Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
из архива Аксельрода.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
07.05.2019
Размер:
1.86 Mб
Скачать

2. П. Б. Аксельрод  од. Кружку в Варшаве418

Цюрих, 19 мая 1893 г.

Дорогие товарищи!

Прежде всего, большое Вам спасибо за Ваше письмо  от меня и других членов группы «Освобождение Труда»  Плеханова и В. Ив. Засулич. Срок, к которому ответ наш должен быть доставлен, слишком короток, чтобы последний мог быть сообща составлен. Да это было бы и излишне. Мы так давно работаем вместе и так хорошо спелись друг с другом, что между нами не может быть и не бывает разногласия по существенным вопросам. Поэтому, каждый из нас в случае надобности имеет право говорить и действовать за всю группу и от ее имени, и на этот раз отвечаю Вам от имени всех нас.

Дорогие товарищи! Вопросы, затрагиваемые в Вашем письме, слишком сложны, чтобы их возможно было разобрать в письме, а в некоторых отношениях ответы на них слишком щекотливы, чтобы их можно было излагать с надлежащей подробностью печатно. Ваше письмо нас, поэтому, еще раз убеждает в крайней необходимости съезда заграницей из делегатов от действующих в России революционных кружков и членов нашей группы419. Но об этом после.

Мы вполне согласны с Вами в том, что интеллигенция далеко еще не выполнила той политической миссии; которая ей сама история повсюду навязала. Безусловно верно также и то, что наши рабочие еще страшно нуждаются в умственной помощи интеллигенции. Но в том-то и беда наша, что русские рабочие еще не настолько окрепли, чтобы быть в состоянии стоять и двигаться самостоятельно, а демократическая интеллигенция уже обуржуазивается и теряет революционные склонности. В этом  источник трагизма теперешнего положения сознательно-революционных представителей (единиц) русской интеллигенции, социал-демократов-революционеров ( к которым никак нельзя причислить доктринеров-самозванцев, резонирующих о «научном социализме»420.

 238 

Я не говорю, что оно безвыходно. Но оно страшно тяжело и требует от нас всех большого напряжения сил и, в особенности, чрезвычайно большого такта в наших действиях и поведении относительно других общественных элементов оппозиции.

Вы указываете на необходимость более подробного выяснения целого ряда вопросов, как на средство привлечения демократической интеллигенции к переходу на путь политической агитации среди рабочих. Нет сомнения, что перечисляемые Вами вопросы должны быть еще и еще разъясняемы с разных сторон и по разным поводам. Но мне кажется, товарищи, Вы преувеличиваете ожидаемые результаты этого средства. И преувеличиваете оттого, что видите главную причину революционной бездеятельности демократической интеллигенции в недостаточном выяснении ей программы и воззрений социал-демократов. На самом же деле, она потому-то так плохо понимает пропагандируемые уже десять лет группою «Освобождение Труда», учения и даже отвращается от них, что в силу своего социального положения и буржуазных (бессознательных) стремлений, не способна понять эти учения и инстинктивно не желает их понять. И никакие теоретические усилия с нашей стороны не поднимут массу интеллигенции пойти в среду народа для социал-демократической агитации и пропаганды.

Все это я говорю отнюдь не для того, чтобы доказать ненужность дальнейшего выяснения и развития наших воззрений на важнейшие стороны русской жизни и на ближайшие политические задачи, навязываемые ею революционной интеллигенции. Наоборот, оно очень нужно и крайне существенно для дальнейшего хода революционного движения в России. Но я полагаю, что главное значение нашей теоретической и публицистической пропаганды не столько в экстенсивном ее воздействии на массу интеллигенции, сколько в интенсивном влиянии ее на мысль и действия наиболее передовых единиц из этой интеллигенции. Вследствие отсталости русской жизни и та доля нашей демократии, которая пристает или готова пристать к знамени социальной демократии, в большинстве случаев крайне своеобразно и односторонне усваивает учения последней. Очень часто у нас под научно-революционным флагом «социал-демократии» проповедуется эклектический и сонливый лавризм421 70-х годов, способный только компрометировать наше знамя. А подчас социал-демократизм, преломляясь в головах нашей молодежи, окончательно теряет свой естественный вкус и цвет, превращаясь в санкцию для политического индефферентизма и бездеятельности. Вот против таких извращений учений научного социализма и должна систематически бороться наша пресса (социал-демократическая). Не полемически, конечно, так как пока еще в нелегальной литературе не выступали самозванцы с фальсификацией воззрений социал-демократии. Впрочем, Вы по «Задачам соц[иалистов]»422 Плеханова можете отчасти судить, о какого рода противодействии псевдосоциалистическим тенденциям я говорю.

Вообще, наше социал-демократическое движение находится еще в таком зачаточном состоянии, и трудности к вполне рациональному применению основных выводов научного социализма у нас так велики, что нам еще не мало мытарств

 239 

придется перенести, прежде чем оно примет тактику революционную и в то же время вполне соответствующую современным требованиям русской жизни. Расширение издательской деятельности группы «Освобождение Труда» могло бы сильно ускорить процесс выработки этой тактики, но только под одним условием: при тесной, непосредственной связи между нами и Вами, дорогие товарищи, другими словами, под условием превращения группы «Освобождение Труда» в официальных литературных представителей действующей в России социал-демократической организации. Только тогда наши издания будут оказывать должное действие на умы, когда они будут служить в буквальном смысле слова органом и орудием организованного штаба революционеров, действующих на родине и не только в общем солидарных с воззрениями группы «Освобождение Труда», но и вполне сговорившихся с нею по всем тактическим вопросам. Место и время не позволяют мне дольше остановиться на этом пункте.

Как же нам сговориться? Мне не зачем объяснять Вам и доказывать, что нам теперь невозможно ехать на родину. Остается, стало быть, один выход: приехать сюда конспиративным способом одному, а еще лучше двум или трем делегатам от Вас. Я считаю такой съезд в настоящее время важнее даже издания двух-трех брошюр. Пора положить конец нашей изолированности друг от друга. Наше взаимное положение можно сравнить с положением двух частей военного отряда, из которых одна очутилась на вершине горы, а другая  осталась в долине, преследуемая окружающими ее со всех сторон неприятелями. Первая обозревает всю долину, она видит все движения врага и, в силу своей безопасности, спокойно может обсуждать планы нападения на него. Часть же отряда, находящаяся в долине, лишена этих выгод, но зато она вблизи замечает такие подробности, которых не видят ее друзья с вершины горы. Чтобы составить вполне рациональный план действия и организовать совместную самооборону, обеим частям отряда необходимо было бы сговориться и установить мелсду собою правильную связь. А между тем, они еле знают о планах и положении друг друга. Предоставляю Вам самим дальше провести эту параллель. И если Вы находите ее соответствующей действительности, то должны согласиться со мной, что интересы нашего движения настоятельно требуют, чтобы нашей взаимной изолированности был положен конец. (Вот один из множества фактов, ярко иллюстрирующих его. О таком знаменательном явлении, как празднование 1-го мая у Вас423, Вы нам в прошлом году (а в этом?) ничего не сообщили, а речи, произнесенные рабочими, посланы были в Цюрих частному лицу, какому-то Грозовскому (Иогихесу)424, показавшему их мне на улице,  по своей доброй воле. А между тем, ведь такие манифестации только тогда и производят настоящее действие, когда о них своевременно узнают внутри и вне страны. Редакция «Пшесвита»425 получает из Варшавы правильно всякие сведения и даже полномочия на представительство на интернациональных конгрессах. От наших рабочих кружков еще ни разу даже адреса с выражением солидарности не послано было ни интернациональным конгрессам, ни национальным (напр., германским или австр[ийским]), хотя это очень легко было сделать при посредстве Группы426.). Чтобы достигнуть этого, проще всего было бы Вам послать кого-нибудь в два-три центра (Питер и т. д.), чтобы, во-первых, подвести итог наличным силам

 240 

русской социал-демократии, а, во-вторых, сговориться с другими кружками, как относительно времени и вопросов для обсуждения на заграничном съезде, так и делегатов для него. Результаты его совещаний нужно будет обнародовать, частью  поскольку они будут касаться щекотливых сторон тактики и организации, гектографировать в небольшом числе экземпляров для обращения в тесном кругу ближайших товарищей. От имени этого же съезда или созданной им организации можно будет издать предлагаемое Вами воззвание к молодежи в пользу рабочей литературы. За безопасность делегатов мы ручаемся  конечно, в том случае, если они не вздумают сами жить в Цюрихе и знакомиться с разными членами русской колонии.

Я не могу и не считаю целесообразным в письме наметить все вопросы, которые следовало бы обсудить и решить на съезде. Скажу только еще одно. Если революционные элементы нашей интеллигенции еще жизнеспособны, то съезд и установление формальной связи между группой и их социал-демократическими представителями послужат несомненным толчком рабочему движению в России и очень скоро принесут осязательные плоды. Разумеется, осуществление моего проекта связано с большими трудностями и требует, вероятно, нескольких месяцев подготовительной работы. Сделаем же пока первый шаг в этом направлении  установим регулярные сношения между собою. Воспользуйтесь первой оказией, чтобы сообщить нам хорошие адреса и конспиративные способы переписки. Затем, вот Вам пара вопросов и просьб. На днях выйдет вторым изданием моя брошюра «Задачи рабочей интеллигенции» с предисловием в виде «Письма к социалистам-рабочим»427. Следующую брошюру я хотел бы посвятить теме: «Как и чего добились английские рабочие?»428. Я в ней хотел представить очерк борьбы английских рабочих тайными, нелегальными путями за право коалиции. Эта фаза особенно поучительна для наших рабочих в настоящее время. Как Вы об этом думаете? Далее, мы собирались издать «Историю Общества Земли и Воли»429 Плеханова. Может быть, Вы предпочтете потратить присланные Вами 258 фр. и дальше собирать деньги именно на издание этого труда.

А теперь просьбы. Вы знаете, что в начале августа в Цюрихе состоится интернациональный конгресс430. До сих пор парижские и оберштрасские431 студенты и эксстуденты фигурировали сами или в лице своих представителей на интернациональных конгрессах. Из России собственно только польские рабочие имели там своих представителей (в лице заграничной литературной группы). Пора, однако, показать нашим европейским друзьям, что и русские, как и еврейско-русские рабочие  уже не азиаты, что и они уже пробуждаются к сознательной политической жизни и готовы пристать к международной армии пролетариата. Что они, при теперешних условиях, не могут присылать на его конгрессы делегатов из России, это и европейцы прекрасно понимают. Поэтому, можно бы ограничиться адресом, в котором выражалась бы солидарность с интернациональной социал-демократией и кратко изложены были бы политическое положение и практические стремления передовой части русских рабочих (или еврейско-русских). На Вас, дорогие товарищи, и лежит обязанность устроить посылку такого адреса сюда.

 241 

И с просьбой об этом я и обращаюсь к Вам. Чтобы устранить всякие сомнения насчет подлинности адреса, Вы можете поручить группе «Освобождение Труда» представить его конгрессу. Она пользуется достаточною известностью, и большинство вождей рабочих партий знают лично нас. Адрес (или адреса, если от различных городов) может быть подписан (псевдонимом) или комитетом союза, председателем собрания (из стольких-то лиц) или просто именами известного числа лиц. В нем должно быть обозначено число отправки. Мы его здесь переведем, а оригинал покажем только нескольким, вполне испытанным и в конспиративном отношении, делегатам конгресса. Например, Бебелю, Либкнехту, Бернштейну, Вальдерсу432. В адресе должно, разумеется, указать, что433...

 242, 243 