Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ritorica.doc
Скачиваний:
252
Добавлен:
06.02.2015
Размер:
2.11 Mб
Скачать

Глава 9. Неориторика

39. Новые науки о речи

XIX в. ознаменовался расцветом лингвистических учений (А. X. Востоков, И. И. Срезневский, Ф. Ф. Фортунатов, И. А. Бо-дуэн де Куртенэ и др.), речь стала выделяться как обьект самосто­ятельных исследований лишь к концу века, в трудах А. А. Потебни, Ф. де Соссюра, Л. В. Щербы — уже в начале XX в. Основы теории речи заложил де Соссюр, он показал ее отличие от языка как знаковой системы. Л. В. Щерба представлял себе язык в трех аспек­тах: в речевой деятельности, языковой системе и языковом мате­риале, т. е. в совокупности всех текстов — устных и письменных.

В ключе речи как деятельности работали не только лингви­сты, но и психологи — Ж. Пиаже, В. Штерн, Л. С. Выготский, Н.И.Жинкин, А.Р. Лурия.

И в традиционных отраслях языкознания усилился речевой фаК' тор: получили развитие функциональная стилистика, функцио-

108

сальная грамматика, возникли социолингвистика, теория билинг­визма; было разработано понятие речевого развития личности, появились труды по развитию детской речи; возникли теории ком­муникации (говорящий — слушающий) и массовой коммуника­ции (пресса, радио, телевидение).

В 1953 г. в Блюммингтоне собрались ученые, исследовавшие речь на стыке психологии и лингвистики: так родилась психолинг­вистика (труды Ч. Э. Осгуда, Дж. А. Миллера, Н. Хомского (Чам-ски Н.); в России — А. А. Леонтьева, И. А. Зимней, Ю. А. Сороки­на, И. Н. Горелова и др.).

А. А. Леонтьев так определяет предмет психолингвистики: «Со­отношение личности со структурой и функциями речевой дея­тельности, с одной стороны, и языком как главной "образую­щей" образа мира человека, — с другой» (Леонтьев А. А. Осно­вы психолингвистики. — М., 1997. — С. 19). Он называет следую­щие зоны применения теории и практики психолингвистики:

моделирование речевой деятельности человека, его языковой способности, внутренней речи, кодовых переходов;

теоретическое осмысление не готового текста (это делает линг­вистика), а процессов порождения речи (текста), обучения язы­кам;

проблемы речевого воздействия на человека в потоке жизни, в массовой коммуникации;

конструи зых кодовых систем, понимание механиз-

мов говорен зания, чтения—письма; ввод в компьютер

информаци! м коде; механизмы билингвизма и пр.

Психоли! е делает каких-либо принципиальных раз-

личий межд .тора, писателя и бытовым общением лю-

дей в семье, л .Неориторика— это уже не только

теория ораторства: цель неориторики определяется как поиск оп­тимальных форм, вариантов, алгоритмов общения в современных условиях, в самых разнообразных ситуациях. Само общение пони­мается в широком смысле: не только обмен информацией, диа­лог, но и все возможные ситуации вербальных и невербальных контактов, включая эмоциональный, использование разных ко­дов — знаковых систем, включая внутренние, мыслительные, коды. Текст понимается как дискурс — речь в потоке жизни с учетом окружения, событий, прошлых и ожидаемых, кодов телодвиже­ний и пр.

Секреты красноречия предназначаются не для избранных и Усваиваются всеми, что предполагает, однако, не снижение вер-хней планки, а поднятие нижней. При таком понимании речевой Компетентности (не только коммуникативной) психолингвисти­ка и другие науки о речи вкупе создают минимум сведений, обяза­тельных для образовательных систем. Теория речепорождения, ре-Чевосприятия, понимания, структура общения приравнивается к

109

теории языка, грамматике. Подобно тому как грамматика лежит в основе культуры и литературной нормы языка, науки о речи ока­зываются гарантами полноценной речи и формирования речевой способности личности.

Психолингвистика пересекается с теорией коммуника­ции, которая в чем-то уже, а в чем-то шире. В контактах, в обще­нии реализуется коммуникативная потребность людей в обмене информацией: каждое высказывание рассматривается как акт речи, подчиненный цели вне этого акта, в жизненной ситуации.

Говорящее лицо, или отправитель речевых сигналов, — это коммуникатор, а лицо, принимающее сигнал, — перципиент.

Сущность коммуникации состоит во взаимном понимании, пе­редаче фактов, обобщенных знаний, идей, побуждений и пр. Это разговор, объяснение, полемика, выработка решения, любые кон­такты, связь между народами, поколениями — связь времен, ди­алог культур.

Обычно коммуникация носит двусторонний характер, реже — многосторонний (в полилоге). Но в современном мире огромного размаха достигла так называемая массовая коммуникация (МК), которая носит односторонний характер: это дорожные зна­ки, вывески, объявления, реклама, масс-медиа, теле- и радио­передачи. Все перечисленное не имеет конкретного адресата, оно обращено к бесчисленному количеству адресатов с расчетом на то, что информация дойдет до массы людей и произведет свое действие.

В МК ярко выражены социальные функции общения: она со­ставляет одно из основных условий существования и развития со­временного общества. С этой точки зрения речь (любая) может измеряться по шкале своей социальной значимости: от бытового общения двоих через многочисленные варианты общения — учеб­ного, профессионального, делового, политического до массовых форм, МК с применением мощных возможностей техники. Таких средств не знал мир, в котором зарождалась классическая рито­рика.

В рекламе, наиболее полно использующей эти возможности и искусства — музыку, живопись, игру актеров, человек перестает играть активную роль равноправного участника диалога, в резуль­тате многократного повторения рекламных клипов срабатывает механизм непроизвольного запоминания, и человек, утратив со­противляемость, поступает так, как ему внушают.

Информационный поток массового воздействия имеет опреде­ленную идеологическую направленность, он поражает своих по­требителей богатством красок, силой изображаемых страстей, щед­ростью затрат, потрясающими сенсациями. МК используется в меж­партийной борьбе, предвыборных кампаниях, дискуссиях, рефе­рендумах.

ПО

Формы обратной связи при МК — звонки на телестудию, пись­ма в редакцию и тому подобные средства — не могут оказать серь­езного воздействия на позиции МК.

В развитых странах (США, Японии, Великобритании и пр.) созданы НИИ, изучающие эффективность МК, моделирующие образ типичного слушателя и зрителя, ранжирующие средства МК по силе их воздействия. Выясняется, как средства МК формируют общественное мнение в стране, какое сплетение искусств облада­ет наибольшей эффективностью. Для этой цели используется схе­ма Лассвелла: кто сообщает? кому? что? посредством какого кана­ла? с каким эффектом? Схема напоминает топы античной рито­рики.

Опыт МК обогащает риторику: во-первых, в использовании тех­нических средств, современных видов искусств; во-вторых, в ис­пользовании смежных наук: лингвистики — для изучения «языко­вого вкуса эпохи», психологии — для проникновения в лаборато­рию формирования ценностных ориентации у человека, социоло­гии — для изучения динамики общественного мнения. Даже мате­матика привлекается: математическая статистика, теория вероят­ности, корреляция, математическое моделирование, информати­ка и программирование. МК стала сегодня неотъемлемой частью быта людей: это прекрасно, так как и телевизор, и журналы, и газеты суть порождения разума. Но опасно сокращение сферы са­мовыражения, внутреннего и внешнего диалога, живого обще­ния, в общем — деятельностного начала в человеке, которое все­гда расширяла риторика.

Психология речи изучает ее виды: внешнюю в двух кодо­вых вариантах — устную и письменную, и внутреннюю — на раз­ных ступенях глубины, с разными степенями вербальности; ситу­ационную и мотивационную основу общения, включая речевое; структуру мышления; проблемы языка и сознания, речи и мыш­ления, работу памяти, столь важные в порождении речевых вы­сказываний и в аудировании, и многое другое.

По всеобщему признанию, особенно значима проблема речи и мышления. Риторика, особенно в изложении Аристотеля, прида­вала большое значение мысленной основе речи: богатству мысли, ее структуре, доказательности и обоснованности, весомости, ак­туальности. На последующих этапах истории риторики центр вни­мания перемещался в сторону языкового выражения мысли, вплоть До сведения функций риторики до культуры речи, до соблюдения ее языковой нормы (см.: Пешков И. В. Введение в риторику Поступка. — М., 1998. — С. Ill и далее).

Действительно, овладение языком — его лексикой, граммати­кой, стилистикой, произносительной сферой создает внутренний °браз мироздания людей и каждого человека, а также предпосыл­ки для структурирования мысли, развития интеллекта, усложне-

111

ния когнитивной деятельности: «Речь — это канал развития ин­теллекта» (Н. И.Жинкин).

В речи мы формулируем мысль, обеспечивая кодовый переход на акустический или графический коды, включая, таким обра­зом, главный критерий проверки качества мысли — ее понимание другими людьми.

Языковое оформление мысли способствует четкости самой мыс­ ли: формулируя ее, мы ее в то же время формируем (С. Л. Рубин­ штейн). Стройные, веками отшлифованные языковые структуры, накладываясь на аморфную мысль, дисциплинируют ее; многие известные ученые, писатели (А. Пуанкаре, В. Глушков, Э. По) от­ мечали, что, пытаясь донести до читателя, слушателя свою мысль, они проясняли ее и для самих себя, а иногда обнаруживали ошибки собственного мышления. ^

Внутренняя, мысленная, речь без цели ее озвучивания — это размышления, как бы диалог с самим собой, с разной степенью структурной оформленности составляет внутренний, духовный, мир человека. Природа предусмотрела возможность сохранить тайну мысли: есть надежда, что науке не удастся нарушить эту тайну. Согласно одной из гипотез, мыслительные коды, в основном, индивидуальны и вербализуются в знаках конкретного языка лишь в последние моменты перед произнесением. Эта вербализация мо­жет происходить на любом из языков, которыми субъект владеет. Возможность мыслить на неродном языке, кстати, есть критерий полного билингвизма (так называемого координационного в про­тивоположность субординационному).

Во второй половине XX в. возникла теория языковой личности (Ю. Н. Караулов и др.). Понятие «языковая личность» (ЯЛ) восходит к психологическому определению индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности. С точки зрения современной риторики, ЯЛ характеризуется следующими призна­ками:

а) полнотой владения родным языком, родной речью во всем ее разнообразии;

б) владением неродными языками в соединении с языковой и коммуникативной компетенцией;

в) личностными интересами, способностями и умениями в со­ циальной жизни, в частности профессиональными (учитель, ад­ вокат, политик, ученый-лингвист, переводчик, военный и пр.);

г) творческими данными: поэт, актер, импровизатор и т. п.

Несомненно, что каждый человек обладает указанными свой­ствами (и другими, не указанными здесь) в разной степени и в разных сочетаниях. Если он, в добавление к сказанному, обладает нравственно-волевыми качествами, богатыми знаниями, активно­стью и пр., то о нем говорят: это личность. Понятие ЯЛ хорошо вписывается в образ носителя риторических знаний и умений,

112

но термин ЯЛ пока используется лишь в исследованиях по данной тематике.

Примерно в это же время сформировалась и лингводидак-х и к а как фундаментальная часть теории обучения родному и не­родным языкам в массовой школе. В ее проблематику входят: опи­сание языка изучаемого, родного и неродного в целях обучения ему; сравнительная типология родного и изучаемого языков; изу­чение процессов овладения языками в детском возрасте и позже, процессов речевого развития человека, трудностей, встречающихся на этом пути; разработка принципов и методов обучения речи устной и письменной в вариантах говорения, аудирования, пись­ма и чтения и пр. Все это, несомненно, имеет прямое отношение к овладению риторическим мастерством.

Развитие наук о речи актуализировало понятие и термин язы­ковая способность (ЯС) человека (А. А. Леонтьев, А. М. Шахнаро-вич). Сама идея восходит к трудам Л. В. Щербы. В американской психолингвистике ЯС понимается как биологически заложенная и развивающаяся способность ребенка; в России предпочтение отдается социальным факторам, но признается физиологическая основа этого феномена. Развитие ЯС обусловлено влиянием рече­вой среды, восприятием ребенком речи окружающих людей, соб­ственными попытками речи, постепенным усвоением правил язы­ка в соответствии с его уровнями и формированием языкового чутья, интуиции.

Одно из самых перспективных направлений — теория ре­чевых актов. Она будет рассмотрена подробнее.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]