Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
книга_морское право_1_03.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
24.08.2019
Размер:
815.62 Кб
Скачать

§ 7. Управление морскими экосистемами

Концептуально-правовые основы экосистемного подхода были заложены в текстах Стокгольмской дек­ларации 1972 г. и Всемирной хартии природы 1982 г. В этих документах, однако, нет определения термина "экосистема", не раскрыто содержание экосистемно­го управления. Первым международным договором, предусматривающим экосистемный подход к сохране­нию живых природных ресурсов, справедливо счита­ется Конвенция о сохранении морских живых ресур­сов Антарктики, заключенная в Канберре в 1980 г.

Действительно, уже в преамбуле Канберрской кон­венции 1980 г. признается важность "защиты целост­ности экосистемы морей, омывающих Антарктиду", необходимость расширения "знаний о морской эко­системе Антарктики". В отличие от договора об Ан­тарктике 1959 г., район действия которого находится между южным полюсом и параллелью 60 градусов южной широты, Канберрская конвенция 1980 г. при­меняется и к этому району, и за его пределами, "к ан­тарктическим морским живым ресурсам района, нахо­дящегося между этой широтой и Антарктической кон­вергенцией, которые являются частью морской эко­системы Антарктики" (п. 1 ст. I). Дано ее конвенци­онное определение: "морская экосистема Антарктики означает комплекс взаимоотношений морских живых ресурсов Антарктики друг с другом и с окружающей их физической средой" (п. 3 ст. 1). Сформулированы принципы сохранения морских живых ресурсов, ис­полнение которых обязательно при любом промысле и связанной с ним деятельности в конвенционном районе: "(а) предотвращение сокращения численнос­ти любой вылавливаемой популяции до уровней ниже таких, которые обеспечивают ее устойчивое пополне­ние. С этой целью не должно допускаться ее сокраще­ние ниже уровня, близкого к тому, который обеспе­чивает наибольший чистый годовой прирост; (Ь) под­держивание экологических взаимосвязей между вы­лавливаемыми, зависящими от них и связанными с ними популяциями морских живых ресурсов Антарк­тики и восстановление истощенных популяций до уровней, определенных в подпункте (а) выше; (с) предотвращение изменений или сведение до миниму­ма опасности изменений в морской экосистеме, кото­рые являются потенциально необратимыми на протя­жении двух или трех десятилетий, принимая во вни­мание состояние имеющихся знаний о прямом и кос­венном воздействии промысла, влиянии внесения не свойственных данному району видов, последствиях связанной с этим деятельности для морской экосис­темы и последствиях изменений в окружающей среде с тем, чтобы было возможно устойчивое сохранение морских живых ресурсов Антарктики" (п. 3 ст. II).

В функции Комиссии, предусмотренной Конвен­цией, входит, в частности, не только способствование "проведению исследований и всестороннего изучения морских живых ресурсов Антарктики и антарктичес­кой морской экосистемы", но и сбор данных "о состо­янии популяций морских живых ресурсов Антаркти­ки, изменениях в них и о факторах, влияющих на рас­пределение, численность и продуктивность вылавли­ваемых видов и зависящих от них или связанных с ними видов или популяций". Принимаемые Комис­сией меры сохранения живых ресурсов антарктичес­кой морской экосистемы включают, в частности, оп­ределение охраняемых видов, определение открытых и закрытых зон, районов или подрайонов для целей на­учного изучения или сохранения, включая особые зоны охраны и научного изучения (ст. IX).

Вторым по значению международным договором, тоже предусматривающим экосистемный подход, в международно-правовой литературе названа Конвен­ция Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) о сохранении природы и природных ресур­сов 1985 г. В ней признана "взаимозависимость живых ресурсов и зависимость между ними и другими при­родными ресурсами, которые составляют часть одной и той же экосистемы", предусмотрено обязательство сторон принимать в одностороннем порядке или, где это необходимо и уместно, посредством согласован­ных действий меры по обеспечению устойчивости поддерживающих жизнь систем, а также по сохране­нию генетического разнообразия и обеспечению ус­тойчивого использования добываемых природных ре­сурсов, находящихся под их юрисдикцией, в соответ­ствии с научными принципами, для достижения цели устойчивого развития (ст. 1). В ст. 3 предусмотрено обязательство государств-участников поддерживать, насколько возможно, максимальное генетическое раз­нообразие и предпринимать надлежащие меры с тем, чтобы сохранить виды растений и животных, как на­земные, так и морские и пресноводные, а также места естественной среды обитания на суше, в море, в прес­ных водоемах и прибрежной зоне.

Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию поднимает до планетарного уровня поня­тие экосистемы, фиксируя в тексте принципа 7 термин "экосистема Земли": "Государства сотрудничают в духе глобального партнерства в целях сохранения, за­щиты и восстановления чистоты и целостности эко­системы Земли". Это тоже показатель перехода между­народного правосознания от антропоцентристского уровня (при котором в центре международно-правовой мотивации находятся интересы конкретного человека, данного государства) к биосферному, при котором главный мотив международно-правовой регламента­ции, в том числе и природопользования в Мировом океане, — устойчивое жизнеподдержание планеты в целом. Соответственно развивается и современное морское право, одной из новых тенденций в котором является применение в процессе управления морскими природными ресурсами осторожного подхода.