Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Voyna_v_Drevney_Indii_Vishnampet_R_Ramachandra_Dikshitar

.pdf
Скачиваний:
28
Добавлен:
04.05.2022
Размер:
2.24 Mб
Скачать

Защита и нападение

вы сделать все для того, чтобы зародить в своем народе воинственный дух. В Древней Индии, насколько нам известно, не было частных предприятий, снабжавших коголибо оружием. Его производством и распределением также ведало государство. При военном ведомстве функционировал арсенал, входивший в его структуру. Возможно, у правителей Древней Индии были основания для того, чтобы создать стабильную экономическую демократию, как в случае с Дандакой, предком Рамы, царем Айодхьи, осознавшим ценность лесов своего царства, где превалировали равнины, отправившимся в поход на юг Индии, вплоть до Кискиндхи, и подчинившим всю покрытую лесами местность Дакхан. Выявить экономические причины войн в Древней Индии довольно сложно. Общество и государство были построены таким образом, что человек не сталкивался лицом к лицу с экономическими проблемами. Хотя еще во времена Ригведы, где упомянут некий купец Бхуджья, корабль которого потерпел кораблекрушение, существовала международная торговля, в нашем распоряжении нет свидетельств о том, что подобные отношения приводили к войне.

ЗАЩИТА И НАПАДЕНИЕ

Древние индусы были весьма чувствительны, и их героев учили, что они защищают такие ценности, как Бог, Корона и Страна. Если взглянуть на военные структуры в этом свете, то можно прийти к выводу, что они были «оборонительными», а расходы на войну должны были считаться ценой, выплачиваемой за защиту. В этом случае, как и во многих других, представления, характерные для Древней Индии, опережали современные. Защита путем теоретических рассуждений превращалась в нападение, ибо то, что является обороной для одного народа, становится агрессией для другого, и наоборот. Опасение угрозы и зависть были основными факторами, влиявшими

31

Часть первая. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФОН ВОЙНЫ

на древнеиндийские царства, и именно поэтому все авторы «Артхашастры» и «Нитисары» настаивают на необходимости значительных трат на нужды обороны.

ФАКТОР СТРАХА

Каждая держава, не говоря уже о небольшом независимом государстве, была охвачена безотчетным страхом (так это явление называют психологи)1. Представителей властей не покидало чувство опасности, что привело к созданию сложной системы обороны. Эти опасения отразились во множестве гимнов «Атхарваведы» и были объединены в группу, названную абхая гана и входящую в состав «Каушикасутры» (16—18). Здесь следует процитировать некоторые из них:

«То, чего мы боимся, о Индра, порождает твое бесстрашие за нас перед этим. О доблестный, помоги в этом нам своей поддержкой; порази ненавистников, насмешников.

Ты, знающий, подведи нас к широкому месту, освети небесное, бесстрашное, хорошее; да будем мы жить под твоими грозными руками, отважный, о Индра, (два) великих прибежища.

Пусть воздушное пространство даст нам бесстрашие: отсутствие страха и неба и земли здесь; бесстрашие перед тем, что сзади, отсутствие страха перед тем, что спереди; сверху, снизу, пусть там будет бесстрашие для нас.

Бесстрашие перед другом, бесстрашие перед врагом, бесстрашие перед известным, бесстрашие перед отсутствующим, отсутствие страха нам ночью, бесстрашие днем; пусть все места будут моим другом» (кн. XIX, 15). См. также: Там же, 16.

«Пусть Агни с васу защитит меня на востоке; в него я ступаю, в нем я нахожу убежище; к этой твердыне я подхожу; пусть он защитит меня, пусть он оберегает меня; ему

1 Woodworth R.S. Psychology (1930), p. 256.

32

Фактор страха

я предназначаю себя; «Приветствую!» (кн. XIX, 17.1 и далее).

В дополнение к этому можно привести цитаты из другого гимна «Атхарваведы» (кн. VI, 40):

«Отсутствие страха пусть будет нам здесь, о Небо-и- Земля! Отсутствие страха пусть создаст нам Сома, Савитар! Отсутствием страха пусть будет нам широкое воздушное пространство! С помощью возлияния Семерых Риши пусть будет нам отсутствие страха!

Для этой деревни (пусть) четыре стороны света (создадут) питательную силу! Пусть Савитар создаст нам благополучие, счастье! Отсутствие врагов, отсутствие страха пусть создаст нам Индра! Пусть гнев царей обрушится в другом месте!

Отсутствие недругов нам снизу, отсутствие недругов нам сверху. О Индра, создай нам отсутствие недругов сзади, отсутствие недругов спереди!» (перевод с ведийского языка Т.Я. Елизаренковой. — Пер.).

Из-за этого страха древние кшатрии молились Индре и другим ведическим божествам о победе над врагами. Подобные тексты называются боевыми гимнами1. В одном из них сказано следующее:

«Пусть их оружие упадет; пусть они не смогут приладить стрелу; затем пусть в них, сильно боящихся, попадают стрелы»2.

И еще: «Пусть острия не достанут нас, наконечники не найдут (нас); сделай так, чтобы залпы пролетели далеко мимо нас, рассеиваясь, о Индра».

К числу богов, к которым обращались с подобными молитвами, относились Арбуди и Ньярбуди, союзники Индры, а также Тришандхи3. Одним из вариантов молитвы были жертвоприношения, в частности хома4.

1

Sāmgrāmikāni, I, 19; II, 19; VI, 65; VII, 62, 92; VIII, 8.

2

А.V., VIII. 8.20.

3

Ibid., XI, 11, 4, 23.

4

Ibid., VIII, 17; ср.: Ibid., XI, 9, 10.

33

Часть первая. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФОН ВОЙНЫ

Этот страх был взаимным. Например, подчиненный народ боится, что однажды его поглотит нация-победитель. С другой стороны, держава-захватчик будет пристально следить за ситуацией в покоренном государстве, так как оно может постепенно тайно мобилизовать свои силы, выжидая удачного момента для того, чтобы поднять восстание. К примеру, Калинга, страна, находившаяся под властью Чандрагупты и его сына, восстала, когда на трон взошел Ашока. Ему пришлось вторгнуться в это царство и повторно завоевать его ценой множества жизней, включая невинные. Таким образом, покоренная страна, стремившаяся избавиться от ига, внимательно отнеслась к своей обороне. Можно привести еще множество подобных примеров.

Агрессивное поведение

Если безотчетный страх связан с комплексом защиты, агрессивное поведение вызвано комплексом нападения1. Сенгуттуван хотел отправиться в поход на север и продемонстрировать правившим там царям свою отвагу. Но одна лишь мотивация не приводит к действию. Реакция происходит автоматически, когда у человека появляются подходящий стимул и мотив2. Пока царь сидел в тронном зале, охваченный негодованием из-за оскорбления, нанесенного ему северными правителями во время их совместной встречи, ему предложили построить храм в честь непорочной Каннаки, вырезав изображение богини на камне, привезенном с горы Подийил или из Гималаев. Когда было принято решение посвятить храм Паттини-Деви, Сенгуттуван сказал, что добудет каменную плиту из Гималаев после того, как по обычаю погрузит ее в Ганг и подчинит северных правителей, если они вздумают противостоять ему. После тщательных приготовлений к экспедиции он отправился на

1 См. в связи с этим гимны 42 и 43 книги VI Атхарваведы, целью которых является избавление от гнева и его укрощение.

2 Woodworth. Op. cit., ch. VI.

34

Фактор страха

север. Сенгуттувану удалось достичь успеха — он победил союз северных царей и, пленив своих основных противников, Канаку и Виджаю, заставил их нести на головах каменную плиту вплоть до его далекой столицы в Ванджи, что в тамильской части Индии1.

Судя по описанию этой войны, которую Сенгуттуван вел на берегах Ганга, она не была оборонительной. Ее причиной стали агрессивные стремления монарха. «Если вы надеетесь избежать войны, изучите людей, в частности, исследуйте проявления агрессии; изучите их в первую очередь там, где они лучше всего поддаются анализу, — в самих себе»2. Что бы ни говорили теоретики о защитном комплексе, нам прекрасно известно, что агрессия может быть вызвана любой малейшей провокацией. Нам следует обратить внимание на то, что к нескольким войнам в Индии привели именно проявления агрессии. Подстрекание к войне, как и сейчас, становилось удобным способом эффективной реализации подобных стремлений, садистских и мазохистских, хотя обе воюющих стороны осознавали, что, причиняя вред друг другу, они наносят урон и самим себе. В некоторых случаях, говоря об обороне как о причине войн, мы используем (вероятно, вполне сознательно) термины, связанные с агрессией. Обратившись к тексту пуранов, мы увидим, что царь из династии Хайхайя убил Джамадагни, отца Парашурамы. Естественно, тот решил отомстить за смерть родителя. Не остановившись на этом, охваченный гневом, он решил истреблять род кшатриев — двадцать одно его поколение. Нужно сказать, что это было очень рискованное предприятие, причиной которого стала агрессия. Охваченный этими разрушительными стремлениями, Парашурама преследовал одного царевича-кшатрия за другим. После его подвигов воинов могло вообще не остаться, если бы некоторые из них не скрылись в пещерах и лесах и не вышли только после того, как кровавый завоеватель прекратил сражаться.

1

Dikshitar V.R.R. Śilappadikāram, Intrn., p. 3—8.

2

Glover E. War, Sadism and Pacifism (Allen & Unwin).

35

Часть первая. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФОН ВОЙНЫ

ЧУВСТВО ЗАВИСТИ

Исследуя этот мотив зависти, мы узнаем, что древние индусы нашли способ оправдать почти все порочные страсти. В «Атхарваведе» (кн. V, 8.3) сказано: «Пусть боги не придут на его призыв; приходите только на мой зов». Причиной масштабной битвы, описываемой в Махабхарате и разразившейся возле Курукшетры между Пандавами и Кауравами, между прочим родственниками по мужской линии, была именно зависть. Когда царь Панду понял, что не может больше нести бразды правления, на трон был избран Дхритараштра. Пять сыновей Панду и сотня отпрысков Дхритараштры обучались у одних и тех же преподавателей, и Пандавам науки и обращение с оружием давались гораздо проще и быстрее, чем Кауравам. Из-за этого последние воспылали завистью к своим двоюродным братьям, и с этого момента они под руководством своего старшего брата Дурьодханы стали думать, как бы им избавиться от Пандавов, власть и влияние которых продолжали возрастать. Кришна, правитель Двараки и умелый дипломат, понял, что правда на стороне Пандавов, и встал на их сторону. Это только преумножило зависть Дурьодханы, который пытался придумать тайные способы расправы над пятью братьями. Осознав, что все его планы рухнули, Дурьодхана разозлил своих двоюродных братьев настолько, что предотвратить войну было уже невозможно. На поле битвы были стянуты огромные силы, особенно постарался Дурьодхана, и сражение продолжалось в течение восемнадцати дней. Думаю, здесь не следует вдаваться в подробности. В результате все Кауравы и их солдаты были безжалостно убиты, а Пандавы одержали решающую победу. Бхаратаканда пала к ногам Юдхиштхиры, мудреца из царского рода, и его четверых братьев. Пандавы стали фактическими правителями всей Индии, и в союз с ними стремились вступить многие царевичи, включая живших в тамильских царствах на юге, с которыми победителей связывали социальные и политические отношения. Если ве-

36

Чувство зависти

рить второй строфе сборника тамильских произведений «Пуранануру», то необходимо будет признать, что некий Удиян из династии Чера кормил противников, сражавшихся в описанной в Махабхарате битве.

Стремление к власти

Зависть повлекла за собой империалистическое стремление к господству (адхипатья) и страсть к славе. Это психологическое явление отразилось в нескольких гимнах «Атхарваведы». В одном из них сказано:

«Индру — обладателя славы, богатого славой, мы хотим почитать, поклоняясь, деяниям славы! Пусть даруешь ты нам царскую власть, ускоренную Индрой, да будем мы обладателями славы в твоем даре!

Обладателем славы Индра, обладателем славы Агни, обладателем славы Сома родился. Обладателем славы из всего, что существует, я — самый большой обладатель славы!» (кн. VI, 39) (перевод с ведийского языка Т.Я. Елизаренковой. — Пер.).

«Славным пусть сделает меня храбрый Индра; обладают славой и земля, и небо здесь; обладателем славы пусть бог Савитар сделает меня. Как Индра овладел славой на небе и на земле, как воды обладают славой в травах, пусть мы из всех богов, из всех, будем славными» (кн. VI, 58).

«О Ашвины, владыки красоты! Помажьте меня медом пчел, чтобы я мог говорить блестящие слова людям.

Пусть во мне (будет) великолепие, а также слава, а также тучность, принадлежащая подношению; пусть Праджапати укрепит находящееся во мне, как небеса в небе» (Там же, 69).

Само по себе стремление к славе является мотивом для совершения героических деяний. Здесь следует снова процитировать «Атхарваведу», в которой содержится следующий гимн, обращенный к Индре: «О Индра, приди на мой призыв. Вот что я сделаю, чтобы ты услышал: пусть эти бегу-

37

Часть первая. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФОН ВОЙНЫ

ны Индры совершат мой замысел. С их помощью да будем мы равны героизму» (кн. V, 8.2).

Понятиям «империя» и «имперская власть», как я уже неоднократно говорил1, не следует придавать современное значение. В Римской империи происходило постепенное увеличение числа римских граждан. Кроме того, мы должны благодарить ее за законодательство и распространение латинского языка. В Британском содружестве происходило утверждение английских законов и порядков, развитие английских демократических институтов, английский язык использовался в административных целях. Имперская власть в Древней Индии обозначала правление конкретного монарха, который благодаря своим способностям и храбрости подчинял соседних правителей и провозглашал себя единоличным владыкой всей земли. Это называлось дигвиджая. Ему не обязательно было завоевывать все государства с помощью меча. Правитель небольшой страны мог осознать, что царь-завоеватель обладает огромной властью и политическим весом, и покориться ему по доброй воле. В данном случае не столь важно каким: искренним или притворным, открытым или завуалированным — было это желание подчиниться. Принципиален сам факт его изъявления. Признание власти определенного монарха или добровольное подчинение слабых более сильному придает последнему ореол империализма.

Покоренные, или «вассальные», страны продолжали использовать старые методы государственного управления, подчиняться своим собственным законам и обычаям, говорить на родном языке и сохраняли свою религию. Явным проявлением их зависимого положения была периодическая выплата дани и доставка правителю-завоевателю подарков, помощь ему в военных действиях и отсутствие самостоятельных международных отношений2. Под властью более слабых правителей империя разваливается, а в прав-

1

Dikshitar V.R.R. The Mauryan Polity, p. 71 и далее.

2

Ср.: Law N.N. Inter-state Relations in Ancient India, p. 62—63 (Cal-

cutta Oriental Series, 1920).

38

Чувство зависти

ление сильных — создается. Стоит ли говорить о том, что в любом случае как для метрополии, так и для зависимого государства крайне необходима оборона? В сборнике Сангам сказано, что каждый из правителей основных тамильских царств из династий Чера, Чола и Пандья доходил со своим мечом до Гималаев и оставлял на их вершинах свой шлем, лук, тигра и рыбу.

Совершая эти деяния, благодаря которым впоследствии они были прославлены, тамильские цари не отставали от своих северных собратьев. Сам эпитет Имаяварамбан свидетельствует о том, что границы державы под властью носившего его правителя расширились в северном направлении до Гималаев. Данный титул также получил Черан Сенгуттуван за его достойные свершения на севере. Такие названия, как Чолийский перевал, расположенный на склонах этих гор, который в глубокой древности соединял Непал и Бхутан с Тибетом, свидетельствуют о том, что некогда здесь, далеко на севере, были тамильские правители, оставившие в этом регионе свои нестираемые следы1. В эпический период Рама и Арджуна, вероятно, дошли до оконечности нашего полуострова, а в историческую эпоху Чандрагупта или Самудрагупта, возможно, предпринял поход в эту часть страны. Добраться до севера царю, обладавшему храбростью и большими ресурсами, такому как Сенгуттуван из династии Чера, не могло помешать ничто. Их маршрут пролегал через Декан, Калингу, Малву и Ганг. Возможно, это древний маршрут Дакшинапатха, известный из «Риг- веды-самхиты». Данная экспедиция была обусловлена фактором, который психологи называют стремлением к власти или самоутверждению. Об этом ясно свидетельствует один из гимнов «Атхарваведы» (кн. IV, 22.1) (обе цитаты приведены в переводе с ведийского языка Т.Я. Елизаренковой. — Пер.):

1См. статью Рагхавы Иенгара (Raghava Iyengar) в: Kalaimagal, vol. I, p. 56—63.

39

Часть первая. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФОН ВОЙНЫ

«Этого кшатрия, о Индра, усиль для меня! Сделай ты его единым главой племен! Оскопи всех недругов его! Отдай их ему во власть в состязаниях за превосходство!»

«Ты, с обликом льва, сожри все племена! Ты, с обликом тигра, уничтожь врагов! Единый глава, с Индройсоюзником, победитель, вырви удовольствия у враждующих (с нами!)» (Tам же, 7).

Опять же царь, завоевавший всю Индию, в качестве знака отличия получил титул Самрат. В пуранический период великий правитель Картавирья Арджуна из династии Хайхайя распространил свою власть на всю материковую часть Индии и обрел этот эпитет. Тот же принцип славы и признания лежит в основе жертвоприношений, ашвамедхи и раджасуйи, в которых могли принимать участие только члены касты кшатриев. Иногда эти яджны совершал царевич на закате жизни, когда он уже не мог твердо держать в руках оружие и собирался провести оставшиеся годы в покое и молитве, передав управление царством своему преемнику, которым неизменно становился его старший сын. Дашаратхи Рама и Пандава Юдхиштхира совершили эти жертвоприношения после ожесточенных сражений, в которых они сыграли решающую роль, овеяв свои имена славой. Сенгуттуван сделал это после своего возвращения с севера, где он одержал победу над всеми местными правителями.

Отличительной чертой ашвамедхи было то, что предназначенному в жертву коню позволяли поскитаться по стране. Другие правители могли пропустить его или оставить в своих владениях, что обозначало их право на превосходство над другими и, следовательно, готовность доказать его. Довольно часто жеребца никто не задерживал. Но иногда некоторые завистливые цари возмущались, и в итоге это приводило к войне. Каждому известна судьба шестидесяти тысяч сыновей Сагары, отправившихся на поиски коня. Кроме того, в эпосе сказано, что молодые отпрыски Рамы — Лава и Куша — обуздали жертвенное животное Рамы и это привело к масштабной битве. В подобных случаях армия использовалась не в целях обороны

40