Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Voyna_v_Drevney_Indii_Vishnampet_R_Ramachandra_Dikshitar

.pdf
Скачиваний:
28
Добавлен:
04.05.2022
Размер:
2.24 Mб
Скачать

Глава 5. Кавалерия

соединялись шипы, игравшие свою роль в управлении лошадью1.

О том, насколько важным коневодство было для древних индийцев, свидетельствует «Лакшанапракаша», где приведены цитаты из нескольких более древних источников, некоторые из которых, вероятно, не сохранились до наших дней. К их числу относятся «Ашваюрведа» и «Ашвашастра». Авторство первого текста приписывают Джаядеве, а второго — Накуле. По легенде, происхождение слонов связано с именем мудреца Самагаяны, а лошадей — еще одного его «коллеги», Шалихотры. Один из трактатов, посвященных коневодству, назывался «Шалихотрам». Лошади в нем разделены на четыре касты, однако в трактате говорится и о существовании множества коней, относящихся к смешанным типам. Существовал еще один труд, посвященный разведению лошадей, — «Ашвачикитсита», — написанный Накулой. В «Шукранитишаре»2 приведен подробный перечень качеств, которыми должен обладать породистый конь, а также различных благоприятных и неблагоприятных отметин. В источнике также говорится о различных мастях3 и аллюрах. В нем также приведены правила ухода за лошадьми.

На основании того, насколько пристальное внимание уделено коням в «Артхашастре», мы можем прийти к выводу о том, что во время войны эти животные играли крайне важную роль. Как в пуранах, так и в эпических поэмах сказано, что лучшие породы лошадей происходят из Синдху и Камбоджи; в древности, во время боевых действий, камбоджийских всадников нередко нанимали на службу в армии. Так, они принимали участие в войне, описываемой в Махабхарате. Высоко ценились также кони из Бахлики4. Лошадям, как и слонам, давали клички5. Одними из лучших

1

См.: Аrrian, XVI.

2

IV. 7.42—72; 75—110.

3

Drona, 23.73—74; Bhīsma, 79.51.

4

Rāmāyana, Bāla, I. 6.22; Мhb., Sauptika, 13.2.

5

См.: Rāmāyana, Bāla, I. 6.23—24.

161

Часть четвертая. АРМИЯ И АРМЕЙСКИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

конников, прекрасно разбиравшихся в своем деле, были Шалья, Карна и Кришна1. В отличие от колесничего всадник управлял конем с помощью хлыста, который, как правило, прикреплялся к запястью. Благодаря этому он мог свободно использовать руку. Конники были вооружены стрелами, копьями или мечами. Они носили нагрудники и тюрбаны (ушниша)2. Следует отметить, что перед боем коней поили вином3. Основные тактические задачи кавалерии заключались в том, чтобы сметать преграды, возникающие на пути, преследовать отступающего противника, прикрывать фланги армии, быстро и незаметно поддерживать связь между различными войсковыми подразделениями (бахутсара) и прорываться через ряды противника с передовых позиций в тыл4. В целом конники отвечали за безопасность войска, занявшего укрепленные позиции, находящегося в лесу и в лагере. Они мешали поставке вражескому войску продовольствия и подкрепления. Коротко говоря, кавалерия была незаменима в ситуациях, когда требовалось быстро переместиться из одной точки в другую5.

Этот параграф следует завершить, приведя следующий гимн из «Атхарваведы»:

«Лети, о конь, со скоростью ветра, когда ты запряжен; беги по побуждению Индры со скоростью разума. Пусть все владетельные маруты запрягут тебя. Пусть Тваштар дарует быстроту твоим ногам.

Скорость, о рысак, заложена в тебя втайне, что было совершено для ястреба, для ветра, с этой силой ты, о конь, силен, побеждаешь в скачках, подводишь итог столкновению».

1

Мhb., Drona, 31.59—60.

2

Ibid., Каrna, 44.64—67.

3

Ibid., Drona, 112.56.

4

Кāma, 20, 5—6; Nīti, VI. 64—6; Nīti, 22.8.

5

См. комментарий Шанкарарьи к «Камандаки» (20.5), согласно ко-

торому шигхракарьопападанам то же, что и вартаджнанадикарья сампаданам. Особенно важную роль они играли, когда требовалось, чтобы получить верные сведения и доставить их во время боевых действий (Mhb., Bhīsma, 120.28).

162

Глава 6. Пехота

Глава 6

ПЕХОТА

Еще одним важным подразделением войска была пехота. Изначально в ходе военных действий в основном использовали колесницы и слонов. Благодаря тесным связям со странами, откуда происходили прекрасные лошади, первостепенное значение приобрела кавалерия. Последними, на кого обратили внимание, были пехотинцы. Со временем сложилось представление о том, что чем многочисленнее армия, тем больше у нее шансов на победу. В «Атхарваведе» говорится об одном из воинских обрядов, связанном с облачением воина в доспехи: «Я прикрываю щитом твои уязвимые места. Да окружит тебя царь Сома амритой! Да сделает тебе Варуна (пространство) шире широкого! Да возрадуются боги вслед тебе, побеждающему! (перевод Т.Я. Елизаренковой; приведен по изданию: Атхарваведа. Избранное. C. 278. — Пер.)1. Воинов также снабжали знаменами2.

В «Артхашастре» о пехоте говорится как об отдельном войсковом подразделении, которым руководил отдельный государственный чиновник. Об этом писал еще Мегасфен3. Помимо маулы, наследственных войск, составлявших бóльшую часть войска, в нее входили бхрита — наемники, шрени — воины, выставленные различными сообществами и корпорациями, митра — войска союзников, амирта — перебежчики из вражеской армии и атави — солдаты, набранные из членов лесных племен4. Профессор Рэпсон предположил, что их набирали по деревням (так поступали в Древней Греции и Германии, а также в современном Афганистане). Несмотря на то что основу армии составляли представители касты воинов, в нее при определенных обстоятельствах могли вступить и представители других сословий. Разработчики

1

A.V., VII. 118.

2

Ibid., X. 1.

3 Аr. Śās., X, 5. , а также IX, 2; fragm. 34.

4Аr. Śās., IX, 2. .

163

Часть четвертая. АРМИЯ И АРМЕЙСКИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

данной классификации, вероятно, учитывали состав всех подразделений армии, включая кавалерию. Индийцы прекрасно понимали, насколько велико было значение наследственного регулярного войска, и признавали несомненность его верности правителю1. Солдат тренировали, прививая им навыки, которые должны были понадобиться им во время боевых действий. Их обучали сражаться в низинах или на возвышенностях, участвовать в открытом бою и дипломатических столкновениях, воевать в траншеях, а также драться и днем и ночью. В «Нитипракашике» приведен перечень их обязанностей2. Они обязаны были разбивать лагеря, руководить действиями свободных рабочих, трудящихся на благо армии, защищать сокровищницу, арсенал и другие хранилища, а также делать приготовления для того, чтобы можно было принять боевой порядок. Согласно «Шукранити» и «Камандаканитисаре», войско должно быть как можно более многочисленным, чтобы вселять страх в сердца врагов. В «Шукранити» также говорится о том, что пехотинцы в сражениях использовали огнеметательное оружие3.

По словам Арриана, пехотинцы были вооружены следующим образом: «Они используют лук, длина которого равна росту того, кто стреляет из него. Воины ставят его на землю и, придавливая его левой ногой, пускают стрелу, оттянув тетиву, ибо стрелы, которыми они пользуются, коротковаты — длиной 3 фута (примерно 91 см. — Пер.), и ничто не способно противостоять выстрелу индийского лучника — ни щит, ни нагрудник, ни какое-либо более крепкое защитное приспособление, если оно используется.

1 Nīti, 22, 15. Ср.: Аr. Śās.:

(IX, 2.)

2

(VI, 66—67.) 3 Śukrā, IV. 7.24. См.: Oppert, J.A.O.S. 1888, p. 296; C.H.I., I, p. 271.

164

Глава 7. Интендантство

В левой руке они держат щит, сделанный из необработанной бычьей шкуры, который у‹же тех, кто несет его, но по длине почти равен росту воина».

Упоминаются и другие виды вооружения. Некоторые пехотинцы вместо луков использовали метательные копья. При этом у всех них были мечи с широкими лезвиями, длиной менее 3 локтей. Ими бились на близком расстоянии, держа в обеих руках, чтобы нанести противнику как можно более сильный удар. Возможно пытаясь доказать превосходство дисциплинированной пехоты, автор «Агни-пураны» пишет, что победу одерживает то войско, в котором служит много пехотинцев1.

В «Шукранити» пехотинцы названы словом свагама, в отличие от аньягамы, термина, используемого в отношении остальных трех составляющих чатуранги. Для операций, осуществляемых ими, лучше всего подходило поле, где лежали большие камни или росли могучие деревья и размещались муравейники. Его следует очистить от колючек. Кроме того, оно должно быть ровными и широким2.

Глава 7

ИНТЕНДАНТСТВО

Чатуранга являлась традиционным подразделением армии. Но в эпоху, описанную в эпических поэмах, появляется саданга3, или шестичастное деление армии, в которое

1

(Agni Purāna, ch. 228—7. См.

в этой связи исследование Ирвина о пехоте Великих Моголов — The

Army of Indian Moghuls, p. 57.

2

Śukrā, IV. 7.3.

3

В различные исторические периоды термин «саданга» имел разное

значение. В «Шукранитисаре» упоминаются семь составляющих войска (Ibid., IV. 7.1), а также обычное четырехчастное деление наряду с быками, верблюдами и орудиями. Последние можно назвать артиллерийскими. Быков и верблюдов, описывая армию, упоминает Каутилья, однако сами по себе они не являлись двумя отдельными подразделениями, какими их считал Шукра, живший, вероятно, в начале нашей эры. Попытка доказать, что виджаянагарское войско состояло из частей, о которых

165

Часть четвертая. АРМИЯ И АРМЕЙСКИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

включались интендантство и адмиралтейство. Первое существовало уже в период, описанный в эпических поэмах. Так, когда войско Пандавов двигалось к Курукшетре, за ним следовали «повозки, торговые лавки и шатры, всевозможные перевозочные средства и предметы, необходимые в пути, казна, метательные устройства и оружие, врачеватели и лекари. И те, кто силою неполноценен и кто истощен и слаб» (перевод В.И. Кальянова, текст приведен по изданию: Махабхарата. Кн. 5: Удьйогапарва, или Книга о старании. Л., 1976. С. 299 (Гл. 149. 50—53). — Пер.). Это было полностью гражданское подразделение, прикрепленное к армии1. О том, что во время похода в состав войска входили врачи, также свидетельствует следующая глава. С собой они везли необходимые лекарства и инструменты. Описывая лагерь Пандавов, автор пишет о том, что в состав армии входили многочисленные умелые и опытные мастера, регулярно получавшие вознаграждение. Кроме того, он сооб-

писал этот автор, исключая колесницы, на основании единственного свидетельства Бакхара царя Рамараджи завершилась провалом, так как, по словам Сьюэлла, в состав войска Виджаянагара, выступившего против Гулбарги в 1419 г., входили кавалерия, пехотинцы и слоны (Saletore. Social and Political Life, I, p. 420—421; Sewell. Forgotten Empire, p. 65). К этим сведениям нам следует относиться крайне осторожно. Более вероятно, что быки и верблюды играли по отношению к кавалерии и слонам роль вспомогательных подразделений. Столь широкое их использование было связано с нехваткой подходящих лошадей. Считается, что внешняя политика правителей Виджаянагара была направлена на то, чтобы получать лошадей из Армуза (Sewell. Op. cit., p. 381—382). Также следует отметить, что конь стоил очень дорого (Barbosa, I, p. 211). Говоря об артиллерии, вряд ли можно согласиться с мнением о том, что в период написания «Артхашастры» ее не существовало, которое нередко многоречиво поддерживают исследователи (Saletore. Op. cit., p. 420). Во времена, описываемые в этом источнике и эпических поэмах, артиллерия состояла в основном из колесниц, а порой и пехоты, если в сражениях с врагом воины использовали огнеметательные орудия.

1

(Mhb., Udyoga, 151, 58—59)

166

Глава 7. Интендантство

щает, что там можно было найти оружие, относившееся ко всем существовавшим в то время видам, а также большое количество воды, пищи и фуража, нарезанной соломы и древесного угля. Также в лагере можно было найти мед, топленое масло и толченую смола1.

В другой главе того же парвана2, в описании войска Дурьодханы, сказано, что, когда оно выступало, оно было снабжено всем необходимым для большой армии, в том числе материалами, использовавшимися для починки колесниц, тигровыми шкурами, которыми покрывали эти транспортные средства, запасными наконечниками и древками копий, колчанами, разнообразными наборами веревок, маслом, мелассой и песком, горшками с ядовитыми змеями, негорючими веществами, помпами, водой, леопардовыми шкурами, молескином, топленым маслом и т. д.

Основная задача этого подразделения заключалась в том, чтобы поставлять одежду и вооружение тем, кто потерял их. Раненых солдат отправляли в лагерь, где за их лечение брались лекари и хирурги. Так же поступали и с ранеными животными. Такова была вторая функция, которую выполняло интендантство.

Согласно Мегасфену3, войском Чандрагупты управлял орган, состоявший из шести подразделений, по пять членов

1

(Mhb., Udyoga, 152, 12—14) 2 Ср. организацию византийской армии IX—X вв., приведенную Чарльзом Оманом (Charles Oman) в его книге «История военного искусства в Средние века» (A History of the Art of War in Middle Ages (1905), p. 189

и далее).

3 Fragm. 34.

167

Часть четвертая. АРМИЯ И АРМЕЙСКИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

вкаждом. Одним из таких подразделений было интендантство. Оно должно было взаимодействовать с заведующим повозками, запряженными быками, на которых доставлялись материалы военного назначения, корм для скота и другие предметы, необходимые для ведения боевых действий. Сотрудники интендантства руководили слугами, бившими

вбарабаны и гонги, конюхами, механиками и их помощниками, а также фуражирами. К этому списку можно добавить врачей, астрологов и представителей других профессий, упомянутых в «Артхашастре»1.

В«Нитипрашике»2 сказано, что за войском, как правило, следовали гарем, несколько дружелюбно настроенных по отношению к нему соседей, ряд жителей пригорода, коммерсанты, казначеи, евнухи, больные, раненые, искалеченные и слабые, а также государственные чиновники, мастера, землекопы, плотники, землемеры, инженеры, люди, знакомые с полем боя, охотники, знающие местные леса, и хорошие врачи.

Вимеющихся в нашем распоряжении источниках интендантство упоминается довольно часто. Данный факт, несомненно, свидетельствует о том, что к войне индийцы готовились методично, а сами боевые действия велись систематически. По крайней мере, начиная с эпохи, описанной в эпосе (и, без всякого сомнения, в период правления династии Маурьев), правители Древней Индии понимали, насколько важно для войска интендантство. Перекрытие каналов снабжения вражеской армии считалось вполне допустимым страгегическим методом достижения победы. Это подразделение играло особенно важную роль во время обороны крепостей, когда осада затягивалась. Однако

впродолжительных походах наличие обоза, шедшего за войском, заметно ослабляло его. Особенно отчетливо это

1

(Ar. Śās., X, 3.)

2 Nīti, VI. 19, 22, 34 и далее.

168

Глава 8. Адмиралтейство

проявилось в армии Великих Моголов, в первую очередь Аурангзеба. В источниках сказано, что этой слабостью воспользовался Шиваджи1.

Глава 8

АДМИРАЛТЕЙСТВО

Доктор В.А. Смит пишет: «Создание адмиралтейства было новшеством, претворенным в жизнь благодаря гению Чандрагупты»2. Как государственное ведомство оно действительно могло быть сформировано по приказу Чандрагупты, но в нашем распоряжении имеются свидетельства о том, что корабли и лодки использовались уже в период Ригведы3. В частности, в ней упоминается судно с сотней весел: «Вы вели себя как герои в море, где ни опереться, ни встать, ни ухватиться, когда, о Ашвины, вы везли Бхуджью домой, взошедшего на стовесельную ладью» (Ригведа. I. 116. 5. Перевод Т.Я. Елизаренковой. Цитата приведена по изданию: Ригведа. Мандалы I—IV (2-е изд., исправленное). —

Пер.).

В той же Веде этот корабль назван словом плава. В ней сказано, что его не мог разрушить шторм, а сам он был красив и украшен с обеих сторон крыльями (Ригведа. I. 182. 5. Перевод Т.Я. Елизаренковой. Цитата приведена по изданию: Ригведа. Мандалы I—IV (2-е изд., исправленное). — Пер.). Согласно другому фрагменту, Тугра отправил флот, состоявший из четырех судов (чатасро навах), среди которых было упомянутое выше (Ригведа. I. 182. 6. Перевод Т.Я. Елизаренковой. Цитата приведена по изданию: Ригведа. Мандалы I—IV (2-е изд., исправленное). — Пер.). На основании этих отрывков мы можем сделать вывод о том, что Ашвины были народом выдающихся торговцев, жившим на далеком острове, а их правитель Тугра

1

См.: Sen S.N. The Military System of Marathas.

2

Early History of India, p. 133.

3

R.V., I, 17.1.5.

169

Часть четвертая. АРМИЯ И АРМЕЙСКИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

держал в интересах своего государства флот. В Ригведе встречаются и другие фрагменты, свидетельствующие о том, что древние индийцы были хорошо знакомы с мореплаванием. К примеру, Варуна, согласно источнику, знал морские маршруты, по которым плавали суда1 (Ригведа. I. 25. 7. Перевод Т.Я. Елизаренковой. Цитата приведена по изданию: Ригведа. Мандалы I—IV (2-е изд., исправленное). —

Пер.).

В «Баудхаяна Дхармашастре» говорится о таком понятии, как самудрасамьянам. Для его объяснения в источнике используется словосочетание «нава двипантарагаманам», плавание в другие страны на кораблях. Сам этот термин встречается в «Артхашастре» Каутильи, в разделе, посвященном навадхьякше2.

Об использовании кораблей и ладей сказано и в нескольких пуранах. Так, в «Маркандея-пуране» говорится о кораблях, мечущихся в море из стороны в сторону. В «Варахапуране» упоминаются люди, заплывшие далеко в океан в поисках жемчуга и устриц. Ежедневно суда плавали по безбрежным, глубоким и пугающим морским просторам3. Нет ничего удивительного в том, что на монетах государства Андхра чеканили изображения судов. Кораблестроение было развито на восточном побережье, в частности на коромандельском берегу. Начиная с этого времени и вплоть до XV в. поддерживались регулярные связи с островами архипелага, большинство которых было колонизировано, а также с древней Америкой, отделенной от Индии Тихим океаном, о чем свидетельствуют археологические находки и надписи, обнаруженные в обоих регионах. В источниках, написанных на палийском языке на Цейлоне, в частности в «Махавамше», упоминаются морские суда, везущие 700 пассажиров. Столь активное взаимодействие и колонизация, осущест-

1

 

2

Ar. Śās., II, 28.

3

Цитата в «Юктикалпатару».

170