Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Voyna_v_Drevney_Indii_Vishnampet_R_Ramachandra_Dikshitar

.pdf
Скачиваний:
28
Добавлен:
04.05.2022
Размер:
2.24 Mб
Скачать

Глава 2. Шпионаж во время войны

удавалось благополучно пройти дхармопадху, становились судьями и уполномоченными; артхопадху — казначеями и главными сборщиками налогов; камопадху — защитниками границ, гарема и парков развлечений; бхайопадху — должностными лицами в царском хозяйстве. Тех, кому удавалось справиться со всеми четырьмя экзаменами, назначали министрами. Сопоставив эти рекомендации с приведенными в венбах 518 и 520 «Курала», читатель будет поражен их удивительным сходством1. В источнике говорится, что один глаз царя — шпионы, а второй — знание дхармашастр2. Это подтверждает наш вывод, согласно которому Тируваллувар был последователем Каутильи, а его политические взгляды основывались на текстах «Артхашастры», особенно том, что был написан знаменитым политическим деятелем.

В следующей книге своего сочинения он более подробно описывает функции разведчиков.

1.Шпионы, следящие за царевичем, живущим в качестве заложника, могут разорвать мирный договор3.

2.Они не имели права умертвить врага с помощью оружия, яда и других способов. Этим, как правило, занимались шпионы-разбойники (тиксина)4. К данной мере прибегали, если с противником не удавалось справиться другими методами или он оказывался подлым5.

3.Они помогали сеять раздор. Шпионы, приняв различные обличья, как правило астрологов и предсказателей, убеждали народ в том, что их правитель связан с богами и обладает сверхъестественными силами. Затем им следовало вызвать у жителей царства врага симпатию к его противнику, рассказывая о его добродетельном правлении и отеческой заботе о каждом подданном6.

1

См.: Dikshitar V.R.R. Studies in Tamil Literature and History, p. 158—

160; Srinivasachari C.S. The Political Ideas of the Kural (I.H.Q. 1927).

2

Аr. Śās., ch. 59.

3

Аr. Śās., VII, 17.

4

Ср.: Rājatarangini, VIII. 2200: если пойманные разведчики были

ослеплены.

5

Аr. Śās., bk. IX, VI.

6

Аr. Śās., XIII, 1.

321

Часть девятая. ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ

4.Шпионы также должны были ссорить между собой мелких царьков и воинов, объединившихся до этого в альянс. Приблизившись к ним, разведчики выясняли, какие между ними существуют разногласия, зависть и ненависть, и раздували конфликт, говоря: «Этот правитель клевещет на тебя»1.

5.Они опять же могли переодеться аскетами, обладающими чудесными силами, или назвать себя божествами огня или нагами. О них сообщали правителю вражеского царства и убеждали его посетить место его гибели2.

6.Они плели другие интриги — обманывали врага, показав ему прекрасного слона, если он любил слонов, красивую девушку, если он испытывает слабость к женщинам, рассказав о спрятанном сокровище, если он был неравнодушен к богатству, и нападали на него3.

7.Во время осады шпионы переодевались охотниками, вставали у ворот штурмуемой крепости и притворялись, будто они продают мясо, и благодаря этому налаживали отношения со стоявшими там часовыми. Втеревшись к ним в доверие и отвлекая их, разведчики открывали ворота, а затем атаковали врага с помощью воинов, скрывавшихся неподалеку4.

8.Если противник оказывался сильным, шпионы, находившиеся у него на службе по заданию завоевателя, иногда договаривались с вождями племен и, обещая им добычу

ивласть, просили их совершить несколько опустошительных набегов на царство врага. Они также могли разжечь ссору между царем и военачальниками и спровоцировать гибель главнокомандующего5.

9.Шпионы завоевателя, живущие во вражеских крепостях в обличье торговцев и домовладельцев, могли уничтожить запасы противника, склады и зернохранилища6.

1

Аr. Śās., XI, 1.

2

Ibid., XIII, 2.

3

Подробности см. в: Ibid., XIII, 2.

4

Ibid., XIII, 3.

5

Ibid., XII, ch. 3.

6

Ibid., ch. 4.

322

Глава 2. Шпионаж во время войны

10. Наконец, они воодушевляли свою армию и запугивали солдат противника. Обычно этим занимались предсказатели и астрологи, являвшиеся шпионами завоевателя. Они утверждали, будто его воины попадут в рай, а те, кто сражается на стороне врага, — в ад.

Далее в тексте сказано, что во время встречи со своими шпионами царь должен быть хорошо вооружен, так как видеться с ними ему следует только по ночам. Нечестных и допустивших ошибку разведчиков наказывали, а честных и верных чиновников защищали на протяжении всего периода их службы. Каутилья рассказывает о шпионах, принимавших различные обличья и притворявшихся представителями разных профессий. Они выполняли трудные задания, сопряженные с огромной ответственностью за благосостояние царства завоевателя. Судя по описанию, в каждом государстве Древней Индии существовала целая разветвленная шпионская сеть.

В более поздние периоды, уже после смерти Каутильи, этот древний институт продолжил свое существование. В «Мудраракшасе» описываются тщательно разработанные шпионские комбинации1. В нескольких фрагментах сочинений Калидасы упоминаются чара. В «Малавикагнимитрам» паривраджака говорит о существовании женщин-разведчиц, о чем писал еще Каутилья. В пуранах2, там, где речь идет о политике, и в сборниках законов, таких как написанные Брихаспати3, Ману4 и Вишну5, содержатся аналогичные сведения о том, какими качествами должны обладать эти шпионы.

Похожие данные приведены и в произведениях тамильской литературы. Мы уже говорили о главах «Тируккурала», посвященных данной теме. В «Толкаппияме» (который, как считается, был написан в IV в. до н. э.) говорится, что все-

1

См., например, действие II.

2

Маtsya P., ch. 222. Согласно этому источнику, шпион должен вла-

деть языками. Padma, III, 216—229.

3

Brhaspati, I. 46—48.

4

Manu, VII. 154; IX. 256, 261, 298.

5

Visnu, III. 35.

323

Часть девятая. ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ

возможные шпионы проникали в лагерь и страну противника, собирая сведения о передвижениях царя и его войска и честно передавая их в свое ведомство1. Прежде чем завершить приготовления к войне, к врагу отправляли послов. Когда Сенгуттуван собирался в свой северный поход, по территории его страны бродили многочисленные вражеские шпионы, получавшие сведения гораздо быстрее его послов2. Это свидетельствует о том, что шпионские сети успешно действовали не только в Северной, но и в Южной Индии.

И послы, и шпионы были дипломатическими представителями, отвечавшими за предоставление во время войны информации, состоявшей, согласно Клаузевицу, из сведений о враге и его стране. Разведчик отличался от дуты. Если его раскрывали, то его могли подвергнуть жестокой каре. Когда обезьяны обнаружили шпионов Раваны, их не церемонясь притащили к Раме, а затем убили3. В другой раз, когда к Раме пришел посол, царевич не позволил досаждать ему4. Таким образом, древнеиндийская дипломатия представляла собой причудливую смесь идеализма и реализма, а те, кто занимался ею, руководствовались здравыми международными принципами и законами. В теории тайную дипломатию осуждали, но это не мешало прибегать к ней на практике.

Вы в о д

Внастоящее время мы изо всех сил пытаемся покончить с войной и удалить из мира политики силу. Некоторые искренне верят, что решением проблемы является появление всемирного государства. Однако в нынешней ситуации создать его нельзя. Невозможно спорить с тем, что человеческий разум подобен маятнику, качающемуся между национализмом и интернационализмом. Агрессив-

1

Porul, 58.

2

Śilap., XXV. 11.173—176.

3

Burns, op. cit., ch. IV.

4

Śilap., VI. 25.27—28.

324

Глава 2. Шпионаж во время войны

ный национализм, выражающийся в стремлении одного народа преобладать над другими, который обречен уже в теории, в мировой политике все же преобладает. Отрицать национализм в целом самоубийственно, ибо благодаря ему сохраняется разнообразие культур, обогащающее человеческую жизнь. Экономический интернационализм (другими словами, экономическая независимость государств) может уменьшить количество войн, но не способен полностью прекратить их.

Один из наших современных мыслителей, говоря о европейских странах, отметил, что «по большей части традиционная история — это всего лишь сказка», в которой реально состоявшиеся битвы получают совершенно иную трактовку, способы убийства называются «искусством войны», успешные генералы и адмиралы играют крайне важную роль, войну в глазах общественного мнения делают инструментом прогресса, а к миру относятся так, будто он является всего лишь следствием одержания победы. Далее он пишет: «Война — любимая тема историков… Большинство преподавателей и авторов трудов по истории даже в наши дни распространяют в школах и университетах старую одержимость войной». В этих словах есть доля правды. Однако каждый историк должен отрицать справедливость мнения, будто история — всего лишь сказка. Полностью отвергать труды, написанные более ранними авторами, — значит упускать из внимания один из важнейших исторических источников. Кроме того, если мы не будем освещать военную тематику, то о том, что мы занимаемся написанием трудов по истории, не может быть и речи. Нам говорят: описание войны может быть оправданно, если мы будем рассказывать о ней правду. Согласно распространенному мнению, историки, в отличие от авторов исторических романов, пьес и аналогичных сочинений, пишут правду, и только правду. Боевые действия — не единственная тема, которую мы освещаем. Плохие исторические исследования заслуживают осуждения, однако труды, написанные исключительно с целью пропаганды мира, авторы которых не брез-

325

Часть девятая. ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ

гуют искажением фактов, должны быть подвергнуты столь же сильному порицанию. Историки так же стремятся к миру, как и политики. Запрещение войны — это иллюзия и западня. Оно находится за пределами политической практики. Сражения — неотъемлемая часть человеческого бытия. Их нельзя истребить, но можно облагородить. Давайте, таким образом, примиримся с насилием и попытаемся стремиться не столько к войне, сколько к миру; попробуем сосредоточиться на уничтожении международной анархии и мире во всем мире. Давайте сконцентрируемся на отказе от войны и сделаем мир слишком прочным для того, чтобы его нарушить; станем думать и вести себя, исходя не из национализма, а интернационализма.

Приложения

Приложение 1

РУКОПИСИ

«Дайваджна Виласа» (Библиотека восточных рукописей, Мадрас)

Согласно колофону, расположенному в конце книги, это сочинение состоит из 108 уллас и 32 000 грантхов. Его автором является некий Канчам Йелларья, сын Нараи и Вираммы. Один из разделов данной рукописи озаглавлен «Раджачаритра кханда» и представляет собой 106-ю и 107-ю улласы. Подобно множеству источников, написанных в эпоху Средневековья, данное произведение является по большей части компиляцией текстов и мнений древних и широко известных авторов, таких как Васиштха, Брихаспати и Яджнавалкья. Улласа 106 посвящена различным видам абхишеки, или ритуального омовения царя. В улласе 107 упоминается ряд шастр и бан, а также семичастных упай, к числу которых относятся сама и дана. В ней также приведены краткие характеристики лошадей и слонов, а также содержится инструкция по езде верхом на них. Остальная часть уллас посвящена отправлению правосудия. Автор этой рукописи, вероятно, жил в XV в.

«Харихарачатуранга» (Библиотека восточных рукописей, Мадрас)

Данный трактат был написан Куруваджапеяяджи Годаварамишрой, министром Махараджадхираджи Гаджапати Пратапарудрадевы. Следовательно, его можно датировать XV в. (или началом XVI в.). Его изучение важно потому, что

327

Приложения

в нем содержатся сведетельства о непрерывавшейся традиции использования одних и тех же методов и предписаний. В нем также приведены дополнительные сведения, позаимствованные автором из известных ему источников. Рукопись «Харихарачатуранга» разделена на восемь книг. Первые четыре посвящены рассказу о боевых слонах, колесницах, конях и пехоте. В то время как первые два раздела занимают примерно 90 страниц каждый, в двух последних, примерно на четырех страницах трактата, содержатся весьма скудные сведения. В последних четырех книгах говорится соответственно о дханурведе, раджанити, дханурвидье и кридаюддхе. (С помощью последнего термина назывался период обучения или ученичества, начинавшийся после окончания учебы.) В первых строках книги V автор выражает благодарность людям, написавшим более ранние труды, посвященные дханурведе, и в этой связи упоминает Аушанасу Самхиту, Вирачинтамани, Кодандачатурбхуджама и Сарасанграхама. Все эти сочинения, очевидно, не сохранились до наших дней. В конце шестой книги Годаварамишра ссылается еще на один источник — «Джаячинтамани». Он пишет, что этот трактат был посвящен астрономии и астрологии, и советует царю отправляться в поход в благоприятное время.

«Вирамитродая Лакшанапракаша» была написана Митрамишрой, сыном и внуком Парасурамы Мишры и Хамсапандиты соответственно. Она была написана по приказу царя Вирасимхи, сына Мадхукарасахи и внука Пратапарудры (The Chowkhamba Sanskrit Series, Benares, 1916). Данная рукопись представляет собой компиляцию, составленную из различных произведений, которые в XVI в., когда жил ее автор, считались авторитетными. Прочитав разделы, посвященные оружию и трехчастным силам, состоявшим из слонов, коней и пехоты, мы можем получить обильные и весьма ценные данные, позаимствованные из приведенных ниже сочинений, некоторые из которых в настоящее время утеряны, другие были напечатаны, а третьи до сих пор остаются неизданными. В

328

Приложение 1. Рукописи

рукописи упоминаются следующие трактаты, сохранившиеся до наших дней:

1)«Раджавиджая» (Библиотека штата Джамму и Кашмир);

2)«Сиддханташекхара», написанный Шрипати;

3)«Траямбика Дханурведа» (другое название — Ишанасамхита), с которым, как считается, можно ознакомиться

вОриссе;

4)«Вирачинтамани Дханурведа» (указан в каталоге Раджендралала Митры);

5)«Парашара-самхита», с которым можно ознакомиться в Библиотеке восточных рукописей (Мадрас);

6)«Шалихотрам» (другое название — Ашвашастра), с которым можно ознакомиться в Библиотеке восточных рукописей (Мадрас);

7)«Гана Ашваюрведа», До.

Ниже приведен перечень рукописей, обнаружить которые не удалось. Вероятно, их следует считать утерянными:

1)«Аушанаса Дханурведа» в пересказе Шукры Джамадагни;

2)«Ашвасарасамуччая» Калханы, где содержится ссылка на Шалихотрама;

3)«Лохарнава» Бходжи;

4)«Кхадга Коша»;

5)«Лохаратнакара»;

6)«Брихаспати-самхита»;

7)«Хастихридаяпрабандха»;

8)«Вайдьяка-тантра».

Опубликованы следующие источники:

1)«Вишну-смрити»;

2)«Вараха-самхита» (то же, что и «Брихат-самхита» Ва- раха-михиры);

3)«Палакапья» (трактат издан под заголовками «Хастьяюрведа», «Пуна»);

4)«Джаядева (дата) Ашваюрведа» (издан в 1886 г. Азиатским обществом Бенгала под заголовком «Ашвавайдьяка»);

5)«Накула», «Ашвашастра», До;

6)«Накула», «Ашвашиксита», До;

7)«Вишнудхармоттара-пурана» (Бомбей).

329

Приложения

Приложение 2

ФЛАГИ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

Флаги упоминаются в древнейшем произведении индийской литературы — Ригведе-самхите. В этой Веде дважды встречается термин дхиваджа1. В ведических текстах упоминаются и другие названия знамени. К их числу относятся акра2, критадхваджа3, кету4, брихаткету5, сахасракету6. Вероятно, воины, сражавшиеся в ведическую эпоху, пускали стрелы во флаги противника. Суть заключалась в том, что, захватив или повредив знамя, одна сторона заявляла о своем праве на победу в битве. Кету — это вымпел, небольшой флаг, противоположность брихаткету — большому знамени. Когда в тексте появляется термин сахасракету, речь может идти о тысяче флагов или о воине, захватившем аналогичное количество вражеских знамен. Само слово «кету» переводится как «герой» или «вождь». В источнике сказано, что к числу инсигний царей ведического периода относились знамена и барабаны. Эта традиция прослеживается в «Атхарваведе», где содержится явное упоминание флага с изображением Сурьи (бога солнца).

Сочетание барабанов с флагами примечательно. Первые являются музыкальными инструментами, на которых играли праздничные мелодии или военные марши, так как в те времена барабаны использовались в обоих случаях. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что знамена применялись не только в военных целях, но и в качестве украшения во время торжеств. Здесь речь пойдет об использовании флагов во время сражений. Они одновременно являлись символом и эмблемой и не были характерны для индийцев. У каждого древнего народа: египтян, ассирийцев, греков и

1

R.V., VII. 85.2; X. 103.11 (Vedic Index, I, p. 406).

2

Ibid., I. 143.7; 3.1.12.

3

Ibid., 7.8.3.2.

4

Ibid., I. 27.12.

5

Ibid., V. 8.2.

6

Ibid., I. 119.1.

330