Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Егоров-дисер.doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
23.09.2019
Размер:
2.22 Mб
Скачать

§ 3. Требования формализации сделок 3.1. Требования к форме сделок

1. Предоставленная субъектам права свобода установления содержания сделки обусловливает свободу способов изъявления ими воли. Это означает, что общим правилом должно стать опре­деление формы сделок их субъектами.

Вместе с тем нужно учитывать специфику способов изъявле­ния воли. Так, слова и конклюдентные действия представляют большие возможности для уяснения смысла сделок, что и пред-

34 Черепахин Б.Б. Волеобразование и волеизъявление юридического лица // Тру­ды по гражданскому праву. — М.: Статут, 2001. — С. 301. О волеобразовании и воле­изъявлении юридических лиц см. также: Толстой Ю.К. К разработке теории юридиче­ского лица // Проблемы современного гражданского права: Сб. ст. — М.: Городец, 2000. — С. 108-109; Он же. Содержание и гражданско-правовая защита права собст­венности в СССР. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1955. - С. 64-92.

# 3. Требования формализации сделок

205

определяет их широкое использование в качестве формы изъяв­ления воли. В то же время толкование такого указанного в зако­не способа изъявления воли, как молчание, крайне затрудни­тельно, в силу чего в качестве формы волеизъявления в сделке оно допустимо лишь в случаях, прямо предусмотренных зако­ном или соглашением сторон. Можно сказать, что молчание как форма волеизъявления в известной степени условно, что сделка, заключенная путем молчания, если рассматривать молчание как фикцию выражения воли вовне, — это квазисделка. С другой сто­роны, если молчание расценивать лишь как внешне наблюдаемую пассивность, то применение его как формы сделки в оговоренных законом случаях вполне допустимо. Поскольку молчание есть внешне наблюдаемая пассивность, постольку оно как форма сдел­ки не может рассматриваться в качестве разновидности конклю-дентных действий, хотя бы потому, что последние представляют собой внешне наблюдаемую активность субъекта35. Применитель­но к молчанию как к форме сделки, являющейся следствием внешнего пассивного выражения воли, вполне уместно утвержде­ние о том, что должны быть «точно установлены условия, при ко­торых молчание рассматривается в таком качестве. Например, сто­роны находятся в длительных отношениях продавца и покупателя и договариваются о том, что поставщик извещает покупателя о по­ставке очередной партии товара при условии, что в течение опре­деленного срока покупатель не сообщит об отказе от данной пар­тии товара. Молчание продавца в этом случае означает согласие на совершение сделки»36.

Возможность заключения сделок конклюдентными дейст­виями в законе сформулирована следующим образом: сделка, ко­торая может быть совершена устно, считается совершенной и в

35 Поэтому нельзя согласиться с мнением Н.В. Рабинович о том, что молчание есть разновидность конклюдентных действий (см.: Рабинович Н.В. Недействитель­ ность сделок и ее последствия. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. — С. 197).

36 Гражданский кодекс Российской Федерации / Отв. ред. Т.Е. Абова и др. — М.: БЕК, 1996. — Ч. I: Научно-практический комментарий. — С. 281. В.А. Белов справед­ ливо замечает, что подобные ситуации «свидетельствуют в пользу предположения о положительном юридическом значении молчания» (Белов В.А. Гражданское право: Общая часть: Учеб. — М.: ЮрИнфоР, 2002. — С. 227). При использовании молчания как формы договора необходимо, чтобы его цель «не была прикрыта молчанием, а вы­ ступала бы конкретно на первый план» (Вавин Н.Г., Вормс А.Э. Товарищества простое, полное и на вере. — М.: Право и жизнь, 1924. — С. 9).

206

Гл. 3. Действительность сделок как их режимная характеристика

том случае, когда из поведения лица явствует его воля совершить сделку. Данный текст п. 2 ст. 158 ГК РФ представляется неудач­ным, так как не отражает различия между словесной формой за­ключения сделок и конклюдентными действиями и не подчерки­вает самостоятельность последних как формы сделки. Поэтому этот пункт предлагается изложить следующим образом: «Сделка, для которой не требуется обязательная словесная форма, считает­ся совершенной и в том случае, когда из поведения лица явствует его воля совершить сделку».

Требования законодателя об определенной фиксации формы сделки являются исключениями из общего правила свободы вы­бора формы сделки. Нормы права о форме сделок должны быть сконструированы таким образом, чтобы эти требования законо­дателя не приобретали универсального характера.

Развитие общества не исключает использования иных форм или разновидностей известных форм сделок. Так, Гражданский кодекс РФ 1994 г. в ст. 160, 434 отражает новые технические сред­ства и способы связи, которые могут быть использованы при за­ключении договора в письменной форме. Известно, что сделка считается заключенной в письменной форме, если имеются пись­менные документы о волеизъявлении участников сделки на ее со­вершение. В ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 20.02.1995 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и за­щите информации»37 под документом понимается зафиксирован­ная на материальном носителе информация с реквизитами, по­зволяющими ее идентифицировать. Таким образом, документом указанный закон считает совокупность реквизитов. Примени­тельно к договору речь может идти о реквизитах, содержащих на­именование сторон, их адреса и платежные данные, дату и место заключения договора. По смыслу ст. 5 этого же закона данные (информация), полученные, хранимые, обрабатываемые и пере­даваемые с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем, могут признаваться в качестве документов, имеющих юридическую силу. Но для этого такой до­кумент должен быть оформлен с соблюдением норм, установлен­ных соответствующим стандартом. Итак, документ может су­ществовать как на бумажном носителе, так и на любом другом

37 СЗ РФ. - 1995. - № 8. - Ст. 609.

$ 3. Требования формализации сделок

207

(магнитном, оптическом), т.е. электронную форму заключения кредитных договоров, договоров купли-продажи можно рассмат­ривать в качестве письменной формы заключения договора38.

Представляется, что возможность применения иных форм сде­лок должна быть заложена нормативно. В свете сказанного ст. 158 ГК РФ «Форма сделок» может иметь следующее содержание:

«/. Форма сделок определяется их субъектами, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

  1. Сделки могут совершаться устно или в письменной форме (простой и нотариальной).

  2. Сделка, для которой не требуется обязательная словесная форма, считается совершенной и в том случае, когда из поведения лица явствует его воля совершить сделку (здесь и далее в текстах статей Гражданского кодекса РФ курсивом выделены предлагае­мые автором изменения действующих редакций. — Ю. Е.).

  3. Молчание признается выражением воли совершить сделку в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон».

Предписывая форму сделок и тем самым определяя обяза­тельные для субъектов правила поведения, законодатель не дол­жен искажать сути сделок, их дозволительного начала.

2. Конститутивная форма сделки устанавливается законода­телем в целях наиболее четкой фиксации факта заключения сде­лок, когда государство заинтересовано в обеспечении повышен­ного контроля за их совершением. В этой связи весьма актуально и сегодня суждение русского цивилиста Д.И. Мейера: «По суще­ству своему сделка направляется к изменению существующих юридических отношений; она касается, следовательно, прав гра­ждан, их гражданских интересов; но как вообще желательно, что­бы права граждан были определенными, так и по отношению к

38 Аналогичной позиции придерживаются Ю.В. Мальцев, А.Е. Шерстобитов, Е. Виноградова (см.: Мальцев Ю.В., Шерстобитов А.Е. Проблемы правового регулиро­вания электронного документооборота в банковской практике // Гражданско-правовое регулирование банковской деятельности. — М.: ЮрИнфоР, 1994. — С. 110-111; Виногра­дова Е. Правовое регулирование создания и использования электронной (безбумажной) документации, в том числе заверенной электронной цифровой подписью // Хоз-во и право. — 1994. — № 5. — С. 64, 67). Широкое распространение в 2000-2003 гг. получи­ла электронная форма расчетов при закупке угля, мазута, газа, осуществляемая госу­дарственными унитарными предприятиями, созданными администрацией Новоси­бирской области.

208

Гл. 3. Действительность сделок как их режимная характеристика

сделкам для юридического быта важно удостоверение в их суще­ствовании. Вот этого-то удостоверения в существовании сделки юридический быт достигает посредством установления постоян­ной обязательной формы: форма служит как бы рамкой для очер­тания права, так что с первого взгляда видно, определено ли в данном случае право или нет. Тем не менее, однако же, большей частью обязательные формы устанавливаются законодательст­вом, а у нас даже исключительно законом, потому что если по обычаю и установились у нас постоянные формы для некоторых сделок, например, по обычаю письменные духовные завещания начинаются словами: "Во имя Отца и Сына и Святого Духа", — то соблюдение обычных форм не обязательно, хотя и редко чело­век, знакомый с обычной формой сделки, при совершении ее по­зволит себе отступить от обычая»39.

Анализ действующего законодательства позволяет выделить следующие разновидности несоблюдения конститутивной фор­мы сделки.

Первая разновидность— несоблюдение письменной формы, в соответствии с законом влекущее за собой недействительность сделки. Причем нормы, определяющие общий правовой режим сделок, указывают на данное обстоятельство, не детализируя его. Так, в п. 2 ст. 162 ГК РФ говорится, что в случаях, прямо указан­ных в законе или в соглашении сторон, несоблюдение простой письменной формы сделки влечет ее недействительность. По сути, речь идет о ничтожности сделки, так как несоблюдение в данном случае простой письменной формы законодателем рассматривает­ся как обстоятельство, противоречащее требованиям закона, а сле­довательно, публичному интересу. Поэтому в п. 2 ст. 162 ГК РФ слово «недействительность» надлежит заменить на «ничтожность». Законодатель устанавливает недействительность соглашений об обеспечении исполнения обязательств при несоблюдении пись­менной формы договора о залоге (ст. 339 ГК РФ), соглашения о неустойке (ст. 331 ГК РФ), договора поручительства (ст. 362 ГК РФ). Под страхом недействительности закон требует заключения в письменной форме договоров продажи недвижимости (ст. 550 ГК РФ); продажи предприятия (ст. 560 ГК РФ); дарения, содержаще-

39 Мейер Д.И. Русское гражданское право: В 2 ч. — М.: Статут, 1997. — 4. 1. — С. 183.