Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЗВ и У. Книга первая с № источников в издатель...doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
15.08.2019
Размер:
1.08 Mб
Скачать

Глава 1.2 Поиск единого в мире необъятного – путь знаниеведения

В современном обществе неизмеримо вырастает массив самой разнообразной социальной информации. Эта характерная черта современного социума, как указывалось, определила и его особое название – информационное общество конца ХХ и особенно – XXI века. Но в связи с проблемой знания встает вопрос: вся ли имеющаяся в обществе информация представляет собой необходимое для жизни знание или нет? Из этого вопроса вытекает важная гносеологическая и праксиологическая проблема – соотношения знания и информации и ее отражение в знаниеведении.

В целом считаем, что информация лишь тогда приобретает значение социально значимого знания, когда она становится жизненно необходимой, дает оптимальные знания для жизнедеятельности человека (индивидуальное знание), общества (общественное знание) и человечества (общее знание). Иными словами, знание, в первую очередь, необходимо для того, чтобы служить человеку и человечеству основанием для верной практической деятельности в межличностных, социальных и социоприродных взаимодействиях. Именно поэтому проблему информации мы прежде всего рассматриваем в теоретическом, практическом и оптимологическом аспектах как проблему знаний. А проблема знания в целом, по нашему мнению, должна разрабатываться особой областью науки, учением о знании, которую мы обозначаем как знаниеведение (ЗВ) [151; 152; 153; 328; 335; 340]. Но дать определение – это лишь самое начало работы в большой новой области. В первую очередь, необходимо определить предмет и метод данной новой области, главные цели и задачи, решаемые в ее рамках, предполагаемые результаты и их значение. Теоретической основой ЗВ, по нашему мнению, должна стать общая теория знаний (ОТЗ), последовательно разрабатываемая по определенной исследовательской программе (более подробно об это пойдет речь в следующей главе).

А в данной главе рассмотрим ряд сопряженных понятий и гносеологических реальностей, которые, на наш взгляд, имеют важное значение для понимания знания. Это такие сопряженные категории, как «познание», «сознание», «практика со знанием дела». С одной стороны, указанные понятия близки понятию «знание», а с другой, несомненно, отличаются от него. Их совокупное рассмотрение позволяет понять психическую познавательно-практическую деятельность как единый антропосоциальный процесс.

При исследовании соотношения данных категорий в функциональном плане, имеем закономерную последовательность событий и формирование соответствующих феноменов (отражаемых такими же категориями): 1) познание (как процесс получения знаний) – 2) знание как результат познания – 3) сознание как «ожившее знание» или «живое знание» в субъективной форме, творчески переработанное и готовое к разностороннему применению – 4) практическая деятельность на основе полученных знаний, или со-знательная деятельность субъекта в мире, или практика (со знанием дела) [151; 154; 328].

При таком онтологическом рассмотрении группы взаимосвязанных феноменов и понятий сознательно-практической (шире – психо-практической, духовно-практической) деятельности субъекта выясняется, что целесообразнее каждый феномен и соответствующую ему функциональную сферу рассматривать дифференцированно, а затем исследовать их взаимосвязи и взаимодействия. Тогда можно сказать, что познание должно изучаться, прежде всего, гносеологией (от греч. gnosis – познание); знание – знаниеведением, или (по логике термина, от греч. episteme – знание) эпистемологией (хотя реально в западной трактовке данного термина он в значительной мере сходен с гносеологией, причем, с рационально-научной гносеологией, а в современной отечественной литературе также чаще применяется как синоним гносеологии, в результате чего знание как особый важный феномен жизни человека и общества глубоко специально не исследуется); сознание – психологией; а осознанная практика – праксиологией. При таком подходе к исследованию проблемы, используя значение знания, приведенные в определениях разных авторов в главе 1.1., мы можем дать следующее авторское определение знания.

Знание – это результат познания, существующий в фактологической (более простой – чувственно-эмоциональной и образной) или концептуальной (более сложной, концентрированной – рационально-логической и интуитивной) формах, закрепленный в психике субъекта механизмами памяти в виде соответствующей информации; он, в свою очередь, становится субстратом (фактологическая форма) или субстанцией (концептуальная форма) работы сознания и осознанной практики субъекта.

Данное определение категории знания позволяет более четко определить область знаниеведения и ее основные характеристики.

Кроме того, руководствуясь принципом сознательно-практической деятельности субъекта [313], следует не упускать атрибутивную связь знания с практикой жизни. Тогда знание необходимо оптимизировать по его реальному жизненному назначению. В свою очередь, во всем многообразии практической деятельности следует выделить основные, главные направления и соответственно им систематизировать области практического, или жизненного знания. Следует отметить, что это, по существу, ведущая идея русской философии XIX – начала ХХ вв.: идея живого знания жизни, которая требует специальной серьезной проработки на основе современных достижений, прежде всего, в оптимологическом ключе.

Таким образом, вновь возвращаясь к вопросу о соотношении знания и информации, отметим, что «информация» понятие более широкое, а «знание» – более узкое.

Знание – это оптимальная жизненно важная, практически применимая информация, обеспечивающая здоровую жизнедеятельность человека (его духовное и телесное здоровье), гуманные, неконфликтные, межличностные, социальные и социоприродные отношения.

Каждое новое поколение людей в обществе в процессе своей жизнедеятельности опирается на знания, которые оно получает от предыдущих поколений. Эти знания составляют фундамент духовной и материальной жизни людей. Соответствующее поколение на данном фундаменте, в процессе саморазвития, наращивает свой социальный опыт и передает его, вместе с опытом предыдущих поколений, следующему поколению и т.д. В этом заключается универсальный механизм социальной эволюции. Исходя из этого, именно знание и сознание составляют главную, творческую часть жизни человека и общества. Вспомним, что в основе любой, в том числе и материальной деятельности, лежит универсальный природный и социальный механизм наследственности. При этом биотические качества человека передаются биотической (генетической) наследственностью, а социальные качества – социальной наследственностью.

Если же проследить циклы преобразования и наращивания знаний в сменяющихся поколениях людей, то можно вывести следующую «формулу приращения знания» в социокультурной эволюции. Так, мы может принять, что становление и существование рассматриваемого nого поколения обеспечивается накопленным духовным фундаментом знания предыдущего поколения, или (n–1) – поколения. Этот фундамент предыдущего поколения обозначим как ДФ (духовный фундамент) ДФn–1. Если знание, накопленное в течение жизни nпоколения, обозначить через приращение Зn, можно сказать, что общее знание n –поколения (ОЗn) имеет (уже созданный ранее) фундамент, или опирается на ДФn–1, а в итоге жизнедеятельности накапливает собственный потенциал знания Зn. Таким образом, ОЗn становится: ОЗn = ДФn–1 + Зn . Тогда у следующего, (n+1) – поколения, при условии полноценного использования предыдущего опыта, фундамент уже оказывается представлен в виде: ДФn = (ДФn–1 + Зn), и т.д. Иными словами, ОЗn+1 отталкивается в саморазвитии от (ДФn–1 + Зn) = ДФn , а в итоге собственного саморазвития приобретает вид (ДФn–1 + Зn) + Зn+1 , то есть,

ОЗn+1 = ДФn + Зn+1 = (ДФn–1 + Зn) + Зn+1

и т.д. Отметим, что данная закономерность работает на любом уровне организации социальной материи – человека, социальной группы, государства, человечества.

С этих позиций, значение знания и сознания трудно переоценить. Оно оказывается ведущим в жизни человека и общества, потому что в основе любой, в том числе и материальной деятельности, лежит универсальный природный и социальный механизм наследственности.

Таким образом, основу сознания составляют жизненно важные знания (соответствующая информация), которые затем «оживают» за счет творческой активности сознания человека и сообществ людей различных уровней (населенных пунктов, территориальных областей, государств, социосферы). Из этого следует первостепенность знаний – как опыта прошлых поколений и настоящего поколения. В формализованном виде это можно выразить следующим образом:

(ДФn–1 + Зn).

В связи с изложенным, ясно, что закономерно нарастает и актуализируется проблема осмысления сущности и содержания знаний как результата работы сознания и в то же время – как основы для следующих «витков спирали развития» творческой активности сознания, духовного творчества и разнообразной социальной практики человека и человечества. А в XXI веке проблема знания приобретает краеугольное значение в связи с тем, что накопленный огромный потенциал знания может применяться как оптимально, во благо человеку, обществу, природе, так и неоптимально, создавая мощнейший конфликтогенный и разрушительный потенциал современной жизни. Поэтому подчеркнем еще раз жизненную необходимость знаниеведения в культуре социальной жизни третьего тысячелетия.

В предыдущем изложении мы уже подчеркнули неразрывную связь познания, сознания, знания, показали, что знания формируются в процессе творческой работы сознания. А теперь остановимся на этом вопросе более подробно. Обоснуем детальнее тезис творческой первичности сознания по отношению к получаемым новым знаниям (хотя, как будет показано ниже, имеют место циклы познавательно-практической знаниевой деятельности).

Первичность же сознания человека и общества по отношению ко всем остальным видам деятельности определяется следующей закономерностью. Прежде, чем начать любую материальную (бытовую, экономическую, экологическую), социальную (политическую, правовую и т.д.), духовную (воспитательную, образовательную, религиозную, эстетическую и пр.) деятельность, человек накапливает соответствующие знания, «банк информации» в своем сознании, а затем начинает их осмысливать. Формирует соответствующий идеал возникшей потребности. Осознает и определяет цель деятельности. Ставит задачи для ее поэтапной реализации. Отбирает нужную для этого информацию, необходимые знания. И лишь затем начинается практическая реализация цели, или собственно деятельность в любой сфере материальной, социальной или духовной жизни.

Следовательно, постоянно осуществляются взаимосвязанные процессы и циклы, включающие две взаимосвязанные стороны: а) субъективную работу психики (познание, сознание, целеполагание) и б) объективную практическую деятельность человека в окружающем мире. Имеют место: а) субъективная творческая активность сознания и б) объективная практичность сознания и знания. Таким образом, мы имеем единый цикл, включающий а) познавательную деятельность и б) практическую деятельность, как два «полуцикла», «полукруги» две «дуги» деятельности человека.

Можно сделать вывод, что в человеческой деятельности существуют: а) познавательная «дуга» и б) практическая «дуга», которые в совокупности составляют единый познавательно-практический цикл деятельности человека. А циклы, наслаиваясь друг на друга, формируют общую спираль развития познавательно-практической деятельности человека и общества. Основу данного развития составляют знания человечества в личной и общественной формах.

«Оживление» знания осуществляется за счет собственной внутренней активности психики субъекта – сознания человека. Естественный механизм этого явления заключается в том, что от мыслеобразов субъектного знания «мысли-сигналы» передаются на двигательные нервы. Очень сложная целенаправленная работа мышц за счет этих сигналов обеспечивает реальную практическую деятельность человека в окружающем мире.

Подчеркнем, что работа сознания и знания человека появляются не вдруг и не сразу, а закономерно, эволюционно самоорганизуются на основе соответствующих функций животных.

А именно, эволюционным базисом всех видов сознательной человеческой деятельности и получаемых при этом знаний является следующая эволюционно исходная бессознательная психическая деятельность, присущая животным.

I. От органов чувств животных энергии среды – внешние информационные сигналы среды – поступают в центральную нервную систему и дают бессознательную психическую информацию о состоянии окружающей среды. В мозгу появляются внутренние психические сигналы животных. У человека это свойство качественно усложняется и расширяется.

II. Психические сигналы естественным образом кодируются в определенные импульсы двигательных нервов. У человека это свойство качественно усложняется и расширяется.

III. Психические сигналы нервной системы передаются на мышцы конечностей и туловища. Осуществляется движение животного в пространстве. Идет закономерная двигательная реакция психики: приближение к объекту, поисковое поведение, реакция убегания и способность спрятаться, отыскание жилища, особи т пр. У человека это свойство качественно усложняется и расширяется.

IV. Психические сигналы определенного психо-эмоционального содержания передаются на голосовой аппарат, мышцы туловища и служат источником внешней информации для других животных: голоса и «язык» животных, позы, движения, брачные игры и танцы и т.п. У человека это свойство качественно усложняется и расширяется.

V. Психические сигналы нервной системы поступают ко всем внутренним органам, идет слаженная жизнеобеспечивающая пульсация внутренних органов животных. Регулируется внутренняя телесная жизнь организма на бессознательной основе. У человека это свойство телесных функций организма продолжает существовать на бессознательной основе, но может все более контролироваться за счет соответствующих знаний медицинского, валеологического, профилактического и т.п. характера.

Возвращаясь к человеку и проблеме сознания и знания, отметим следующее.

В целом мы можем констатировать, что существует универсальный механизм преобразования психической энергии (виртуальных энергосистем сознания и психики) – в реальные внешние действия людей. Он формирует единый психо-практический процесс, имеющий естественную психо-локомоторную (нервно-двигательную) природу:

Данный механизм и процесс включают

следующие стадии.