Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Kurs_lektsy_po_psikhologii.doc
Скачиваний:
44
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
752.64 Кб
Скачать

1.3. Психология в Средние века

При изучении развития психологических знаний в эпоху Сред­невековья нужно учитывать целый ряд обстоятельств.

Психологии как самостоятельной области исследований в пе­риод Средневековья не существовало. Психологические знания включались в религиозную антропологию (учение о человеке).

Психологические знания Средневековья основывались на ре­лигиозной антропологии, которая особенно глубоко была разра­ботана христианством, особенно такими «отцами церкви», как Иоанн Златоуст (347—407), Августин Аврелий (354—430), Фома Аквинский (1225—1274) и др.

Христианская антропология исходит из теоцентрической кар­тины мира и основного принципа христианской догматики — прин­ципа креационизма, т.е. творения мира Божественным разумом.

Современному научно ориентированному мышлению очень трудно понять учения святых отцов, которые носят преимуще­ственно символический характер.

Человек в учении святых отцов предстает как центральное су­щество во Вселенной, высшая ступень в иерархической лестнице тварного, т.е. сотворенного Богом мира.

Человек есть центр Вселенной. Эта идея была известна и ан­тичной философии, которая рассматривала человека как «микро­косм», малый мир, объемлющий собой все мироздание.

Христианская антропология не отказалась от идеи «микрокосма», но святые отцы существенно изменили ее смысл и содержание.

«Отцы церкви» считали, что природа человека связана со все­ми основными сферами бытия. Своим телом человек связан с зем­лей: «И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою», — го­ворится в Библии. Чувствами человек связан с материальным ми­ром, душой — с духовным миром, разумная часть которой способ­на восходить к самому Творцу.

Человек, учат святые отцы, двойственен по своей природе: один его компонент — внешний, телесный, а другой — внутрен­ний, духовный. Душа человека, питая тело, с которым она вместе создана, находится в теле повсюду, а не сосредоточена в одном ка­ком-то месте. Святые отцы вводят различие между «внутренним» и «внешним» человеком: «Бог сотворил внутреннего человека и слепил внешнего; слеплена плоть, сотворена же душа». Говоря современным языком, внешний человек есть явление природное, а внутренний человек — сверхприродное явление, есть нечто та­инственное, непознаваемое, божественное.

В отличие от интуитивно-символического, духовно-опытного пути познания человека в восточном христианстве, западное христианство пошло по пути рационального постижения Бога, мира и человека, выработав такой специфический тип мышления, как схоластика (конечно, наряду со схоластикой в западном христи­анстве существовали и иррационалистические мистические уче­ния, но не они определяли духовный климат эпохи). Апелляция к рациональности в конечном итоге привела к переходу цивили­зации Запада в Новое время от теоцентрической к антропоцент­рической картине мира.

1.4. Психологическая мысль эпохи Возрождения и Нового времени

Гуманистическое движение, зародившееся в Италии в XV в. и распространившееся в Европе в XVI в., получило название «Воз­рождение». Возрождая античную гуманистическую культуру, эта эпоха способствовала освобождению всех наук и искусств от дог­матов и ограничений, наложенных на них средневековыми рели­гиозными представлениями. В результате довольно активно ста­ли развиваться и сделали значительный шаг вперед естественные, биологические и медицинские науки. Началось и движение в на­правлении формирования психологического знания в самостоя­тельную науку.

Громадное влияние на психологическую мысль XVII—XVIII вв. оказала механика, ставшая лидером естественных наук. Механи­ческая картина природы обусловила новую эпоху в развитии ев­ропейской психологии.

Начало механическому подходу к объяснению психических явлений и сведению их к физиологии было положено француз­ским философом, математиком и естествоиспытателем Р. Декар­том (1596—1650), который первым разработал модель организма как автомата или системы, работающей подобно искусственным механизмам в соответствии с законами механики. Тем самым живой организм, который раньше рассматривался как одушевлен­ный, т.е. одаренный и управляемый душой, освобождался от ее определяющего влияния и вмешательства.

Р. Декарт ввел понятие рефлекса, ставшее впоследствии фун­даментальным для физиологии и психологии. В соответствии с де­картовой схемой рефлекса внешний импульс передавался в мозг, откуда происходила ответная реакция, приводящая в движение мышцы. Им давалось объяснение поведению как чисто рефлек­торному феномену без обращения к душе как движущей телом силе. Декарт надеялся, что со временем не только простые дви­жения — такие, как защитная реакция зрачка на свет или руки на огонь, — но и самые сложные поведенческие акты удастся объяс­нить открытой им физиологической механикой.

До Декарта веками считалось, что вся деятельность по воспри­ятию и обработке психического материала производится душой. Он же доказывал, что телесное устройство и без нее способно успешно справляться с этой задачей. Каковы же функции души?

Р. Декарт рассматривал душу как субстанцию, т.е. сущность, не зависящую ни от чего другого. Душа определялась им по един­ственному признаку — непосредственной осознаваемое своих явлений. Ее предназначение заключалось в знании субъекта о соб­ственных актах и состояниях, незримых ни для кого иного. Тем са­мым произошел поворот в понятии о «душе», ставший опорным для следующего этапа в истории построения предмета психоло­гии. Отныне этим предметом становится сознание.

Декартом на основе механистического подхода был поставлен теоретический вопрос о взаимодействии «души и тела», который в дальнейшем стал предметом обсуждения для множества ученых.

Еще одна попытка построить психологическое учение о чело­веке как целостном существе была сделана одним из первых оп­понентов Р. Декарта — голландским мыслителем Б. Спинозой (1632—1677), который рассматривал все многообразие чувств че­ловека (аффектов) в качестве побудительных сил человеческого поведения. Им был обоснован важный для понимания психиче­ских явлений общенаучный принцип детерминизма — всеобщей причинной обусловленности и естественной научной объяснимости любых явлений. В науку он вошел в форме следующего ут­верждения: «Порядок и связь идей те же, что и порядок и связь вещей».

Тем не менее современник Спинозы немецкий философ и ма­тематик Г.В. Лейбниц (1646—1716) рассматривал соотношение ду­ховных и телесных явлений на основе психофизиологического па­раллелизма, т.е. независимого и параллельного их сосуществова­ния. Он считал зависимость психических явлений от телесных иллюзией. Душа и тело действуют самостоятельно, однако между ними существует предустановленная гармония на основе Боже­ственного разума. Доктрина психофизиологического параллелиз­ма нашла многих сторонников в годы становления психологии как науки, в настоящее же время принадлежит истории.

Другая идея Г.В. Лейбница о том, что каждая из бесчисленно­го множества монад (от греч. топоs — единое), из которых состо­ит мир, «психична» и наделена способностью воспринимать все, что происходит во Вселенной, нашла неожиданное эмпирическое подтверждение в некоторых современных концепциях сознания.

Следует отметить также, что Г.В. Лейбниц ввел понятие «бессо­знательное» в психологическую мысль Нового времени, обозначив неосознаваемые восприятия «малыми перцепциями». Осознание вос­приятий становится возможным благодаря тому, что к простой пер­цепции (восприятию) присоединяется особый психический акт — апперцепция, включающий память и внимание. Идеи Лейбница су­щественно изменили и расширили представление о психиче­ском. Его понятия о бессознательной психике, малых перцепциях и апперцепции прочно вошли в научное психологическое знание.

Другое направление в становлении новоевропейской психоло­гии связано с английским мыслителем Т. Гоббсом (1588-1679), который начисто отвергал душу как особую сущность и считал, что в мире нет ничего, кроме материальных тел, движущихся по за­конам механики. Психические явления подводились им под дей­ствие механических законов. Т. Гоббс считал, что ощущения яв­ляются прямым результатом воздействия материальных предме­тов на организм. По закону инерции, открытому Г. Галилеем, из ощущений в виде их ослабленного следа появляются представле­ния. Они образуют последовательность мыслей в том же поряд­ке, в каком сменялись ощущения. Такая связь получила впослед­ствии название ассоциации. Т. Гоббс провозгласил разум продук­том ассоциации, имеющей своим источником прямое воздействие материального мира на органы чувств.

До Гоббса в психологических учениях царил рационализм. Начиная с него, за основу познания был принят опыт. Рационализму Т. Гоббс противопоставил эмпи­ризм, от которого возникла эмпириче­ская психология.

В разработке этого направления видная роль принадлежала со­отечественнику Т. Гоббса — Дж. Локку (1632—1704), который в самом опыте выделил два источника: ощущение и рефлексию, под которой понимал внутреннее восприятие деятельности нашего ума. Понятие рефлексии прочно вошло в психологию. С именем Локка связан и такой метод психологического познания, как ин­троспекция, т.е. внутреннее самонаблюдение за идеями, образа­ми, представлениями, чувствами, какими они являются «внутрен­нему взору» наблюдающего за ним субъекта.

Начиная с Дж. Локка, предметом психологии становятся яв­ления сознания, которые порождают два опыта — внешний, исхо­дящий от органов чувств, и внутренний, накапливаемый соб­ственным разумом индивида. Под знаком этой картины созна­ния складывались психологические концепции последующих десятилетий.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]