Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
В. Бакштановский Этика профессии.doc
Скачиваний:
15
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
2.01 Mб
Скачать

Часть третья

ПРАКТИЧНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ КАК ЭТИКО-ПРИКЛАДНОГО ЗНАНИЯ

Вопрос о том, может ли и должно ли профессиона­ль­но-этическое знание дать рефлексирующему профессиона­лу и профессиональному сообществу нечто большее, чем квалификацию ситуации морального выбора как «бремени» и на этом «умыть руки», передав ответст­вен­ность за выбор всецело самой личности, для нас скорее рито­ри­ческий.

Разумеется, теоретизирующее профессионально-эти­ческое знание не может и не должно подменить собою нравственные искания личности или сообщества, их соб­ст­венные попытки различить добро и зло во всем многообразии их проявления в профессиональной деятельнос­ти, чтобы принимать достойные решения и жить в ладу с совестью.

В то же время, если профессионально-этическое зна­ние не хочет «умыть руки» в си­туации «вызова» со сторо­ны реальной нравственной жиз­ни профес­сии, то кро­ме соответствующего стремления ему необходима еще и определенная готовность, которая предполагает развитие таких способов связи теории с практикой, как этико-прикладные ис­следования, этическое проектирование, этическая экспертиза, этическое консультирование, про­фессионально-этическое просвещение и т.п.

При этом одна из особенностей практического приложения профессионально-этического знания – не только в том, что некий этик-теоретик покидает «башню из слоновой кости» и работает в сфере моральной практики, и даже не только в том, что он разрабатывает и применяет технологии практичности этического знания, но и в непосредственном сотрудничестве исследователей, работаю­щих в сфере этико-прикладного знания, и представителей той или иной профессии (что, собственно говоря, является одной из таких технологий).

Тезис о сотрудничестве – отнюдь не педагогическая хитрость. Попытка иниции­ровать творческое сотрудничество исследователей профессиональной морали и реаль­ных субъектов нравственной жизни опирается на методологию, обеспечивающую их диалог и уже потому не допуска­ю­щую ни своеобразного патернализма науки, ни иждивен­чества практики морали, – методологию гуманитарной экспертизы и консультирования148. Методологию, позволившую нам конкретизировать известную метафору «этика – практическая философия» в виде новой метафоры – «Лаборатория в храме свободы»149.

Методология гуманитарной экспертизы и консультиро­вания предполагает намеренное инициирование мораль­ной рефлексии самого профессионального сообще­ст­ва и конкретных профессионалов. В отличие от «чисто» социологического или «чис­то» мора­лиза­торского подходов, которые менее всего нуждаются в парт­нерских от­но­ше­ни­ях с «пред­метом» исследования, режим экспертно-консультативного опроса экспертов или се­ми­нара в режиме игрового моделирования помогают профессио­наль­ному сооб­ществу узнать себя в сис­те­ме «зеркал». (При этом «зеркало» можно было исполь­зо­вать дважды: ма­­териалы экспертного опроса становились одним из пре­д­­­метов обсуждения на семинарах – «экспер­тиза экспер­тизы».) А если и не узнать, то не отбро­сить «зер­­кало» на ма­нер того, как это сделала капризная сказоч­ная кра­са­вица-царица. И потому принять активное участие в мора­ль­ном нормотворчестве. В проектировании профессионально-этических институтов (например, конвенции, коде­к­са) и элементов инфраструктуры профессиональной этики (например, этического комитета), и в экспертизе профессионально-нравственных ситуаций, и в диалогически обе­спеченных ситуациях профессионально-этического просве­щения. И, разумеется, в ситуациях индивидуального мора­льного выбора.