителю, гораздо лучше армии, набранной из представителей различных сословий, так как кшатриев легко умиротворить и переубедить2. Каутилья не доверяет войску, состоящему из брахманов и шудр3.

 

(Śukranīti, IV. 7.9—15.)

1

Аr. Śās., IX, 2.

2

Ibid., VI, 1. C этим мнением соглашается Клаузевиц, который пи-

шет о том, что доблесть на поле боя могут выказывать только регулярные войска (т. I, с. 183).

3 Ibid., IX, 2; Śānti, 101, где перечислены характерные качества воинов из различных стран. Обитатели Южной Индии, согласно источнику, были несравненными мечниками.

175

Часть четвертая. АРМИЯ И АРМЕЙСКИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

Таким образом, нам следует ответить на вопрос о том, набирали ли воинов из числа представителей касты брахманов.

Висточниках не содержатся сведения о том, что этих людей на военную службу вербовало само государство. Однако если члены данной касты добровольно предлагали свои услуги, то их, несомненно, принимали в ряды войска. Армию, состоящую из брахманов, как сказано в «Артхашастре», можно победить с помощью поклонения (пранипата). Многочисленное войско, в которое входили вайшьи и шудры, лучше, чем то, куда были набраны брахманы или необученные кшатрии.

Внашем распоряжении имеются свидетельства, согласно которым брахманы с удовольствием занимали высшие армейские посты — генералов и военачальников. В период правления династии Гуптов кумараматья Притхивисена, который изначально являлся членом совета Кумарагупты, впоследствии был назначен главнокомандующим (махабаладхикритой)1. В эпосе Дрона, Ашваттхама и Крипа выступают в качестве военачальников. Главнокомандующим Нарасимхавармана I (Махамаллы) из династии Паллавов был брахман Ширутондар, известный также как Паранджоти. В 642 г. н. э. он одержал победу над Пулакешином II и захватил его столицу Ватапи2. В нашем распоряжении имеется надпись, датируемая временем царствования представителей династии Чола, где говорится об офицере, происходившем из касты брахманов и жившем в период правления Раджараджи Великого, которого звали Кришнан Раман3. В эпоху господства виджаянагарской державы, согласно «Амуктамальяде» Кришнадевараи (строфа V, 255, 262), брахманов все чаще призывали на военную службу. Им поручали руководство крепостями и ставили во главе войск. В тексте сказано, что царь будет мирно спать, если представители этой касты станут заботиться о цитаделях и хорошо снабженных армиях4.

1

Ep. Ind., X, p. 71—72.

2

Gopalan R. History of the Pallavas of Kanchi, p. 98.

3

S.I.I., II, pt. V, p. 13.

4

См. также статью профессора К.В. Рангасвами Айянгара (K.V. Ran-

gaswami Ayyangar) в: Sir C.R. Reddi Commemoration Volume.

176

Глава 9. Качества, присущие хорошему войску

Данный факт является прекрасным доказательством того, с какими безграничными доверием и лояльностью относились к ним правители. Согласно надписи, найденной в Тируккадаюр (округ Танджур) и датированной 1521—1522 гг., Кришнараи констатируют, что главами каст были брахманы. В надписи № 47, относящейся к 1906 г., упоминается некий брахман Апатсахаян, принимавший в те времена участие в военных действиях. Даже в сравнительно поздний период царские армии возглавляли генералы-брахманы, такие как Рама Ийен Далавай, выдающийся помощник Мартанда Вармы, основателя современного Траванкора.

Теряли ли брахманы свои социальные привилегии, беря в руки оружие? Согласно «Баудхаяна Дхармашастре», если член жреческой касты не может сохранить единство тела и разума, выполняя обязанности, доставшиеся ему по наследству, то он может выбрать профессию воина, не опасаясь за свою свадхарму. Подтверждение этого содержится и в Махабхарате. Некоторые ученые полагают, что Гаутама относится к этому правилу с неодобрением, однако в действительности, по его мнению, брахман не будет ценным приобретением для армии, так как он не привык видеть ужасы войны.

Таким образом, основу войска составляли кшатрии, но иногда, в исключительных случаях, например во время внезапных и масштабных бедствий, вступить в него могли

ипредставители других каст.

Внашем распоряжении имеется крайне важная надпись, датированная периодом расцвета государства Чола, в которой говорится о том, каким образом была организована южноиндийская армия X в. н. э. В эпиграфических источниках из Танджура упоминается тридцать один полк1. Большинство из них получило свои названия по прозвищам и титулам правившего в те времена царя и его сына:

1. Перунданатту Анайяткал (подразделения, состоявшие из слонов).

2. Пандита Шора-Теринда-Виллигал (лучники).

1 S.I.I., II, pt. I, p. 9, 10.

177

Часть четвертая. АРМИЯ И АРМЕЙСКИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

3.Уттама Шора-Теринда-Андалагатталар.

4.Нигарили Шора-Теринда-Анайппагар (конница).

5.Муммади Шора-Теринда-Анайппагар (погонщики сло-

нов).

6.Вира Шора-Ануккар.

7.Парантака Конгавалар.

8—9. Муммади Шора и Кералантака Теринда Паривараттар (слуги).

10.Мулапаривара Виттеру (регулярное войско).

11.Сингалантака Теринда Паривараттар (слуги).

12.Шируданатту Вадугаккалавар.

13.Валангай-парамбадайгалилар.

14—27. Перумданатту, Шируданатту, Арагия-шорате- ринда, Аридургалангхана, Чандрапаракрама Теринда, Илайя Раджараджа Теринда, Кшатрия Шикхамани Теринда, Раджакантхирава Муртавикрамабхарана, Раджа Теринда, Раджавинода Теринда, Ранамукха Бхима Теринда, Викрамабхарана Теринда-Валангай Велаккарар. Понять, из каких подразделений состояли эти войска Велаккара, не так-то просто. В основном их набирали из представителей высших слоев общества. Примечательно, что представители низших категорий не упоминаются в составе армии, которую, судя по ее многочисленности, можно было бы назвать народной. Однако для нас более важен сам термин «Велаккарар». Входившие в эти подразделения люди, вероятно, были добровольцами (данное предположение уже высказывалось в научной литературе) и при наступлении определенной ситуации на время вступали в войско. Кроме того, гораздо более интересно, что войска Велаккара упоминаются в «Махавамше». К тому же они служили царю Виджаябаху (1065—1120 гг. н. э.). Они были наемниками, принятыми на службу для реализации определенной цели — похода против государства Чола. Однако в нашем распоряжении нет сведений, подтверждающих, что Раджараджа использовал наемные войска. Его армия была полностью регулярной. Таким образом, нам следует согласиться с предположением о том, что, изначально будучи частью постоянной

178

Глава 10. Подразделения армии

армии, Велаккарар постепенно превратились в наемников1. При этом все они являлись представителями высших слоев населения страны.

28—29. Кералантака вассал и Анукка вассал Тирумейкаппар (телохранители).

30.Паривара Мейкаппаргал.

31.Палавагай Парампадайгалилар.

Некоторые члены данных подразделений выполняли не только воинские, но и другие обязанности. В частности, эти люди занимались строительством храмов и служили в них музыкантами. Интересно отметить, что к войскам относились все восемнадцать храмовых музыкантов, причем двенадцать из них служили в Велаккара. Таким образом, в нашем распоряжении имеется свидетельство того, что в период существования царства Чола военные помогали государству проводить масштабные общественные работы. Примерно то же происходило во время существования ОстИндской компании, когда армейские подразделения и военные инженеры принимали участие в строительстве дорог, каналов и железнодорожных путей.

Глава 10

ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ АРМИИ

Индийское войско состояло из следующих частей: патти, сенамукха, гулма, гана, вахини, притана, чаму, аникини и акшаухини. Эти подразделения точно соответствуют современным батальонам, полкам, ротам и т. д. В патти входили колесница, слон, три коня и столько же пехотинцев. Оно было самым малочисленным. Сенамукха состояло из четырех подразделений патти, умноженных на три. Аналогичным образом три сенамукхи составляли гулму2, три гулмы — гану, три ганы — вахини, три вахини — притану,

1

См.: S.I.I., II, p. 10.

2

См. объяснение гулмы, данное Ману (VII, 190).

179

Часть четвертая. АРМИЯ И АРМЕЙСКИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

три пританы — чаму, три чаму — аникини, а десять аникини — акшаухини. Акшаухини состояло из 21 870 колесниц, 21 870 слонов, 65 610 лошадей и 109 350 пехотинцев1.

В «Удьйога-парве» Махабхараты упоминается другой состав войска. Согласно эпосу, оно делилось на сену, притану и вахини. Первая представляла собой подразделение, состоявшее из 500 колесниц, 500 слонов, 1500 коней и 2500 пехотинцев. Десять сен составляли притану, а десять притан — вахини2. Согласно Махабхарате, войска Кауравов и Пандавов, сражавшиеся при Курукшетре, состояли из девятнадцати акшаухини, одиннадцать из которых воевали за первых и лишь семь — за последних3. В другом фрагменте текста сказано, что в патти входили 250 солдат. Сенамукха состояла из в три раза большего количества людей, а гулма, в свою очередь, была в три раза многочисленнее сенамукхи. Гана состояла из трех гулм4. Объективный анализ численности войск, указанной в эпосе, вызывает крайнее удивление. Произвольная разбивка армии на подразделения, производимая путем умножения на три, кажется настолько автоматической, что не может быть признана преемлемой. Поэт, чтобы показать значимость описываемых им сражений, заметно преувеличил цифры. Однако следует признать, что древние индийцы, структурируя свое общество, создали определенную систему, методолгию и планирование, за что они вполне заслуживают благодарности5.

1

См.: Аmarakośa, II. 536—537. Существовали также махакшаухини

(Śiva. T.R.V., 14.47—63).

2

Udyoga, 155. 22—24.

3

Ibid., 27.

4

Ibid., 28—29.

5

В этой связи см.: Sen S.N. Military Organisation of the Marathas.