Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Старые ответы на философию.doc
Скачиваний:
30
Добавлен:
15.09.2019
Размер:
2.02 Mб
Скачать

24. Гуманизм и утопия: е. Роттердамский, т.Мор, т. Компанелла.

Учение Т.Мора об идеальном государстве возникло в эпоху, когда противоречия буржуазных общественных отношений уже начинали сказываться, несмотря на сохранение основ феодализма, но вопрос о правильном устройстве общества еще не мог быть тогда решен в силу отсутствия капиталистического производства и порождаемого им промышленного пролетариата.

Томас Мор(1479-1555) – один из основоположников утопического социализма. «Книжка поистине золотая и равно полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве гос-ва и острове Утопия».{Утопия – досл.: место, кот. нет}, о путешествии в неведомую страну Утопию. Написано в форме диалога в кот. принимаются и отвергаются официальные политические мировоззрения. В первой части работы дается критика английского общественного устройства. Во второй представляются устройство и жизнь на вымышленном острове Утопия. На Утопии общественная собственность (впервые последовательно изложил идею обобществления производства, связав с ней идеи коммунистической организации труда и распределения), высокоорганизованное производство, целесообразное руководство, гарантирующее справедливое распределение богатства. Все люди должны иметь право и обязаны работать (6 часов в день, остальное время отдают науке и искусству). Осн хозяйственная ячейка идеального свободного государства семья, производство основано на ремесле. Утопийцы живут в условиях демократического управления. Большое значение придается разностороннему развитию человека, соединению теоретического образования с трудом (зародыш социалист взглядов в области воспитания). Свои представления о новом об-ве он не считал фантазией, хотя осознавал возможные трудности их реализации. Полагал, что при помощи образованного правителя его идеи можно реализовать в ближайшее будущем. Переход мечтал осуществить мирным путем. Есть рабы.

Обращаясь к анализу этического аспекта "Утопии", нетрудно заметить, что главное в утопийской этике - это проблема счастья. Утопийцы полагали, что "для людей все счастье или же его важнейшая доля" заключается в удовольствии, наслаждении. Однако, согласно этике утопийцев, не во всяком наслаждении состоит счастье человека, но "только в честном и благородном", основанном на добродетели и устремлении в конечном итоге к "высшему благу", к которому "влечет нашу природу добродетель".

Другим критерием, которым руководствовались в своей этической философии граждане совершенного государства, была религия, постулирующая идею бессмертия души, ее божественного предназначения к счастью. Гуманность утопийской этики подкреплялась также верою в загробное воздаяние за добрые и дурные дела. Утопийцы были убеждены в том, что к добродетельной жизни, т. е. жизни "согласно с законами природы", люди предназначены самим богом. Однако важно другое: сама религия утопийцев проникнута духом рационализма и приобретает несколько утилитарный характер, поскольку она освещает лишь то, что отвечает интересам всего общества. Прославляющая разум и во всем апеллирующая к разуму (даже при решении религиозных проблем), религия Утопии не поднимает вопроса о личности бога, но признает его первопричиной мира.

Томмазо Кампанелла (1568-1639 ) (до пострижения в монахи – Джованни Доменико) – один из представителей раннего утопического коммунизма, выступал против схоластики, развивал идеи сенсуализма и деизма (учение, к-рое признает существование бога в качестве безличной первопричины мира, развивающегося затем по своим собственным законам). Преследовался инквизицией за свое свободомыслие. Отстаивает единство церковной и светской власти, провозглашает идею власти папы над всеми христианами. Выражает мысль о больших обществ-ных преобразованиях: ликвидация частной собств-ти и эксплуатации. В отличие от Мора полностью убеждён в возможности реализации переворота силой массового восстания. В тюрьме (пытался поднять восстание с целью освобождения Италии от испанского гнета) написал свою утопию «Город Солнца», в кот. отсутствует частная собственность, всеобщий труд гарантирует изобилие, но существует строгая регламентация быта. Ликвидацию частной собственности полагает возможной исходя из моральных установок христ-ва. Гос-ое устройство Солнечного города – идеализированная теократическая система, во главе кот. стоит жрец. Его помощники – Власть, Мудрость и Любовь – занимаются вопросами войны, мира, ремеслом, иск-вом, наукой… политическая, светская власть переплетается с церковной, духовной. Соляристы очень счастливые люди. Работают по 4 часа. Отношения основаны на принципах любви, альтруизма, взаимопомощи. Деньги не нужны. Основное зло общества из-за частной собственности. Пpогpесс - общественная собственность. Религия граждан сливается с фил-ией природы, задача состоит в их объединении. Религия жителей г. Солнца — это, по всей вероятности, религия самого Кампанеллы: деизм, религиозная метафизика, мистическое созерцание; всякие обряды и формы устранены. В теории много противоречий, но много и +: предсказывает огромную роль науки, говорит об образовании народа, о ликвидации войн, частной собст-ти., о справедливом и разумном правлении. Свой идеал обосновывал велением разума и законами природы.

Эразм Роттердамский Имя Эразма Роттердамского (ок.1469—1536 гг.) стало своего рода символом Эпохи Возрождения. В самом деле, человек выдающегося литературного таланта и огромнейшего трудолюбия, Эразм Роттердамский еще при жизни был назван "королем гуманистов", став как бы общеевропейским лидером гуманистического движения. Он создал стройную систему нового богословия, которое называл «философией Христа». В этой системе главное внимание сосредоточивается на человеке в его отношении к богу, на нравственных обязательствах человека перед богом; проблемы спекулятивного богословия (сотворение мира, первородный грех, троичность божества и др.) обходятся Эразмом Роттердамским как не имеющие жизненно важного значения и принципиально не разрешимые. Он стал главой течения в гуманизме, получившего название «христианский гуманизм». Эразм Роттердамский выступал против обмирщения церкви, культа реликвий, монашеского паразитизма и пустосвятства, бездуховной обрядности и потому был предтечей Реформации. Но не менее последователен был он и в неприятии фанатизма, жёсткого догматизма и особенно беспредельного унижения человека перед богом, характерного для лютеранства. Наиболее ярко философский дух концепции "христианского гуманизма" прочитывается в "Похвале глупости". Зачастую эту работу Эразма трактуют очень прямолинейно, находя в ней критику чуть ли не самой христианской веры. На самом деле, вся "Похвала глупости" проникнута только одним пафосом — пафосом осмеяния "безумия" мира сего во имя "немудрого Божиего". В принципе, главной идеей Эразма был призыв к очищению — гуманистический идеал человека воплотим в жизнь лишь тогда, когда сам человек в простоте и искренности веры максимально приблизится к образу Христа. Именно этот тезис лежал в основе критического отношения Эразма и к социально-политической действительности тогдашней Европы, и к нравственному состоянию людей, и к роли Церкви, которая, по мнению Эразма, слишком отдалилась от идеала первой, апостольской Церкви.

Для понимания представлений Эразма о сложности задач государственного управления, о высшем значении общего и путях его реализации, необходимо иметь в виду, что для Эразма разум, который должен лежать в основе руководства государством, неотделим от нравственного сознания.[40]

В своей работе «Воспитание Христианского Князя», Эразм, ссылаясь на Платона, утверждает, что воля граждан, не направляемая мудрой политикой правителя, может иметь отрицательные последствия для дела общего блага. Однако, с одной стороны Эразм рекомендует правителю руководствоваться принципом добровольного, а не принудительного послушания сограждан и заявляет, что там, где нет доброй воли, князь мало чего может добиться. В то же время он требует, чтобы «добрый князь» направлял волю сограждан, и решительно предостерегает от того, чтобы предоставлять законы человеческому произволу.[41]

Разумное управление, служащее залогом верного направления воли граждан, Эразм связывает с личностью правителя, которому он напоминает о требовании Платона быть философом. Необходимыми условиями правильного государственного управления Эразм считал не одни только личные качества правителя, но и такое объективное для него обстоятельство, как свободная воля граждан, которая в сочетании с разумом и мудростью правителя действует в направлении достижения общего блага.[42]

Идея государственной целесообразности не отвергалась Эразмом вообще, но понималась им как необходимость подчинения всех частностей общему началу, как необходимость, вытекающая из сложного характера государственного организма, в котором мудрая (т.е. разумная и в то же время проникнутая нравственным сознанием) направляющая деятельность правителя сочетается с доброй волей управляемых.

Утопизм политической концепции Эразма заключается в его вере в то, что сочетанием этих двух моментов в современном ему обществе может быть достигнута внутренняя гармония государственного организма.[43] Очевидно, что для Эразма речь шла о том, чтобы гуманистической политикой, законодательством, основанным на принципе человечности, предотвращался распад сложного и согласованного на основе свободной воли государственного организма; чтобы все его части признавали необходимость служения общим интересам государственного целого.[44]