Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Kazakhi_v_Rossii_Istoria_i_sovremennost_tom-2_Omsk_2010

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
26.01.2024
Размер:
17.51 Mб
Скачать

личного музея России Петербургской Кунсткамеры (ныне МАЭ). Один из энтузиастов, начальник Лепсинского уезда Семиреченской обл. Константин Николаевич де-Лазари, в своем письме к главному хранителю музея антропологии и этнографии Д.А. Клеменцу сообщал: «Корреспондентом Музея я буду с удовольствием и постараюсь аккуратно и внимательно отвечать на все запросы и вопросы Музея, а также исполнять все его поручения… я прошу снабдить меня самыми подробными указаниями, какие именно сведения из киргизской жизни нужны Музею, на что я должен обратить внимание и что подробно описать?»10. К.Н. де-Лазари, например, предлагал прислать предметы, связанные с дрессировкой беркутов и охотой с ними, парадное седло с серебряными украшениями, убор лошади, образцы казахского орнамента и свадебный головной убор казахской невесты. В числе полученных в дар от К.Н. де-Лазари были ковровые полосы, серебряные ювелирные изделия (женские серьги, мужские перстни, пуговицы), мужская и женская одежда, игрушки для детей, игры для взрослых и музыкальные инструменты, казахский ткацкий станок и старинный пояс, образцы тканей, войлоки, предметы быта, оружие, а также фотографии девушек-невест11.

Для привлечения людей к сбору этнографического материала и квалифицированного отбора предметов, касающихся казахского населения, организовывались занятия по этнографии с демонстрацией музейного материала по специально составленному в 1898 г. В.В. Радловым (директором Петербургского музея (Кунсткамера)) пособию: «Инструкции для собирания этнографических предметов, относящихся до быта киргизов Степного генерал-губернаторства»12. Методическое пособие, написанное В.В. Радловым, имеет уникальное значение для исследователей старины. Можно привести его рекомендацию по описанию устройства казахской юрты: «Для полного понимания юрточного остова следует иметь фотографии и модели деревянных остовов юрт различной величины и устройства, фотографии, показывающие способ составления этих остовов, и коллекцию фотографий отдельных частей, особенно дверей и палок крыши, так как они часто покрыты резьбой различных рисунков»13. Это методическое пособие помогало квалифицированно и грамотно собирать этнографический материалов по казахам.

В числе корреспондентов были и сами казахи. Одним из них является М.-С. Бабажанов, уроженец Западного Казахстана. Мухам- бет-Салык в 1851 г. окончил Азиатское отделение Неплюевского

251

кадетского корпуса в Оренбурге. Работал на различных административных должностях Оренбургской пограничной комиссии, советником Временного совета Букеевской Орды и был хорошо осведомлен о положении казахского населения этого края. Надо отметить, что М.-С. Бабажанов был увлечен историей и культурой своего народа. Собранные различные предметы, имеющие материальную и духовную ценность, он отправлял в культурные центры России. К нему не раз обращались российские исследователи с просьбой прислать этнографические материалы для музеев. Известен М.-С. Бабажанов и своими публикациями, посвященными истории, культуре, обычаям, традициям и быту казахов. За оказанные исследовательские услуги он в 1861 г. был избран действительным членом Русского географического общества и награжден серебряной медалью этого учреждения. Его подвижническую деятельность отмечали Ч.Ч. Валиханов, П.П. Семенов-Тян-Шанский, А. Харузин и другие. Знаменитый казахский композитор Даулеткерей посвятил ему кюй «Смерть Салыка».

Другой наш соотечественник, не менее известный в свое время, уроженец Прииртышья нынешней Павлодарской обл., Муса Чорманов был состоятельным человеком, владельцем крупных стад скота. Он хорошо владел казахским и русским языками, собирал и описывал этнографический материал. В 1871–1883 гг. М. Чорманов опубликовал ряд оригинальных статей, подобрал и направил в Москву на ху- дожественно-промышленную выставку богатую коллекцию из 25 предметов ценных казахских изделий. М. Чорманов стал членом областного статистического комитета, а опубликованные им статьи во многом носили краеведческий характер.

Вобщей инвентарной книге МАЭ есть запись о вязаной шапке

ввиде длинного и узкого мешка с кисточкой на конце из Семипалатинской обл., на этикетке которой написано, что принадлежит Ахуну Ибрагиму Абдразокову. Там же зафиксирована коллекция предметов

быта и одежды казахов Алтая, среди которых находится старинный казахский мужской пояс14.

После установления советской власти фонды российских музеев продолжали пополняться казахскими коллекциями. К примеру, в 1923 г. в фонды Музея этнографии народов СССР г. Ленинграда (ныне г. Санкт-Петербург, Российский этнографический музей) поступила юрта с полным внутренним убранством, которая до этого демонстрировалась на московской сельскохозяйственной выставке.

252

После распада СССР и образования независимых государств на её территории, музеи РФ, такие как Российский этнографический музей, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), Астраханский, Оренбургский, Омский и другие, а также на- учно-образовательные центры, располагают значительными казахскими коллекциями. Конечно, трудно переоценить их значение для современников и потомков. Особенно значительной по численности казахской коллекцией располагают областные музеи, находящиеся вдоль казахстанско-российской границы. Уже речь шла об Омском государственном историко-краеведческом музее. Однако в этом городе в фондах Музея археологии и этнографии Омского госуниверситета им. Ф.М. Достоевского хранится коллекция предметов быта и культуры западно-сибирских казахов, насчитывающая 100 единиц хранения, собранных этнографическими экспедициями университета в районах проживания казахов в Новосибирской и Омской обл.15.

Таким образом, казахские коллекции в фондах российских музеев представляют собой уникальное историко-культурное наследие, изучение которого может прояснить доселе неизвестные исторические, культурные и этнографические сюжеты из жизни казахского населения в прошлом и в новейшее время.

____________________

1Культура казахов в коллекциях Омского государственного историкокраеведческого музея. Томск, 1995. С. 7.

2Там же. С. 9–11.

3Там же. С. 13.

4Прищепова В.А. Коллекции заговорили. История формирования коллекций МАЭ по Средней Азии и Казахстану (1870–1940). СПб., 2000. С. 28.

5Попова Л.Ф. Народы Казахстана и Средней Азии // Славяне Европы и народы России к 140-летию первой этнографической выставки 1867 года.

СПб., 2008. С. 221.

6Там же.

7Там же.

8Казахская традиционная культура в собраниях Кунсткамеры. Алматы, 2008. С. 15–17.

9Там же.

10Прищепова В.А. Коллекции заговорили. С. 34.

11Там же. С. 34–35.

12Там же. С. 33.

13Радлов В.В. Инструкции для собирания этнографических предметов, относящихся до быта киргизов Степного генерал-губернаторства. СПб., 1898. С. 3.

253

14Прищепова В.А. Коллекции заговорили. С. 29.

15Ахметова, Ш.К., Захарова И.В., Патрушева Г.В. Культура народов и национальных групп Сибири и Казахстана в коллекциях Музея археологии и этнографии Омского государственного университета. Новосибирск, 2006.

С. 8.

М. Сатыбалдиева

Казахстан, Алматы, Центральный государственный музей РК

КУЛЬТУРА РАННИХ КОЧЕВНИКОВ КАЗАХСТАНА В КОЛЛЕКЦИЯХ ЦЕНТРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Центральный Государственный музей РК – одно из крупных археологических хранилищ, имеющее в своих фондах материалы по древней и средневековой истории.

Археологическая коллекция музея начала формироваться с середины XIX в. В настоящее время в нее входят более 26 тыс. экспонатов, относящихся к эпохам камня, бронзы, раннего железного века и средних веков. По археологическим материалам музея опубликовано множество научных работ, что говорит об определенной их изученности. Издан каталог «Культура ранних кочевников Казахстана (VIII в. до н.э. – V в. н.э.)» (объем 40 печ. л.). Наиболее полной и яркой коллекцией археологического фонда музея являются материалы раннего железного века, в составе которых и уникальные вещи из драгоценных металлов.

Культура ранних кочевников Казахстана (саков, савроматов, сарматов, усуней, кангюев) представлена как случайными находками, так и материалами археологических экспедиций. К одной из первых коллекций артефактов ранних кочевников Казахстана, имеющихся в археологическом фонде музея, относятся материалы И.А. Кастанье из курганов 1 и 2, вскрытых близ сел Покровки и Прохоровки в Уральском уезде в 1911 г. Это украшения уздечного набора из бронзы – бля- хи-подвески, пряжка с изображением головы хищной птицы, орнаментированная костяная рукоятка ножа и др., датируемые V в. до н.э. Особое место в находках Кастанье занимают золотые изделия 2 Покровского кургана, представленные украшениями одежды, печатью, амуле-

© М. Сатыбалдиева, 2010

254

тами в золотой оправе, бляшками с растительным орнаментом, свидетельствующие о существовании уже в глубокой древности высокоразвитой культуры на территории Казахстана1 (рис. 1, 2).

О материальной культуре саков Семиречья свидетельствуют уникальные золотые украшения из Жалаулинского клада (VIII–VII вв. до н.э.), коллекция культовых бронз – жертвенники, светильники, котлы, конское снаряжение, оружие и многие другие предметы, большинство из которых выполнены в «скифо-сакском» зверином стиле.

Музей располагает одной из самых больших и интересных коллекций медных котлов разнообразных типов, в том числе и отдельные уникальные экземпляры из кладов и случайных находок на территории Казахстана и Киргизии. Оригинальны трехногие котлы из Семиречья, ножки которых украшены изображениями животных2.

Всостав кладов, наряду с котлами, входили и жертвенники. Уникальными являются котел со скульптурным изображением туловища архара на изгибах ножек, жертвенник с изображением 16 барсов

исцены терзания волками лежащего в центре чаши горного козла, ритуальный сосуд с фигурками и головой дикого кабана, деталь украшения котла в виде скульптурного изображения пары архаров с крыльями

иобруч котла, имитирующий рога копытного животного (рис. 3, 5).

В1930 г. оживляется деятельность научных учреждений Республики. В 1930 г. экспедиция Б.Н. Гракова проводила раскопки курганов

усела Матвеевского в бассейне р. Ори3. Вещевой материал, обнаруженный в курганах 3, 4, 5, представлен в коллекции музея оружием – кинжалами, наконечниками стрел, принадлежностями конской сбруи, богато декорированными изображениями животных (рис. 4).

Рис. 1

Рис. 2

255

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 5

256

К памятникам, характеризующим быт и культуру кочевников первых веков н.э., относится исследованный в 1938–1939 гг. Берккаринский могильник, расположенный в 85 км к западу от г. Тараза, под северными склонами Кара-Тау4. Из предметов, извлеченных из курганов, в коллекции археологического золота имеются фигурные бляшки из тонкой пластинки. Замечательна медная поясная пряжка с изображением льва, держащего в пасти голову лошади. Голова животного выполнена в металле мастером весьма реалистично – с экспрессией и знанием объекта. Это позволяет соотносить данный предмет искусства со скифской традицией и датировать III–II вв. до н.э.

Вмузейной коллекции материалов раннего железного века из Центрального Казахстана имеется комплекс конского снаряжения из могильника Ак-Мустафа, датируемый VIII–VII вв. до н.э. Артефакты локальной группы памятников так называемой тасмолинской культуры (VII–VI вв. до н.э.) представлены каменными жертвенниками, наконечниками стрел, элементами конского снаряжения.

В1948 г. С.С. Черниковом были проведены исследования ран-

некочевнических могильников в ауле Кула-Жорга и в селе Баты Самарского района Восточно-Казахстанской области5. В фонде музея хранится часть материалов, полученных из курганов 6, 29, 42 поселка Баты и инвентарь курганов 4 и 18 у аула Кула-Жорга, представленный украшениями (золотой серьгой), предметами быта, фрагментами керамики, целыми сосудами и бронзовым зеркалом.

Вдолине Чиликты сосредоточены большие, так называемые «царские курганы» саков, населявших территорию Восточного Казахстана в VIII–III вв. до н.э. Впервые раскопки чиликтинских курганов проводились Восточно-Казахстанской экспедицией Ленинградского отделения Института археологии АН СССР под руководством С.С. Черникова в

1949 г., затем они были продолжены в 1960 г. Предметы из кургана5 хранятся в Эрмитаже6, а изделия кургана7 (бляшки с изображением орлов, горного козла, рыбы и бляшки сегментовидной формы с пунсонным орнаментом) выставленывоткрытом фонде ЦГМРК.

В2003 г. археологической экспедицией КазНУ им. Аль-Фараби под руководством А.Т. Толеубаева был раскопан «царский курган» могильника Чиликты 2 (VII – начало VI вв. до. н.э.). В погребении было обнаружено свыше 4000 золотых украшений. Привлекают внимание высокохудожественные изделия, выполненные в скифо-сибир- ском «зверином» стиле – бляшка в виде архара, фигурки орлов, медведей (скифской пантеры), двух голов горных козлов с птицей в сере-

257

дине и бляшки в форме геральдически совмещенных двух голов оленей. Золото Чиликты представляет раннее искусство саков и поражает богатством фантазии, яркостью и тонким художественным вкусом. Можно предположить, что обнаруженные в кургане украшения служили декором одежды или погребального покрывала.

Культура усуней представлена в фондах материалами Илийской археологической экспедиции 1954 г. (рук. К.А. Акишев)7.

На обширной территории Южного Казахстана в период с IV в. до н.э. до VI в. н.э. существовало государство Кангюй – одно из крупных государств Востока8. Культуру кангюев Южного Казахстана представляет вещевой комплекс из раскопок могильников и поселений долины р. Арысь IV в. до н.э. – IV в. н.э., полученных археологической экспедицией Шымкентского педагогического института в 1964–1991 гг. (рук. – сначала Н.П. Подушкин, а затем А.Н. Подушкин). В коллекцию входят оригинальная керамика с характерным набором форм и декора, мелкая пластика, украшения, предметы вооружения, конского снаряжения и культа, уникальные артефакты (палеографический материал) и многое другое9.

С 1958 г. ведутся раскопки столицы апасиаков – Чирик-Рабада. В 2004–2005 гг. экспедицией Ж.К. Курманкулова был раскопан и исследован объект 1 комплекса Чирик-Рабад. Общая датировка памятников чирикрабадской культуры укладывается в пределах IV–II вв. до н.э. Весь вещевой инвентарь, полученный из погребений, теперь составляет археологическую коллекцию музея. Здесь найдены золотые украшения: бляшки различных форм, в том числев виде петушка, пронизки. Особую ценность представляет сарматский меч (I–III вв. н.э.) с ромбовидным клинком, круглой в сечении деревянной рукоятью, обернутой кожей, брусковиднымперекрестиемиворонкообразнымнавершием.

Уникальным артефактом городища Чирик-Рабад является палеографический материал – надпись, сделанная на керамической фляге. На плоском боку, ближе к горловине, прочерчены «Н»-образный знак и парфяно-арамейская надпись: Тирибурз («Возвышенный благодаря божеству Тир» – перевод из личного письма В.А. Лившица к А.К. Акишеву).

Эпоха раннего железа Северного региона Казахстана может быть восстановлена по курганным погребениям. Материалы кургана Карасай II (VII–V вв. до н.э.), раскопанного в 2000 г. В.Ф. Зайбертом, представлены в музейной коллекции предметами вооружения и конского снаряжения.

258

О материальной культуре древних кочевников Казахстанского Алтая можно судить по предметам из ограды 23 могильника Тар-Асу Катонкарагайского р-на Восточно-Казахстанской обл. Инвентарь памятника оказался необычайно ярким – бронзовые колчанные крюки, дисковидное зеркало, нож в колчанном футляре, золотые серьги с навесками усеченно-конической формы, украшенными ложной зернью, золотые пуговицы с петлей на обороте; бирюзовые и пастовые бусы, золотая фигура кошачьего хищника10.

В целом фонд археологии Центрального государственного музея РК дает объективную картину кочевой и оседло-земледельческой культуры населения Казахстана VIII в. до н.э. – V в. н.э. и является ценным источником для дальнейшего изучения истории страны.

____________________

1Кастанье И.А. Отчет о раскопках двух курганов в Уральском уезде летом 1911 года // Труды Оренбургской Ученой Архивной Комиссии. Орен-

бург, 1913. Вып. 29. С. 72–83.

2ЦГМ РК. Ф. О. 5. Д. 166. С. 12. Л. 2-46.

3Максимова А.Г. Предметы эпохи ранних кочевников в Центральном музее Казахстана (г. Алма-Ата) // ТИИАЭ. Алма-Ата, 1956. Т. 1. С. 253–261.

4Бернштам А.Н. Памятники старины Таласской долины: историкоархеологический очерк. Алма-Ата, 1941. С. 14–17.

5Черников С.С. Отчет о работах Восточно-Казахстанской экспедиции 1948 г. // Известия АН Каз ССР. Серия археологическая. 1951. Вып. 3. С. 64–65.

6Черников С.С. Загадка золотого кургана. Москва, 1965. С. 186–187.

7Акишев К.А. Отчет о работе Илийской археологической экспедиции 1954 года // ТИИАЭ. АН Каз ССР. Алма-Ата, 1956. Т. 1: Археология. С. 5– 32; Акишев К.А. Саки Семиречья // Труды Института истории, археологии и этнографии АН Каз ССР. Алма-Ата, 1959. Т. 7: Археология. С. 204–214; Акишев К.А., Кушаев Г.А. Древняя культура саков и усуней долины реки Или. Алма-Ата, 1963. С. 291–292; Кушаев Г.А. Два типа курганных погребений правобережья реки Или (по материалам Илийской экспедиции 1954 года) // ТИИАЭ АН Каз ССР. 1956. Т. 1. С. 209.

8Байпаков К.М., Подушкин А.Н. Памятники земледельческо-скотовод- ческой культуры Южного Казахстана (I тыс. н.э.). Алма-Ата, 1989. С. 5.

9ПодушкинА.Н. АрысскаякультураЮжногоКазахстана. Туркестан, 2000.

10Самашев З.С., Франфкорт А.П., Ермолаева А.С., Жумабекова Г.С.,

Гий Э., Сунгатай С., Жетибаев Ж.М., Омаров Г.К. Исследование культуры древних кочевников казахстанского Алтая. С. 174–175 // Проблемы изучения и сохранения исторического наследия (материалы международной археологической конференции). Казахский Государственный национальный университет им. Аль-Фараби. Алматы, 1998. С. 174–175.

259

А.В. Смелякова

Россия, Омск, государственный университет им. Ф.М. Достоевского

КУЛЬТУРА КАЗАХОВ В ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ КОЛЛЕКЦИЯХ ТЮМЕНСКИХ МУЗЕЕВ

Значительная часть культурного наследия различных народов сосредоточена в музейных этнографических коллекциях. Их изучение и сохранение являются одними из важных направлений современного этнографического музееведения.

ВЗападной Сибири проживает свыше 137 тыс. казахов1. Многочисленные казахские диаспоры сложились в Омской, Тюменской, Новосибирской, Томской обл. и на Алтае. Большой пласт информации о казахском народе зафиксирован в музейных предметах. В последнее время эта часть наследия все более востребована учеными-музеоло- гами, этнографами, историками, культурологами, искусствоведами, дизайнерами. Изучение предметов материальной и духовной культуры казахов является актуальным также для воспитания толерантности в многонациональном российском государстве. Многие регионы России соседствуют с РК, многовековые исторические, культурные, семейнобытовые связи русского и казахского населения делают востребованными любые знания межэтнического взаимодействия, которые невозможны без изучения этнической культуры. На этом фоне остаются недостаточно введенными в научный оборот сведения о казахских этнографических коллекциях ряда музеев Западной Сибири.

Врамках данной работы поставлена цель – дать общую характеристику казахских этнографических коллекций, представленных в собраниях тюменских музеев. В качестве источников нами были задействованы непосредственно сами предметы, хранящиеся в фондах музеев, музейная документация, материалы системы КАМИС и пр.

Тюменская обл. занимает второе место по численности казахов среди регионов Западной Сибири. Основной массив казахского населения сосредотачивается на юге Тюменской обл. Нами были предприняты экспедиции по этой территории, в результате которых выявлены казахские этнографические коллекции в ряде городских, районных и сельских музеев.

Самая большая по численности этнографическая коллекция по культуре и быту казахов хранится в Тюменском областном краевед-

©А.В. Смелякова, 2010

260