Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
рим XI-XVII.doc
Скачиваний:
22
Добавлен:
12.11.2019
Размер:
1.18 Mб
Скачать

I.II Представления о месте Руси в мировой истории, ее предназначении

Иларион «Слово Законе и Благода­ти»

Нестор «Чтение о Борисе и Глебе»

В рассуждениях о мировой истории и о месте в ней Руси древнерусские книжники обна­ружили четкое самосознание Руси XI—начала XII веков как очень сильного, хотя и молодо­го, государства, ни в чем не ус­тупавшего даже ... блестящей Византийской империи.

Более того, Иларион и Не­стор сформулировали идею особой миссии Руси в христи­анском мире. Русь равна хри­стианским государствам, но как и каждое из них, имеет свое предназначение. Нестор в предисловии к «Чтению о Борисе и Глебе» рассуждал о том, что русский народ оказался последним из великих народов, принявших христианство. Он остался без апостольского прощения. Нестор считал, что это не случайно, что Бог специ­ально хранил Русь «до последнего часа». Его замысел заклю­чался в том, чтобы последний призванный народ стал первым в истории христианского мира.

В «Слове о Законе и Бла­годати» Иларион напомнил о том, что «новое совершеннее старого» («не наливают новое вино в старые мехи»), поэтому новопринявшие христианство народы могут рассчитывать на более перспективное будущее.

Древнерусские книжники подтверждали правоту своих рассуждений христианским подви­гом князей Бориса и Глеба. Бог испытал молодую христианскую Русь династическим кризисом 1015 г. (смерть великого князя Владимира I). Русь достойно ответила на это испытание под­вигом христианской покорно­сти, а не языческим сопротив­лением.

Появившаяся в киевский период идея особой миссии Ру­си, а позднее России, в мировой христианской истории стала од­ним из символов национальной русской культуры. В.О.Ключев­ский писал: «Замечательно, что в обществе, где 100 лет с чем-нибудь назад народ еще прино­сил идолам человеческие жерт­вы, мысль уже училась подни­маться до осознания связи ми­ровых явлений».

I.III Концепция русской истории

Нестор, Сильвестр «Повесть временных лет»

Иларион «Слово о Законе и Благо­дати»

«Повесть временных лет» явилась официальной государ­ственной летописью с офици­альным взглядом на русскую историю. Нестор сумел составить первую концепцию отече­ственной истории, которая гос­подствовала в русской истори­ческой мысли более 500 лет до XVIII в. В.О.Ключевский имел все основания написать: «Мы имеем дело уже не с простой летописью, а с ученым произве­дением».

Впервые обобщая в летопи­си отечественную историю, Не­стор должен был объяснить чи­тателю что такое «Русь»: какие народы объединяет и почему так называется. В «Повести временных лет» Русь представ­лена как восточнославянское государство с варяжской кня­жеской династией во главе. «Се бо токмо словенск язык в Руси: поляне, деревляне, ноугородцы, полочане, дреговичи, север, бужане, после же волыняне». Но название этого славянского го­сударства варяжское, потому что так называлось варяжское племя, откуда были призваны «ноугородцами» в 862 г. на княжение братья Рюрик (Новгород), Синеус (Белоозеро), Трувор (Изборск): «и идоше за море к варягам, к Руси». Летопись писалась спустя 250 лет после призыва варягов на Русь. Нестора интересовала судьба этого варяжского племе­ни. Видимо, он располагал ин­формацией о том, что в Скан­динавии к 1113 г. племени Русь уже не было. Тогда Нестор сде­лал предположение: «... вся Русь переселилась на юг (на территорию славян) без остат­ка».

В «Повести временных лет» показаны те народы, которые были соседями Руси: чудь, меря, весь, мурома, мордва, пермь, печора, ямь, литва и т.д.

Взгляд Нестора на содер­жание истории Руси зависел от ее состояния к 20-ым годам XII в. Это было время перед окон­чательным распадом Руси на отдельные княжества и земли. Киево-Печерский монастырь, иноком которого был Нестор, как и вся Русская Православная Церковь, неодобрительно отно­сились к идее разделения: народ, единым приняв христианскую веру, должен таковым оставаться. Они полагали, что защита единства христианского государства есть подвиг во имя веры. Поэтому Нестор в официальной государ­ственной летописи стремился показать пагубность раздела и тем самым сохранить единство Руси. Главным гарантом един­ства Руси Нестор считал един­ство княжеской династии Рю­риковичей. Поэтому содержание русской истории Нестор ото­ждествил с деятельностью Рю­риковичей по собиранию и за­щите Руси.

По летописцу историческая миссия Рюриковичей первона­чально заключалась в освобож­дении восточнославянских пле­мен от чужеземного ига, прежде всего хазарского. Князь Олег в 884 и 885 годах освободил от хазарской зависимости северян и радимичей; князь Святослав - в 964 г. - вятичей; поляне были освобождены Аскольдом и Диром, боярами Рюрика, в 862 г.

Одновременно Рюриковичи решили грандиозную задачу объединения восточнославян­ских племен под своей властью. Результаты превзошли самые смелые ожидания: Рюриковичи объединили восточных славян, живших на больших торговых путях. Рюрик, Синеус, Трувор объединили Север - Ладогу, Новгород, Белоозеро; открыли путь торговли мехами из Приуралья в Северную Европу. Князь Олег соединил Север и «полянский» юг, распространил название «Русь» на юге, сделал государственным «путь из Варяг в Греки». Князь Владимир I за­вершил объединение как рус­ских земель, так и населявших их людей.

Центральным событием русской истории Нестор, а с ним и все книжники этого пе­риода, считают принятие хри­стианства. «Повесть временных лет» подробно иллюстрирует проблему выбора веры. С.М. Соловьев прокомментировал эту особенность русской истории. Ни одному другому европей­скому народу судьба не предос­тавила необходимости выбирать между религиями. Историк счи­тал, что европейский смысл русской жизни повлиял на избрание христи­анства, а не иудаизма или ислама. Не последнее место в решении этой проблемы занимала бли­зость Руси к христианской Ви­зантийской империи, возмож­ность церковной службы на славянском языке. С.М.Соловь­ев отмечал, что европейские народы, в том числе и русский, воспринимали политические бедствия евреев, не имевших своего государства, как наказание за грехи. Поэтому Ветхий Завет, правила их веры не вы­зывали доверия европейцев. Иудаизм выбрал для себя по­граничный между Европой и Азией Хазарский каганат. Близким исламским центром к Руси была Волжская Булгария. Но ислам не нашел отклика в душе русских людей. По мне­нию С.М.Соловьева князь Вла­димир I не проникся магометан­ской проповедью о будущей жизни: «чувственное представ­ление ее уже подрывало уве­ренность: в душе самого просто­го человека есть сознание, что тот свет не может быть похож на этот». Христианство же удовлетворило всем главным потребностям души русских людей. В отличие от иудаизма и ислама христианство было об­ращено непосредственно к лич­ности человека. Христианство не знает культа повиновения, присущего исламу. В нем чело­веческая индивидуальность мо­жет раскрыть себя. Иисус Хри­стос, сын Божий, любит каждо­го человека, из любви к нему приносит себя в жертву, и тем самым как бы ждет от каждого человека ответного душевного движения.

«Слово о Законе и Благо­дати» содержит развернутую похвалу князю Владимиру I, главному виновнику крещения Руси. В изображении Илариона Владимир выступает как равно­апостольный князь, просвети­тель, утвердитель веры. В «Слове о Законе и Благодати» содержится молитва к Богу «от всей земли нашей».

Принятие христианства в 988 г. соединило историю Руси с мировой христианской исто­рией, соединило народ русский. Оно наделило его духовной общностью, сделало большой религиозной общиной с единой целью - борьбой за спасение после смерти, воссоединения с Богом. Христианская религия стабилизировала общество, объ­единила его, показав единство человеческой сущности: все одинаково грешны, но должны стремиться к преодолению греховности. С принятием христи­анства связано становление тра­диционной русской культуры, появление на Руси славянского письма, переводных работ древнегреческих и византий­ских авторов, богослужебных христианских книг, становление системы образования при мона­стырях. В это же время возникает строительство каменных храмов, иконопись, переписка книг, украшенных миниатюра­ми, литературное творчество. Культурные достижения Киев­ской Руси являются националь­ной гордостью русского народа.

Не только Иларион, но Нестор сумели понять превос­ходство нового порядка вещей (христианство) перед старым (язычество) и показать другим это превосходство.

Осуществил ли свою цель Нестор, пытаясь с помощью «Повести временных лет» убе­дить Рюриковичей не делить Русскую землю? Можно ли от­ветить «нет», если единство бы­ло-таки утрачено? Так ответить нельзя. Разделение произошло, но именно «Повесть временных лет» сохранила память для по­томков о былой общности, стала основой идеологии единства на новом витке государственности в конце XV века, она поддержи­вала эту идею весь удельный период. Не случайно тексты ле­тописей всех крупных княжеств и земель Руси ХШ-ХV веков начинались с переписывания «Повести временных лет».