Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Voyna_v_Drevney_Indii_Vishnampet_R_Ramachandra_Dikshitar

.pdf
Скачиваний:
28
Добавлен:
04.05.2022
Размер:
2.24 Mб
Скачать

Глава 5. Дхармавиджая, асуравиджая и лобхавиджая

царь не должен отправляться на войну до того, как исчерпает возможности всех трех дипломатических механизмов: самы, даны и бхеды1, так как, по словам автора, сражения сопряжены с потерей множества жизней. Но если война уже началась, ее следует вести не отступая от правил, чтобы максимально уменьшить потери. В битвах не следовало использовать оружие, наносящее чрезмерно тяжелые увечья, а также отравленное и вероломное. Далее Гемачандра пишет о том, что иммунитетом от убийства в войне должны обладать аскеты, брахманы, те, кто не носит боевое оружие, испытывающие страдания, евнухи, обнаженные, спящие, страдающие от болезни, беженцы, те, кто держит во рту травинки, гости и участвующие в совершении жертвоприношений2. Такое убийство считалось преднамеренным и, следовательно, не имело ничего общего с добродетельным ведением войны3.

Глава 5

ДХАРМАВИДЖАЯ, АСУРАВИДЖАЯ

ИЛОБХАВИДЖАЯ

ВИндии существовала еще одна классификация видов войны. По словам Каутильи и Ашоки, они подразделялись на дхармавиджаю, асуравиджаю и лобхавиджаю. Эта классификация иногда упоминается в эпических поэмах и пуранах. В то время как разделение войны на дхармаюддху и кутаюддху характерно для эпоса, эти ее разновидности, вероятно, ввел Каутилья, решив усовершенствовать старые систематизации и методики. Дхармавиджая — эквивалент дхармаюддхи, а лобхавиджая и асуравиджая, о которых подробнее будет сказано ниже, относятся к категории кутаюддхи. До обнаружения «Артхашастры» и даже в течение нескольких лет после того, как было сделано это открытие,

1

Hemacandra, II. 1.19—20.

2

Ibid., 1.27; 59.61 и далее.

3

См.: Hopkins E.W. Ethics of India (1924), p. 101 и далее.

81

Часть вторая. ЗАКОНЫ ВОЙНЫ

термин «дхармавиджая», периодически встречавшийся в надписях Ашоки, вызывал недоумение у исследователей, занимавшихся данным периодом истории Индии. К несчастью, они, связав это понятие с буддийским термином «дхарма», решили, будто Ашока был буддистом, и стали придавать ему значение прямо противоположное тому, которое он имел на самом деле. Ни в одном источнике не содержится свидетельств о том, что понятие, встречающееся в XIII наскальном эдикте, обозначает «завоевание посредством нравственности». Ученые пытались доказать, что царь «завоеванием нравственностью» заменил «завоевание оружием». Данная тема подробно рассматривается в моей работе «Государство Маурьев» (The Mauryan Polity)1. Здесь достаточно сказать, что если мы примем гипотезу, согласно которой Ашока стал монахом и отказался от оружия, то нам придется согласиться с тем, что, придерживаясь индуистских и даже буддийских религиозных представлений, он должен был отказаться от престола и перестать быть царем. Кроме того, при условии полного разоружения, проведенного в государстве, жители которого исповедуют различную веру, огромная держава не могла продолжать свое существование даже на протяжении короткого промежутка времени.

Объясняя этот термин, мы должны принимать во внимание весь эдикт. В конце этого источника сказано следующее: «И им (лесничим) говорят о силе, которая (способна наказать их), которой (обладает) Деванамприя, несмотря на (его) покаяние, чтобы они устыдились (своих преступлений) и не были убиты»2. Что за сила способна наказать и убить их, как не оружие, применяющееся во время войны? Дхармавиджая — это крайне важное для политики понятие, а Ашока вырос, подпитываемый политическими идеями Каутильи (по легенде, последний был одним из советников отца первого), и, вероятно, следовал им. Считать эдикты Ашоки религиозными неправильно. Все они являются по-

1 См. также мою статью «Дхармавиджая» (Dharmavidjaya) в кн.: K.B. Pathak Commemoration Volume, p. 280—286 (1934).

2 Corpus, p. 69.

82

Глава 5. Дхармавиджая, асуравиджая и лобхавиджая

литическими по сути и заслуживают новой трактовки, сделанной на основе представлений Каутильи. Только так мы сумеем воздать должное великому правителю Индии, одинаково относившемуся ко всем ортодоксальным и еретическим сектам, существовавшим в те времена1.

Несмотря на то что исследователи не уделяли отдельного внимания особенностям употребления термина «дхармавиджая» в надписях Ашоки и переводили его как «завоевание нравственностью», мистер Ф.Дж. Монахан усомнился в правильности этой интерпретации и заметил, что дуты отправлялись в другие страны не для того, чтобы проповедовать там буддизм, а чтобы нести весть дхармы. Однако он не сумел понять, что это обозначает, хотя объяснение вполне можно найти в «Артхашастре»2. По словам Каутильи, под словом «дхармавиджая» следует понимать, что царь-завое- ватель довольствовался признанием правителями подчиненных областей его господства. При этом руководствовался он стремлением избежать войны и развивать мирные дипломатические отношения с соседними и более отдаленными государствами3. Для выполнения этой задачи Ашока посылал в другие страны не миссионеров, а расчетливых дипломатов. Под словом «лобхавиджая» следует понимать стремление завоевателя захватить территорию и богатства врага. Асуравиджая предполагает взятие противника в плен и лишение его принадлежавших ему царства, имущества, его сыновей и жен. Более того, противника могли просто убить, а его владения разорить4. Дхармавиджая являлась способом ведения справедливой войны, подразумевавшим использование дипломатии и улаживание разногласий, чтобы по возможности избежать начала вооруженного конфликта. Она представляла собой попытку сохранить мирные отношения. Сильная личность завоевателя вызывала уважение

1

Corpus, p. 254 и далее.

2

Early History of Bengal, p. 219.

3

С этим объяснением в своей книге «Раджадхарма» (Rajadharma,

Adyar, 1941) согласился профессор К.В. Рангасвами Айянгар (p. 140—143). 4 Ar. Śās., II, 1; Mauryan Polity, p. 128—129.

83

Часть вторая. ЗАКОНЫ ВОЙНЫ

иноземных правителей, в результате чего они признавали его превосходство или начинали считать его равным себе. Такая война была оборонительной, даже несмотря на то, что оборона подразумевала агрессию.

Кутаюддха — это несправедливая война, участники которой жертвуют принципами, положив их на алтарь выгоды. Понятие «кута» встречается в «Атхарваведе»1. Его переводили по-разному, говоря о нем то как о роге, то как о ловушке, кувалде и т. д. В гимне сказано: «Вот разбросаны путы Смерти, попав в которые не освободишься. Эта ловушка пусть убивает тысячами из того войска!» (текст приводится по изданию: Атхарваведа. Избранное. М., 1995. С. 139. Пер. Т.Я. Елизаренковой. — Пер.). Согласно «Брахмандапуране», кутаюддха могла также называться читаюддхой, если во время ее используется майя. В тексте говорится, что некий военачальник из Бханды прибегнул к ней и создал Сарпани, из конечностей которого стали извергаться тысячи ядовитых змей, чем привел в замешательство шакти, сражавшихся против него (IV. 2). Что бы ни обозначало слово «кута», само его появление в тексте источника может свидетельствовать о том, что благодаря обозначаемому им явлению вражеских солдат удавалось убивать тысячами. Таким образом, мы можем взять на себя смелость и привести ту трактовку этого понятия, которую использовал Каутилья. Во время такой войны против врага использовались разного рода хитрости, интриги, заклинания и чары, а также смертоносное оружие. В «Атхарваведе» встречается множество подобных примеров. В источнике упоминаются амулеты (мани), с помощью которых можно было нанести поражение противнику и достичь успеха2. В качестве примера можно привести один из гимнов:

«О Индра, расстраивая замыслы тех (врагов), хватая их члены, ступай прочь, о Апва! Иди на них! Ожги их сердца приступами боли! Порази недругов припадком, врагов —

1

A.V.,

VIII. 8.16.

2

A.V.,

III. 3.

84

Глава 5. Дхармавиджая, асуравиджая и лобхавиджая

затмением!» (строфа 5) (текст приводится по изданию: Атхарваведа. Избранное. С. 130. — Пер.).

«Пусть Индра разбивает армию. Пусть Маруты убивают с силой. Пусть Агни заберет ее глаза. Пусть она вернется завоеванной».

«Вон армия врагов, о Маруты, идет на нас состязаться в силе. Поразите ее необычным затмением, чтобы ни один из них не узнавал другого!» (строфа 6) (текст приводится по изданию: Атхарваведа. Избранное. С. 130. — Пер.).

Кутаюддха представляла собой отрицание законов ведения войны. Прибегавший к ней мог использовать смертоносное и отравленное оружие, с помощью которого ему, к радости хищных птиц и зверей1, удавалось убивать тысячи людей2. На основании одного из гимнов «Атхарваведы» мы можем прийти к выводу о том, что в те времена широко использовались отравленные стрелы, а завоеватели их очень боялись.

Одной из сторон этого явления была тусниюддха, или тихая война3. Ее суть заключалась в том, что врагу нужно было нанести незаметный удар. Именно этим данный вид войны отличался от пракашаюддхи, открытого вооруженного столкновения. Принципы, которые легли в основу этого способа ведения войны, были известны еще со времен, описываемых в Ригведе. В «Атхарваведе» перечисляется ряд магических обрядов, нацеленных на достижение победы, во время которых для того, чтобы одержать победу над врагом, использовались такие растения, как ашваттха4. Совершались и колдовские обряды, направленные против вражеских воинов5. Кроме того, широко использовались заклинания6. Каутилья подробно описывает такую войну, активно заимствуя сведения, очевидно, из «Атхарваведы».

1

А.V., XI, 9, 10.

2

Ibid., I, 20, 21; VIII, 8.4—5.

3

Ibid., VII, 6.

4

Ibid., IV, 19.

5

Ibid., III, 6.

6

Ibid., X, 5.

85

Часть вторая. ЗАКОНЫ ВОЙНЫ

Этот факт заставил некоторых исследователей прийти к выводу о том, что Каутилья одобрял подобную нерелигиозную войну. Работая над трактатом, посвященным военной политике, он был вынужден описать все ее разновидности. Именно поэтому он поведал своим читателям о природе и принципах кутаюддхи. Его не следует считать последователем учения Макиавелли. Если бы он одобрял кутаюддху, то он не стал был утверждать, что поджог, использованный как способ ведения войны, противоречит религиозным установлениям и человечности1. По его мнению, если враг прибегает к кутаюддхе, обороняющаяся сторона также может использовать ее. Другими словами, противникам следует платить той же монетой. Именно поэтому воинов учили применять все известные способы ведения боевых действий. Они должны были незамедлительно реагировать на происходящее, иначе они будут побеждены с помощью хитрости и интриг. Следовательно, кутаюддха допустима в целях обороны, и защищающаяся сторона прибегала к ней только в тех случаях, когда видела, что ее использует нападающая. Во всех остальных случаях она была запрещена.

Индийцы осознали, что использование во время войны яда, огня и аналогичных средств, характерных для кутаюддхи, является несправедливым и нечестным, так как их применение приводит к масштабным разрушениям — гибнут люди, имущество, скот, страдают мирные жители. К числу подобных способов нападения на врага относятся разорение вражеских деревень и полей, отравление резервуаров и колодцев, использование оружия, наконечники которого смочены ядом, поджог лагеря противника, нападение на него исподтишка, заманивание его в ловушку и нападение

1 A.V., XIII, 4. Вскользь следует отметить, что в «Атхарваведе» встречается ряд адресованных Агни гимнов, которые, вероятно, направлены на достижение победы над вражеским войском с помощью огня (Ibid., II. 19; XI. 10.18—19). Но на протяжении многих столетий поджог считался противоречащим религиозным установлениям (см., например: Pudukottai State Inscriptions, 744).

86

Глава 5. Дхармавиджая, асуравиджая и лобхавиджая

на него во время сна или охоты. Также с помощью раздачи взяток и через тайных агентов можно было разжечь во вражеском государстве восстание, убить правителя этой страны, внезапно напасть на него ночью. Эти методы также были свойственны для кутаюддхи. Короче говоря, она основывалась на таких неблаговидных дипломатических ходах, как майя и индраджала1.

Хотя Шукра советует использовать кутаюддху для покорения врага, прибегающего к сомнительным методам ведения войны и, следовательно, допустившего несправедливость2, ниже он ясно дает понять, что, расставив приоритеты таким образом, завоеватель оставляет позади славу и начинает двигаться к бесчестью3. Другими словами, подобный царь навлекает на свою голову позор и проваливается в ад. В Рамаяне сказано, что к кутаюддхе прибегали ракшасы и что она не достойна славных мужей4. Согласно «Агни-пуране», более слабый противник может использовать хитрости и разрабатывать тайные операции5, когда понимает, что у него нет другого выхода, кроме участия в войне.

Таким образом, несмотря на то что в некоторых трактатах, посвященных нити, кажется, содержится разрешение на использование кутаюддхи, в дидактических эпических поэмах и сводах законов она запрещена. Данный метод ведения войны считался несправедливым и нечестным.

С данной темой тесно связаны два способа ведения боевых действий, описанные Каутильей, асура и лобхавиджая, которые уже упоминались выше. Выделяя три вида военных действий, а войну адхарма на два вида: асуру и лобхавиджаю, — Каутилья стремился подчеркнуть разницу между этими двумя категориями. Однако следует отметить, что классификация, предложенная Каутильей, весьма своеобразна. Такая разновидность войны, как асура, упоминается в Ра-

1

Аr. Śās., XII, 2; Кāmandaka, 19.54—66.

2

Śukrā, IV, 7.1.350, 725.

3

Ibid., 11.732—733.

4

Yuddha, 50.15.

5

Agni Purāna, 240.16.

87

Часть вторая. ЗАКОНЫ ВОЙНЫ

маяне1. Для нее характерно использование майи в качестве инструмента дипломатии. Для того чтобы одержать победу над врагом, одна из сторон прибегает к обману. Нам известно, что Индраджит совершил на глазах у воинов Рамы майю Ситы и убил ее, чтобы сломить их боевой дух. В «Шукранити» асураюддха также названа одним из общепринятых видов войны2. Согласно правилам честного ведения боевых действий захватывать царство врага было запрещено, а с жившими там женщинами следовало обходиться благородно. Кроме того, нельзя было подвергать царя или его военачальника телесным наказаниям. Однако во время войны асура, самой гнусной из всех трех разновидностей, все эти незаконные и запрещенные методы разрешены, если они ведут к достижению победы. Даже во время реального сражения при использовании данного вида войны непосредственные боевые действия не велись, а победу одерживали с помощью различных хитростей. Каутилья советует правителю подчиненного государства держать такого демоноподобного завоевателя на расстоянии, предлагая ему земли и богатства. В противном случае он будет стерт с лица земли вместе со своими владениями. Одним из примеров асуры является война, которую в период правления династии Маурьев Ашока вел против Калинги3. Благодаря этому царю удалось в отношениях с другими государствами придерживаться политики дхармавиджаи.

Эта разновидность войны косвенно упоминается в сочинениях, вошедших в «Сангам», через который красной нитью проходят возвышенные идеи дхармаюддхи. В «Пуранануру» (строфа 15) содержится описание того, как догори и улицы вражеского города, превратившегося в руины, крестьяне вспахивают с помощью ослов и сеют на них клещевину, хлопок и злаки4. В другой строфе (392) сказано, что

1

Rāmāyana, VI. 100.

2

Śukrā, IV. 7.221.

3 XIII наскальный эдикт. См.: статью Дикшитара в Woolner Commemoration Volume (Lahore).

4Ср. римский обычай, согласно которому было принято сеять соль

ипроизносить проклятия.

88

Глава 5. Дхармавиджая, асуравиджая и лобхавиджая

победители не пощадили даже жилища богов. Во время похода против Калинги, который, согласно источнику, основывался на принципах честной войны, Карунакара Тондайман опустошил все располагавшееся на морском побережье царство Калинга1. Асураюддха безжалостна. Однако к ней прибегали редко, и мы можем предположить, что она является рудиментом древних войн, которые вели первобытные племена, не разработавшие ни рыцарский, ни этический кодексы.

Другой вид войны, лобхавиджая, не считался таким же низменным, как асура. Во время таких боевых действий земли врага не опустошались, а отравленное оружие не использовалось. Лобхавиджая также не предполагала массовое уничтожение людей и разорение земель. Завоевателем двигала жадность. Он был удовлетворен, только если ему удавалось расширить свою территорию и заполучить деньги. Более слабый противник должен был умиротворить подобного захватчика, преумножив его богатства или отдав ему часть своей территории. Алчность — вот причина подобных войн. Лобхавиджая относилась к числу несправедливых боевых действий, ибо жадность — это не достоинство, а грех, сопряженный с завистью, ревностью и ненавистью. Из-за нее разгораются агрессивные войны, против которых высказываются авторы «Нитишастр». Так, в Махабхарате сказано: «Сосредоточь свое внимание на праведных, отбросив алчность. Ты не должен отказываться от своего долга (свадхармы) из-за страсти или желания заполучить больше скота»2. Таким образом, лобхавиджая наряду с асуравиджаей является наступательной войной, нацеленной на эксплуатацию. «Завидующие богатству других народов, ревнующие к их успеху, ненавидящие их за мирное существование и свободу, ослепленные своим мрачным блеском, эти (цари и

1 См.: Каlingattupparani.

2

(Śānti, 106.17. Эти же идеи отразились в Тiruk-kural.)

89

Часть вторая. ЗАКОНЫ ВОЙНЫ

другие) раскрепощаются и объявляют войну, чтобы удовлетворить свою жадность, утолить эту идиотскую жажду, к которой ведет алчность, жажду завоевания ради завоевания. Подобная война — худший из грехов, и люди, начинающие или ведущие ее, несмотря на то что весь мир славит их, являются самыми низкими и злостными грешниками»1. Эти слова справедливы и для Индии.

Словосочетание «законы войны» подразумевает, что, если кто-либо нарушит эти правила или не будет точно следовать им, он будет наказан государством. Одной из разновидностей санкций был общественный бойкот. Нарушитель превращался в изгоя и лишался тех социальных привилегий, которыми он пользовался прежде, когда считался кшатрием2. Более того, в текстах сказано, что воина, покидающего поле боя, чтобы спасти свою жизнь, и бросающего своих соратников, следует лишить жизни, забив его камнями или палками. Его также могли завернуть в циновку из сухой травы и сжечь. Короче говоря, считалось, что подобных воинов, отринувших правила поведения и дисциплину, которую они обязаны были соблюдать, нужно убивать, как диких животных. Наказания, несомненно, были жестокими, но благодаря им удавалось сохранять строгий порядок среди рядового армейского состава.

В ы в о д

Результаты приведенного выше исследования могут убедить непредвзятого историка в том, что древние индусы разработали правила честного ведения боя, которые легли в основу рыцарского кодекса военной чести. Однако следует признать: эти законы ведения войны, включая правила рыцарства, были настолько разнообразными и сложными, что

1 Stopford H. Brooke. A Discourse on War, p. 675 (The Hibbert Journal, 1915—1916).

2 Мhb., Śānti, 96.9—10.

90