Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
из архива Аксельрода.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
07.05.2019
Размер:
1.86 Mб
Скачать

14. А. Сицкий  п. Б. Аксельроду

[Ницца, 24 февраля 1893 г.]

Поверьте, я чуть не плакал, дорогой г. Аксельрод, когда возвращался с квартиры Эльсница. Сегодня 11 (23) февраля случайно днем мне удалось вырваться на берег и справиться в справочном бюро. А вчера вечером мне на почте только указали адрес местонахождения самого бюро, но бюро было заперто. Вечером по данному адресу я нашел квартиру Эльсница. Самого Эльсница не было, вышла жена и объявила на мой вопрос о ппсьме на мое имя, что так как там говорилось, что яхта уйдет 15-16 февраля, и муж ее не имел совершенно времени «ходить и разыскивать» (?!!) меня, то и отослал письмо обратно. Крайне обидно и больно было эту тираду слушать. Положим, я матрос и г. Эльсниц совсем не желает что-либо иметь с матросом, все-таки, как бы он ни был занят, я думаю, можно было найти средства легко, чтобы известить меня. 10-15 сант[имов] на марку почтовую и дело в шляпе. Я просто взбешен до слез и в тоже время в отчаянии. Да где же найти адресат верный и надежный?!! После прошлого года, что со мной случилось в прошлом году, теперь рисковать  это капитальная глупость. Если снова отчаянно получать прямо, непосредственно, то в результате придется познакомиться с синей командой. Возвращаюсь к Эльсницу. Сам Эльсниц, может быть, иначе высказался бы, т. е. более политично и не дал бы мне сразу понять что-либо заднее. Но из слов его жены я только и мог одно заключить: она как бы хотела просто сказать: «Что Вам нужно, или что Вы можете иметь с нами общего? И притом имейте в виду, что мы решительно не желаем Вас видеть, не то что иметь какое-н[ибудь] дело с Вами!» Я только извинился и вышел. Жена дальше ни о чем не распространялась, только объяснила, что письмо было получено и снова отправлено по вышесказанным причинам. Между тем, о яхте немедленно извещают в газетах, если она уходит куда-нибудь из порта. Да и русские все знают, стоит она или нет в порту, и знают даже, снимется она завтра или послезавтра, как было известно по словам самого. «Письмо отослано обратно»!!...

Да это хоть кого расстроит. Четвертый месяц заграницей, и я не могу как следует списаться с теми, кто мне дорог, не могу ничего получить. Представился маленький случай и снова неудача. Опять мрак беспросветный. Продолжай, значит, пресмыкаться в неведении, продолжай погружаться в вонючее болото и гнить! Нет, больше я к нему не пойду! Он житель противоположного по-

 197 

люса. Пойдем ли мы в Тулон в воскресенье, неизвестно наверное. Я во вчерашней записке375 передал Вам слова нашего командира боцману. Приготовлений мы не делаем никаких (впрочем до самого отхода и не нужно приготовляться). Да нет, я не могу переварить злополучной истории с письмом! Эх, доктор, доктор! Не могли Вы сообразить, может быть, это письмо было для меня, как лекарство, спасающее от смерти больного? Может быть, в письме были ответы крайне важные? Да что говорить и распинаться?!! Нет письма, и Эльсниц глух и нем для матроса. А кто его знает, может, он очень честный и благородный и не курит фимиам сильным и владыкам. Но мне от этого не легче, я все таки обижен и унижен им же.

Будьте здоровы, добрый многоуважаемый господин Аксельрод! Жму сердечно Вашу руку. Сегодня я чувствую себя как бы оплеванным. Простите! Не забывайте же меня, передавайте от меня пожелания сердечные г. Плеханову, В. Засулич и всем Вашим друзьям всего доброго и мое почтение им.

11 ч. ночи 11 (23) февраля. Арсений С и ц к и й.

P. S. Три часа просидел по возвращении и в кубричной болтовне старался развлечься и успокоиться. Удалось ли?!!

К этому препятствию присоединяются искусственным образом еще препятствия: в Тулоне, якобы, не в состоянии будут исправить салонных (попортившихся) наших больших зеркал. А посему предполагается привести Кузнецова к соглашению отправить яхту в марсельский док. Если мы на самом деле пойдем в Марсель, то у меня еще сохраняется то письмо Ваше к местному социалистическому органу печати, в котором Вы, г. Аксельрод, просили в прошлом году дать мне адрес для высылки Вами для меня книг. В этом случае я попытаюсь розыскать названную редакцию и представить это письмо. А впрочем предоставляю на Ваше усмотрение. «Может быть», Эльсниц согласился бы получить для меня и известить меня тремя-двумя словами. Притом, если предположить, что из дока мы двинулись бы далеко от Ниццы или Канн, то и в этом случае, по крайней мере, книги Ваши не затерялись бы, а возвратились назад. Но последнее весьма и весьма невероятно. А если допустить, что мы, паче чаяния, останемся в Марселе или Тулоне на капитальную ремонтировку и, значит, надолго, а потом по окончании ремонта двинемся в Россию, то и в этом случае, крайнем, я уже волей-неволей постарался бы разыскать адреса для высылки Эльсницем полученных последним книг. Последнее тоже невероятно. Яхта нужна Б. и составляет ее гордость и развлечение. Кроме того, при помощи яхты она постепенно лезет в круг князей и графов, исключая жен великих князей. Затем, должна состояться 13 или 14 марта нов[ого] ст[иля] гонка больших паровых яхт и парусных небольших яхт. Да и пасху Кузнецов и Б. пожелают и желают, вероятно, провести на яхте или с яхтой пред очами других и себя.

Четвертый месяц ничего из Ваших сочинений не читал или из переводов Ваших! Просто хоть волосы дери на голове!

 198 

Крепко, крепко жму Вашу добрую руку, дорогой господин Аксельрод! Как Ваше здоровье? Если узнаю завтра наверное порт назначения, то снова израсходую марку и извещу Вас, а в противном случае из места прибытия немедленно Вам.

11 ч. ночи 12 (23) фев. Арсений Сицкий.