Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Shaub_I_Yu_Mif_kult_ritual_v_Severnom_Prichernomorye_VII-IV_vv_do_n_e

.pdf
Скачиваний:
10
Добавлен:
04.05.2022
Размер:
22.56 Mб
Скачать

V

Серия «Историческая библиотека»

INSTITUT OF THE HISTORY OF MATERIAL CULTUR

OF THE RUSSIAN ACADEMY OF SCIENCES

M YTH, CULT, RITUAL

IN THE NORTH PONTIC AREA

(7th_4th centuries B.C.)

b y

Ig o r Y u . S ch a u b

St. Petersburg State University Faculty of Philology

St. Petersburg University Press

2007

ИНСТИТУТ ИСТОРИИ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

И. Ю . Ш а у б

МИФ, КУЛЬТ, РИТУАЛ

ВСЕВЕРНОМ ПРИЧЕРНОМ ОРЬЕ (V II-IV вв. до н. э.)

Издательство Санкт-Петербургского университета Филологический факультет

Санкт-Петербургского государственного университета 2007

«АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

ББК 63.3(0)32+86.31 Ш28

От в е т с т в е н н ы й редактор: д-р ист. наук Ю. А. Виноградов.

Ре ц е н з е нт ы:

д-р ист. наук В. А. Горончаровский, д-р ист. наук К. К. Марченко.

Шауб И. Ю.

Ш28 Миф, культ, ритуал в Северном Причерноморье (VII—IV вв. до н. э.). — СПб.: Издательство С.-Петерб. ун-та; Филологический факультет СПбГУ, 2007. — 484 с. — (Историческая библиотека)

ISBN 978-5-288-04497-7 (Изд-во С.-Петерб. ун-та)

ISBN 978-5-846-50728-9 (Филол. ф-т СПбГУ)

Монография посвящена сложным и малоизученным вопросам религиозной жизни варварского, греческого и греко-варварского населения Скифии и государств Северного Причерноморья (Ольвии, Херсонеса и Боспора). Это первое всеобъ­ емлющее комплексное исследование по данной теме, в котором собраны обшир­ ные археологические материалы и свидетельства письменных источников, обоб­ щенные на основе многочисленных данных сравнительного религиоведения, мифологии, этнографии, психологии и лингвистики. Особое внимание автор уделяет проблеме греко-варварских контактов в религиозной сфере, полагая, что многие особенности верований и культов обитателей греческих колоний Север­ ного Причерноморья обусловлены влиянием варварского окружения.

Монография снабжена большим количеством иллюстраций, среди которых наряду с хрестоматийными публикуются и малоизвестные памятники, а также архивные материалы. Книга может быть полезна не только для специалистовантиковедов и религиоведов, но также для всех интересующихся духовной куль­ турой античного мира.

Schaub I. Yu.

Myth, Cult, Ritual In the North Pontic Area (7th—4th centuries В C.). — St. Petersburg: St. Petersburg University Press; St. Petersburg State Uni­ versity Faculty of Philology, 2007. — 484 p. — (Historical library)

The book is devoted to complicated aspects and problems of religious life of barbarian, Greek and Graeco-barbarian population of Scythia and North Pontic states (Olbia, Chersonesus and Bosporus). Being the first comprehensive study on this subject, the book contains extensive archaeological material and evidence from written sources. The analysis of the material is based on numerous data from comparative studies of religion, mythology, ethnology, psychology and linguistics.

Attention is focused on the problem of Graeco-barbarian contacts in the religious sphere. Many particular features of religious beliefs and cults of the population of Greek colonies in North Pontic area were caused by the influence of barbarian environment.

 

ББК 63.3(0)32+86 31

 

© И. Ю. Шауб, 2007

ISBN 978-5-288-04497-7

© Филологический факультет СПбГУ, 2007

ISBN 978-5-846-50728-9

© С. В. Лебединский, оформление, 2007

V

От автора

Данная книга является итогом многолетних размышлений над различными вопросами религиозной жизни обитателей Северного Причерноморья античной эпохи.

Подводя этот итог, автор не стремился создать энциклопедию религиозной жизни греков и варваров, обитавших в Северном При­ черноморье даже на том временном отрезке, которым он сознатель­ но ограничил свое исследование, понимая, что решение подобной задачи едва ли осуществимо в настоящее время по целому ряду разнообразных причин. Прежде всего, это незначительное количе­ ство письменных и фрагментарное состояние археологических ис­ точников, а также весьма далекий от совершенства характер их публикации (многие ценнейшие культовые памятники вообще не опубликованы и недоступны).

До недавнего времени сложная проблематика религиозной жизни населения Северного Причерноморья античной эпохи не привлекала к себе должного внимания исследователей. Однако за последние годы интерес к ней значительно возрос. Появился целый ряд исследований, в том числе и монографических, в которых нашли отражение раз­ личные аспекты данной темы. Несмотря на эту отрадную тенденцию, приходится констатировать, что в подавляющем большинстве таких работ (написанных преимущественно украинскими исследователями) игнорируется важнейший, по нашему мнению, вопрос, относящий­ ся к культурно-исторической проблематике античного Северного Причерноморья, — вопрос о греко-варварских взаимодействиях в религиозной сфере. Во многом поэтому основное внимание в книге сосредоточено на сложнейшем аспекте этой проблемы, а именно — на местных влияниях на верования и культы колонистов.

Предлагая свое исследование достаточно подготовленному чи­ тателю, автор стремился избегать как общих мест, которые, к сожа­ лению, характерны для работ на рассматриваемую тему, так и из­ лишнего теоретизирования, стараясь оставаться сугубо в рамках

5

Шауб И. Ю. Миф, культ, ритуал в Северном Причерноморье

осмысления того или иного памятника или свидетельства в общем контексте рассматриваемой проблематики.

При этом автор часто вспоминал мудрые слова своего учителя Ю. В. Андреева: «Даже самый объективный историк остается чело­ веком, которому “ничто человеческое не чуждо”. Его субъективность выдает себя уже в самом отборе фактов, которые он учитывает или, наоборот, не учитывает в своем повествовании. Ведь учесть все практически невозможно. Настоящий историк не пытается скрыть свои симпатии и антипатии и не откладывает их в сторону, когда берется за перо. Он стремится только к тому, чтобы как можно луч­ ше их обосновать».

Автор считает своим приятным долгом поблагодарить свою жену, Н. В. Шауб, и своего ученика, В. В. Андерсена, за неоценимую по­ мощь в технической работе над рукописью данной книги, а также ее строгого, но доброжелательного редактора Ю. А. Виноградова.

Особая признательность — Д. А. Ивашенцову, ученому и поэту, сопредседателю-координатору Международной ассоциации «Русская Культура», за финансовую помощь в издании этой книги.

V

Введение

Трудно переоценить значение Северного Причерноморья в исто­ рии античного мира. Греки-колонисты (преимущественно из Ионии) принесли на берега Понта огонь эллинского духа и, как могли, под­ держивали его горение. В то же время им приходилось не только приспосабливаться к гораздо более суровым, чем в Средиземноморье, условиям существования в новой экологической среде, но и сообра­ зовываться с той демографической ситуацией, в которой они оказа­ лись. Поскольку отличительной чертой эллинской психологии была чрезвычайная пластичность (см., например: Андреев, 1998), все эти новые факторы должны были оказывать весьма существенное влия­ ние не только на быт, но и на менталитет греков.

Если бы греки не были столь любознательны и открыты для «чу­ жого», то исследование существования их колоний в Северном При­ черноморье ограничилось бы проблематикой сохранения эллинства на периферии ойкумены, что, несомненно, само по себе важно и интересно. Однако тем фактором, который определяет значимость Северного Причерноморья в истории античного мира, является на­ личие у греческих колоний разноплеменного варварского окружения, с которым им волей-неволей приходилось вступать в контакты на самых разных уровнях на протяжении всего своего существования1. «Политическая ситуация, экономическое положение, культурный облик, более того — само существование городов Северного Понта во многом зависели от характера этих контактов» (Марченко, 1988, с. 3; ср.: Греки и варвары, 2005, с. 7).

Мы ограничиваем свое исследование временными рамками VII—IV вв.2 (т. е. «скифским периодом»), поскольку именно на рубе­ же IV—III вв. началось крушение «Великой Скифии»3, что не могло

1О проблеме греко-варварских контактов в Северном Причерноморье см.: Греки и варвары, 2005.

2 Все особо не отмеченные даты относятся к периоду до н. э. 3См., например: Греки и варвары, 2005, с. 40 сл.

7

Шауб И. Ю. Миф, культ, ритуал в Северном Причерноморье

не отразиться решающим образом не только на взаимоотношениях греков и варваров, но и на культурных процессах внутри греческих колоний4.

При рассмотрении проблемы греко-варварских взаимовлияний в Северном Причерноморье одним из наиболее сложных, интересных

испорных ее аспектов является вопрос о контактах греков и варваров

всфере религии.

Поскольку религия, как известно, являлась существеннейшим фактором формирования и развития духовной культуры древних обществ, исследование различных религиозных форм и аспектов имеет важное теоретическое и практическое значение. Особенно актуальным изучение проблематики, относящейся к религиозной жизни как греческого, так и местного населения Северного Причер­ номорья, становится не только в связи с тем, что отсутствуют обоб­ щающие труды по этой многоплановой теме, но и вследствие весьма неудовлетворительного состояния исследования отдельных ее ас­ пектов. Сказанное прежде всего относится к доэллинистическому периоду, а также к вопросам варварских влияний на религию грековколонистов. Знаменательно, что в коллективной монографии, посвя­ щенной различным аспектам греко-варварских контактов в Северном Причерноморье, где признается возможность «сложных и органич­ ных форм греко-варварского синтеза... в сфере культовой практики и религиозного сознания» (Греки и варвары, 2005, с. 414), не нашлось места даже для краткого рассмотрения данного вопроса.

Если скифская мифология, несмотря на фрагментарный характер наших сведений о ней, получила блестящую разработку в трудах Д. С. Раевского (Раевский, 1977; Раевский, 1985 и др.), то эти же труды, на наш взгляд, способствовали затемнению проблематики скифской религии. Московский исследователь утверждает, что «ре­ конструированная скифская мифологическая модель мира, представ­ ляющая частный случай общеарийской модели, заставляет катего­ рически отказаться от оценки скифской религии как имеющей “примитивный характер”, как “только еще подошедшей... к созданию небесной иерархии”» (Артамонов, с. 61, 83) и от утверждения, что «скифскому пантеону не удалось сложиться в развитую иерархию

4 Само собой разумеется, что кардинальные изменения в Восточном Средиземномо­ рье и на Ближнем Востоке, произошедшие после походов Александра Великого, суще­ ственно повлияли на культуру не только этих областей, но и северной ойкумены. Так, уже в начале III в. в Северное Причерноморье проникают египетские культы (Нимфей: см.: Грач, 1984; 1987; Херсонес: см.: Виноградов, Золотарев, 2000).

8

Введение

\

функционально разграниченных божеств» (Ельницкйй, 1960, с. 51). Подобные оценки представляются неверными хотя бы в свете того факта, что скифы принадлежали к индоиранскому миру, который уже на общеарийском этапе создал развитую мифологическую сис­ тему» (Раевский, 1977, с. 123).

Однако это категорическое утверждение представляется столь же категорически сомнительным, поскольку развитой мифологической системе весьма часто соответствует самая примитивная религия. Так, к примеру, было не только у индейцев бассейна реки Амазонки (см.: Reichel-Dolmatoff, 1970), но и у родственных скифам древних персов, которые, несмотря на свою достаточно развитую мифологию, по сло­ вам Геродота, «вовсе не считали богов человекоподобными существа­ ми» и первоначально поклонялись небу, светилам, огню, воде, ветрам, впоследствии заимствовав от арабов и ассирийцев культ Урании, ко­ торую назвали Митрой (Hdt. I, 131; см. также: Benveniste, 1929).

Что касается влияния античной культуры (в том числе и религии) на негреческое население Северного Причерноморья5, то это факт, и сравнительно неплохо изученный и никем не оспариваемый (спо­ рят исследователи лишь о степени этого влияния; см., например: Блаватский, 1964)6. Несравненно более сложной задачей является вычленение местных элементов в религии населения северопричер­ номорских городов. Если для М. И. Ростовцева здесь, как и во мно­ гих других аспектах археологии Сев. Причерноморья, наметившего пути исследования, ярко выраженная тенденция этих элементов облекаться в эллинские формы была несомненным и естественным фактом (правда, часто постигаемым только на уровне интуиции), то многие современные археологи и историки либо вообще (например, Мещеряков, 1979; Курбатов, 1983; Сазанов, 1986), либо для доримского времени склонны исключать данную проблему из рассмотре­ ния (например: Русяева, 1992, с. 249 сл.; ср.: Русяева, 2005, с. 5-6). Очень показательным для данной тенденции является высказывание В. М. Зубаря (Зубарь, 2005, с. 10): «...В Херсонесе классического и эллинистического периода речь может идти только об отправлении культов божеств, которые получили распространение в античном мире, а вывод о каком-либо влиянии варварских религиозных пред­ ставлений на сакральную жизнь греков-херсонеситов должен быть

воздействие античной культуры на варваров ярче всего проявилось в сфере искус­ ства.

6 О трудности определения степени античного воздействия на религию варваров см.:

Хазанов, Шкурко, 1978; Раевский, 1978; 1980.

9

Соседние файлы в предмете История стран Ближнего Востока