Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
лекции рэп.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
18.08.2019
Размер:
760.32 Кб
Скачать

Тема 8. Регион как субъекты имущественных отношений

Вопросы к теме:

1. Понятие юридической ответственности.

2. Государство и публично-правовые образования как субъекты ответственности.

3. Законодательст­во об имущественной ответственности государства.

Нормативные акты

  1. Гражданский кодекс РФ. Часть первая от 30.11.94 (в ред. от 23.12.2003). Часть вторая от 26.01.96 (в ред. от 23.12.2003).

  1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.98 (в ред. от 23.12.2003).

  1. ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 № 127-ФЗ.

  2. Постановление Правительства РФ "О порядке исполнения Мини­стерством финансов РФ судебных актов по искам к казне РФ на возме­щение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти либо должностных лиц органов государ­ственной власти" от 09.09.2002 № 666.

Литература: 1 – 4 из УМК

1. Понятие юридической ответственности.

Различают несколько видов и элементов ответственности — политиче­скую и юридическую, личную и коллективную, моральную и материаль­ную и т. д.

Под политической ответственностью государственной власти в на­стоящей работе понимается ответственность органов государственной власти и должностных лиц перед народом, населением соответствующей территории "за несоответствие их деятельности мандату доверия", выра­жающееся в их неспособности вырабатывать и осуществлять политику, принимать и осуществлять решения с максимальной пользой для блага людей.

Санкцией политической ответственности выборных должностных лиц органов государственной власти перед населением является выражение недоверия этим должностным лицам при проведении выборов и рефе­рендумов, если, последнее предусмотрено действующим федеральным законодательством или законодательством субъектов РФ.

Среди ученых-юристов, изучающих проблему юридической ответственности, нет единства мнений в понимании юридической ответственности. Их условно можно разделить на сторонников понимания этого термина в широком смысле, так называемой "двухаспектной" ответственности, включающей в себя как "негативную", так и "позитивную" ответственность, и сторонников понимания юридической ответственности в узком смысле, предусматривающей только "негативную" ответственность.

По мнению первых, юридическая ответственность в широком смысле слова представляет собой правоотношение между государством в лице его определенных органов и субъектами права, отвечающими перед об­ществом и государством за точную и добросовестную реализацию содер­жащихся в нормах права и обращенных к ним соответствующих требова­ний, предписаний и т. п.

Юридическая ответственность есть государственное принуждение к исполнению требований права, правоотношение, каждая из сторон кото­рого обязана отвечать за свои поступки перед другой стороной, государ­ством и обществом.

В узкой трактовке юридическая ответственность выражается в небла­гоприятных последствиях для лица, совершившего правонарушение.

Широкое понимание юридической ответственности предполагает вы­деление двух видов юридической ответственности: позитивной и нега­тивной.

Позитивная юридическая ответственность состоит в обязанности вы­полнять определенную деятельность, очерченную правом. Она характери­зуется активными элементами правосознания, проявляется и в других элементах правовой действительности — требованиях законности и, воз­можно, в особом качестве юридических обязанностей, — все же в первую очередь касается правосознания. Вполне основательно В.А. Тархов в ис­торическом плане видит источник "позитивной ответственности" в чувст­ве ответственности. С Появлением правового регулирования, пишет он, чувство ответственности, не утрачивая качества моральной категории, приобретает в то же время и правовой характер. Удельный вес, уровень и характер активных элементов в правосознании могут различаться. И хотя, по-видимому, правосознание, вовсе лишенное активных элементов, сущест­вовать не может, следует особо выделить те проявления господствующего правосознания в рамках данного общества, которые отличаются, гак сказать, повышенной активностью источника "юридической энергии" и потому настолько юридически значимы, что соответствующие формы правосоз­нания входят в качестве правовой идеологии непосредственно в правовую систему, в механизм правового регулирования.

Хотя ответственность в широком, позитивном смысле имеет прежде всего активный аспект — неуклонное, строгое, предельно инициативное осуществление социальных обязанностей, в том числе обязанностей, по­лучивших юридическое выражение, — и потому даже в юридическом об­лике относится к качественно иному, чем область правового принуждения, участнику правовой действительности (главным образом к правосозна­нию, законности), ее роднит с юридической ответственностью в строгом, традиционном понимании прежде всего го, что оба указанных явления тесно связаны с нравственно-психической характеристикой поведения людей.

Негативная юридическая ответственность наступает за невыполнение функций и нарушение законов.

Наиболее важная отличительная черта негативной юридической от­ветственности — это претерпевание санкций, носящих преимущественно штрафной характер.

Выступая за широкое понимание юридической ответственности, сле­дует согласиться с позицией М.А. Краснова о недопустимости "дробления целостной ткани единой категории ответственности на "виды", аспекты и т. п., с разделением ответственности на позитивную и негативную.

Функции юридической ответственности обусловлены ее социальной природой и юридическими особенностями. Прежде всего она является реакцией государства на правонарушение. В соответствии с этим главная функция правовой ответственности — штрафная. Она направлена на то, чтобы обеспечить предупреждение (превенцию) возможности совершения новых правонарушений. Применение мер государственно-принудительного воздействия к данному лицу "настраивает" его против новых правонаруше­ний (частная превенция). Возможность применения мер государственно-принудительного воздействия способствует также выработке у лиц с ан­тиобщественной психологией мотивов к соблюдению юридических норм (общая превенция).

Наряду со штрафной функцией правовая ответственность выполняет в ряде случаев еще одну функцию — правовосстановительную. Эта функ­ция не имеет общего значения. Она свойственна главным образом мерам воздействия в области имущественных отношений, прежде всего граж­данско-правовым санкциям. Большинство санкций гражданского права, имеющих характер мер ответственности, органически сочетает штрафную и правовосстановительную (компенсационную) функции. И в том, и в другом случае в механизм правового регулирования включаются новые элементы, призванные не только воздействовать на правонарушителя, но и обеспечить нарушенный интерес управомоченного.

Органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и их должностные лица, являясь носителями публичной власти, несут публичную ответственность перед народом, населением, конкретным гражданином, которые в соответствии с Конституцией РФ являются источником этой власти.

Публичную ответственность органов власти и должностных лиц следует рассматривать под углом зрения государственного устройства и безусловного исполнения возложенных на них прав и обязанностей.

Деятельность органов власти и их должностных лиц регулируется Конституцией РФ, федеральным законодательством, законодательством .субъектов РФ и иными правовыми актами.

Наряду с установлением полномочий, нрав и обязанностей органов власти и должностных лиц законодательством и иными нормативными правовыми актами устанавливается их ответственность за неисполнение этих полномочий, прав и обязанностей..

Введение категории публично-правовой ответственности в юридиче­скую науку наряду с устоявшимися (государственно-правовой, уголов­ной, административной, гражданско-правовой, материальной) обуслов­лено, по мнению И.А. Умновой, необходимостью систематизации форм и мер ответственности, применяемых в сфере организации и функцио­нирования (публичной) власти.

Категория "публично-правовая ответственность" шире понятия "госу­дарственно-правовая ответственность". По объекту и объективной сторо­не публично-правовая ответственность охватывает не только отношения, регулируемые конституционным (государственным) правом, но и адми­нистративным, финансовым, природоресурсным и иными отраслями права, связанными с регулированием компетенции законодательных и исполнительных органов государственной власти, их взаимоотношений с судебными и надзорными органами в процессе осуществления функций публичной власти.

Публично-правовая ответственность отличается от других видов от­ветственности тем, что в ней сочетаются моральные, политические и правовые меры ответственности, и субъекты ответственности несут ее перед основными источниками публичной власти — гражданином, наро­дом, населением.

Особый вид публично-правовой ответственности — ответственность федерации и ее субъектов как носителей публичной власти в федератив­ном государстве. Разграничивая между собой функции и полномочия государственной власти, федерация и ее субъекты в то же время пред­ставляют собой единое целое — государство. Поэтому смысл публичной ответственности в федеративных отношениях заключается в том, что она должна быть разделенной, обеспечивающей единую сквозную и сбалан­сированную ответственность РФ и. ее территорий перед гражданином, народом и населением за невыполнение возложенных функций, наруше­ние законов и нанесение вреда. Публичная ответственность федерации и ее субъектов как носителей государственной власти, урегулированная правом, становится публично-правовой ответственностью.

По основаниям ответственности меры публично-правовой ответственности, как правило, разделяют на две группы: меры ответственности зa нарушение законодательства (конституции, законов, иных нормативных правовых актов) и те, которые должны наступить зa ненадлежащее исполнение субъектом власти возложенных на него функции.

Однако нельзя игнорировать и моральную ответственность органов власти и их должностных лип, которые своими действиями дискредити­руют органы власти в глазах людей и общества в целом.