Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Voyna_v_Drevney_Indii_Vishnampet_R_Ramachandra_Dikshitar

.pdf
Скачиваний:
28
Добавлен:
04.05.2022
Размер:
2.24 Mб
Скачать

Глава 2. Этика войны

животной ярости1. В результате были разработаны этический кодекс и своды законов — Дхармашутры и Дхармашастры. Правитель, решивший проводить политику дхармавиджаи, должен придерживаться этических норм, распространяющихся на воинов.

Индийские ученые, занимавшиеся военной наукой, различали два вида ведения войны: дхармаюддху и кутаюддху. Существует и другая классификация, согласно которой конфликты делятся на две другие категории: пракашаюддху и мантра-юддху. Дхармаюддха — это война, которая ведется в соответствии с принципами дхармы. В данном случае последнее понятие является аналогом кшатрадхармы, долга царя и воинов. Другими словами, данным словом называлась справедливая война, одобренная обществом. Для ее наименования также использовали слово «пракашаюддха», открытая битва. Она не связана ни с какими тайнами. Противоборствующие стороны приступали к приготовлениям к сражению еще до начала войны. Во время подобных конфликтов не использовались военные хитрости и уловки. Воины просто вступали в открытый, но при этом регламентированный бой. С другой стороны, термином «кутаюддха» называли несправедливую войну, сопровождаемую тайно организованными хитростями. Иногда она велась с помощью мантр, чар и заклинаний. Порой подобные боевые действия назывались мантра-юддха. Они считались допустимыми лишь в целях обороны, да и то только в самом крайнем случае. Более подробно о ней будет сказано ниже.

Возвращаясь к глубокой древности, периоду, описанному в «Ригведе-самхите», мы вполне можем предположить, что в самхитах и Ведах, написанных позднее, отразилась разница между дхармаюддхой и кутаюддхой. Несомненно, войны в те времена велись, и иногда в ходе их использовались различные хитрости2. Тогда не существовало ни-

1

Raghuvamśa, 17. 47, 68; см. комментарий Маллинатхи.

2

R.V., I, 117.16; VII, 18.11.

61

Часть вторая. ЗАКОНЫ ВОЙНЫ

чего похожего на точно сформулированные правила поведения. Такой кодекс появился благодаря дальновидности наших древних мудрецов только в период, последовавший за ведическим. В текстах источников, особенно сочинений, написанных брахманами, то тут, то там начинают появляться различные правила. К примеру, в «Каушитакибрахмане» сказано: «Родственник или не родственник, сокруши врагов, побори нападающих, победи посредством нападающих»1. Несомненно, в тот период существовал некий неписаный свод правил или соглашение, которого придерживались члены общества, а «на бумаге» он был изложен гораздо позднее.

Однако в ходе изучения ведической литературы в целом можно прийти к выводу о том, что асуры были хорошо знакомы с военным делом, жили в хорошо укрепленных крепостях, а порой ради победы над врагом прибегали к беспринципным и нечестным методам ведения войны. Они виртуозно умели читать заклинания и накладывать чары, мантры и тантры. Читая о различных войнах между асурами и дэвами, о которых говорится в ведических сочинениях и которые были более подробно описаны в поздних пуранических текстах, мы можем предположить, что истоки кутаюддхи, впоследствии признанной индийскими законодателями одним из разрешенных видов войны, следует искать в институтах, созданных асурами и постепенно перенятых дэвами. Но возможно, что эти два типа войны упоминаются в «Дхармашастрах» и эпосе. К тому времени уже был составлен кодекс, не противоречащий политике и действовавшим в то время соглашениям. Воину, который не следовал установленным правилам, грозило наказание. Одновременно с постепенным формированием отдельной касты воинов эволюционировал и кодекс. Несмотря на то что полководцы и простые кшатрии старались придерживаться правил, их учили и другим методам ведения боя, включая характерные для

1 Kausītki Brāhmana, XX. 8.6.

62

Глава 2. Этика войны

кутаюддхи1. Считалось, что в них воины тоже должны разбираться, так как каждому следует платить той же монетой. Если противник прибегает к нечестным приемам и интригам, тот, кто подвергся нападению, может использовать аналогичные методы, чтобы повергнуть врага.

Принципы, которые легли в основу разделения войны на два типа, и характерные признаки каждого из них подробно описаны в «Дхармашутрах» и «Дхармашастрах», эпосе, а также посвященных «Артхашастре» трактатах Каутильи, Камандаки и Шукры.

Здесь следует более подробно рассказать о законах справедливой войны. Когда завоеватель решал, что ему следует вторгнуться на территорию другой страны, он отправлял туда посланника с сообщением: «Сражайся или покорись!»2 Уже более чем 5000 лет назад индусы признавали неприкосновенность личности посла, внеся таким образом огромный вклад в международное законодательство. Неприкосновенность личности вестника или посла в древности была продиктована религиозными причинами; ее уже на заре своей истории признавали древние греки3. Платон утверждал, что причинение вреда послу равнозначно святотатству по отношению к Зевсу и Гермесу. Тот же принцип действовал и в ранние периоды истории Рима. Геродот рассказывает о божественном наказании, которое настигло Спарту в V в. до н. э. за то, что ее правитель повелел убить персидского посланца4. «Таким образом, именно благодаря религии получил признание один из наиболее старых принципов международ-

1 В эпосе это явление называется адхарма виджая. Виджая, достигнутая с помощью адхармы, — прямая дорога в ад (Śānti, 96, 1—2).

2

Для того чтобы получить более подробную информацию, см. раз-

дел, посвященный посланникам.

3

Платон. Законы, 941.

4

Геродот. 7.134.

63

Часть вторая. ЗАКОНЫ ВОЙНЫ

ной этики»1. В Махабхарате сказано, что царь, убивший посланника, попадет в ад вместе со всеми своими советниками2.

Невзирая на любовь к славе и стремление совершать героические поступки, заставлявшие воина действовать, к войне прибегали лишь в том случае, если все дипломатические способы достижения поставленной цели были исчерпаны. Обычно против внутренних врагов использовали политику самы и даны, а против внешних и подобных им — бхеды и данды3. Но это правило не было строгим4. Подобные различные приемы использовались как вместе, так и по отдельности, чтобы достичь компромисса и избежать или, по крайней мере, отсрочить начало войны. Такие попытки не допустить военного столкновения и сохранить мирные отношения действительно предпринимались. Как мы уже говорили выше, нападение было исключением, а оборона — правилом. Если достичь компромисса дипломатическими методами не удавалось и разгоралась война, то противников настигала неумолимая кара. Для того чтобы одержать победу над врагом, правители тщательно готовились, стремясь найти и атаковать самые слабые звенья его обороны. По мнению людей того времени, ничего зазорного в том, чтобы ударить противника в самое больное место, не было5. Об этом говорится в прекрасном источнике, который имеется в нашем распоряжении, — сочинении Арьяведы, знаменитого буддийского автора, жившего в начале II в. н. э. В «Катухшатике», текст которой был восстановлен и издан покойным Харапрасадом Шастри, имеется следующая строфа:

1

См.: Farnell L.R. The Higher Aspects of Greek Religion (London, 1926),

p. 100—101.

 

2

Śānti, 85.26.

Śānti, 94 (все); Śukrā, IV. 1.25—37; Аr. Śās., VII, 16.

3

Маnu, 7.198;

4

См. главу, посвященную дипломатии и дипломатическим пред-

ставителям.

 

5

Кāma, 20.57.

 

64

Глава 2. Этика войны

. (Catuhśatika, IV. 91 (см.: Memoirs of A.S.B., vol. III, No. 8.)

О чем это свидетельствует? Воин либо вернется с поля боя с победой, либо погибнет в битве. Второй вариант не был по душе никому. Все стремились одержать победу. Считалось, что ее нельзя получить благодаря одной только физической силе и демонстрации мощи. Успеха человек мог достичь, только если ему в выполнении его стремлений помогали высшие силы (дайва балам). Поэтому на протяжении недели, предшествующей началу марта, царь молился богам. В первый день он поклонялся Хари, Самбху и Винаяке; во второй — Локапаласу; на третий — другим богам; на четвертый — планетам; на пятый — Ашвинам, богам — покровителям рек, гор, деревьев и других предметов; а в последние два дня — Нарасимхе, а также боевым животным и оружию1.

Эта традиция напоминает обычай, распространенный у тамильских племен. Когда Сенгуттуван решил выступить против царей, правивших на севере, астролог предсказал, что благополучный момент для похода наступит тогда, когда правитель прикажет, чтобы за пределы городских стен были вынесены меч и зонт, которые должны стать прастханой. Затем он отправился в святилище Шивы и, произнеся необходимые молитвы, возложил ему на голову прасадам. Устроив для всей армии великолепное пиршество и произнося солдатам воодушевляющую речь, царь вместе со своим войском выдвинулся по направлению к Гангу2.

По завершении недели, предшествующей началу войны, царь, его «визирь» и пурохиты обращались к солдатам, разделенным на несколько отрядов, с воодушевляющими ре-

1 Аgni Purāna, 236; ср.: Śivatattvaratnākara, 5.14; 8.24. Этот обряд совершался до конца виджаянагарской эпохи.

2 Śila, XXVI.

65

Часть вторая. ЗАКОНЫ ВОЙНЫ

чами. Об этой традиции знал и Бхаса, упомянувший ее в своем сочинении Пратиджнаяугандхараяна1. Война в тексте сравнивается с яджной, ведическим жертвоприношением. Сражающийся до конца, согласно источнику, получит то же вознаграждение, что и совершающий ведическую яджну. В «Удьйога-парве» («Книге о старании») Махабхараты упоминается шастра яджна, подношение оружия, в ходе которого Кришна играет роль Адхварью, Юдхиштхира — Брахмы, а кровь воинов и их сила используются в качестве топленого масла, ученики Дроны и Крипы выступают в образе Садасьев, сын Дхритараштры — Яджамана, а омовение подношений авабхрита символизировало оплакивание убитого Дурьодханы могучим Бхимасеной2. Этот факт свидетельствует о том, что практика жертвоприношений сохранилась. Война также считалась олицетворением яджны. В те времена люди верили, что и она, и ведические жертвоприношения помогают достичь одной и той же цели — попасть на небеса3. Воины, погибшие в бою, достигали вирасварги. Убийство или гибель во время битвы не считались чем-то нечестивым. Такова была единственная кончина, достойная похвалы4.

Кодекс воина гласил, что за день до битвы царь должен провести ночь в своей колеснице, положив рядом с собой оружие. Астрологи и прорицатели, толкуя различные предзнаменования, предсказывали результаты сражения5. Царю следовало выступить в поход в благоприятное время, причем все его запросы должны быть удовлетворены в зависимости от силы воюющих сторон и возможностей прислуги. Если предзнаменование было добрым, цари обязаны были совершить ряд бескровных жертвоприношений (санти), так как, согласно распространенным в те времена представле-

1 См. ранее; Мhb., Śānti, 100, 32—41; ср. книгу Баерджи «Государственное управление в Древней Индии» (Public Administration in Ancient India); а также Аr. Śās., X, 3.

2

Мhb., Udyoga Parva, 141.29—51.

3

Śānti, 98.39 (до конца).

4

Ibid., 97.25, 28, 32.

5

Аr. Śās., X, 113.

66

Глава 2. Этика войны

ниям, эти обряды подобны доспехам, закрывающим воина от роя стрел1.

В написанной Варахамихирой «Йогаятре» сказано, что для того, чтобы победить в войне, накануне похода царь должен прочитать гимн апратиратха, содержащийся в «Атхарваведе»2. Выглядит он следующим образом:

«1) Две руки Индры (крепки), сильны (врисан) эти два чудесных успешных быка; их я сначала впрягу в плуг, когда появится связь (йога), их, с помощью которых было завоевано небо (свар), которое асуры.

2)Быстр, резок, ужасен, подобно быку, чрезвычайно убивающий, источник беспокойств людей, рычащий, бдительный, единоличный герой, Индра захватил сотню армий сразу.

3)С рычащим, бдительным, покоряющим, непобедимым, недвижимым, отважным — с Индрой таким образом захватываете, таким образом пересиливаете воинов, о люди,

свооруженным стрелой быком (врисан).

4)Он вооруженный стрелой, он с колчаном — управляющий; он, Индра, с его свитой, сводит вместе сражающихся, (он) завоевывающий сведенных вместе, пьющий сому, непокорный своими руками, с грозным луком, стреляющий острыми (стрелами).

5)Чтобы славиться его сильным, храбрым, выдающимся героем, могущественным, решительным (ваджин), непреодолимым, грозным, превосходящим героев, побеждающим воинов, захватывающим силой, о Индра, победоносная, завоевывающая коров колесница.

6)Да пробудитесь вы, увидев этого грозного героя, ухватитесь, о спутники, за Индру, завоевателя армий, захватчика коров, вооруженного молнией, захватывающего народы, убивающего силой.

7)Бросаясь с силой в коровьи стойла, Индра, безжалостный, грозный, со стократным неистовством, непоколеби-

1

Маtsya Purāna, ch. 288.

2

Аr. Śās., XIX, 13.

67

Часть вторая. ЗАКОНЫ ВОЙНЫ

мый, побеждающий сражающихся, непобедимый — пусть он помогает нашим войскам в битвах.

8)О Бхираспати, лети со своей колесницей, убивающий демонов, изгоняющий наших врагов, разбивающий наших противников, убивающий наших врагов, будь нашим помощником.

9)Индра, (будь) их предводителем. Позволь Бхираспати жертвенному дару, жертвоприношению, соме, выйти. Посреди сокрушительных противоборствующих армий богов пусть пройдут Маруты.

10)Индры, быка (врисан) царя Варуны, Адитьев, Марут дух (сардхас) грозен. Шум великого разумом, побуждающего творение, завоевывающего богов поднялся.

11)Индра — наш, когда знамена встречаются (в сражении). Пусть стрелы, которые наши, победят; пусть наши герои будут лучшими. Нам, о боги, помогите в ответ на мольбы».

После этого, согласно обычаю, пурохиты надевали на царя нагрудник, пока он произносил гимны, содержащиеся в Атхарваведе (кн. XIX, 20), призывая на помощь различных богов.

Ниже приведены некоторые правила, которые следовало соблюдать на поле битвы. Они были одинаковыми и для героев эпоса, и для тех, кто подчинялся сводам законов1.

1. Воин в доспехах не должен был сражаться с кшатрием, не одетым в кольчугу.

(Śānti, 95.7.)

2. Одному воину следовало биться только с одним врагом и прекратить сражаться, если противник получал ранение.

(Ibid.)

1 Śānti, 95, 7—13.

68

Глава 2. Этика войны

3. Если на враге кольчуга, его противник должен был тоже надеть доспехи.

(Ch. IV. 91. Śānti, 96.3.)

(Ibid., 8—9.)

4. Конный воин не должен был вступать в схватку со сражающимся на колеснице. При этом колесничий мог атаковать другого колесничего. Подобным образом конный воин имел право биться с другим бойцом, сражающимся сидя на коне. Согласно общему правилу, кшатрии должны были вступать в битву только с равными себе.

(Ibid., 10.)

5. Запрещалось использовать отравленные или покрытые зазубринами стрелы1.

(Ibid., 11—13.)

1 Ср.: Baudhāyana Dharma Sūtra, I. 10, 10.

69

Часть вторая. ЗАКОНЫ ВОЙНЫ

6.Не следовало убивать ослабленного или раненого противника, а также того, у кого не было сыновей.

7.Нельзя было нападать на воина, у которого сломано оружие или перерезана тетива лука, либо на того, кто потерял свою колесницу.

8.Запрещено было убивать кшатрия, который просил о пощаде, говоря: «Я твой», складывал руки в мольбе или отбрасывал свое оружие. Но его разрешалось захватить в плен1.

9.Царь должен был сражаться только с другим правителем, а не с воинами, занимавшими более низкое положение.

(Śānti, 96.7.)

10. Если на поле боя вступал брахман, чтобы призвать воюющие стороны к миру, все обязаны были прекратить сражаться. Кроме того, запрещалось ранить такого брахмана.

(Ibid., 8.)

11.Негодяем считался тот, кто, охваченный страхом, бежал с поля боя2.

12.Нельзя было оплакивать героя, убитого в сражении, ибо тот становился повелителем тысяч нимф3.

1

Śānti, 96.3.

2

Ibid., 97.19—20.

3

Ibid., 98.70—72.

70