Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Последний вариант билетов ДЕФЕКТ.doc
Скачиваний:
53
Добавлен:
16.09.2019
Размер:
1.31 Mб
Скачать

БИЛЕТ № 1.

Вопрос № 1.

Причины и клинические механизмы недостатков

интеллектуального развития детей.

Нарушения интеллекта у детей возникают по разным причинам и, соответственно, имеют различные проявления. Есть патологии врождённые и приобретённые. Причиной первых становятся родовые травмы, послеродовые осложнения, патологическая беременность, неправильное поведение матери в период вынашивания (курение, злоупотребление наркотиками, алкоголь, «пьяное» зачатие). Травмы, интоксикации, инфекции, гормональные расстройства и стрессовые ситуации, полученные в период младенчества и детства,

нарушения интеллекта.

Если у ребёнка страдает только-эмоционально-волевая сфера при сохранном интеллекте, то даже в этом случае будет наблюдаться задержка развития на основе неустойчивого и незрелого характера, предрасположенности к аффективным состояниям, усугублённой проблемами в детском коллективе. Следовательно, произойдёт снижение познавательного интереса и падение работоспособности в целом.

Задержка в развитии ребёнка, обусловленная церебрально-органическими поражениями, предполагает нарушение интеллектуальных функций в целом, неполноценность эмоциональ-волевой сферы.

Ко всему вышеперечисленному часто прибавляется и физическая неполноценность. В подобном случае необходима не только психолого-педагогическая коррекция, но и серьёзная медицинская помощь. Задержка в развитии имеет очень большое клиническое разнообразие и прогностическую неоднородность. Очень многое зависит от того, с чем конкретно она связана: низким психическим тонусом, эмоциональной незрелостью, ослабленной функцией памяти и внимания, мобильностью психических процессов, неполноценным формированием коры головного мозга. Случаи с эмоционально незрелыми детьми и состояниями астении представляют собой наиболее легко решаемые проблемы, затруднённые вследствие органических поражений функционирования коры головного мозга является наиболее тяжёлой формой. Обучаемость и общее развитие детей снижены настолько, что делает процесс обучения практически невозможным, поскольку первооснова для формирования интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, нейрофизиологии и соматики часто оказывается дефектной. Задержка развития чаще всего выявляется в период подготовки к школе или начальных классах. Хотя, с другой стороны, задержка развития в этом возрасте может являться следствием психологического потрясения в виде радикальной смены образа жизни (похода в школу, развода родителей, переезда). В таком случае данное нарушение отличается аутичным состоянием. При правильной коррекции и помощи психолога ребёнок достаточно быстро возвращается к нормальной жизнедеятельности.

Олигофренопедагогика является отраслью специальной педагогики, объектом которой являются умственно отсталые дети. В качестве предмета ее изучения выступают вопросы воспитания, образования и обучения детей с различными нарушениями интеллектуального развития.

Умственная отсталость – это стойкое, необратимое нарушение психического (в первую очередь интеллектуального) развития, связанное с органически обусловленным недоразвитием либо ранним повреждением головного мозга.

Клиника умственной отсталости связана с этиологией, временем патологического воздействия. При воздействии вредности на более поздних сроках, когда мозговые структуры относительно сформированы, будут доминировать явления повреждения. Это характеризует различные виды деменции.

Существует четыре степени умственной отсталости:

-легкая (70 IQ),

-умеренная (от 70 до 50 IQ),

-тяжелая (от 50 до 25 IQ)

- глубокая (от 25 до 0 IQ).

Большую часть умственно отсталых детей составляют олигофрены. При олигофрении органическая недостаточность мозга носит резидуальных (остаточный), непрогредиентный (неусугубляющийся) характер.

Олигофрения – стойкое недоразвитие сложных форм психической деятельности, которое возникает в результате повреждения зародыша либо вследствие поражения центральной нервной системы на различных этапах внутриутробного развития плода либо в самом раннем периоде жизни ребенка. Олигофрения может носить наследственный, врожденный или приобретенный характер.

Клинико-психологическую структуру дефекта при олигофрении определяют два важных фактора: тотальность, проявляющаяся в недоразвитии всех психических функций, и иерархичность, выражающаяся в обязательном недоразвитии высших форм мышления, тогда как недостаточность восприятия, памяти, эмоциональной сферы, моторики всегда будет выражена меньше.

Формы олигофрении по классификации М. С. Певзнер.

1. Неосложненная форма олигофрении.

2. Олигофрения, осложненная нейродинамическими расстройствами.

3. Олигофрения, осложненная психопатоподобными расстройствами.

4. Олигофрения, осложненная тяжелыми нарушениями функций лобных долей мозга.

5. Олигофрения, осложненная нарушениями в системе отдельных анализаторов.

Деменция – это стойкое ослабление познавательной деятельности, снижение критики, памяти, уплощение эмоций. Возникает после 2–3 лет, в период относительной зрелости мозговых структур. По динамике слабоумия различают резидуальную органическую (остаточную) и прогрессирующую деменцию. Для деменции в отличие от олигофрении характерна парциальность, т. е. одни интеллектуальные функции могут быть нарушены значительно сильнее, чем другие. Детское слабоумие делится на две группы.

Первая группа – это состояние снижения интеллекта непроградиентного характера, когда болезненный процесс не прогрессирует и развитие происходит на основе олигофрении.

Вторую группу в слабоумии составляет деменция. Сюда входят дети с текущим болезненным процессом, ведущим к снижению интеллекта (психозы, шизофрения и т. д.). Рассматривая клинико-педагогическую характеристику ребенка олигофрена-дебила, можно сказать, что клиническая картина задержки психического развития очень может быть близка к этой характеристике и иногда требует углубленного изучения ребенка и длительного наблюдения за ним для дифференциальной диагностики.

Задержка психического развития (ЗПР) по К. С. Лебединской имеет четыре формы: церебро-органическая; конституциональная; психогенная; соматогенная.

В клинической картине олигофрении принято выделять три статуса: физический, или соматический, неврологический, психический.

Олигофрения – это группа различных по этиологии и патогенезу болезненных состояний, которые характеризуются в первую очередь двумя особенностями:

1) преобладанием интеллектуального дефекта;

2) отсутствием проградиентности (прогрессирования).

Под клиническим понятием олигофрении следует понимать врожденные или приобретенные в раннем младенчестве (до 2–3 лет) непроградиентные болезненные состояния психики, которые являются следствием недоразвития или извращенного развития головного мозга и характеризуются с клинической стороны, прежде всего нарушением нормальной мыслительной деятельности.

По степени тяжести интеллектуального дефекта различают разные степени олигофрении:

1) легкая – дебильность;

2) средней тяжести – имбецильность;

3) тяжелая – идиотия.

По этиологии (причинам развития) выделяют две основные группы олигофрении:

1) эндогенные формы (наследственные);

2) экзогенные формы (приобретенные). Эндогенные формы возникают в результате нарушений в генетическом аппарате на различных уровнях: хромосомном (болезнь Дауна); генном (фенилкетонурия); геномом (синдромы Шерешевского-Тернера, Клайнфельтера).

Хромосомные болезни имеют общие признаки: у них отсутствует четкая клиническая картина, т. е. одни и те же нарушения в хромосомном аппарате у разных людей могут давать разные фенотипические проявления – клиническую картину.

При большинстве хромосомных болезней отмечается снижение интеллекта, нарушение репродуктивной функции, сходные изменения в скелете, общие внешние черты.

Вопрос № 2. Особенности семейного воспитания ребёнка с нарушением зрения.

Основные проблемы:

1. Принять самого ребёнка;

2. Принять дефект ребёнка.

Развитие личности в условиях нарушенного зрительного анализатора имеет ряд специфических особенностей. В первую очередь это касается самооценки слепого и слабовидящего ребёнка. В возрасте 4–5 лет он начинает осознавать свое отличие от нормально видящих детей, и этот факт становится для него травмирующим. Тяжелые эмоциональные состояния возникают и у людей, недавно утративших зрение. В результате этого формируются заниженная самооценка, негативные черты характера, возникают частые невротические реакции. Очень часто проявляется страх перед неизведанным пространством, незнакомыми людьми. Огромное влияние на развитие личности оказывает внутрисемейное воспитание. Исследования выявили несколько типов отношений в семье.

1. Развитие личности ребенка в условиях гиперопеки.

2. Развитие личности ребенка в условиях деспотизма.

3. Развитие личности ребенка в условиях эмоционального отчуждения.

Данные типы отношений в семье негативным образом влияют на развитие личности слепого и слабовидящего ребенка, препятствуют формированию важнейших личностных критериев, таких как воля, чувство собственного достоинства, адекватная самооценка, эмоциональная чуткость и др. Большинство родителей искренне хотят помочь своему ребёнку, но не знают, как это сделать и с чего нужно начинать. А начинать надо с организацией особенностей семейного воспитания, где находится ребёнок с нарушением зрения:

  1. Выработка эмоциональной устойчивости и волевых качеств такого ребёнка способствует адекватное отношение родителей к зрительному дефекту (если мы принимаем дефект ребёнка, то ребёнок развивается как обычный ребёнок). Таким образом, можно избежать гиперопеки и попустительское отношение к ребёнку. При авторитарном типе воспитания дети становятся замкнутыми, агрессивными. Надо стремиться к демократическому стилю взаимоотношений на равных правах, т.е. находим объяснение всем поступкам.

  2. Правильное отношение к ребёнку предполагает организацию быта семьи. Что обусловлено трудностями ориентировки и невозможностью незрячего дистанционно обозревать пространство.

Рождение ребенка важное и ответственное событие в жизни каждой семьи. Но иногда оно становится трагедией для семьи. Это происходит, когда у новорожденного обнаруживается тяжелый физический дефект слепота или слабовидение. Рождение ребенка со зрительным дефектом, как правило, является неожиданным для семьи. Чувство несправедливости отрицательно отражается на психическом состоянии родителей: они замыкаются в своих тягостных переживаниях, ревниво относятся к нормально видящим детям своих друзей и знакомых. Ситуация может оцениваться родителями с позиции: "Вот если бы мой ребенок видел, сколько б я могла ему дать. Но поскольку он не видит, все, что я делаю, бесполезно". Одновременно возникают вопросы, от решения которых зависит дальнейшая судьба детей с дефектами зрения:

- "Как может человек без зрения жить в мире зрячих?",

- "Можно ли восстановить зрение моему сыну или дочке?",

- "Можно ли нашего ребенка обучить и воспитать, как других детей?"

- "Можно ли его развить физически и психически так, чтобы он стал самостоятельной

личностью?"

На последние три жизненно важных вопроса можно ответить сразу "да!". Слепой ребенок может стать веселым и подвижным, получить образование, овладеть профессией, которая принесет ему материальную независимость и самостоятельность. И значительная роль в этом в ранний период жизни слепого или слабовидящего ребенка принадлежит семье. Первые три года жизни ребенка (как зрячего, так и с дефектом зрения) это период, когда формируется "фундамент" его личности. В дошкольные годы жизни ребенка устанавливается тесная связь между ним и матерью, другими взрослыми членами семьи, которые стимулируют его развитие. Через общение со взрослыми ребенок постигает опыт старших поколений, усваивает навыки познавательной деятельности. Ребенка со зрительным дефектом должен приспособиться к познанию мира без зрительного контроля. Это очень трудная задача, и слепой ребенок не может с ней справиться сам. Уже с первых месяцев жизни он должен иметь постоянную и систематическую помощь со стороны родителей. Горе родителей, связанное с рождением ребенка со зрительным дефектом, по-разному влияет на его положение в семье, отношение к нему других членов семьи.

Одни родители убеждены, что, поскольку их ребенок не видит или видит очень плохо, его надо постоянно охранять, оберегать от ушибов и всех случайностей, которые могут возникнуть на жизненном пути. Родители и близкие родственники не позволяют малышу самостоятельно ползать и ходить, брать в руки предметы и манипулировать ими. Так, мама старалась уберечь ребенка в первые годы жизни от всевозможных ушибов при соприкосновении с окружающими предметами, запрещала ему осматривать предметы руками. В результате познавательная активность у него развивалась по пути ложной компенсации: он знакомился с предметами с помощью рта и языка, как это делают дети на первом году жизни. В таких семьях мать, отец, бабушка или дедушка стремятся выполнить за ребенка все, даже те действия, которые вполне ему доступны. Через какой-то промежуток времени малыш убеждается в том, что окружающий мир является чем-то страшным и опасным. Любое его желание мгновенно выполняется окружающими. Свою роль родители этой группы видят в "служении несчастному ребенку", а затем и подростку, и взрослому. Такая позиция значительно осложняет развитие ребенка с дефектом зрения, обусловливает формирование отрицательных качеств личности (эгоцентризм, апатичность, безволие), не способствует воспитанию у него познавательной активности. Другая группа родителей негативно относится к слепому или слабовидящему малышу. Они стесняются и даже стыдятся своего ребенка, стараются скрыть его дефект от окружающих. В результате усугубляется изоляция ребенка от мира нормально видящих людей. Часто родители обвиняют себя или друг друга в рождении ребенка с тяжелыми физическими недостатками и несчастными считают себя, а не ребенка. Они лишают его своей любви и заботы, искусственно изолируют от других детей и близких. Свою задачу видят лишь в том, чтобы обеспечить ребенку необходимую помощь для поддержания жизни, не верят в его возможность стать развитой личностью. Неподготовленность родителей всем предыдущим опытом жизни к воспитанию слепого ребенка приводит к тому, что большинство из них воспринимают зрительный дефект малыша односторонне, как болезнь. Это правильно лишь отчасти. Если исходить из того, что зрительный дефект это болезнь, то приходится признать, что главная задача родителей состоит в "лечении" болезни ребенка. Опыт общения с родителями слепых детей показывает, что некоторые из них тратят годы на то, чтобы, надеясь на чудеса медицины и экстрасенсов, "вернуть" ребенку несуществующее зрение. Упускается благоприятный возрастной период в развитии слепого малыша, для которого слепота состояние, а не болезнь. Кроме медицинского аспекта, зрительный дефект ребенка должен рассматриваться родителями как психолого-педагогическая проблема. Встречается и третья группа родителей, которая не признает факта тяжелого зрительного дефекта ребенка. Они готовы поверить тому, что зрительный дефект автоматически стимулирует интеллектуальную и речевую деятельность ребенка, его музыкальные способности. Свою задачу родители видят в создании условий и предпосылок для одностороннего развития психических процессов и способностей.

Несколько лет тому назад в одну из школ слепых поступила девочка из семьи музыкантов. Она значительно отставала в физическом, психическом и интеллектуальном развитии от других детей. Но при этом любила и умела слушать серьезную музыку, воспроизводить голосом части произведений Чайковского, Моцарта и др. Вся забота родителей сводилась к тому, что они вкусно кормили девочку, держали шесть лет в кровати и по нескольку часов в день проигрывали кассеты и пластинки с записями музыкальных произведений. Девочка оказалась не подготовленной к общению в коллективе сверстников, обучению, активному познанию окружающего мира. Уровень притязаний родителей этой группы не соответствует уровню возможностей их детей. В результате на определенном этапе жизни (как правило, в подростковом возрасте) у незрячих детей возникают стрессовые ситуации, нервные срывы, так как они осознают, что не только не превзошли своих сверстников, но и значительно отстают в развитии.

Анализ жизни семей, где растут и воспитываются дети с дефектами зрения, показывает, что, несмотря на различные позиции, есть нечто общее, характерное во взглядах родителей всех групп: слепые и слабовидящие дети занимают особое положение в семье. Оно проявляется в сентиментальном детоцентризме, который приводит впоследствии к социальной и психической зависимости от окружающих. Но это не вина, а беда родителей детей с тяжелыми зрительными дефектами. Ни мать, ни отец в своем подавляющем большинстве не готовятся опытом всей предыдущей жизни к адекватному отношению к слепому ребенку, не знают, как и чему его надо обучать, как с ним общаться. Для них слепой ребенок "сплошной вопросительный знак". Даже те родители, которые проявляют активность в получении необходимой информации о развитии ребенка со зрительным дефектом, не знают, к кому следует обратиться за помощью, где получить методическую литературу. Большую заинтересованность в просвещении родителей слепых и слабовидящих детей проявляют общества слепых, ассоциации родителей детей-инвалидов по зрению, выпускается литература о причинах рождения слепых и слабовидящих детей, об особенностях их физического развития в условиях зрительного дефекта, о возможностях и путях стимулирования познавательной, игровой и другой деятельности малыша, о способах общения с родителями, братьями, сестрами, о необходимости и возможности обучения детей ориентировке на основе использования сохранных органов чувств.

Условия:

А) освободить как можно больше площади там, где ребёнок чаще всего движется;

Б) постоянное расположение предметов в окружающем мире, т.е. строгое соблюдение порядка в доме (это предупреждает появление страхов у ребёнка перед пространством и приучает ребёнка к организованности жизни);

В) требования к дверям (они либо открыты, либо закрыты); соблюдение требований безопасности в доме. При объяснении ребёнку о возможных опасностях, возникающих в определённых помещениях, следует:

- показать в каждом помещении, где и какие вещи находятся;

- рассказать о назначении хозяйственных вещей.

В результате этих мероприятий у ребёнка снимается страх перед пространством, воспитывается уверенность в себе.

При воспитании и обучении детей в семейных условиях, внимание родителей должно быть обращено:

  1. У ребёнка воспитывается интерес к окружающему миру.

  2. Создание полноценных образов объектов окружающего мира.

  3. Формировать межличностные отношения.

  4. Формирование социально - приемленного поведения.

  5. Добиваться усвоения детьми системы нравственных ценностей (дружба, понимание, сочувствие).

При правильно поставленном отношении родителей к дефекту собственного ребёнка, у него формируется позитивное отношение к окружающей действительности, воспитываются целеустремленность, умение добиваться поставленной цели, терпимость к своему дефекту и многие другие положительные черты характера. А также, при адекватном отношении к его дефекту, семья может добиться в его воспитании значительных успехов. При чём, зачастую, более эффективно, чем любые формы общественного влияния.