Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
В.Галин Революция по-русски.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
21.11.2019
Размер:
4.14 Mб
Скачать

А что же россия?

Для укрепления своих позиций на Балканах в 1912 году Россия поддержала во время войны Болгарию против Турции в вопросе об Адрианополе. Дело дошло до того, что на кавказской границе стали сосредотачиваться войска, а в феврале 1913 года Черноморский флот получил приказ быть готовым захватить Босфор (по примеру англичан, захвативших Суэцкий канал). Военный министр в то время заявил о чрезмерной рискованности самой операции по занятию проливов... «Выслушав мой доклад, император Николай II..., не отрицая трудности операции с военной стороны, дал мне понять, что в этом деле идея и цель всего вопроса имеют такое доминирующее значение, что технические детали отходят на задний план»2221. Высадка не состоялась, но русский монарх выиграл тогда политический раунд. Под нажимом Франции и Англии, опасавшихся удачи русских, Турция уступила. Поддержка Болгарии позволила России в противовес усилению влияния Англии, Франции и Германии в Турции в феврале 1912 г. организовать Балканский союз.

Зыбкость этого раздираемого противоречиями союза была очевидна всем. Но у России не было другого выхода. 23 ноября 1913 г. Сазонов докладывал Николаю II, что Турция находилась накануне окончательного распада, который сейчас России нежелателен, т.к. неизбежно поставит вопрос о судьбе проливов, который «в настоящее время разрешается, в сущности, довольно удовлетворительно с точки зрения наших непосредственных интересов...» Совершенно иная обстановка может сложиться при окончательном распаде Турции: «проливы в руках сильного государства — это значит полное подчинение экономического развития всего Юга России этому государству, это значит гегемония этого государства на Балканах и в Малой Азии...»2222 Однако тут же Сазонов указал не только на то, что десантную операцию на Босфоре в настоящее время «почти невозможно осуществить», но и на недостаточность «наших оборонительных средств против морской программы, которая

513

может быть осуществлена в ближайшее время Турцией»2223. При этом министр иностранных дел отмечал, что возможная война с Турцией вряд ли сможет быть локализована2224. Против десанта в проливах активно выступал и военный министр Сухомлинов. По его мнению, десант на Босфоре являлся утопией, дорогой игрушкой, сверх того могущей стать опасной забавой2225.

В «Плане операций Черноморского флота на 1914 г.» признавалась слабость России, в силу чего она «сама войны не начнет. Таким образом, на Черном море в 1914 г. война может быть наступательная только со стороны Турции, при обороне со стороны России»2226. В феврале 1914 г. прошло чрезвычайное совещание, посвященное теме проливов. «Под каким безотрадным впечатлением нашей полной военной неподготовленности я вышел из этого совещания! — вспоминал С. Сазонов, — Я вынес из него убеждение, что если мы и были способны предвидеть события, то предотвратить их не были в состоянии. Между определением цели и ее достижением у нас лежала целая бездна»2227. Ситуация отягощалась тем, что правительство Столыпина, с подачи монарха, предпочитало финансировать развитие представительского Балтийского флота, а не жизненно необходимого для обороны России Черноморского. Против этого, за Черноморский флот, в Думе активно выступали кадеты. И только в начале 1914 г. ситуация изменилась кардинальным образом. Главный штаб ВМФ принял «за основу наших планов войны идею сосредоточения всего нашего флота в Средиземном и Черном морях»2228. Но было уже слишком поздно, началась война.