Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ФРУМКИН. Введение в сценарное мастерство. Кино-...doc
Скачиваний:
40
Добавлен:
12.11.2019
Размер:
804.86 Кб
Скачать

Сценарист приступает к работе

...Но прежде, чем вы со своим сценарием придете на телевидение, вам предстоит долгая подготовитель­ная работа.

Во-первых, вам надо определиться — о чем же вы хотите написать свой сценарий? Вам предстоит поиск

темы.

Что означает понятие «тема»? В большинстве слова­рей вы найдете такое определение: тема это пред­мет исследования, изображения, повествования. Скажем, вас волнует судьба детей-сирот, и вы хотите о них напи­сать сценарий. Больше того, судьба сирот волнует не только вас — всех нормальных людей беспокоит мысль о том, как им живется, детям-сиротам, и что с ними ста­нется, когда они вырастут. Это тема? Безусловно. Но бывает так, что вас интересуют такие «предметы иссле­дования» из не написанного пока еще повествования, которые никого, кроме вас, сегодня не интересуют.

Мы знаем из истории литературы и искусства, что иногда создаются произведения, опережающие свое время. Сегодня эти стихи, эти картины, эта музыка не приняты читателем, зрителем, слушателем, но прохо­дит какое-то время, и к ним приходит признание пуб­лики. Но специфика телевидения такова, что создан­ное сегодня и будет предъявлено зрителю. И если ваша передача ему не интересна, завтра о ней, возможно, никто и не вспомнит. Я говорю «возможно», потому что в творческой работе, как мне кажется, нет законов абсолютно верных при всех обстоятельствах жизни, нет правил без исключений.

Поэтому в практике нашей работы мы можем считать темой не просто предмет исследования и повество­вания, а лишь такой, который находится на пересечении личного интереса сценариста, автора и общественного интереса. На пересечении интересов вашего и зрителя, для которого вы работаете.

Итак, вы наметили для себя тему сценария. Но ведь невозможно написать один сценарий обо всех детях-сиротах и всех проблемах, с ними связанных. Так или иначе вы придете к мысли, что нужно лока­лизовать, конкретизировать глобальный «предмет по­вествования». Например, рассказать о судьбах вос­питанников школы-интерната №235, исходя из того, что судьбы и проблемы этих детей характерны для большинства сирот...

Вот сейчас вы окончательно определили тему. В ва­шей голове уже роятся эпизоды будущей передачи, вы понимаете, что хотите стать на защиту несчастных де­тей — у вас созревает замысел.

Вы, конечно, понимаете, что я использую разговор о детях-сиротах, всего лишь как пример — аналогич­ные ситуации возникают при поиске любой другой темы. (Кстати, тема детей-сирот — одна из «вечных» тем современной российской журналистики.)

Замысел — это первое приближение к сюжету и основной идее произведения. Остановимся на этом определении — пока нам его достаточно.

Но ваш замысел не осуществится, пока вы не со­берете материал для своего сценария — не познако­митесь с будущими героями передачи, не расспроси­те их подробнейшим образом (если, конечно, они «впустят» вас к себе) об их жизни, сегодняшней и вче­рашней, наиболее ярких событиях этой жизни, о близ­ких людях, друзьях и недругах, о привычках, пристрас­тиях и интересах. Вы должны знать о персонажах будущего сценария все, гораздо больше, чем войдет в сценарий и в передачу или фильм. Такое знание даст вам свободу общения с вашими героями и когда вы будете писать о них, и тем более, когда начнете их снимать.

Автор сценария и режиссер телефильма об акаде­мике Т.С. Мальцеве, вызвавшем в свое время после выхода в эфир много толков, хвалебных и ругательных откликов, С. Зеликин писал о том, как он собирал ма­териал для сценария:

«Я прочел, пожалуй, все, что было написано писа­телями и журналистами о Терентии Семеновиче Маль­цеве, и мог рассказать его биографию год за годом... Я прочел все, написанное Мальцевым, пытался штуди­ровать сельскохозяйственные труды и хотя бы в об­щих чертах, но разобрался в сути мальцевской систе­мы обработки земли, в его спорах с агрономами вильямсовской школы»...

Наверное, не в малой степени успех этого теле­фильма определили добросовестность и тщательность сценариста в изучении проблемы и сборе материала. Вы должны подробнейшим образом (насколько вам это будет позволено, конечно) рассмотреть жилище ваших предполагаемых героев, детали, особенности меблировки, украшения и фотографии на стенах, а если представится возможность, семейные альбомы, книж­ные полки... То, в каких условиях живет человек, имеет самое непосредственное отношение к его характеру, а то и вообще — к его судьбе!..

Естественно, вы должны знать и то, как выглядит пейзаж, ландшафт вокруг того дома, где живет ваш герой. Если это город — надо иметь полное представ­ление об этом городе или хотя бы о ближайших ули­цах: какие там дома, как одеты прохожие, сильное ли уличное движение. Причем желательно все это уви­деть и запомнить в разное время суток — вы ведь до того, как напишете свой сценарий, не знаете — утром, днем или вечером вам придется снимать на улице. То же самое относится и к съемкам в деревне: как смот­рится деревенская улица и деревня в целом (если, например, посмотреть на нее сверху, с какой-нибудь горы); как выглядят вокруг нее поля, луга, леса; как рано выгоняют коров на пастбище и кто их пасет; в каких домах устроены деревенский магазин, медпункт, клуб, школа или Дом культуры и т.п. Еще очень важно знать, в какое время года вы хотели бы снимать вашу пере­дачу — сами знаете, зимой и пейзаж совсем не тот, что летом, и быт людей резко меняется.

Если вы задумали передачу на историческую тему или просто связанную с прошлым, далеким или близким, и вам предстоит изучить документы, фотографии, архивные материалы, кадры старой кинохроники — делать это надо очень тщательно и внимательно. Тут важно ничего не перепутать, не приписать какие-то факты, относящиеся к биографии одного человека другому, не перенести события одной эпохи в дру­гую и т. д.

Помнится, в старом телевизионном цикле фильмов «Летопись полувека», в котором каждый фильм был посвящен одному году с 1917-го по 1967-й, одни и те же кадры кинохроники кочевали из фильма в фильм, что, конечно, не добавляло достоинств работам сцена­ристов и режиссеров.

Еще пример. В эфир вышла передача, посвященная первому послевоенному 1946 году. Год этот был очень трудным, страна голодала. А в передаче рассказывалось о том, как получали новые квартиры да как пировали в ресторанах. Возможно, один из участников передачи и получил новую квартиру, и кто-то мог позволить себе поужинать в ресторане, но это практически не имело отношения к жизни общества, к двумстам миллионам граждан шестнадцати тогдашних Советских республик. В передаче и, видимо, в сценарии были из-за нетщатель­ного изучения эпохи смещены акценты, и как результат искажена историческая правда.

Вот что однажды заметил академик Д. Лихачев (правда, он имел в виду фильм художественный, игро­вой, а мы пока говорили о передачах и телефильмах публицистических, документальных, хроникальных и т. п., но это не меняет сути дела):

« ... в одном фильме, посвященном событиям шестивековой давности, крестьяне пекут картошку. Что тут скажешь? Ведь каждому грамотному человеку извест­но, что картофель появился в России в XVIII веке, и то сперва в качестве сладкого блюда. Издревле тем деше­вым сортом еды, каким в наше время стал картофель, на Руси была репа, поэтому и говорили: "дешевле паре­ной репы". Ее крестьяне могли печь вполне. А показы­вать, как в XIV начале XV века пекут картошку, невероятно и бессмысленно».

Не допустить в сценарии эпизодов «невероятных и бессмысленных» — очень важная задача сценарис­та. Не исключено, что ошибка в сценарии станет ошиб­кой в передаче, и доверие зрителей к вашей нелегкой и долгой работе будет потеряно...

Все это в равной степени относится к сценариям как документальных фильмов и передач, так и игро­вых. И в том и в другом случае, работая над сценари­ями, вы должны «включить» воображение, желательно используя личный опыт, накопленные наблюдения, чтобы иметь точное представление о материале. А если вам предстоит работа над рекламным произведением, то помимо всего надо иметь подробнейшую информа­цию (неважно, что она вам в полном объеме не пона­добится!) о том, что предстоит рекламировать.

Но вот вы пришли к выводу, что материала у вас достаточно для того, чтобы приступить к главному — написанию сценария...

И тут вам, сценаристу, надо решить одну очень се­рьезную проблему: а что, собственно, вы хотите сказать зрителю? Ради чего, во имя чего вы собираетесь писать свой сценарий? Что вы хотите доказать или, может быть, какую проблему хотите предъявить на суд зрителю?

То есть перед вами стоит проблема сформулиро­вать для себя основную идею вашего будущего произ­ведения, определить его, как говорил К.С. Станислав­ский, сверхзадачу.

Идея, сверхзадача — вещь очень важная, необхо­димая. Если вы не задумаетесь над этим, есть риск, что вместо интересного, глубокого, нужного сценария вы создадите пустышку — и не интересную, и не глубо­кую, и, в конце концов, никому не нужную.

И еще один очень существенный именно для теле­видения момент. Что бы вы ни хотели сказать зрителю своей передачей или телефильмом, не забывайте: вы должны это сказать «через человека». Характеры пер­сонажей вашего сценария, их заботы, проблемы, уст­ремления, их отношение к тем или иным событиям или явлениям, их горести и радости — все это предметы вашего самого пристального внимания, изучения и описания. Не забывайте — ненаселенного телевиде­ния не бывает, все дело в том, кого и каким образом вы собираетесь «поселить» в своем сценарии.

...Не стоит думать, будто работа над сценарием обязательно происходит именно в такой последователь­ности: сначала вы находите тему, затем собираете материал, затем определяетесь с основной идеей... Нет, в жизни все бывает по-разному. Иногда идея произве­дения приходит раньше, чем вы начнете собирать материал для воплощения этой идеи, иногда материал накапливается как бы сам собой в течение долгого времени, и именно накопленный материал рождает тему. Иногда неясный до времени замысел появляется еще до того, как вы окончательно решите, о чем будете писать. Но во всех случаях и тема, и замысел, и накоп­ленный вами материал, и идея — это то, без чего ни сценария, ни любого другого литературного произве­дения не написать.

Ну, а если у вас в голове и в вашей записной книж­ке есть все это, — смело садитесь к письменному сто­лу. Пора...