Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
книга по труду.doc
Скачиваний:
78
Добавлен:
02.05.2015
Размер:
2.29 Mб
Скачать

О разнообразии средств деятельности

С сожалением приходится опять констатировать, что в обще­ственном сознании, по-видимому, преобладает (если не исклю­чительно представлено) понимание важных признаков труда (в данном случае его средств) только как чего-то вещественного. Если обратимся к Большому энциклопедическому словарю, отобража­ющему, как полагаем, общественный склад ума (менталитет), то прочтем следующее: «Средства труда, см. в ст. Средства производ­ства». Смотрим далее: «Средства производства, совокупность средств и предметов труда, используемых людьми в процессе про­изводства материальных благ. С помощью средств труда люди воз­действуют на предметы труда. К средствам труда относятся маши­ны и оборудование, инструменты и приспособления, производствен­ные здания и сооружения, средства перемещения грузов, сред­ства связи. Всеобщим средством является земля. В средствах труда выделяются орудия производства (машины, оборудование и т.д.), которым принадлежит определяющая роль в С. п.»4.

Пусть так, но как понять следующую ситуацию. В литейном или кузнечном цехе работает пирометрист. Его задача — с помощью специального прибора определить на расстоянии (по излучению) температуру в печах, нагревательных установках, температуру рас­каленных заготовок и т. п. Пирометрист трудится или нет? Да, он специально обученный трудящийся, профессионал. Но ведь он не воздействует на предмет труда, а познает его свойства. И веще­ственное средство, с помощью которого он решает свои задачи, есть средство познания, а не воздействия на предмет труда. Что же, трудятся только те, кто «воздействует», а те, кто занят позна­нием, кто «ломает голову» над вариантом раскроя куска кожи, или над компьютерной программой, или теорией, — не работа­ют? Абсурд. Примерно так же понимается дело и в сегодняшних справочниках и учебниках по экономике, в чем вы при желании сами можете убедиться.

Следует признать, что текст словаря, процитированный выше, сильно «оторван от жизни». Если этот текст считать справедли­вым, то огромные количества тружеников должны быть лишены этого звания. Познанием заняты (и притом в условиях материаль­ного производства) контролеры качества продукции во всех от­раслях, расчетчики, учетчики, оценщики. Соответственно и сред­ства профессиональной деятельности этих людей — это средства необязательно воздействия на предмет, но распознавания его свойств (например, измерительные машины, дефектоскопы, ка­либры-пробки, калибры-скобы, пересчетные таблицы, компью­теры). Это, далее, средства мысленного поиска чего-то, пока не имеющего точного определения, средства обработки информа­ции, вычислений и т.д.

Итак, надо принять мысль, что труд может представлять собой также и познавательную деятельность (и вовсе не обязательно толь­ко в науке, как мы старались показать выше), в частности дея­тельность и поисковую. Разве не творческим поиском занят рас­кладчик лекал на швейной фабрике? Компьютеры теперь помога­ют в этом, но за ними нужен «глаз да глаз»; на компьютерную программу надейся, а сам не плошай.

Следовательно, вопреки приведенному тексту из солидного словаря, в состав средств труда надо ввести, если мы конкретно изучаем живого профессионала, также и средства, усиливающие, изощряющие познавательные возможности людей. Кроме того, бесспорно, что есть множество средств, вооружающих человека, занятого в области нормальных деловых межчеловеческих отно­шений: начиная от записки на доске объявлений или плаката по технике безопасности и кончая телефонами, факсами, замкнуты­ми видеосистемами и т.д.

Если иметь в виду средства воздействия на предметные систе­мы, то здесь мы тоже сталкиваемся со значительным разнообра­зием. При этом нас должны интересовать психологически суще­ственные различия таких средств. В связи с этим можно выделить «ручные» средства. Они предполагают значительное искусство, уме­лость работника плюс приложение физических усилий. Можно, далее, выделить «механизированные и механические» средства. Они берут на себя энергетические нагрузки, но требуют более или менее искусного управления. (Например, электродрель, строительный подъемный кран, автомобиль, традиционный металлообрабаты­вающий или деревообрабатывающий станок.) Наконец, можно выделить «автоматизированные и автоматические» средства (гра­ницы между ними и предыдущей группой нечетки).

Особенность этой последней группы средств состоит в том, что они, как известно, берут на себя именно исполнительное искусство работника, оставляя за ним функции контроля и от­дельных оперативных вмешательств. Ткацкий станок сам делает переплетения нитей основы и утка, а ткачиха ликвидирует, если нужно, обрывы нитей, следит, нет ли брака и при необходимос­ти устраняет — «разрабатывает» — его. Токарный станок с число­вым программным управлением — «станок с высшим образова­нием» — настолько многое делает сам, что токарю-умельцу уже скучно около него стоять. Здесь уже не требуется прежняя высокая квалификация работника (на первое место выходит инженер-про­граммист).

Примером автоматического средства умственного труда явля­ется компьютер. Есть даже программы, которые находят грамма­тические оплошности в набранном вами тексте. Так что вы мо­жете быть не слишком грамотным или не слишком вниматель­ным к грамматике автором — компьютер высветит вам ваши оп­лошности или еще также и «пропищит» о них.

Честно говоря, можно понять того токаря, который не хочет «болтаться» при станке с программным управлением и уходит в инструментальную мастерскую. Скажем, автора этих строк тоже задевает, что «железка» знает грамоту не хуже его. Это как бы обесценивает его как «человека пера», «грамотея». Приходится утешаться тем, что «железка» знает только банальные, наиболее употребительные и, следовательно, малоинтересные слова, а я стараюсь на нее не походить. Как видите, это намек на некото­рые противоречия, конфликты, переживаемые профессионалом в связи с техническим оснащением, автоматизацией его деятель­ности.

Системы средств деятельности — внешних и внутренних — скла­дываются, в частности, с учетом специфики предметной области труда-

Скажем, при работе с биологическими системами очень важно располагать сложными внутренними эталонами для различения, оценки многопризнаковых, самопроизвольно развивающихся объектов.

Например, агроном определяет по общему виду, по тонкостям оттенков листвы растений, каких веществ недостает им, а какие в избытке. И это определяет его решение о соответствующем внесе­нии удобрений.

При работе с техническими системами часто требуется высо­кая метрическая точность оценок отдельных признаков объекта. Поэтому здесь порождены многочисленные приборные, инстру­ментальные средства измерений разнообразных параметров тех­нических объектов.

При работе с людьми, группами, социальными системами осо­бое значение приобретают средства оформления, передачи, рас­пространения информации, ибо она — важный «рычаг» воздей­ствия на сознание и, следовательно, поведение людей. Также очень значимы средства организации делового общения. В некоторых профессиях (педагог, руководитель, клубный работник) значи­тельная доля мастерства приходится, по-видимому, как раз на область построения процессов общения. И это тоже труд. Так что довольно широко распространенная и в некотором роде краси­вая, легко запоминающаяся формула о триаде процессов «позна­ния, общения и труда» представляется нам нелогичной. И позна­ние, и общение могут иметь признаки труда. В то же время любой труд — даже забивание гвоздей — требует мобилизации познава­тельных процессов и предполагает межчеловеческое деловое вза­имодействие, общение.

При работе с информационными системами, в свою очередь, приобретают особый вес средства хранения, поиска, отбора, пре­образования разного рода сведений, средства вычислительной техники.

При работе с художественными системами опять-таки приоб­ретают особое значение сложные субъективные эталоны для оценки произведений искусства, ориентировки в художественных стилях. Вместе с тем требуется нередко и высокая культура владения руч­ными средствами труда. Да, машины (и даже обезьяны) могут сочинять, синтезировать звуковую ткань или малевать полотно. И это можно соответственно называть «музыкой» или «живопи­сью» («Язык что хочет, то и лопочет»). Но почему-то пока еще хочется послушать и «живую» человеческую, а не машинную или обезьянью музыку, посмотреть «душой исполненное» изображе­ние.

Обзорная классификация средств деятельности профессионала

Множество средств деятельности разнотипных профессиона­лов трудно поддается обозрению, и пока еще нет энциклопедии таких средств. В таблице 5 дана общая схема психологической их группировки. Основные классифицирующие признаки — это, во-первых, «фактура» («из чего сделано»). Здесь различаются веще­ственные и невещественные (функциональные) средства. Во-вто­рых, область существования средств (внешний по отношению к субъекту мир, сам субъект, а в пределах субъекта — его внутрен­ний мир или нечто внешнее по отношению к сознанию, телес­ность). В-третьих, параметр «познание — исполнение (воздей­ствие)». Кроме того, отчасти принята во внимание специфика за­висимости средств от предметных областей труда. Разумеется, эта классификация (см. табл. 5) открыта для доработки, совершен­ствования или радикального творческого преодоления.

Во всяком случае, предложенные в таблице подразделения могут послужить некоторой схемой для рассмотрения набора, системы средств определенного профессионала и позволят не упустить из вида важные их разновидности. Часто упускаются из вида внут­ренние, функциональные средства. И это неблагоприятно сказы­вается, в частности, на методике профессионального обучения (включая самообучение). А именно, вместо, например, формиро­вания мысленных схем действий считают нужным только усво­ить, как правильно держать инструмент, «стучать» и т.п.

Подчеркнем, что в таблице 5 приведены именно отдельные примеры, а отнюдь не группировки всех внутренних средств. Так, если бы речь шла о группировке, то в рубрике «Вербаль­ные средства» надо было бы указать очень большое множество таких средств, начиная от мысленных схем простейших дей­ствий и более сложных умственных действий, отмечаемых тео­ретической и прикладной логикой, и кончая умениями порож­дать философско-методологические принципы. Полная класси­фикация внутренних средств деятельности — особая задача для обширного изложения, которую мы здесь оставляем в стороне, ограничиваясь по необходимости общеориентирующей инфор­мацией.