Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Егоров-дисер.doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
23.09.2019
Размер:
2.22 Mб
Скачать

§ 3. Поднормативная природа сделок 167

законодателем. Независимо от воли участников общественных от­ношений достижение обусловленного законом результата с необ­ходимостью вызовет те правовые последствия, которые преду­смотрены для данной разновидности юридических фактов. Эти юридические факты, выполняя роль оснований возникновения, изменения или прекращения гражданских прав и обязанностей, представляют собой итог известного прогностического упорядоче­ния общественных отношений. Сказанное свидетельствует о том, что рассмотренные юридические факты опосредуют нормативное регулирование общественных отношений, средствами которого выступают нормы права и возникающие на их основе право­отношения.

Применяемые в гражданском праве административные акты, как и сделки, служат средствами индивидуального регулирова­ния. Специфика административного акта состоит в том, что он, будучи основанием возникновения либо изменения, либо пре­кращения гражданского правоотношения, исходит от компетент­ного органа, который, как правило, не становится непосредст­венным участником данного правоотношения. Следовательно, отличие административного акта от других юридических фактов состоит в том, что регулирующая модель для будущих участников гражданского правоотношения создается компетентным орга­ном, полномочия которого на совершение указанных действий определены законодателем. «И сделка, и административный акт представляют собой правомерное волеизъявление, направленное на установление, изменение или прекращение правоотношения. Однако административный акт, содержащий волю органа госу­дарственного управления, выражает начала властвования и обя­зательного выполнения этой воли. Сделка же есть выражение воли ее участников, действующих как равноправные субъекты гражданского права. Кроме того, сделка непосредственно уста­навливает, изменяет или прекращает гражданское правоотноше­ние, а административный акт устанавливает административное правоотношение между органом, его издавшим, и адресатом: именно на основе акта будет установлено, изменено, прекращено гражданское правоотношение»144. Административный акт обла­дает функцией индивидуального и локального поднормативного

Хейфец Ф.С. Недействительность... — С. 16.

168

Гл. 2. Статическо-динамическая структура и понятие сделок

регулирования145, и эта его роль существенна для права, но прин­ципиальное отличие его регулирующей функции от аналогичной функции сделки состоит в том, что регулирующая функция адми­нистративного акта осуществляется наделенным властными пол­номочиями субъектом права.

Таким образом, механизм индивидуального регулирования общественных отношений административным актом отличен от механизма сделок и механизма индивидуального регулирования общественных отношений судебным решением, предполагаю­щим публичное властное решение по упорядочению отношений.

11. Специфика регулирующей функции сделок в отличие от других индивидуальных (административный акт, судебное реше­ние) и нормативных (событие, юридический поступок, неправо­мерные действия, опосредуемые гражданским правом, нормы права, правоотношения) регуляторов общественных отношений позволяет определить место сделок в механизме регулирования.

Традиционно в цивилистике к решению этого вопроса подхо­дят с позиции юридических фактов. Понимание места юридиче­ских фактов в механизме правового регулирования — дискуссион­ная тема. Ряд исследователей считали юридический факт лишь не­обходимой предпосылкой правового отношения146. С.С. Алексеев полагал, что «юридическим фактам не соответствует особая ста­дия в процессе правового регулирования. Они выполняют лишь служебную роль, обеспечивая переход от одной стадии (регла­ментирования общественных отношений) к другой стадии (пра­воотношения). Поэтому правообразующие факты не создают та­кого же самостоятельного звена в механизме правового регулиро­вания, как нормы права и правоотношения»147. Что касается правопрекращающих фактов, Алексеев считал, что последние «принадлежат к заключительному звену механизма правового ре­гулирования. Правопрекращающие факты — это по большей час-

145 Об индивидуальном регулировании административным актом см.: Илларионо­ ва Т.И. Поднормативное регулирование имущественных отношений в гражданском праве // Проблемы обязательственного права. — Свердловск, 1989. — С. 4-14.

146 Александров Н.Г. Право и законность... — С. 188 и след.; Гревцов Ю.И. Пробле­ мы теории правового отношения. — Л., 1981. — С. 73.

147 Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом госу­ дарстве. - М., 1966. - С. 152-153.

# 3. Поднормативная природа сделок

169

ти акты реализации субъективных юридических прав и обязанно­стей. В механизме правового регулирования они играют само­стоятельную роль»148.

Н.И. Матузов, Б.Н. Мезрин, Ю.К. Толстой, В.Б. Исаков, Г.Я. Стоякин и др. являются приверженцами самостоятельной ро­ли юридических фактов в механизме правового регулирования149. Так, Стоякин указывал, что «для определения места юридическо­го факта (юридического состава) в системе правового регулиро­вания нужно, очевидно, выяснить, оказывает ли юридический факт непосредственное воздействие на процесс регулирования или только сопутствует ему»150. Достаточными доказательствами он считал аргументы Исакова, который писал, что «"каждый шаг" правового регулирования связан с движением фактической основы, с появлением новых юридических фактов и фактических составов. В свою очередь возникновение фактов открывает воз­можность для следующего "шага" правового регулирования и т.д.» Следовательно, юридические факты — «"активное ядро" в системе общественных отношений»151.

Считая справедливой позицию ученых о самостоятельной роли юридических фактов, отметим, что традиционное толкова­ние этого вопроса применительно к сделке носит односторонний характер. Место сделки в механизме гражданско-правового регу­лирования предопределено ее функциональной сутью, состоя­щей в регулятивном воздействии на общественные отношения. Самостоятельность сделки как юридического факта в традицион­ном понимании выступает одним из проявлений ее регулирую­щей функции в механизме гражданско-правового регулирования

148 Алексеев С.С. Механизм.... — С. 152. См. также: Алексеев С.С. Односторонние сделки... — С. 54-68.

149 Матузов Н.И. Личность. Права. Демократия. — Саратов, 1972. — С. 60; Мез­ рин Б.Н. Санкции в структуре гражданского правоотношения // Гражданские право­ отношения и их структурные особенности. — Свердловск, 1975. — С. 38; Тол­ стой Ю.К. К теории правоотношения. — Л., 1959. — С. 5-7; Исаков В.Б. Фактический состав... — С. 25; Он же. Юридические факты... — С. 56; Он же. Проблемы теории юридических фактов: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. — Свердловск, 1985. — С. 5; Стоякин Г.Я. Нормативная основа механизма регулирования общественных отноше­ ний // XXVII съезд КПСС... — С. 23 и след.

150 Стоякин Г.Я. Нормативная основа... — С. 23.

151 Исаков В.Б. Фактический состав... — С. 12.

170

Гл. 2. Статическо-динамическая структура и понятие сделок

как правового феномена, устанавливающего взаимообязательные правила поведения — индивидуальные нормы — при каузальном регламентировании общественных отношений. В этом единство функций сделки как правового и социального явления. То об­стоятельство, что сделка определяет взаимообязательные правила поведения, роднит ее с нормой права. В механизме граждан­ско-правового регулирования сделки выступают самостоятель­ным элементом, располагающимся между устанавливающими их правовой режим нормами права и правоотношениями. Больше они тяготеют к нормам права, но к ним не сводятся.

По регулирующей силе сделки стоят в одном ряду с нормами права, но не могут быть отнесены к нормативной основе отрасли, ибо, во-первых, порождаемые ими правила поведения хотя и обя­зательны для участников конкретных связей, но не являются об­щими для всех субъектов права; во-вторых, механизм формирова­ния сделками прав и обязанностей иной, чем у норм права, и, в-третьих, сами сделки становятся средствами индивидуального регулирования в силу признания этого факта в нормах отрасли.

Сделки выступают самостоятельным правовым явлением —• средством индивидуального поднормативного регулирования обще­ственных отношений, под которым понимаются осуществляемые в установленных законом пределах волевые действия субъектов граж­данского права по упорядочению своего поведения. В этом заключены их ценность и непосредственное воздействие на процесс граждан­ско-правового регулирования общественных отношений. Это то ес­тественное правовое состояние сделок, та ее правовая природа, ради которых законодатель, собственно, и придал сделке статус юридического факта.