Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Толстой Ю.К. Содержание и гражданско - правовая....doc
Скачиваний:
46
Добавлен:
17.11.2018
Размер:
1.42 Mб
Скачать

§ 2. Правовое положение государственного имущества по истечении исковой давности 191

Установив, что истечение указанного в закон срока исковой давности означает для управомоченного утрату не только права на иск, но и самого материального права и что, в силу ст. ст. 47 и 49 ГК, за бывшим носителем права сохраняется возможность вновь приобрести его либо в результате совершения бывшим субъектом обязанности дозволенного законом действия, либо на основании конститутивного решения суда о продлении исковой давности, мы можем перейти теперь к разрешению вопроса о правовом положении бесхозяйного и, в частности, задавненного имущества по действующему законодательству, о допустимости применения понятия «бесхозяйное имущество» к имуществу государственному, а также во проса о возникновении прав государства на бесхозяйное имущество

Разрешение этих вопросов следует начать с анализа отношений между госорганами по поводу задавненного государственного имущества. Установленный в законе полуторагодичный срок исковой давности по спорам между госорганами должен распространяться и на вещные иски между госорганами по поводу как оборотных, так и основных средств. Истечение исковой давности означает для управомоченного утрату не только права на иск, но и самого права. На основании приказа Госарбитража при Совете Министров СССР от 4 октября 1949 г. № 65 органы Арбитража не вправе даже принимать к своему производству дела с просроченной исковой давностью.192 Из всего этого следует, что правоотношение между госорганом, пропустившим исковую давность, и госорганом — владельцем задавненного имущества прекращается. Госорган истец утрачивает ранее принадлежавшее ему право непосредственного оперативного управления имуществом.

Это, однако, ни в какой мере не означает, что государство лишается хотя бы части прав на имущество, принадлежавших ему до истечения исковой давности. В результате истечения исковой давности имущество, не переставая быть государственным, становится вместе с тем имуществом, не поступавшим еще в непосредственное оперативное управление ни одного из госорганов и подлежащим распределению в плановом порядке.

Если госорган, владеющий задавненным имуществом, по истечении исковой давности добровольно передаст имущество тому госоргану, (стр.165) за которым оно до истечения давности было закреплено, на стороне последнего никаких прав на переданное имущество не возникнет. Судьба имущества и в этом случае будет зависеть от решения планово-регулирующих органов. Если компетентные органы сочтут целесообразным оставление имущества во владении госоргана, которому оно было передано, на стороне последнего вновь возникнет право непосредственного оперативного управления имуществом. Однако основанием возникновения права явится не фактическая передача имущества, последовавшая после истечения исковой давности, а распоряжение вышестоящих органов.

Таким образом, в вещных правоотношениях между госорганами передача задавненного имущества по истечении исковой давности не способна привести к возникновению на стороне госоргана утраченного им права. Этот вывод должен быть распространен и на обязательственные отношения между госорганами, предметом которых являются вещи в натуре.

Отсюда следует, что ст. 47 ГК неприменима к отношениям между госорганами по поводу задавненного государственного имущества. Это значит, что судьба такого имущества во всех случаях должна решаться государством в лице планово-регулирующих органов.

Понятие «бесхозяйное имущество» неприменимо к ставшему задавненным в правоотношениях между госорганами государственному имуществу.

Перейдем теперь к рассмотрению отношений между госорганами, с одной стороны, и кооперативно-колхозными и иными общественными организациями — с другой по поводу задавненного государственного имущества. Что касается вещных исков между госорганами и кооперативно-колхозными и общественными организациями, то самая постановка вопроса о задавненном государственном имуществе в этом случае отпадает, поскольку на виндикационные иски госорганов к названным организациям исковая давность вообще не распространяется. Но если то же самое государственное имущество будет передано кооперативно-колхозной организации по обязательству, на его истребование распространяется исковая давность. Возникает вопрос: не оказывается ли государственное имущество в этом случае бесхозяйным?

Истечение срока исковой давности означает для госоргана утрату не только права на иск, но и самого материального права. Правоотношение между госорганом и кооперативно-колхозной организацией, во владении которой оказалось государственное имущество, прекращается. Значит ли это, что тем самым и государство утрачивает принадлежащее ему на имущество право собственности? Нет, не значит.

Устанавливая положение, что исковая давность не распространяется на виндикационные иски госорганов к гражданам и к кооперативно-колхозным организациям, Пленум Верховного Суда РСФСР в постановлении от 29 июня 1925 г. между прочим исходил из того, что в случае отказа госоргану в иска имущество все равно, (стр.166) в силу ст. 68 ГК, должно было бы, как бесхозяйное, перейти к государству, т. е. остаться в конечном счете в собственности государства. Это соображение следует использовать и при изучении интересующего нас вопроса. На обязательственные иски госорганов к кооперативно-колхозным организациям должна распространяться исковая давность. Однако применение в этом случае исковой давности не лишает нас возможности признать, что хотя правоотношение между кооперативно-колхозной организацией и госорганом, за которым задавненное имущество было закреплено, прекратилось и что, в силу этого, госорган утратил право непосредственного оперативного управления имуществом, последнее не перестало быть государственным. Имущество приобрело лишь одно специфическое качество: не переставая быть имуществом государственным, оно стало наряду с тем имуществом, не закрепленным еще ни за одним госорганом и подлежащим распределению в плановом порядке.

При этом передача задавненного имущества, в его вещественном выражении, тому госоргану, за которым до истечения исковой давности оно было закреплено, не в состоянии привести к возникновению на стороне госоргана каких-либо прав на это имущество.

Итак, в спорах между госорганами и кооперативно-колхозными и иными общественными организациями имущество, оказавшееся задавненным для госоргана, пропустившего исковую давность, не становится бесхозяйным имуществом. Оно по-прежнему принадлежит государству, и праву государства на это имущество соответствует обязанность кооперативно-колхозной организации передать имущество по указанию планово-регулирующих органов в непосредственное оперативное управление того или другого госоргана.

Ст. 47 ГК также неприменима к отношениям госорганов с кооперативно-колхозными организациями по поводу задавненного для пропустившего исковую давность госоргана государственного имущества.

Обратимся, наконец, к отношениям госорганов с гражданами по поводу задавненного государственного имущества. В силу постановления Пленума Верховного Суда РСФСР от 29 июня 1925 г., на виндикационные иски госорганов к гражданам исковая давность не распространяется. На остальные иски госорганов к гражданам, за исключением случаев, прямо указанных в законе, распространяется установленный в ст. 44 ГК трехгодичный срок исковой давности. Поэтому для ответа на вопрос — каково правовое положение задавненного государственного имущества по спорам госорганов с гражданами? — мы должны взять иски, вытекающие из обязательственных правоотношений. И здесь истечение исковой давности означает для госоргана утрату самого права. Однако имущество, ставшее задавненным для госоргана, который пропустил исковую Явность, не перестает быть имуществом государственным.

В случае добровольного возврата гражданином имущества по истечении исковой давности тому госоргану, за которым оно было закреплено и с которым гражданин состоял ранее в обязательственных (стр.167) правоотношениях, на стороне госоргана никаких прав па переданное ему имущество не возникает. Само собой разумеется, что если гражданин добровольно возвратит госоргану имущество по истечении давности, то никакой ответственности перед казной он нести не должен. При этом, поскольку в момент истечения исковой давности обязанность гражданина по отношению к госоргану прекращается и возникает его обязанность перед казной, передачу имущества госоргану, за которым оно было прежде закреплено, следует рассматривать как способ прекращения обязанности, а не как ее исполнение.

Таким образом, анализ отношений между самими госорганами, между госорганами и кооперативно-колхозными и иными общественными организациями, между госорганами и гражданами по поводу ставшего задавненным для госоргана, пропустившего исковую давность, государственного имущества приводит нас к следующим выводам.

Истечение указанного в законе срока исковой давности означает для госоргана утрату не только права на иск, но и самого материального права, т. г. права непосредственного оперативного управления закрепленным за ним имуществом. Однако задавненное для данного госоргана государственное имущество не является имуществом бесхозяйный. Оно по прежнему принадлежит государству. В результате истечения исковой давности имущество, не переставая быть государственным, становится вместе с тем имуществом, не закрепленным еще в непосредственном оперативном управлении - ни одного из госорганов и подлежащим распределению в плановом порядке.

Понятие «бесхозяйное имущество» вообще неприменимо к ставшему задавненным государственному имуществу, у кого бы оно ни находилось.