Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
книга_морское право_1_03.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
24.08.2019
Размер:
815.62 Кб
Скачать

Международное морское право

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов

высших учебных заведений, обучающихся по специальности 021100 «Юриспруденция»

594589

.

НАУКОВО-ТЕХЖЧНА Б15ЛЮТЕКА

N2 2

МОСКВА

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА» 2003

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава I. Понятие, источники, принципы и субъекты междуна­родного морского права

§ I. Понятие международного морского права

§ 2. Источники международного морского права

§ 3. Принципы международного морского права

§ 4. Субъекты международного морского права

Г л а в а II. Международно-правовой режим морских пространств

§ I. Внутренние морские воды

§ 2. Территориальное море

§ 3. Прилежащая зона

§ 4. Архипелажные воды

§ 5. Открытое море

§ 6. Континентальный шельф

§ 7. Исключительная экономическая зона

§ 8. Морское дно за пределами национальной юрисдик­ции :

Глава III. Международные проливы и каналы

§ 1. Международные проливы

§ 2. Международные каналы

Глава IV. Правовой режим Арктики

§ 1. Понятие Арктики. Основания прав арктических госу­дарств

§ 2. Устойчивое использование Арктики

§ 3. Правовой режим Шпицбергена

§ 4. Делимитация в Арктике

Глава V. Международно-правовые средства обеспечения без­опасности судоходства

§ 1. Международно-правовые требования к конструкции, оборудованию и снабжению судов, обеспечению безопас­ной загрузки и перевозки

§ 2. Международно-правовые требования к обеспечению безопасности плавания, организации поиска и спасания

Международное морское право 1

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ 1

\ 276

Международное морское право: Учебное посо- М43 бие / Под ред. СЛ. Гуреева. — М.: Юрид. лит., 2003. - 448 с.

15ВК 5-7260-1007-8

Учебное пособие охватывает псе темы, предусмотренные програм­мой курса (спецкурса) одной из важнейших отраслей международного права. В нем рассматриваются Конвенция ООН по морскому праву, другие многочисленные конвенции, посвященные основным институ­там этой отрасли, соответствующие законодательные акты России и иных стран, практика международных судебных учреждений.

Анализируются следующие вопросы: статус и режим морских про­странств, безопасность судоходства, защита и сохранение морской среды, морские научные исследования, режимы морских природных ресурсов, урегулирование споров, связанных с деятельностью госу­дарств в Мировом океане.

181Ш 5-7260-1007-8

Для студентов и аспирантов высших учебных заведений, курсан­тов военных и военно-морских академий и институтов, командиров и капитанов военных кораблей и невоенных судов.

УДК 341.225(075.8) ББК 67.412.1я73

Глава VI Правовой режим морских научных исследований

§ 1. Понятие морских научных исследований

Исследование Мирового океана имеет огромное значение для изучения климата в различных районах земного шара, влияния процессов, происходящих в морской среде, на жителей планеты; для изучения воз­никновения таких явлений, как землетрясения, бури, ураганы, цунами, и, как следствие этого, для изучения погоды, сводки о которой являются столь необходи­мыми для движения морских и воздушных судов.

Морские научные исследования — необходимый этап деятельности государств в сфере разведки и раз­работки природных ресурсов, как живых, так и мине­ральных, важных для всего человечества. Для всесто­ронних морских научных исследований широко при­меняются различные технические средства: специаль­ные научно-исследовательские суда, установки, со­оружения и др.

Начало научным исследованиям Мирового океана положили экспедиции русских мореплавателей: И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского (в 1803 — 1806 гг.), Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева (в 1819 — 1821 гг.). Эти исследования внесли большой вклад в океа­нографию, им принадлежат открытие и первое изуче­ние Антарктики.

Первое русское научно-промысловое судно "Анд­рей Первозванный", построенное в 1898 г., отвечало самым высоким по тем временам техническим харак­теристикам для проведения морских научных исследо­ваний и превосходило в этом отношении все суда по­добного типа.

В 1922 г. в России было построено научно-исследовательское судно "Персей", продолжившее тради­ции дореволюционной русской науки о морях. В дальнейшее развитие изучения морей и океанов внесло вклад научно-исследовательское судно "Витязь", ко­торое открыло жизнь на максимальных глубинах, изу­чило несколько глубоководных хребтов. 1В течение длительного периода отряд российских научно-исследовательских судов (НИС) возглавляло судно "Акаде­мик Курчатов". С этим судном связано значительное число открытий, включая обнаружение мощной кон­центрации железно-марганцевых конкреций южнее 10 градусов южной широты; установлено и сфотографи­ровано дно океана до глубины 5000 метров.

Общепризнанных критериев для отнесения судна к категории научно-исследовательских нет. Обычно к ней относят специально приспособленные суда, пред­назначенные для проведения морских научных иссле­дований и укомплектованные научным персоналом, выполняющим эти цели. Как правило, такие суда под­разделяются на гидрографические, океанографичес­кие, гидрометеорологические, научно-промысловые.

К сожалению, некоторые страны, вопреки ст. 239 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., призы­вающей к поощрению и облегчению развития и про­ведения морских научных исследований, не поощря­ют, а усложняют их деятельность. Например, они тре­буют для захода в порты НИС предварительного уве­домления о таком заходе (от четырех недель до трех месяцев).

Правовой статус НИС зависит, конечно, от при­надлежности государству или частной компании. В практике и доктрине государственные НИС, как пра­вило, относят к некоммерческим судам. Такая прак­тика подтверждается законодательством многих госу­дарств. Как государственные некоммерческие суда НИС должны пользоваться иммунитетом от ино­странной юрисдикции. Однако с середины 60-х годов стала проявляться тенденция приравнивания НИС к военным кораблям, что явно противоречит ст. 255 Конвенции 1982 г., призывающей государства прини­мать разумные меры, правила и процедуры для облег­чения доступа в свои гавани и содействия в предостав­лении помощи морским исследовательским судам.

Для исследования Мирового океана в век научно- технической революции стали использоваться не толь­ко научно-исследовательские суда, но и различные подводные аппараты, научно-исследовательские уста­новки, ССОД 1 и др.

Многогранное изучение Мирового океана требует углубления и расширения сотрудничества всех госу­дарств в исследовании морей и океанов как в про­странствах открытого моря, в том числе его районах, имеющих специфические режимы, так и в простран­ствах, находящихся под суверенитетом конкретных государств.

В принятой на I Конференции ООН по морскому праву в 1958 г. Конвенции о континентальном шельфе впервые было упомянуто морское научное исследова­ние как самостоятельная правовая категория.

Характеризуя в этом плане Конвенцию, можно от­метить, что, во-первых, в ней прибрежному государ­ству было предоставлено право возводить, содержать или эксплуатировать на континентальном шельфе со­оружения и иные установки, необходимые для развед­ки и разработки его естественных ресурсов; во-вторых, было указано, что для проведения морского научного исследования на месте континентального шельфа тре­буется согласие прибрежного государства; в-третьих, предусматривалось, что прибрежное государство не должно, как общее правило, отказывать в своем согла­сии, если просьба исходит от обладающего надлежа­щей квалификацией учреждения в связи с проведени­ем чисто научного исследования физических или био­логических свойств континентального шельфа, при условии, однако, что прибрежное государство имеет право, если оно того пожелает, участвовать или же быть представленным в исследовании и что, во всяком случае, результаты последнего должны подлежать опубликованию (ст. 5).

Несомненно, что изложенные положения оказали влияние на содержание статей о морских научных ис­следованиях при разработке Конвенции ООН по мор­скому праву 1982 г. Однако в связи с появлением кон­цепции исключительной зоны и международного района морского дна вопрос о морских научных иссле дованиях обсуждался на III Конференции ООН по морскому праву уже как самостоятельная проблема.

Участники еще I Конференции ООН по морскому праву попытались дать определение понятия "морское научное исследование", чтобы отделить данный вид морской деятельности от других изысканий и работ в морской среде. При этом многие государства хотели бы отграничить фундаментальные научные исследова­ния от прикладных, которые в основном связывались с исследованиями, относящимися к ресурсам. Неко­торые государства, как, например, Дания, считали, что прибрежное государство не должно препятствовать проведению фундаментальных исследований физи­ческих характеристик, геологии и биологии морского дна и его недр на континентальном шельфе за преде­лами территориального моря. Условием согласия при­брежного государства на проведение таких исследова­ний, по мнению некоторых государств, должно было быть намерение государства-исследователя опублико­вать полученные результаты и право прибрежного го­сударства осуществлять контроль за проведением ис­следований с помощью квалифицированных наблю­дателей.

В других предложениях не проводились различия между фундаментальными и прикладными морскими исследованиями и предлагалось установить единый режим для всех видов исследований, основанный на принципе согласия прибрежного государства на их проведение.

На III Конференции ООН по морскому праву такую же позицию занимали, например, Канада и большинство развивающихся государств, ссылавшие­ся на невозможность разграничения фундаменталь­ных и прикладных морских исследований. По их мне­нию, режим исследований должен зависеть только от пространства, где они проводятся.

Некоторые государства полагали, что, разграничи­вая морские исследования на две категории, к фунда­ментальным океанографическим исследованиям дол­жен применяться принцип свободы научных исследо­ваний. Другие государства соглашались установить уведомительный порядок для фундаментальных науч­ных исследований на континентальном шельфе и в ис­ключительных экономических зонах и разрешитель­ный порядок — в этих же пространствах для приклад­ных исследований, под которыми подразумевались исследования, связанные с ресурсами.

В результате обсуждения этого вопроса стороны не пришли к консенсусу, так как государствам не удалось выработать критерий для разграничения указанных двух видов морских научных исследований.

Несмотря на то, что в век НТР исследования морей и океанов можно проводить и с летательных аппара­тов, и со спутников, на III Конференции ООН было признано, что предметом международно-правового регулирования, согласно разрабатываемой Конвен­ции, являются именно морские научные исследова­ния, проводимые в морских пространствах. Однако общего определения понятия "морское научное ис­следование" на III Конференции ООН так и не уда­лось разработать. По нашему мнению, можно было бы определить морское научное исследование как любое исследование морской среды и связанную с ним экс­периментальную деятельность, которая не преследует прямой цели промышленной эксплуатации, ведется в морской среде, направлена на получение всесторон­них знаний о природных процессах и явлениях в мор­ской среде и осуществляется государствами, их физи­ческими и юридическими лицами и компетентными международными организациями исключительно в мирных целях.

В Конвенции 1982 г., в том числе в Части XIII, сформулированы основные положения, относящиеся к морским научным исследованиям: право всех государств и компетентных международных организаций прово­дить морские научные исследования при соблюдении прав и обязанностей других государств, предусмотрен­ных в Конвенции; принцип свободы научных исследова­ний в открытом море за пределами его районов со спе­цифическим режимом.

Важное значение имеет также положение о согла­сии прибрежного государства и государства-архипела­га на проведение иностранными государствами и ком­петентными международными организациями мор­ских научных исследований в морских пространствах, находящихся под суверенитетом прибрежного госу­дарства и государства-архипелага, с одной стороны, и в районах открытого моря со специфическим (осо­бым) режимом — с другой.

Хотя это положение сформулировано как единое для всех указанных морских пространств, устанавли­ваемый на его основе разрешительный порядок про­ведения морских научных исследований неодинаков в каждом из них по существу и имеет свои особенности.

В Конвенции 1982 г. сформулированы положения о том, что государства и компетентные международ­ные организации на основе уважения суверенитета и юрисдикции прибрежных государств и на взаимовы­годной основе содействуют международному сотруд­ничеству в области морских научных исследований: любое государство надлежащим образом предоставля­ет другим государствам разумную возможность полу­чения от него информации, необходимой для предот­вращения и сохранения под контролем ущерба здоро­вью и безопасности людей в морской среде; государ­ства и компетентные международные организации обеспечивают путем публикации и распространения по надлежащим каналам доступность информации о предложенных основных программах и их целях, а также знаний, являющихся результатом морских науч­ных исследований. Государства и компетентные меж­дународные организации сотрудничают путем заклю­чения двусторонних и многосторонних соглашений о проведении морских научных исследований.

Согласно ст. 240 Конвенции, общими принципами проведения морских научных исследований являются: проведение их исключительно в мирных целях надле­жащими научными методами и средствами, совмести­мыми с Конвенцией 1982 г.; запрещение при их про­ведении создавать неоправданные помехи другим пра­вомерным видам использования Мирового океана; проведение исследований с соблюдением относящих­ся к делу правил, принятых в соответствии с Конвен­цией, включая положения о защите и сохранении мор­ской среды.