Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
книга_морское право_1_03.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
24.08.2019
Размер:
815.62 Кб
Скачать

§ 2. Урегулирование споров с применением процедур, предусмотренных Конвенцией оон по морскому праву 1982 г.

Механизм урегулирования споров, предусмотрен­ный Конвенцией ООН 1982 г., содержит следующие нормы:

а) нормы, обязывающие прибегнуть, по выбору сторон, к процедуре урегулирования спора с привле­чением третьей стороны, влекущей за собой обяза­тельное решение;

б) нормы, обязывающие прибегнуть к обязатель­ной согласительной процедуре, результаты которой не являются обязательными для сторон.

Кроме того, определенная категория споров прямо исключается из предусмотренных Конвенцией проце­дур или государство имеет право исключить их из сферы применения соответствующих процедур.

Урегулированию споров посвящены Часть XV Конвенции и Приложения VI, VII и VIII. Кроме того, Часть XI ("Район") содержит специальный Раздел 5, который включает положения об урегулировании спо­ров, касающихся морского дна.

В качестве общего принципа провозглашается обя­занность государств урегулировать любой спор между собой, касающийся толкования или применения Кон­венции, мирными средствами, в частности, указанны­ми в п. 1 ст. 33 Устава ООН. На первом месте стоят процедуры, которые стороны избрали сами. Процеду­ры, предусмотренные в Конвенции, применяются только в том случае, если урегулирование не было до­стигнуто в результате применения мирных средств, из­бранных по взаимному соглашению сторонами.

Урегулирование спора в соответствии с Конвен­цией должно осуществляться в такой последователь­ности.

Когда возникает спор, касающийся толкования или применения Конвенции, стороны в споре без промед­ления должны приступить к обмену мнениями относи­тельно его урегулирования путем переговоров или дру­гими мирными средствами. Государство может предло­жить другой стороне в споре передать его на урегули­рование в порядке согласительной процедуры. Это может быть любая согласительная процедура, которую стороны избирают. В частности, они могут избрать процедуру, предусмотренную в разд. 1 Приложения V, которая сводится к следующему: сторона может из­брать двух посредников из списка, который ведет Ге­неральный секретарь ООН (один посредник может быть ее гражданином), и уведомляет другую сторону о возбуждении разбирательства. Другая сторона тоже назначает двух посредников. Если она не делает этого в течение установленного срока, сторона, возбуждаю­щая разбирательство, может попросить Генерального секретаря ООН произвести назначение или считать разбирательство прекращенным. Пятого посредника назначают сами посредники, а при недостижении со­глашения — Генеральный секретарь ООН. Согласи­тельная комиссия заслушивает стороны, рассматрива­ет их претензии и возражения и в течение 12 месяцев представляет доклад, в котором отмечаются все до­стигнутые соглашения, и, при отсутствии договорен­ности, заключение по всем вопросам факта и права, а также рекомендации, какие, по мнению комиссии, яв­ляются целесообразными для дружественного урегу­лирования.

Разбирательство путем согласительной процедуры прекращается, когда достигнуто урегулирование, когда стороны приняли или одна сторона отклонила рекомендации, содержащиеся в докладе.

Если предложение о согласительной процедуре не принимается или стороны не достигают договорен­ности о процедуре, то согласительная процедура счи­тается прекращенной и спор по требованию любой стороны передается на разрешение путем обязатель­ных процедур, влекущих за собой обязательное реше­ние. Конвенция предусматривает четыре обязатель­ные процедуры:

а) Международный трибунал по морскому праву;

б) Международный Суд10;

в) арбитраж;

г) специальный арбитраж.

Государство может выбрать путем письменного за­явления одну или более из указанных процедур. Если государство не сделает заявления, то считается, что оно избрало арбитражную процедуру, предусмотрен­ную в Приложении VII. Однако здесь сделано суще­ственное исключение: независимо от наличия или от­сутствия заявления о выборе процедуры все споры, ка­сающиеся морского дна, подлежат разрешению в Ка­мере по спорам, касающимся морского дна, Между­народного трибунала по морскому праву. Появление данной нормы связано с тем, что первоначально для урегулирования споров, возникающих при разведке и разработке ресурсов морского дна, предполагалось со­здать специальный орган — Трибунал по морскому дну. Впоследствии от этой идеи отказались при том ус­ловии, что юрисдикция Камеры по спорам, касаю­щимся морского дна, в отношении этих споров долж­на быть исключительной.

Международный трибунал по морскому праву со­здан в соответствии с Приложением VI к Конвенции. Место пребывания Трибунала — г. Гамбург (ФРГ). Трибунал состоит из 21 члена, и в его составе не может быть двух граждан одного и того же государства. Члены Трибунала избираются на девять лет и могут быть переизбраны. Споры разрешаются или самим Трибуналом (для этого необходим кворум из 11 членов Трибунала), или, если стороны попросят об этом, в ка­мере, образованной для рассмотрения конкретного спора, состоящей из трех или более избираемых чле­нов. Состав такой камеры определяется Трибуналом с одобрения сторон.

Хотя Статут Международного трибунала четко оп­ределяет порядок формирования его состава, в тех слу­чаях, когда споры рассматриваются в специальных ка­мерах, указанных выше, членами Трибунала могут быть лица, не избранные в установленном порядке в его состав. Так, если в составе Трибунала при рассмот­рении конкретного спора находится член, состоящий в гражданстве одной стороны, Председатель Трибуна­ла просит конкретных членов Трибунала из состава камеры уступить место членам Трибунала, состоящим в гражданстве заинтересованной стороны. Если же таких членов нет (или они не могут присутствовать), стороны могут специально избрать других членов, ко­торые участвуют в принятии решений на условиях полного равенства со своими коллегами.

В целях ускорения разрешения дел Трибунал еже­годно образует камеру в составе пяти его избираемых членов, которая может разрешать споры в порядке уп­рощенного производства.

Камера по спорам, касающимся морского дна, со­стоит из 11 членов, избираемых из состава Трибунала. Для рассмотрения конкретного дела необходим кво­рум из семи избранных членов Трибунала. Такие споры могут рассматриваться и в Камере ад Нос, со­стоящей их трех членов камеры по спорам, касающим­ся морского дна. Члены Камеры а<3 Нос не могут со­стоять на службе какой-либо из сторон в споре или яв­ляться ее гражданами.

Компетенция Камеры по спорам, касающимся морского дна, определена в Части XI Конвенции. Так, Камера может рассматривать споры между государст­вами-участниками, касающиеся толкования или при­менения Части XI; споры между государством-участ­ником и Международным органом по морскому дну; споры между сторонами контракта или споры, касаю­щиеся действий или упущений стороны контракта; споры между Международным органом по морскому дну и государством-участником, когда утверждается, что ущерб причинен в результате неправомерных дей­ствий, совершенных Органом при осуществлении своих полномочий и функций. Вместе с тем компетен­ция Камеры существенно ограничена. В частности, Камера не обладает компетенцией в отношении осу­ществления Органом его дискреционных полномочий и не может их подменять. При осуществлении своей компетенции Камера не может высказываться по во­просу о том, соответствуют ли какие-либо нормы, пра­вила и процедуры Органа Конвенции, и не объявляет их недействительными.

По запросу Ассамблеи или Совета Органа по мор­скому дну' Камера дает консультативные заключения по правовым вопросам, возникающим в сфере их де­ятельности (в срочном порядке).

Споры, касающиеся толкования и применения контракта, передаются по просьбе любой из спорящих сторон на рассмотрение коммерческого арбитража, влекущее обязательное решение. Однако коммерчес­кий арбитраж не обладает компетенцией высказывать­ся по вопросам толкования Конвенции. Если возни­кает вопрос о толковании Части XI Конвенции, он передается на заключение Камеры по спорам, касаю­щимся морского дна. Если арбитраж определяет, что его решение зависит от заключения Камеры, он пере­дает ей такой вопрос на заключение и выносит свое решение в соответствии с ним.

Согласно ст. 292 Конвенции в случае, когда власти государства-участника задерживают судно, плавающее под флагом другого государства-участника, и утверж­дается, что задерживающее государство не соблюдает положения Конвенции о незамедлительном освобож­дении судна или его экипажа после предоставления разумного залога или иного финансового обеспече­ния, вопрос об освобождении может быть передан лю­бому суду или арбитражу по соглашению сторон или, если в течение 10 дней со времени задержания такое соглашение не будет достигнуто, суду или арбитражу, признанному задерживающим государством согласно ст. 287, или Международному трибуналу по морскому праву, если стороны не договорятся об ином. Заявле­ние об освобождении может быть сделано только го­сударством флага или от его имени.

Незамедлительное освобождение судов и экипажей осуществляется Трибуналом в соответствии с разде­лом "Е" Правил Трибунала. Согласно п. 2 ст. 110 Пра­вил государство в любое время может сообщить Три­буналу наименование компетентных государственных властей, которые имеют право уполномочивать соот­ветствующих лиц направлять в Трибунал заявление от имени государства. Процедура освобождения судна или экипажа, осуществляемая Трибуналом, носит самостоятельный характер и не связана с процессом, проходящим в местном суде. Трибунал ограничивает­ся лишь освобождением судна и не рассматривает во­просы существа спора. В соответствии с п. 4 ст. 292 Конвенции после предоставления залога или иного финансового обеспечения, определенного Трибуна­лом, власти государства, задерживающего судно, неза­медлительно выполняют решение Трибунала об осво­бождении судна или его экипажа.

На рассмотрение Трибунала могут передаваться любые споры о толковании или применении других действующих договоров или конвенций, касающихся вопросов, охватываемых Конвенцией ООН 1982 г. Од­нако передача таких споров Трибуналу может произ­водиться только по соглашению всех участников этих договоров или конвенций.

Решение Трибунала является окончательным и вы­полняется всеми сторонами в споре.

Урегулирование спора арбитражем, образованным согласно Приложению VII, производится лишь в том случае, если обе стороньи избрали именно эту проце­дуру. Однако они могут в любое время договориться об иной процедуре арбитражного урегулирования спора, отличной от процедуры, предусмотренной в Приложении VII. Арбитраж в соответствии с Прило­жением VII будет применяться и в тех случаях, когда стороны в споре не приняли одну и ту же процедуру. Согласно данному Приложению, список арбитров ведет Генеральный секретарь ООН (каждое государст­во — участник Конвенции имеет право назначить че­тырех арбитров для включения в этот список). Обычно арбитраж состоит из пяти арбитров: по одному члену назначает каждая сторона в споре, а три остальных на­значаются теми же сторонами по соглашению между собой (из числа этих трех членов стороны назначают председателя). Если стороны не могут договориться об указанных назначениях, они производятся Председа­телем Международного трибунала по морскому праву.

Решение арбитража принимается большинством голосов и обжалованию не подлежит, если стороны в споре заранее не договорились о процедуре обжалова­ния. Арбитраж обладает компетенцией в отношении споров, которые касаются толкования или примене­ния другого международного соглашения, связанного с целями Конвенции, и которые передаются на его разрешение сторонами такого соглашения.

Специальный арбитраж (Приложение VIII) уста­новлен лишь для сравнительно узкой категории спо­ров, перечень которых приводится в Приложении. Это споры, касающиеся:

  1. рыболовства;

  2. защиты и сохранения морской среды;

  3. морских научных исследований;

  4. судоходства, включая загрязнение с судов и в ре­зультате захоронения.

Список экспертов в отношении каждой из приве­денных категорий споров ведут соответственно Про­довольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Межправительственная океанографическая комиссия (МОК) ЮНЕСКО, Международная мор­ская организация (ИМО). Любое государство-участ­ник имеет право назначить двух экспертов в каждой области. Специальный арбитраж состоит из пяти чле­нов: сторона, возбуждающая разбирательство, назна­чает двух членов, и другая сторона в споре — тоже двух членов. Пятый член, Председатель специального ар­битража, назначается по соглашению сторон в споре. При отсутствии соглашения назначение производится Генеральным секретарем ООН. Процедура рассмотре­ния спора и принятия решения специальным арбит­ражем аналогична процедурам, предусмотренным в Приложении VII.

В дополнение к функциям, обычно выполняемым арбитражем, специальный арбитраж, если стороны в споре об этом договорятся, может по их просьбе про­вести расследование и установить факты, вызываю­щие данный спор. Установление факта специальным арбитражем, если стороны не договорились об ином, рассматривается для них как окончательное.

По просьбе сторон в споре специальный арбитраж может сформулировать рекомендации, которые, не имея силы решения, образуют лишь основу для рас­смотрения сторонами вопросов, вызвавших спор.

Конвенция предоставляет право государствам (ст. 298) при подписании, ратификации или присо­единении к ней или в любое время после этого за­явить, что оно не принимает одну или несколько про­цедур урегулирования споров, влекущих за собой обя­зательные решения, касающиеся следующих катего­рий споров:

а) споров, касающихся делимитации морских гра­ниц, или споров, связанных с историческими залива­ми или правооснованиями, если они возникли до вступления Конвенции в силу. Если же такой спор возник после вступления Конвенции в силу, то к нему применяется обязательная согласительная процедура (разд. 2 Приложения V). Отличие этой согласительной процедуры состоит в том, что сторона в споре, которая получила уведомление о передаче спора на урегулиро­вание по согласительной процедуре, обязана согла­ситься на разбирательство по этой процедуре и не­представление стороной или сторонами ответа на уве­домление о возбуждении разбирательства или отказ согласиться на такое разбирательство не препятствуют возбуждению разбирательства. Однако в данном слу­чае такая передача исключает рассмотрение любого спора, который неизбежно связан с встречным урегу­лированием любого нерешенного спора, касающегося суверенитета или других прав на материковую или ост­ровную территорию. Согласительная комиссия пред­ставляет доклад, который служит основой для даль­нейших переговоров между сторонами. Если перего­воры не приведут к соглашению, стороны по взаим­ному согласию передают этот вопрос на урегулирова­ние по одной из процедур, указанных в ст. 287 Кон­венции;

б) споров, касающихся военной деятельности, включая военную деятельность государственных судов и летательных аппаратов, состоящих на некоммерчес­кой службе, или споров, касающихся деятельности по обеспечению соблюдения законов в отношении осу­ществления суверенных прав или юрисдикции, кото­рые исключаются из компетенции суда или арбитража на основании пп. 2 и 3 ст. 297;

в) споров, в отношении которых Совет Безопаснос­ти ООН осуществляет функции, возложенные на него Уставом ООН, если Совет Безопасности не примет ре­шения снять данный вопрос со своей повестки дня или не призовет стороны урегулировать его средства­ми, предусмотренными в Конвенции.

К некоторой категории споров обязательные про­цедуры применяются с определенными ограничения­ми. Например, в том случае, когда утверждается, что прибрежное государство нарушило положения Кон­венции в отношении свободы и прав судоходства или в отношении других правомерных с точки зрения меж­дународного права видов использования моря или когда государство, осуществляя эти свободы, наруши­ло Конвенцию, законы и правила прибрежного госу­дарства, принятые в соответствии с Конвенцией. В принципе, споры, относящиеся к толкованию или применению положений Конвенции в отношении морских научных исследований, подлежат урегулиро­ванию с применением процедур, влекущих за собой обязательное решение. Однако прибрежное государст­во не обязано соглашаться с передачей на такое уре­гулирование спора, вытекающего из осуществления его права или дискреционного полномочия (регулиро­вать, разрешать и проводить морские научные иссле­дования и т.д.), втом числе приостанавливать или пре­кращать исследования в случаях, предусмотренных ст. 253 Конвенции. В то же время некоторые споры (в частности, в связи с тем, что прибрежное государство не осуществляет свои права в отношении какого-либо конкретного проекта совместимым с Конвенцией об­разом) могут передаваться по просьбе любой стороны в споре на рассмотрение обязательной согласительной процедуры при условии, что согласительная комиссия не ставит под сомнение дискреционные полномочия прибрежного государства.

При урегулировании споров, относящихся к рыбо­ловству, прибрежное государство не обязано согла­шаться с передачей на рассмотрение путем обязатель­ных процедур любого спора, касающегося его суверен­ных прав в отношении живых ресурсов исключитель­ной экономической зоны или их осуществления, включая его дискреционные полномочия на определе­ние допустимого улова, его промысловых возможнос­тей, выделение остатка другим государствам и т.д. Од­нако для определенной категории споров и здесь пред­усматривается возможность обращения к обязатель­ной согласительной процедуре. Так, по требованию любой стороны в споре на указанную процедуру может быть передан спор, когда утверждается, что прибреж­ное государство явно не выполнило своих обяза­тельств обеспечить, чтобы состояние живых ресурсов исключительной экономической зоны не подверга­лось серьезной опасности; произвольно отказалось определить допустимый улов и свои возможности про­мысла или произвольно отказалось выделить любому государству, в соответствии с положениями Конвен­ции, весь остаток или его часть, о наличии которого оно объявило.

Согласительная комиссия не может подменять дис­креционные полномочия прибрежного государства собственным дискреционным полномочием. Доклад комиссии направляется соответствующим междуна­родным организациям.

При подписании Конвенции 10 декабря 1982 г. СССР в качестве основного средства урегулирования споров избрал арбитраж, образуемый в соответствии с

Приложением VII. Одновременно для разрешения споров, вытекающих из рыболовства, защиты и сохра­нения морской среды, морских научных исследований и судоходства, СССР избрал специальный арбитраж, образуемый в соответствии с Приложением VIII и признал компетенцию Трибунала в отношении вопро­сов незамедлительного освобождения судов или их экипажей. При ратификации Конвенции Российская Федерация сделала заявление, что она не принимает предусмотренные Разделом 2 Части XV процедуры, ве­дущие к обязательным для сторон решениям, в отно­шении споров, связанных с толкованием или приме­нении ст.ст. 15, 74 и 83 Конвенции, касающихся де­лимитации морских границ; споров, связанных с ис­торическими заливами или правооснованиями; спо­ров, касающихся военной деятельности, включая военную деятельность государственных судов и лета­тельных аппаратов, или споров, касающихся деятель­ности по обеспечению соблюдения законов в отноше­нии осуществления суверенных прав и юрисдикции, а также споров, в отношении которых Совет Безопас­ности ООН осуществляет функции в соответствии с Уставом ООН.