Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Voyna_v_Drevney_Indii_Vishnampet_R_Ramachandra_Dikshitar

.pdf
Скачиваний:
28
Добавлен:
04.05.2022
Размер:
2.24 Mб
Скачать

Часть пятая

ВОЕННЫЕ ВЕДОМСТВА

Глава 1

ВОЕННЫЙ СОВЕТ

Во время войны, как и других важнейших государственных дел, древнеиндийский царь обращался за советом к своим министрам и следовал их рекомендациям. Они, в свою очередь, привлекали тайных агентов и были в курсе всех событий и обстоятельств, которые им следовало учитывать во время совещаний1. Следует отметить, что подобная практика сохранялась вплоть до XII в. н. э. Она засвидетельствована в «Ранадипике», составленной для царя Кералы2. Следовательно, предположение о том, что монархи, правившие в древности на юге Индии и придерживавшиеся собственных законов войны (о чем свидетельствуют тексты, вошедшие в сборник «Санграм», одно из произведений тамильской литературы), медленно, но неизбежно принимали правила, перечисленные в ранних санскритских текстах. В источниках сказано, что даже умелый правитель, не прибегающий к чьей-либо помощи, вынужден сталкиваться с трудностями. Поддержку, о которой здесь идет речь, должны оказывать министры3. Совет следовало держать не менее чем с тремя сановниками, и правителю следовало действовать, основываясь на результатах открытого голосования,

1

Śānti, 83.51—53.

2

Trivandrum Sanskrit Series, 1928.

3

 

(Śānti, 112.19—20.)

181

Часть пятая. ВОЕННЫЕ ВЕДОМСТВА

проведенного среди этих членов военного совета. Важнейшей темой для обсуждения были ресурсы, которыми обладал царь, и их сопоставление с находившимися в распоряжении противника1. Дискуссии, посвященные данной теме, назывались наявивека, а выбранную линию поведения следовало зафиксировать в нити. В противном случае даже самый сильный правитель может быть опозорен более слабым, подобно слону, упавшему в грязь из-за рыбы2.

Бхишма говорит Юдхиштхире, ссылаясь на первого законодателя, что победа зиждется на размышлении и уме3. Согласно древнему афоризму, царь, руководствующийся в своих действиях советами дальновидных сановников, добивается выдающихся результатов. Кроме того, во время беседы, которая велась между Индрой и Брихаспати, последний говорит: царь должен решить, что ему предпринять — сражаться или отступить, — только после того, как обсудит со своими сановниками, какой линии поведения ему следует придерживаться. Чтобы не разглашать тайну, можно совещаться только с одним министром, но в отдельных случаях разрешалось узнать мнение нескольких членов совета. Желательным было принятие ими единодушного решения4. Равана говорит о совете следующее5: «Успех базируется на тща-

1 Śānti, ch. 1, 21—29. Приведенные в этом источнике законы представляют собой копию правил, содержащихся в древних сборниках законов.

2

(Ibid., 1.5.)

3

(Ibid., 112, 17—19.) 4 Ibid., 83. Глава полностью посвящена мантри и мантре.

5 Yuddha, ch. VI. 5—15.

182

Глава 1. Военный совет

тельном размышлении. Лучшим правителем является тот, кто советуется с мудрыми людьми прежде, чем начать войну. Советы делятся на три типа: те, все члены которых приходят к единодушному решению; те, в которых соглашение достигается после продолжительного обсуждения; те, в которых решение выносится простым большинством». Он руководствовался этими принципами и, прежде чем начать военные действия, советовался со своими министрами1.

Камандаки пишет о том, что правителю следует консультироваться с мудрыми и верными ему людьми, хорошо разбирающимися в военной науке и обладающими большим опытом. По его словам2, способность размышлять и

1

Yuddha, ch. 13.

2

Кāma, 12.7. 13, 1—2. См. также: Brahmāndapurāna, IV, 21.50, где

для обозначения этого явления используется термин вичара.

183

Часть пятая. ВОЕННЫЕ ВЕДОМСТВА

советы министров гораздо важнее стремления применить грубую силу. Он напоминает о том, как Брихаспати одержал благодаря своей мудрости победу над асурами. Из пуранов нам известно о том, как Шукрачарья, предводитель асуров, выдержал суровое испытание, чтобы получить знание мритасандживани видьи, или мантры, с помощью которой можно оживить погибших на поле боя, смотря на убийство множества асуров и дэвов. Когда экзамен закончился, Шукра вернулся в свою обитель, но его последователи не приняли его. Дело в том, что во время его отсутствия Брихаспати принял облик Шукрачарьи и, обманув асуров с помощью магии, сделал так, чтобы они признали в нем Шукру, а своего настоящего учителя приняли всего лишь за одну из ипостасей их ачарьи. Таким образом он одержал победу над асурами1. Далее Камандаки пишет о том, что царю следует обращаться к своему совету министров, когда отправляет в другие страны посланников. Согласно «Харивамше», Джарасандха, действуя наперекор собственному плану, принял предложение правителя Чеди, выдающегося члена его военного совета.

Всегда ли царь следовал рекомендациям своих министров и советников? Ответить на этот вопрос довольно сложно. Однако с уверенностью можно говорить о том, что, как правило, это было так; в какой-то мере в его обязанности входило прислушиваться к таким советам. Конечно, некоторые монархи нарушали эту традицию и поступали так, как им заблагорассудится. В подтверждение данного предположения достаточно привести всего один пример. В военный совет Дурьодханы входили такие мудрецы, как Вьяса и Майтрея2. Они предложили царю заключить с Пандавами мир, так как, по их мнению, те обязательно победят, но он не прислушался к их словам. На основании данного факта можно прийти к выводу о том, что совет был всего лишь совещательным органом. Его решение не было обязательным для правителя.

1

Маtsya Purāna, 47.181—205.

 

 

2

Harivamśa, ch. 98.

184

Глава 1. Военный совет

О том, что подобные советы собирались на поле боя, накануне битвы или во время боевых операций, свидетельствует текст «Харивамши»1. Когда Баларама и Кришна скитались по горам Гоманты, Джарасандха, подошедший к их подножию, держал совет о том, каким образом лучше организовать битву с ними. По его мнению, военачальники должны были подняться к горной крепости и окружить противника со всех сторон. Однако правитель Чеди, один из его выдающихся полководцев, сказал, что эта попытка не увенчается успехом. Он предложил поджечь крепость и таким образом победить врага. Все, включая царя, приняли это предложение, посчитав его мудрым. В результате они устроили гигантский пожар, который, однако, не привел к одержанию безоговорочной победы над противником. Во время войны между Лалитой и асуром Бхандой обе стороны созывали военные советы2. В период правления династии Маурьев роль военного кабинета министров играли органы иполнительной власти, назначавшие тайных агентов, которые должны были отслеживать передвижения противника и сообщать о них в штаб-квартиру3. Согласно общепринятой точке зрения, военный совет является отличительной чертой политики представителей династии Гуптов, которые вели постоянные войны. Термином мантрин, встречающимся в надписях этого периода отдельно от слова «аматья», могли называть членов военного совета.

Перейдя к рассказу о Южной Индии, мы должны отметить, что иноземные путешественники, посетившие этого регион в виджаянагарский период, в том числе Барбоса и Нуньес, упоминают военные советы, с которыми правитель консультировался прежде, чем отправиться в поход. Барбоса пишет о решении, принятом одним таким советом. Нуньес упоминает совет, к которому обращался за рекомендациями Кришнарая перед тем, как выступить против султана

 

 

 

 

 

1

Harivamśa, ch. 98.

2

См.: Brahmandapurāna, IV, 2.

3

Hindu Administrative Institutions, p. 287.

185

Часть пятая. ВОЕННЫЕ ВЕДОМСТВА

Биджапура1. Однако, по словам Сьюэлла, отдельного совета, помимо того, в который входили министры, не существовало2.

Глава 2

ВОЕННАЯ КАЗНА

То, что деньги во время войны играют крайне важную роль, индийцы понимали еще во времена Ригведы, в одном из гимнов которой к Индре обращаются с просьбой даровать богатство, необходимое для содержания армии. В Махабхарате и других источниках, написанных в более позднее время, уделено теме военных финансов большое внимание.

К числу основных расходов на содержание войска в Древней Индии относились выплата жалованья солдатам, офицерам и дипломатическим представителям; строительство оборонительных сооружений и их ремонт; покупка всего необходимого для нужд армии. Значительные суммы, вероятно, расходовались на подкуп лиц, которые могли предоставить ценную информацию, разжигание конфликтов на вражеской территории и на реализацию других целей.

Обратившись к тексту «Артхашастры» Каутильи и сведениям, сохранившимся в сочинениях греческих путешественников, мы увидим, что принципы государственного финансирования в эпоху правления Маурьев во многом походили на те, на основании которых соотносятся доходы и расходы в наши дни3. В своей книге «Наука госфинан-

1

A Forgotten Empire, p. 72, 324—325.

2

Подробнее см.: Mahalingam T.V. Society and Administration under

Vijayanagar, ch. V.

3

Я согласен с выводами, сделанными М.Х. Гопалом (Mauryan Public

Finance, p. 195). При соотнесении с современной валютой я привожу расчеты В.А. Смита, считавшего, что серебряную пану следует приравнять к шиллингу. Если верить Плинию, то в распоряжении царя из династии Маурьев имелась регулярная армия, состоявшая из 600 000 пехотинцев, 30 000 коней и 9000 слонов. Только на ее содержание требовалось тратить сумму, равную примерно 17 000 000 фунтов (без учета оплаты

186

Глава 2. Военная казна

сирования» Ширрас описывает систему, аналогичную существовавшей в ту эпоху. Армия, флот и транспорт — вот основные статьи военных расходов. В «Артхашастре» подробно говорится о выплате жалованья тем, кто служит в армии, — начиная от простого солдата и заканчивая главнокомандующим (кн. V. 3).

 

 

 

Примерный

Должность офицера

Жалованье

эквивалент,

в панах

фунты

 

 

 

 

 

стерлингов

1

Главнокомандующий

48 000

2400

2

Военачальник

24 000

1200

3

Командующие:

 

 

 

слонами

8000

400

 

лошадьми

8000

400

 

колесницами

8000

400

 

пехотой

8000

400

4

Начальники:

 

 

 

пехоты

2000

100

 

кавалерии

2000

100

 

колесниц

2000

100

 

слонов

2000

100

5

Колесничий

2000

100

 

Военный хирург

2000

100

 

Дрессировщик коней

2000

100

 

Плотник

2000

100

 

Дрессировщик других животных

2000

100

6

Солдат

500

25

 

Делопроизводитель

500

25

7

Погонщик слонов

от 500

от 25 до 50

 

 

до 1000

 

труда офицеров, в частности главнокомандующего и военачальников, расходов на содержание флота, оружейной и арсенала интендантства и некоторых менее значимых служб, представлявших собой подразделения военного министерства). Если учесть и эти расходы, то мы вынуждены будем признать, что на оборону Маурьи тратили несколько миллионов фунтов стерлингов. Арриан (Индия, гл. 12) пишет, что армейские чиновники получали очень щедрое жалованье. Очевидно, Маурьи полагали, будто им следует внимательно относиться к удовлетворению потребностей тех, кто служил в их армии.

187

Часть пятая. ВОЕННЫЕ ВЕДОМСТВА

Внадписи, вырезанной на печати, найденной в Басаре

идатированной периодом правления династии Гуптов, содержится крайне важное понятие — «ранабхандагарадхикарана»1. Нам доподлинно известно, что за военный бюджет отвечал специальный финансовый чиновник. Это, в свою очередь, определенно свидетельствует, что в те времена существовала разница между армейской и штатской казнами. Ранабхандагарадхикарана отвечал за военные финансы.

В«Шукранити» содержатся данные о том, каким образом следовало распределять расходы на военные нужды. Можно предположить, что эти цифры в той или иной степени верны и для более ранних периодов. В приведенной ниже таблице указаны денежные суммы, которые, согласно трактату, должны были направляться на различные статьи расходов (как военных, так и гражданских) государством, получавшим доход в 100 000 каршей2.

Статья расходов (ежегодная), карши

 

1

Личные

18 000

2

Духовенство

1200

3

Совет (возможно, исполнительный)

3600

4

Семья

3600

5

Писцы

2400

6

Кавалерия и пехота

48 000

7

Слоны и другое

4800

8

Сбережения

18 000

 

ИТОГО:

99 600

Далее в тексте говорится о том, что государство с подобными доходами должно содержать следующие категории военных, виды вооружения и животных3:

1

Солдаты запаса

100

2

Пехотинцы, вооруженные огнеметательным оружием

300

3

Кавалеристы

80

 

 

 

 

1

Fleet. Gupta Inscriptions.

 

2

Śukrā, IV, 7.27—29.

 

3

Ibid., IV, 7.25—26.

 

188

Глава 2. Военная казна

4

Колесницы

3

5

Огнеметательное оружие

2

6

Верблюды

10

7

Слоны

2

8

Быки

16

9

Духовенство

6

10

Старшие офицеры

3

Изучив эти цифры1, мы можем прийти к выводу о том, что военные затраты составляли чуть меньше 50% всех государственных расходов. На первый взгляд может показаться, будто большая доля таких трат подразумевает, что народ нес на своих плечах тяжелый груз. Однако вряд ли это было так, ибо основной функцией государства считались оборона и защита.

Читатель уже составил представление о том, какое жалованье получали представители различных категорий военных. Авторы «Артхашастры» неоднократно подчеркивают важность регулярной выплаты довольствия солдатам и офицерам. Нарада неоднократно говорил Юдхиштхире о том, насколько это важно2. Шукрачарья рекомендовал щедро платить солдатам, не ограничиваясь обычным содержанием. Он говорил о том, что следует вести подробные списки с указанием касты, к которой принадлежит военный, его возраста, округа и деревни, откуда он происходит, продолжительности службы, размеров выплачиваемого ему довольствия. Полностью следовало платить тем, кто прошел курс обучения, а ученики получали половину этого жалованья3.

1

Ср.: Nīti, p. 85.

2

Мhb., Sabhā, V. 48—54.

3

 

189

Часть пятая. ВОЕННЫЕ ВЕДОМСТВА

Труд солдат, происходивших из лесных племен, оплачивался иначе. Они получали сырье или разрешение на разграбление захваченных населенных пунктов1. Каждому трубачу или слуге выдавали по 120 пан.

Судя по потребностям людей того времени, довольно немногочисленным и простым, мы можем прийти к выводу, что приведенные выше цифры были довольно щедрым вознаграждением. Однако в нашем распоряжении имеются данные, свидетельствующие о том, что в различных частях страны и в разное время солдаты получали разное жалованье и что никакого единого перечня жалований не существовало. Очевидно, оно зависело от экономической ситуации, которая складывалась в тот или иной период. При росте или повышении цен осуществлялся пересмотр ставок оплаты труда. Данное предположение основывается на сведениях, приведенных в тексте Махабхараты2, где сказано, что в месяц воин получал 1000 монет. Но при жизни Каутильи солдатам платили чуть больше 40 пан. То, насколько важную роль играло щедрое жалованье, получаемое военными, становится понятным, если вспомнить, что, расширяя пределы своей державы, Маурьи, а впоследствии и Гупты вынуждены были постоянно сталкиваться с государствами с немонархической

иреспубликанской формой правления. Для этого царь должен был собрать все свои силы, что неизбежно вело к значительным военным расходам. Сравнив данные, приведенные Каутильей, со сказанным Шукрачарьей, мы приходим к выводу о том, что затраты во времена последнего были гораздо ниже. Военные не только получали меньшее жалованье, но

ибыли вынуждены самостоятельно покупать себе обмундирование3. Однако при этом следует помнить о том, что Шу-

 

.

 

(Śukrā, IV, 7.391—393; Nīti, VI, 313.)

1

Аr. Śās., IX, 11.

2

Sabhā, 85.29.

3

Śukrā, IV, 7.20—21.

190