Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Voyna_v_Drevney_Indii_Vishnampet_R_Ramachandra_Dikshitar

.pdf
Скачиваний:
28
Добавлен:
04.05.2022
Размер:
2.24 Mб
Скачать

Глава 2. Сражения на море

ты встретились и вступили в отчаянный бой. Все лодки джатов были разбиты и опрокинуты, в результате чего несколько человек утонули. С теми, кто оставался на судах, жестоко расправились.

В нашем распоряжении имеются свидетельства о том, что Южная Индия поддерживала торговые и культурные связи с другими странами, такими как Рим на западе и Малайский архипелаг и Индокитай на востоке. Очень часто на западном побережье Индии появлялись корабли яванов, груженные различными товарами. Тамилы торговали с другими государствами по крайней мере со времен Соломона (около 1000 г. до н. э.). Римские историки упоминают о существовании торговых отношений между Римом и Южной Индией1. В I в. до н. э. Августа Цезаря посетило посольство из государства Пандьев2. В сборнике «Сангам» часто упоминаются представители таких профессий, как ныряльщики за жемчугом и рыбаки, ловившие рыбу в море. В раннетамильских текстах нередко говорится о спасении богиней моря Манимехалай жертв кораблекрушений. Эти примеры свидетельствуют о существовании торговых отношений между Индией и иноземными странами. В нашем распоряжении имеется рассказ правителя Черы о том, как ему удалось победить представителя династии Кадамба в открытом море3. У царя Черы Сенгуттувана также был флот, благодаря которому он смог нанести поражение яванам. Им в качестве наказания связали руки за спиной и лили на головы топленое и растительное масло4.

На основании текста «Махавамши», а также нескольких надписей мы можем судить о дипломатических отношениях между Индией и Цейлоном. Нам известно, что Виджая и его последователи занимали остров примерно в 543 г. до н. э. Виджаю, царевича из Северной Индии, изгнал из государства собственный отец. Согласно «Раджавали», он пересек

1

См.: Srinivasa Aiyangar P.T. History of the Tamils, ch. XVIII.

2

Подробнее об этом периоде см. в «Перипле».

3

Padirrupattu, V.

4

Aiyangar S.K. Contributions of South India, p. 330.

261

Часть седьмая. ВОЗДУШНЫЕ И МОРСКИЕ СРАЖЕНИЯ

территорию располагавшейся на юге страны Магхады и в сопровождении флота с более чем 700 солдатами на борту поплыл на Цейлон, победил живших там якшасов и поселился на острове. Эта история легла в основу ряда настенных росписей в Аджанте.

Согласно табличкам из Кашикуди, Симхавишну, отец Махендравармана, отправился в поход на Цейлон и наголову разбил правителя острова, гордившегося силой своих рук1. В правление Нарасимхавармана I из-за запутанной политики Цейлона Манавамме пришлось обращаться за помощью к царю из династии Паллавов, который в благодарность за поддержку, оказанную правителем острова во время военного конфликта с Пулакешином I, дважды предоставлял Манавамме армию для вторжения на Цейлон. Согласно табличкам из Кашикуди, слава, обретенная Нарасимхаварманом после того, как он овладел островом, превосходила ту, которой удостоился Рама, завоевав его2. Нрипатунга, вероятно, помогал Шри Маре, правителю из династии Пандьев, организовать и осуществить поход на Цейлон3. В надписи на колонне из Ваялура содержится косвенное упоминание завоевания Лаккадивских островов Раджасимхой4. Негапатам и Мамаллапурам в правление династии Паллавов, вероятно, служили военно-морскими базами. В этот период на Дальнем Востоке продолжали действовать культурные и торговые связи. Об этом свидетельствуют «Нандиккаламбакам» и надписи, найденные в Такуапе5. То, что Паллавы осуществляли активные действия на море, подтверждается и отчеканенными в период их правления монетами с изображениями кораблей.

Правители из династии Пандьев поддерживали тесные отношения с Цейлоном. Поход Шри Мары на остров был отнесен к более раннему времени. Раджасимхе во время

1

SII, vol. II, pt. 4, p. 356.

2

Ibid.; Маhāvamśa, ch. 47.

3

Ep. Ind., XVIII, p. 13.

4

Ibid., p. 152.

5

См., например, строки 46, 54 и т. д.; J.O.R. VI, p. 300 и далее.

262

Глава 2. Сражения на море

войны с Парантакой помогал правитель Цейлона. Когда между Паракрамой Пандьей и Кулашекхарой разразился спор о наследовании трона Пандьев, царь острова по просьбе первого выделил ему отряд моряков под командованием Ланкапуры Данданаяки, который, победив Кулашекхару, воздвиг победную колонну. Подобные инциденты свидетельствуют о том, что правители юга, как и царь Цейлона, имели в своем распоряжении хорошо оснащенный флот.

Сильный флот был и у представителей династии Чалукья. На табличках Викрамадитьи VI из Нилгунды сказано, что один из первых представителей этой династии — царь Мангалиша — отправился в морской поход против острова Ревати и захватил его1. Согласно надписи из Айхоле, Пулакешин II победил Пури с помощью флота, состоявшего из 100 кораблей2. На табличках Киртивармана II из Кендура говорится, что Винайядитья, внук Пулакешина II, подчинил Цейлон благодаря боевым ладьям3.

Правители Чолы также содержали сильный флот, с помощью которого они не только часто вторгались на Цейлон и покоряли его, но и осуществляли заморские экспедиции. Парантака попытался захватить остров, но его поход завершился провалом. Правитель Чолы Сундара также предпринял неудачную попытку завоевать Цейлон. Во время одного из своих походов остров захватил Раджараджа. Его вторжение на Цейлон описано в текстах, вырезанных на табличках из Тирувалангаду4, следующим образом: «Рама построил с помощью обезьян дорогу через море, а затем с большим трудом убил царя Ланки с помощью острых стрел. Но Раму превзошел этот (царь), могущественное войско которого пересекло океан на кораблях и сожгло правителя Ланки».

Раджараджа также отправил экспедицию против двенадцати тысяч островов (вероятно, имеются в виду Лакка-

1

Ep. Ind., XII,

p. 151.

2

Ibid., VI, No.

1.

3

Ibid., IX, p. 205.

4

S.I.I., III, p. 421.

263

Часть седьмая. ВОЗДУШНЫЕ И МОРСКИЕ СРАЖЕНИЯ

дивские и Мальдивские острова)1. Царь из династии Чола также отправлял мирные посольства в Китай.

Заморские походы Раджендры производят неизгладимое впечатление. Он завоевал Цейлон и захватил короны царя и царицы. Выдающимся ратным подвигом Раджендры стало покорение Кадарама и других приморских областей. Его войска плыли к Шри Виджае и зависимым от нее территориям на многочисленных кораблях. Все эти государства были им подчинены. К числу завоеванных областей относились Паннай (Пани или Паней на восточном побережье Суматры), Малайир (на южной оконечности Малайского полуострова), Илангашокам (на Малайском полуострове), Маппаппалам (область в государстве талаингов, на территории Нижней Бирмы), Талайттакколам (современная Таккола на западном побережье Малайского полуострова), Мудаммалингам (регион, расположенный напротив Сиамского залива), Иламуридешам (область в северной части острова Суматра), Наккаварам (Никобарские острова)2. Кроме того, в те времена между Южной Индией и Китаем велась активная торговля. В конце X в. китайский император отправил к царю Чолы посольство с верительными грамотами, снабженными его печатью, и дарами, состоявшими из золота и штучных товаров, чтобы убедить купцов с Южного моря и тех, кто плавал в заокеанские страны, привозить свои товары в Китай.

В правление преемников Раджендры между Чолой и Цейлоном, в союз с которым нередко вступали представители династии Пандьев, постоянно разгорались войны. В 1077 г. Кулоттунга I отправил к китайскому двору посольство, призванное установить торговые отношения между двумя странами. Члены делегации получили «81 800 медных кашей, то есть примерный денежный эквивалент стоимости привезенных ими товаров — изделий из стекла, камфары, парчи (в

1

S.I.I., II, p. 48.

2

Названия других исторических областей, завоеванных царем, и их

соотнесение с современными см. в статье М. Кедеса в Bulletin de l’Ecole Française d’extreme Orient, 1918.

264

Глава 2. Сражения на море

китайских текстах она названа кимхва), рогов носорогов, слоновой кости, благовоний, розовой воды, асафетиды, буры, гвоздики и т. д.1 Примерно в 1090 г. правитель Шри Виджаи, построив в Шолакулавалли Паттинаме, возможно современном Негапатаме, вихару, отправил ко двору Кулоттунги I посольство. Факты свидетельствуют о том, что владыки Чолы сохраняли превосходство на море и содержали сильный флот, который мог использоваться для осуществления не только активной торговли с другими странами, но и военных экспедиций.

В правление в Варангале династии Какатьев важнейшим портом восточного побережья был Мотупалле (округ Гунтур). Один из представителей этой династии, Ганапатидева, искоренил пиратство и сделал море безопасным для торговли с другими странами, такими как Китай и Занзибар. Аналогичную политику продолжила проводить его дочь Рудрамба.

Цари Виджаянагара также претендовали на превосходство на море. Со времени правления Харихары I владыки Виджаянагара стали называть себя повелителями восточного, западного и южного океанов. В их империи действовало 300 портов2. По словам Феришты, при дворе Виджаянагара находились посланники правителя Цейлона, а сам он каждый год посылал царю богатые дары. Вирупакша, сын Харихары II, как считается, захватил остров и установил на нем победную колонну3. Абд-ур-Разак сообщает, что (Лакканна) Даннайк, визирь Девараи II, путешествовал к границе Цейлона4. В эпиграфе сказано, что Деварая II собирал с острова дань (илам тирай конда). Кроме того, Деварая получал подати с таких областей, как Пегу и Тенассерим5. Лодовико Вартема, посетивший Виджаянагарское царство в 1504 г., сообщает, что его правитель в те времена вел войну

1

См.: Nilakanta Sastri K.A. The Colas, II, p. 25—26.

2

Elliot. History of India, IV, p. 103.

3

Aiyangar S.K. Sources, p. 53; E.I., III, p. 228.

4

Sewell. A Forgotten Empire, p. 74.

5

Ibid., p. 302.

265

Часть седьмая. ВОЗДУШНЫЕ И МОРСКИЕ СРАЖЕНИЯ

против Тенассерима1. Кришнадеварая, Ачьютарая и Садашиварая утверждали, что покоряли Цейлон.

Благодаря португальцам мы знаем также о действиях виджаянагарского флота на западном побережье. Тимоджа, командовавший виджаянагарским флотом в 1506 г., «получил задание вести непрекращающиеся боевые действия с Гоа», который в тот период находился во власти султанов Биджапура.

Цари Виджаянагара отправляли мирные посольства в другие государства. Букка I прислал делегацию ко двору китайского императора Чжао-цзуна. Послы везли в Китай дань и богатые дары, среди которых был камень, способный нейтрализовать любой яд2. Это свидетельствует о том, что владыки Виджаянагара, как и правители Чолы, сохраняли превосходный флот и господствующее положение на море.

Однако следует отметить, что в нашем распоряжении почти нет сведений о структуре морского министерства и кораблестроении. В виджаянагарский период, по мнению Райса, министерством руководил чиновник, занимавший должность навиядапрабху. Он базировался в Мангалоре и осуществлял обязанности адмирала флота. Вероятно, он исполнял приказы визиря или главнокомандующего3. Одна эксадрилья была расквартирована в Бхаткале. Возможно, ее штаб-квартира находилась на Гоа4.

К числу центров кораблестроения, действовавших в Южной Индии, относились Каликут, Кочин, а также Мальдивские острова. В источниках содержатся противоречивые сведения касательно размера индийских кораблей, начиная от сообщений арабских путешественников IX и X в. и за-

1

Varthema. Itinerary, p. 74.

2

Bretschneider. Med. Researches, II, p. 211; Ind. Ant., XL, p. 140.

3

E.C., VIII, sb. 468.

4

См.: New Review, vol. XIV, Dec. 1941. В своей статье Б.А. Салето-

ре исследует морскую политику маратхов. Изучив сочинения двух авторов из этого племени: Кришнаджи Ананта Саббасада и Рамачандры Панта Аматьи, — он отмечает, что военные в этих трудах названы гурабами, галабатами, таранди, тарав, шибад и пагар. Согласно текстам данных источников, флотом руководил субхедар или сарсубха. В правление пешв начался упадок флота.

266

Глава 2. Сражения на море

канчивая описанием Васко да Гамы, жившего в XVI в. Сулайман сообщает, что жители Мальдивских островов «строили корабли и дома и выполняли все другие работы с виртуозным искусством»1.

Характеризуя индийские корабли, следует обратиться к описанию, сделанному Иоанном Монтекорвинским. Он пишет: «Корабли же у них очень непрочные и неуклюжие, без железа, швы не конопатят; сшиты они бечевой, как платье, и, если где-нибудь нить порвется, тотчас корабль распадается, и что ни год приходится их чинить, иначе и в море выйти нельзя. Руль на этих кораблях ломкий и слабый, он как доска, шириною в пядь и укреплен в середине кормы; когда же надо повернуть на другой галс, то делают это с большим трудом, а при сильном ветре и вовсе поворачивать нельзя. На кораблях один парус и одна мачта, а паруса делаются либо из тростниковой плетенки, либо из скверной ткани, веревки же плетут из волокон» (перевод с латыни Я.М. Света, по изданию: После Марко Поло. Путешествия западных чужеземцев в страны трех Индий. М.: Наука, 1968. — Пер.). Очевидно, индийские суда были небольшими. Барбоса отмечает, что мавры строили корабли с килями грузоподъемностью 1000—1200 бахар (около 224 тонн)2. Судя по сделанному Вартемой описанию кораблей, построенных в Каликуте, в среднем они выдерживали 200 тонн3. По словам Николо Конти, грузоподъемность судов составляла 2000 бочек, или около 60 000 кубических футов.

Нередко торговые корабли во время войны переоборудовали в боевые. Несмотря на то что тема мореплавания в Древней Индии представляется крайне интересной, она была разработана лишь частично, так как в нашем распоряжении все еще имеется недостаточно материала для ее всестороннего изучения.

1

Farrand. Voyage, p. 32.

2

Gama V. da. The First Voyage, p. 128.

3

Varthema. Travels, p. 154.

Часть восьмая

ДИПЛОМАТИЯ И ВОЙНА

Глава 1

ИСТОРИЯ ДИПЛОМАТИИ

Несмотря на детально разработанные правила ведения войны, приведенные в эпических поэмах и сборниках законов, где говорилось о том, что участие в боевых действиях — это обязанность и привилегия каждого истинного кшатрия,

внекоторых случаях, пораженные ужасом войны, противоборствующие стороны, задумавшись о ее последствиях и пытаясь не допустить открытого конфликта, прибегали к тщательно продуманной политике, которую мы в настоящее время именуем дипломатией. Современный автор пишет: «Словом «дипломатия» мы называем метод переговоров, убеждения и примирения, используемый для достижения различными народами их общих интересов и корректировки противоположных… Без дипломатии войны велись бы гораздо чаще. Однако за ней кроется подготовка к войне, и

внекоторых случаях угроза начала боевых действий используется в качестве инструмента дипломатии»1. Ниже будет сказано о том, каким образом в Древней Индии подтвердилась и была претворена в жизнь эта теория. Вскользь следует отметить, что слова переговоры, убеждение и примирение являются прямыми переводами терминов сама, дана и бхеда, а выражению «угроза войны» соответствует понятие данда. Эти четыре слова лежали в основе древнеиндийской дипломатии и служили эффективными инструментами,

1 Burns C.D. War, p. 81—83.

268

Глава 1. История дипломатии

позволившими предотвратить множество войн, во время которых в противном случае было бы пролито много крови, а экономика оказалась бы в бедственном состоянии1.

В политических трактатах для того, чтобы обозначить понятие «дипломатия», используется термин найя. По мнению Каутильи, выдающегося политического деятеля, жившего в IV в. до н. э., царь, понимающий истинный смысл дипломатии, завоюет всю землю2.

История дипломатии в Древней Индии начинается с «Ригведы-самхиты», созданной, вероятно, еще в период энеолита3. Во время битв сражающиеся призывают Агни, чтобы он помог им победить противника. Он назван обманщиком врагов4. В другом гимне сказано, что его недруги полны обмана5. Для того чтобы достигнуть поставленной цели, использовали шпионов6. Это определенно свидетельствует, что шпионаж существовал уже в период создания «Ригведы-самхиты». Во время битвы Десяти Царей, описанной в седьмой мандале7, дипломатия правителей использовалась наряду с жреческой8, оказавшей положительное влияние на общее развитие страны.

Постепенно дипломатия стала играть крайне важную роль. Ко времени написания «Атхарваведы-самхиты»9 правитель стал ее центром. С одной стороны, он, казалось, обладал абсолютной властью в данной области, а с другой — был ограничен мнением пурохитов и общественности. В этом

1 Читателю следует обратить внимание на работу Калидаса Нага, написанную на французском языке и названную Les Theories Diplomatiques de l’Inde Ancienne et l’Arthaśāstra (Paris, 1923), перевод которой я опубликовал в «Журнале индийской истории» (Journal of Indian History, Madras, 1926—1927).

2

 

.

3

См. мою рецензию на книгу The Culture of the Indus Valley (Madras

University Journal, 1934, January).

4

R.V., IV, 15.4.

5

Ibid., III, 18.1.

6

Ibid., IV, 4.3.

7

Ibid., VII, 18.33.

8

См.: Nag. Op. cit., p. 10.

9

А.V., III, IV, 1—6.

269

Часть восьмая. ДИПЛОМАТИЯ И ВОЙНА

смысле он отличался от афинского архонта-басилея и rex sacrorum Древнего Рима.

В одном из гимнов «Атхарваведы-самхиты» сказано, что Варуне служили шпионы, обладавшие тысячей глаз и сновавшие во всех направлениях. Этот гимн, как и другие, нацеленные на достижение царем победы в битве, свидетельствует о том, что в те времена к дипломатии прибегали довольно часто. Согласно «Атхарваведе», врагов следует повергать с помощью уловок и хитростей, заклинаний и колдовства.

Ко времени написания «Атхарваведы» сложилась основа Махабхараты и Рамаяны. Цари, описанные в этих произведениях, обладают значительной силой и большим влиянием. Война и дипломатия укоренились. Они преодолели первичную стадию своей эволюции и превратились в развитые институты. Племена уступили место организованным общинам, большое число которых приняло участие в масштабной битве между Пандавами и Кауравами1. Уже в первом парване выдающейся эпической поэмы, «Ади-парве», содержится глава (143), в которой передана удушающая атмосфера придворных интриг и всевозможных переговоров. Далее приводятся слова выдающегося политика Каники, возможно Каники-Бхарадваджи из «Артхашастры», о дипломатии, с которыми он обратился к престарелому слепому Дхритараштре, завидовавшему Пандавам:

«Цари должны быть всегда готовы с поднятым скипетром, и им следует увеличивать свою смелость, не допуская ошибок; они должны постоянно следить за промахами других.

Он (царь) обязан вести себя так, чтобы другие (его враги) не нашли его ошибок. Но он должен видеть промахи других. Ему следует сохранять свои средства в тайне, подобно черепахе, прячущей части своего тела.

Начав какое-либо дело, он должен всегда заканчивать его. Заноза, если ее полностью не удалить, приводит к возникновению гноящихся ран.

1 См. подробнее в: JRAS, 1908 — статья Паргитера.

270