Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ritorica.doc
Скачиваний:
252
Добавлен:
06.02.2015
Размер:
2.11 Mб
Скачать

70. Аллюзия

Аллюзия — это намек, понятный не всем, а обычно лишь близким друзьям и единомышленникам говорящего, она устанав­ливает связь между общающимися. Вот пример из жизни: верну­лась из Польши хорошая знакомая О.Г., рассказывает интерес­ные вещи, в частности говорит, что там книги «стоят бешеные деньги». Я тихонечко поправляю: «бешеные деньги». Дело в том, что поляки делают ударение на предпоследнем слоге: моя знако­мая О. Г. сразу уловила, что я немного знаю польский язык, как и она, это нас сближает; а другие так и не поняли, почему мы обменялись улыбками. Аллюзия всегда окрашена положительны­ми эмоциями, юмором, а иногда и легкой иронией.

Второй пример — из «Евгения Онегина»:

Онегин, добрый мой приятель,

Родился на брегах Невы (перифраз. — М.Л.),

Где, может быть, родились вы

Или блистали, мой читатель;

Там некогда гулял и я:

Но вреден север для меня.

(А.С.Пушкин)

Здесь слова вреден север — иронический намек на ссылку Пуш­кина, о которой знали в то время не все, а лишь сравнительно узкий круг его друзей и почитателей.

Аллюзия может быть и неумышленной, она как пароль, изве­стный лишь двоим. В романе В. Каверина «Два капитана» восьми­летний Саня читал письма из сумки утонувшего почтальона; не­которые запомнились. Как позже выяснилось, одно из писем было от полярного исследователя — капитана Татаринова, вскоре по­гибшего, его жене Марии...

Прошли годы, и судьба свела Саню с Марией Татариновой, уже совсем в других краях; помня фамилию капитана, он читает по памяти письмо, но Мария, вся в слезах ему не верит. Напрягая память, Саня припоминает, что письмо было подписано: Твой Монготимо Ястребиный Коготь. И тут Мария его поправляет: Не Монготимо, а Монтигомо Ястребиный Коготь. Так я его называла. Напомню, что в рассказе А. П. Чехова «Мальчики» это гордое ин­дейское имя носил один из них. Трудно представить себе что-либо сильнее этого образа, этой аллюзии.

Еще пример из жизни: Петя и Маша завзятые театралы, они увлекаются Шекспиром. В разговорах с многочисленными друзья­ми Коля цитирует монолог Гамлета: Что ему Гекуба, чтоб так страдать из-за нее? Откликнулась только Маша: Тень страсти.-Никто из друзей, не читавших «Гамлета», ничего не понял, но Маша и Петя все поняли.

202

; 83. I. Найдите и прочитайте ту сцену из «Гамлета», откуда взяты эти слова.

И. Объясните, в какой ситуации Коля мог процитировать слова о Ге­кубе.

III. Составьте сами сценарий ситуации подобного типа.

71. Метафора

Это один из главных, самых употребительных тропов. Теорию метафоры разрабатывали: в XX в. — Б. В. Томашевский, М. М. Бах­тин, Н. Д. Арутюнова. По-видимому, в природе человека заложе­на метафорическая способность, что подтверждается примерами из речи детей-дошкольников: Солнышко спать пошло (солнце пер­сонифицировано); Собака загорает на солнышке; метафорами в пословицах, поговорках: Отвяжись, худая жизнь; Беда не за гора­ми; Худое — охапками, хорошее — щепотью (В. И.Даль). И в обы­денной речи на каждом шагу застывшие метафоры: ручей поет; песни звенят; круглый год, закат пылает и др.

Метафоры разнообразны и по структурам сочетания слов, и по степени развернутости, новизны, оригинальности, необычности, аллегоричности, символичности.

Возможна градация метафоричности от почти прямолинейного сравнения до развернутой аллегории, притчи, гротеска, карнаваль-ности (в поэтике и тем более в риторике допускается нарушение языковых границ и переход к артистизму, игре, лицедейству).

Возрастание метафоричности — это тенденция развития лите­ратуры. Однако в речи масс народа в XX в. наблюдался обратный процесс: сравните речь Платона Каратаева, крестьян из «Записок охотника» И. С. Тургенева с речью современных деревенских жи­телей. Еще более теряет метафоричность речь (даже повседневная, бытовая) современной деловой интеллигенции, становясь сред­ством передачи голой информации.

В метафоре слова, сочетания, отрезки текста сближаются с ре­алиями по сходству, в ее основе лежит аналогия. Метафориче­ским слово, оборот речи становятся в иносказании, символично­сти, образе. И хотя в истоках метафоры — сравнение, оно не пря­молинейно, а завуалировано: сравниваемый предмет существен­но отдален, не всегда легко опознается. Вот пример сложного спле­тения метафор:

Кто тебя создал, о Рим? Гений народной свободы!

Если бы смертный, навек выю под игом склонив, В сердце своем потушил вечный огонь Прометея,

Если бы в мире везде дух человеческий пал, — Здесь возопили бы древнего Рима священные камни:

«Смертный, бессмертен твой дух: равен богам человек!»

(Д.С.Мережковский)

203

Здесь метафоры: создатель Рима гений народной свободы; поко­рился — выю (шею) под игом склонил; крайняя степень протеста — возопили бы древнего Рима священные камни; человек велик силой своего духа равен богам; общий смысл: только свободный чело­век становится равным богам.

Такая сложная метафоризация текста была бы смешна в быто­вой речи (вспомним обращение Гаева в «Вишневом саде» к шка­фу: ...Многоуважаемый шкап! — эффект явно комический): с од­ной стороны, она усложняет восприятие текста, но с другой — создает высокий настрой души читателя, слушателя и мощное, монументальное звучание текста.

И все же Мережковский явно рассчитывал на своего адресата, мыслящего категориями античной классики. В этом смысле нам ближе Пушкин; вот отрывок из «Бориса Годунова» — монолога монаха-летописца Пимена:

На старости я сызнова живу, Минувшее проходит предо мною -Давно ль оно неслось, событий полно, Волнуяся, как море-окиян. Теперь оно безмолвно и спокойно.

Здесь метафоричен образ минувшего, причем две метафоры образуют антитезу: прошлое неслось, событий полно, волнуяся, как море-окиян (это сравнение тоже метафорично) и оно безмолвно и спокойно.

Диапазон метафоричности широк: и в поэзии, и в бытовой речи — россыпи легко понимаемых метафор, которые и оживля­ют речь, и делают иносказание привычным, обогащают культуру речи говорящего: дыхание осени, свет знания, дорога жизни и мно­гое другое. От частого употребления сочетания становятся при­вычными и приводят:

а) к возникновению многозначности слов — дверная ручка;

б) к образованию фразеологических единиц — рука судьбы;

в) к образованию речевого штампа, или стандарта: проходит красной нитью.

84. В стихах и прозе найдите не менее десяти тропов, расположите их по степени метафоричности (высокая точность здесь невозможна). Как образовались эти метафоры, на основе каких сходств?

Попытайтесь построить собственный текст с двумя метафорами (воз­можно, и с другими тропами). Используйте такую модель анализа:

Замысел, смысл —> сравнение, перенос смысла —> образ.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]