Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Горный М.Б. Коррупция и борьба с ней, роль гражданского общества. СПб., 2000, 272 с.doc
Скачиваний:
55
Добавлен:
22.08.2013
Размер:
1.62 Mб
Скачать

Наша комиссия совместно с комисси­ей по здравоохранению провела проверку стоимости поставляемых столовой № 89 продук­тов, акты направили губернатору города и в гувд.»

На мой взгляд, максимально полезную роль в области контроля финансовых вопросов и расходования бюджетных и внебюджетных средств могли бы сыграть школьные попечительские советы.

Возможно возложить контроль на органы местного самоуправления, особенно, если школы и дошкольные учреждения будут переданы в их ведение.

Высшая школа.

Поступление в институты, в советское время также основанное в высокой степени на взятках и блате, особенно коммерциализировалось в связи с обнищанием профессорско-преподавательского состава.

Разработаны сложные схемы выкачивания денег из абитуриентов – от организации платных подготовительных занятий с гарантией поступления в ВУЗ, в котором работают преподаватели, до прямого поступления за деньги в результате договоренности между членами приемной комиссии, где для каждого выделена квота «своих» абитуриентов.

Доходит до смешного – для поступления на наиболее престижные бесплатные факультеты размер взятки превышает стоимость обучения на этом же факультете на платном отделении – считается, что на платном отделении уровень образования хуже.

В газете «Тайный советник», (№6, март 2000 года) помещена статья Александра Самойлова «Российский диплом». В ней приводятся некоторые фактические данные по коррупции в высшей школе:

…«По данным Управления по борьбе с экономическими преступлениями, толь­ко в 1999 году в Петербурге было возбуждено 18 уголовных дел в отношении преподавателей-взяточников. При этом надо учитывать, что со взятками бо­рется не одна эта правоохранительная структура. Кроме того, по словам опе­ративников, взяточничество в учебных заведениях относится к латентному (т.е. скрытому) виду преступлений. На одного заявителя может приходиться несколь­ко десятков человек, не спешащих сообщить в милицию о финансовых отноше­ниях с работниками учебных заведений.(…)

Уверяют: для того, чтобы стать сту­дентом некоторых государственных вузов, необходимо обладать суммой в 2-5 тысяч долларов (зависит от института и кафедры).

Такса за сдачу обычного сессионного экзамена - от 50 до 80 долларов. В отдельных случаях «стоимость» успешной сдачи одного экзамена может дости­гать и 200 долларов.

Пока правоохранительным органам известен лишь один случай, когда пре­подавателя обвиняли в вымогательстве взятки за защиту диплома. Этот случай произошел совсем недавно.

В феврале 2000 года внимание сотрудников Управления по борьбе с эконо­мическими преступлениями было приковано к Санкт-Петербургскому государ­ственному институту сервиса и экономики - сразу на двух преподавателей это­го вуза в УБЭП от разных студенток поступили заявления о вымогательстве взя­ток.

Первой к помощи правоохранительных органов обратилась студентка чет­вертого курса. По словам девушки, сразу после защиты диплома к ней подо­шел 59-летний Анатолий Горбоконь. член государственной аттестационной ко­миссии института, профессор и заместитель заведующего кафедрой финан­сов и кредита. Педагог, якобы, заявил девушке, что для того чтобы придать ее дипломному проекту «законный» вид, необходимо заплатить 500 долларов. 8 февраля при получении денег профессор был задержан сотрудниками одного из отделов УБЭП. 11 февраля ему предъявили обвинение в получении взятки.

Спустя неделю аналогичное обвинение в получении взятки было предъяв­лено 39-летнему Вадиму Бурцеву - преподавателю кафедры .технологии и кон­струирования швейных изделий того же института. Он был задержан тремя дня­ми ранее при получении 100 долларов. Заявительницей выступила другая сту­дентка, с которой Бурцев, по ее словам, потребовал 250 долларов за сдачу эк­замена по предмету «Оборудование швейной промышленности» в ходе зимней сессии. По сведениям из правоохранительных органов, не исключено, что в уго­ловном деле этого преподавателя может появиться и еще один эпизод.

Расследование обоих уголовных дел продолжается. Преподаватели нахо­дятся под стражей»….

Ходят упорные слухи, что на некоторые специальности некоторых высших учебных заведений вообще никто не может поступить «с улицы» – только «по предварительной договоренности».

Продаются так же результаты учебного процесса – рефераты, курсовые, дипломные проекты, а то и сами дипломы. Их продают как преподаватели, так и наиболее продвинутые студенты.

Мне представляется, что наиболее верным средством против коррупции при поступлении в ВУЗ была бы компьютерно-тестовая система сдачи приемных экзаменов.

Однако повышение зарплаты преподавателям так же сыграло бы положительную роль.

Здравоохранение.

Как и в советское время, реально медицина требует с населения «живых денег». Раньше они нужны были, чтобы попасть в нужную больницу; на обследование к нужному врачу; на операцию к нужному профессору; для получения дополнительных услуг в больнице, в принципе бесплатных.

С появлением платной медицины для людей с достатком пропала проблема блата и взяток. Однако для большинства населения, пользующегося страховыми полисами и «бесплатной» медициной, возникает проблема получить эти бесплатные услуги – лекарства, койку, процедуры и т.д.

Чаще всего им говорят, что бесплатных мест сейчас нет, есть только платные; что имеющиеся лекарства плохого качества, могут повредить здоровью, поэтому нужно принести свои; что для того, чтобы операцию делал определенный хирург нужно ему заплатить. Потому бесплатное лечение как правило дорого обходится больному, либо оно исключительно низкого качества.

То, что касается тендеров на закупку медицинского оборудования или на производство ремонтно-реставрационных работ абсолютно аналогично закупкам любого другого оборудования или выдачи подряда на работы, производимых за счет бюджетных средств. Те же «откаты», те же псевдо-тендеры с заранее известными результатами. Последний такого рода скандал произошел с закупкой Комитетом по здравоохранению автомашин для скорой помощи – менее надежных, и по более дорогой цене, чем у конкурентов. На эту тему комиссией по здравоохранению был направлен в администрацию депутатский запрос:

«Решением председателя Комитета по здравоохранению Администрации Санкт-Петербурга Павлова Ю.В. заключен контракт с ЗАО «ТДВ-АВТО» на закупку 84 машин скорой медицинской помощи марки «Форд - Транзит ВЭН 1 GO-190» общей суммой 50 миллионов рублей.

Ранее Администрацией был объявлен конкурс автомобилей «Скорая помощь». В конкурсе изъявили желание участвовать представители фирм «Форд», «Газ» и «Мазда». Международная Академия Транспорта, рассмотрев по просьбе Павлова Ю.В поданные заявки, пришла к заключению, что только по варианту «Мазда» исходные данные представлены в полном объеме, позволяющем выполнить оценку выгодности сделки. Таким образом, ни один участник конкурса, кроме фирмы «Мазда», не имел права претендовать на выполнение городского заказа.

Для справки:

оптовая цена автомобилей: «Форд» - 21.150 долларов, гарантия - 15 месяцев «Мазда» -18,625 долларов, гарантия - 36 месяцев. Следует отметить- что только автомобиль «Мазда» сертифицирован в Минздраве, а санитарное оборудование, устанавливаемое на его базу. производится в Санкт-Петербурге.

Постоянная комиссия по здравоохранению и экологии Законодательного Собрания обращалась к Вам с просьбой в срочном порядке рассмотреть вопрос о закупке санитарных машин скорой помощи и принять решение в соответствии с экспертной оценкой МТА. Однако ответа не последовало».

Вообще, проведение тендеров требует очень тщательного контроля со стороны законодательной власти, общественности, Контрольно-счетной палаты Часто слишком поздно публикуются сведения о проведении тендеров; часто условия подгоняются под известные фирмы, с которыми существуют предварительные небескорыстные договоренности; часто используются лазейки в законодательстве и условиях проведения торгов, и разрешается участие единственного поставщика.

Дело в том, что в «Методических рекомендациях по проведению предварительного квалификационного отбора поставщиков и проведению торгов (конкурса) на закупку товаров для государственных нужд Санкт-Петербурга"» (журнал «Городской заказ Санкт-Петербурга», №3(6), март 1999 года) существует следующий пассаж:

« закупка продукции для государственных нужд Санкт-Петербурга у единственного источника по со­гласованию с Министерством экономики РФ или с упол­номоченным им территориальным органом - Комитетом экономики и промышленной политики Администрации Санкт-Петербурга в случаях:

а) при наличии срочной потребности в продукции, в связи с чем проведение конкурса или применение иного способа размещения заказов на закупки продукции для государственных нужд нецелесообразно, при условии, что обстоятельства, обусловившие срочную потребность, невозможно было предусмотреть заранее и они не яви­лись результатом медлительности действий заказчика;

б) если вследствие чрезвычайных обстоятельств воз­никла срочная потребность в определенной продукции, в связи с чем применение иных способов размещения заказов на закупки продукции для государственных нужд нецелесообразно с учетом затрат времени;

в) если продукция может быть получена только от одного поставщика либо единственный поставщик об­ладает исключительными правами в отношении данной продукции и отсутствует ее равноценная замена;

г) при наличии обстоятельств, позволяющих заказ­чику проводить специализированный закрытый конкурс в соответствии с "Положением...", в случае, если заказ­чик установил, что проведение закупок из единственно­го источника является наилучшим способом закупок.

(ст. 30 "Положения...").»

Представляется, что расплывчатая формулировка «срочной потребности» и допустимость согласования решения об отказе от конкурса на основании этой срочной потребности с комитетом по экономике и промышленной политике администрации Санкт-Петербурга, взятая из Указа Президента № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд», создает предпосылки для коррупции в этой сфере.

Анализу нормативной документации по городскому заказу, способствующей коррупции, посвящен запрос депутата Михаила Бродского от 05.04.2000:

«Проанализировав всю имеющуюся у меня информацию о практике исполнения Закона Администрацией Санкт-Петербурга, хотелось бы отметить следующие моменты:

Главным инструктивным документом для структурных подразделений Администрации Санкт-Петербурга по прежнему остается приказ губернатора Санкт-Петербурга № 85-п от 16 ноября 19998 года "Об организации деятельности структурных подразделений Администрации Санкт-Петербурга по закупке продукции для государственных нужд Санкт-Петербурга" (далее - приказ). Данный приказ уже не вполне соответствует принятому позднее Закону и не обеспечивает "прозрачности" производимых подразделениями Администрации Санкт-Петербурга закупок. По видимому, он нуждается в корректировке. В результате попрежнему каждое структурное подразделение Администрации без участия Контрольной комиссии городского заказа Санкт-Петербурга выбирает для себя поставщиков, что не обеспечивает оптимизацию бюджетных расходов. Так, есть основания полагать, что в 1999 году бюджетные закупки питания для детей, картофеля и некоторых иных товаров производилась по ценам существенно выше среднерыночных.

Такая ситуация является следствием игнорирования Администрацией Санкт-Петербурга требования ст. б Закона, которая устанавливает, что "для утверждения состава конкурсных комиссий, осуществления контроля за формированием и размещением заказа Санкт-Петербурга создается Контрольная комиссия, формируемая на паритетных началах губернатором Санкт-Петербурга и Законодательным Собранием Санкт-Петербурга. До сих пор Положение о Контрольной комиссии не разработано, не определен ее численный состав, что блокирует работу по ее формированию.

"Не работают" также следующие положения Закона:

- пункты 2 и 4 статьи 2, предусматривающие предоставление Собранию одновременно с проектом бюджета сводного перечня государственных и городских нужд Санкт-Петербурга и утверждение его в качестве приложения к закону о бюджете города;

- статья 11, устанавливающая предоставление Собранию ежеквартальной информации о заключенных за отчетный период государственных контрактах.

Отдельно хотелось бы остановиться на положениях статьи 12 Закона, регулирующей ведение Реестра государственных контрактов Санкт-Петербурга.

"Контракты, по утвержденным результатам конкурсов, подлежат обязательному учету в Реестре государственных контрактов Санкт-Петербурга (далее - Реестр). Сроки исполнения предусмотренных контрактом обязательств не могут наступать ранее обязательного включения контракта в Реестр.

В Реестре указываются следующие сведения: дата заключения и цена контракта, вид продукции, поставляемой по контракту, сроки выполнения обязательств по условиям контракта, сроки фактического выполнения обязательств и иные сведения".

В настоящее время порядок ведения Реестра утвержден приказом губернатора Санкт-Петербурга от 02 апреля 1999 года № 29-п "О Реестре государственных контрактов Санкт-Петербурга" (далее - приказ).

Значительная часть структурных подразделений Администрации Санкт-Петербурга, наделенных функциями заказчиков и являющихся держателями ведомственных реестров городских контрактов, или полностью игнорируют установленную приказом обязанность предоставления информации о заключенных контрактах, или информация предоставляется в таком виде, которая исключает возможность провести по ней детальный анализ.

Сложилась противоречащая Закону практика, когда предприятия и организации города, представляющие свои предложения по поставкам продукции и услуг для участия в формировании я исполнении городского заказа и получающие доступ к базе предложений обязаны приобрести в НПО "Аврора" программный продукт и подписаться на журнал "Городской заказ". Закон не обязывает желающих участвовать в формировании и исполнении городского заказа приобретать какие-либо программные продуктов у НПО "Аврора" и совершать другие действия, прямо не предусмотренные Законом. Кроме этого, необходимо указать на установление монополии НПО "Аврора" в этом вопросе.

Следует заметить, что разработка автоматизированной системы контрактных заявок НПО "Аврора" проведена без объявления конкурса. В то же время данная система имеет ряд недостатков - не обеспечивает сбор информации по заявкам бюджетных организаций. Ее проблематично обобщать и получать единую сводку по городскому заказу в целом. Используемые программные средства и база данных не позволяют анализировать городской заказ по всем параметрам, выделять единую для многих бюджетных организаций номенклатуру товаров и услуг и, таким образом, осуществлять "прозрачные" оптовые закупки».

Ясно, что только настоящая справедливая конкуренция может снизить роль коррупции и дать существенную экономию бюджетных средств.

Культура.

Учреждения культуры, как правило, слишком бедны в смысле возможности предоставляемых услуг, чтобы в них расцветала коррупция; однако все, что было написано по поводу тендеров на освоение бюджетных средств, естественно, касается и сферы культуры.

Впрочем, предоставление прав на съемки в музеях, на проведение семейных или корпоративных праздников, деловых мероприятий во дворцах, ставших учреждениями культуры, особенно в пригородных дворцах-заповедниках, формирует широкое поле для получения «левых» доходов руководителями этих учреждений. Эти помещения весьма престижны, и существует спрос на такого рода услуги. Конечно, часть заработанных таким образом денег тратится на поддержание зданий в относительном порядке, но и директора представляют собой сегодня весьма обеспеченную прослойку сегодняшнего российского общества, причем уровень их благосостояния плохо корреллирует с уровнем официальной зарплаты.

Художники рассказывают, что провести выставку своих работ в одном из престижных городских залов, типа Этнографического музея, стоит немалых денег, выплачиваемых лично руководителю учреждения.

Существующая нормативная база никак не регламентирует необходимость и правила сдачи в аренду помещений в учреждениях культуры под проведение разовых мероприятий (вечеров, выставок, семинаров и т.п.).

Поэтому лишь добрая воля директора, его личные отношения с просителем, оказывают влияние на принятие решений. Есть, конечно, план по дополнительному зарабатыванию средств для бюджетных учреждений культуры их собственными усилиями; но кого поставить в первую очередь на выставку, на юбилейный вечер – естественно, зависит только от руководителя.

Вообще говоря, для исправления ситуации в этой области деятельности я вижу только один путь – увеличение легальной зарплаты руководителя при усилении налогового контроля за доходами и увеличении роли моральной репутации в нашем обществе.

Если же к культуре причислить телевидение и шоу-бизнес, то об этом надо писать детективные тома, а не короткие статьи. Там продается и покупается слишком многое, если не все.

Достаточно сослаться на широко известный термин «джинса», означающий телевизионные материалы, помещаемые в эфир за взятки. Эти материалы могут содержать скрытую коммерческую рекламу; скрытую политическую рекламу или антирекламу; «раскручивание» определенных музыкальных групп или отдельных исполнителей…

Соседние файлы в предмете Политология