Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
КПР.docx
Скачиваний:
22
Добавлен:
07.05.2019
Размер:
700.89 Кб
Скачать

Тема 12. Международная защита прав и свобод человека и гражданина

  1. Устав ООН и Международный билль о правах человека. Общая характеристика.

  2. Межгосударственные органы по защите прав и свобод человека. Европейский суд по правам человека.

  3. Межгосударственные и региональные конвенции по правам человека и полномочия утвержденных ими контрольных органов.

Литература

  1. Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной ассамблеей ООН 10.12.1948 // Международные соглашения и рекомендации ООН в об­ласти защиты прав человека и борьбы с преступностью. – М., 1989. – № 1.

  2. Декларация прав и свобод человека и гражданина: принята Верхов­ным Советом РСФСР 22.11.1991 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Съезда РСФСР. – 1991. – № 52. – Ст. 1865.

  3. О порядке обжалования в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан: Закон Российской Федерации от 27.04.1993 (в ред. от 14.12.1995) // СЗ РФ. – 1995. – № 51. – Ст. 4970.

  4. О защите прав человека и основных свобод: Конвенция от 04.11.1950 (вступила в силу 01.11.1998) // СЗ РФ. – 1998. – № 44. – Ст. 5400.

  5. Бирюков, М.М. «Конституция для Европы» и реформирование на ее основе Европейской Комиссии и судебной системы Европейского Союза / М.М. Бирюков // Журнал российского права. – 2005. – № 9. – С. 128.

  6. Горшкова, С.А. Обращения Европейского Суда по правам человека к нормам Международных конвенций / С.А. Горшкова // Журнал российского права. – 2004. – № 5. – С. 95.

  7. Карапетян, Л.М. Метаморфозы в решениях Европейского Суда по пра­вам человека / Л.М. Карапетян // Журнал российского права. – 2005. – № 7. – С. 107.

  8. Ковлер, А.И. Европейское право прав человека и Конституции России / А.И. Ковлер // Журнал российского права. – 2004. – № 1. – С. 49.

  9. Марченко, М.Н. Юридическая природа и характер решении Европей­ского Суда по правам человека // Государство и право. – 2006. – № 2. – С. 11.

  10. Шульц, О.Г. Место и роль института Верховного Комиссара ООН по правам человека в международном механизме защиты прав человека / О.Г. Шульц // Государство и право. – № 4. – 2005. – Ст. 99.

1. Устав оон и Международный билль о правах человека. Общая характеристика

Основным источником международного права защиты прав че­ловека являются конвенции или договоры.

Международный договор. Устав ООН рассматривается как основа сотрудни­чества государств в области защиты прав человека и имеет осново­полагающее значение. Он выступает в качестве «квазиконституции» современного международного сообщества. Устав ООН в силу особенностей правовой природы и характера не содержит конкретного каталога гарантированных человеку основных прав и свобод. Но, несмотря на это, он является первым в истории международных отношении многосторонним договором, который за­ложил основы мирового сотрудничества в поощрении и развитии ува­жения к правам и свободам человека (см. ст. 1, 13, 55 Устава ООН).

Устав ООН содержит ряд положений, связанных с правами че­ловека. Преамбула Устава ООН отражает решимость участвующих государств «утвердить веру в основные права человека, в достоинст­во и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин...». В ст. 1 Устава принцип уважения достоинства личности и защиты основных прав и свобод человека провозглашен наряду с такими задачами, как поддержание международного мира и безо­пасности, а также развитие дружественных отношений между на­циями в качестве основополагающей цели деятельности ООН. Важной задачей организации выступает сотрудничество государств в разрешении международных проблем экономического, социаль­ного, культурного и гуманитарного порядка (п. 3 ст. 1). Статья 55 Устава устанавливает, что ООН будет способствовать «всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех без различия расы, пола, языка и религии».

Согласно ст. 56 Устава члены ООН взяли на себя обязательство предпринимать «совместные и самостоятельные действия в сотруд­ничестве с Организацией» для достижения целей, установленных в ст. 55. ООН призвана быть центром для согласованных действий наций в осуществлении международного сотрудничества по правам человека (п. 4 ст. 1 Устава).

Этими положениями Устава ООН была заложена основа для развития принципа защиты прав и свобод человека, ставшего в на­ши дни одним из общепризнанных принципов международного права.

Устав ООН не ограничивается только тем, что указывает на ува­жение к правам человека как на цель, к которой должна стремиться ООН. Задача принятия эффективных совместных мер по содействию всеобщему соблюдению прав человека была дополнена в Уставе уточнением компетенции важнейших органов ООН в данной сфере. Этот документ заложил основы для вывода проблемы из исключи­тельно внутренней юрисдикции государств и создал предпосылки для создания эффективной международно-правовой системы защиты прав человека. Учитывалось, что конкретный перечень прав и свобод закреплен в конституциях и других законодательных актах стран-участниц Организации, и поэтому их реальное воплощение в жизнь должно проводиться путем осуществления соответствующих между­народных и внутригосударственных мероприятий.

Объем прав человека, их реальное содержание и гарантии осу­ществления определяются характером социально-экономического строя государства, следовательно, объем прав и свобод, предостав­ляемых личности, различен в странах-участницах ООН.

Всеобщая декларация прав человека. Устав ООН не содержит оп­ределения «прав человека и основных свобод», и в связи с этим возникла потребность в конкретизации общих положений Устава.

Первым в истории международных отношений документом, провозгласившим перечень прав и свобод человека, является Все­общая декларация прав человека, которая принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. в качестве «стандарта, к дости­жению которого должны стремиться все народы и все государства». Важно отметить, что Всеобщая декларация не является договором. С формально-юридической точки зрения она не является обяза­тельной, поскольку в соответствии со ст. 10 и 11 Устава ООН резо­люции Генеральной Ассамблеи ООН являются только рекоменда­циями. Тем не менее Декларация стала одним из основных источников обязательств государств и может рассматриваться в качестве авторитетного инструмента толкования Устава ООН.

Всеобщая декларация в настоящее время является одним из основных источников международного права, служит моделью, которая широко используется многими странами для разработки положений конституции, различных законов и документов, относящих­ся к правам человека. В таких странах, как Бельгия, Нидерланды, Индия, Италия, США, Шри-Ланка, положения Декларации широ­ко используются для толкования внутригосударственных законов, относящихся к правам человека. На них постоянно ссылаются суды этих стран. В ряде постановлений Конституционного Суда РФ со­держатся ссылки на Всеобщую декларацию прав человека в обосно­вании вынесенных решений.

Универсальные конвенции. Международное право защиты прав человека стало одной из наиболее кодифицированных областей ме­ждународного права. К настоящему времени в рамках ООН приня­то большое число международных договоров, пактов и конвенций, создающих юридически значимые нормы поведения государств в различных сферах защиты прав человека. Их всего более ста.

Существуют следующие документы ООН и ЕС в области прав человека: 1) Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.; 2) Международный пакт об экономических, социаль­ных и культурных правах 1966 г.; 3) Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г.; 4) Конвен­ция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.; 5) Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловеч­ных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.; 6) Конвенция о правах ребенка 1989 г.; 7) Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (Совет Европы) и др.

Три конвенции: Международный пакт о гражданских и полити­ческих правах; Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации; Конвенция против пыток и других жесто­ких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания – в настоящее время предусматривают возможность для отдельного лица подать жалобу в ООН в связи с нарушением права, находящегося под защитой договора ООН.

Согласно Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискри­минации отдельное лицо или группа лиц может направить жалобу в Комитет по ликвидации расовой дискриминации, заявив о наруше­нии их прав, изложенных в Конвенции. Однако это возможно только в том случае, если государство, против которого направлена жало­ба, является участником Конвенции и признает факультативную процедуру рассмотрения жалоб. Кроме того, жалоба может быть рассмотрена только в том случае, если ее податель безуспешно пы­тался добиться ее удовлетворения в своей стране.

Старейшей региональной организацией для мирного разреше­ния «местных споров» является Совет Европы. 4 ноября 1950 г. Комитет министерства Европы в Риме принял Европейскую кон­венцию по защите прав человека и основных свобод, которая всту­пила в силу для первых 10 государств в 1953 г. Европейская кон­венция о защите прав человека и основных свобод прежде всего определяет те права и свободы, которые она охраняет, а также пре­дусматривает создание органов, которые обеспечивают соблюдение государствами обязательств, определенных Конвенцией.

Конвенция открыта только для государств-членов Совета Ев­ропы. В настоящее время Конвенция ратифицирована более чем тридцатью государствами-членами Совета Европы. В результате вступления России в Совет Европы (1996) и ратификации Европейской конвен­ции о защите прав человека и основных свобод граждане Российской Федерации получили право обращения с жалобами в Европейский суд в Страсбурге, 11 протоколов дополняют Конвенцию.

По своему содержанию права, предусмотренные в Конвенции и Пакте о гражданских и политических правах, во многом совпадают. Как подчеркивается в преамбуле Конвенции, ее участники поста­вили перед собой цель предпринять «первые шаги» для осуществле­ния «некоторых прав», перечисленных во Всеобщей декларации прав человека. И действительно, в Конвенции содержится только часть прав и свобод, закрепленных во Всеобщей декларации и Пак­те о правах человека. Однако достоинство системы в том, что она постоянно развивается и дополняется новыми документами. До­полнительные протоколы к Конвенции включили в систему евро­пейской защиты практически весь перечень гражданских и полити­ческих прав.

Сравнение как формулировок статей Хартии и Конвенции, так и контрольных механизмов, созданных на их основе, отражает раз­личия между гражданскими и политическими правами, с одной стороны, и социально-экономическими – с другой.

Положения Конвенции сформулированы в форме строгих обя­зательств государств и безусловных прав индивидов, в то время как статьи Хартии носят условный характер. Можно сказать, что в от­ношении гражданских и политических прав речь идет действитель­но об их международной защите, а в случае социально-экономических прав можно говорить о международном сотрудничестве в деле по­ощрения и развития уважения к этим правам. Так, ст. 20 Хартии определяет, что государства-участники обязуются: а) рассматривать ч. I настоящей Хартии как декларацию целей; б) считать имеющи­ми для себя обязательную силу по крайней мере 5 следующих ста­тей части II настоящей Хартии: статьи 1, 5, 12, 13, 16 и 19. Обра­тимся к ст. I ч. II Хартии, озаглавленной «Право на труд». По смыслу ст. 20 является обязательной и сформулирована не в виде правил, которые могут применяться судебными органами для защи­ты прав конкретного индивида, а как декларация целей, стоящих перед государствами. Согласно этой статье государства обязуются, например, признавать в качестве одной из основных целей и обя­занностей достижение и поддержание как можно более высокого и стабильного уровня занятости, с тем, чтобы обеспечить полную за­нятость, а также организовывать или расширять соответствующую профессиональную ориентацию, обучение и трудовую переподго­товку.

Если международные стандарты по гражданским и политиче­ским правам могут охраняться посредством системы индивидуаль­ных жалоб в международные органы, выступающие в качестве ква­зисудебных, то социально-экономические права по своему характе­ру не подлежат такой защите. Они больше, чем гражданские и по­литические, зависят от характера и уровня социально-экономического развития страны. Они также значительно более позднего происхождения по сравнению с гражданскими и полити­ческими правами, и можно сказать, что для многих государств они еще не стали такими же естественными, как последние. Хотя право на пенсионное обеспечение стало уже вполне естественным правом для гражданина любого развитого общества.

От характера прав зависит и характер международных кон­трольных механизмов и процедур. Однако ценность Европейской конвенции состоит не в зафиксированных правах и свободах, а в создании механизма их имплементации.

На основе Конвенции были образованы и действуют два органа: Европейская комиссия по правам человека (Комиссия) и Европейский суд по правам человека (Суд), которые рассматривают жалобы как государств, так и отдельных лиц и обеспечивают соблюдение обяза­тельств государствами-участниками. Комиссия и Суд рассматривают жалобы только в отношении тех государств-участников Конвенции, которые специальным заявлением признали их компетенцию.

Для России особенно важна практика Комиссии, когда признает­ся, что заявителю нет необходимости терять время в национальных судебных инстанциях, когда есть разъяснения верховных судебных органов, лишающие его шансов на выигрыш дела, или когда неблагоприятная для него позиция судов заведомо известна.

Заявитель освобождается от необходимости исчерпания всех на­циональных средств защиты, если не представляется возможным ус­тановить лицо, непосредственно виновное в нарушении прав челове­ка, или когда заявителю мешают обратиться в компетентные органы (находится в психиатрической лечебнице и т.д.). Следовательно, дос­тупность средств национальной защиты является другим важным принципом при определении исчерпанности средств защиты.

Решения Суда, имеющие значение прецедента, оказывают значи­тельное влияние на формирование и развитие доктрины европейского права. Ими в повседневной практике руководствуются судебные орга­ны государств-участников. Члены Совета Европы постоянно коррек­тируют свое законодательство и административную практику под влиянием решений Суда. Отвергая законность национальных судебных решений, Европейский суд побуждает законодателя пересматривать действующее законодательство и практику его применения.

Любое государство, вступающее отныне в Совет Европы, долж­но не только присоединяться к Европейской конвенции, но и вне­сти в свое законодательство необходимые изменения, вытекающие из прецедентного права, создаваемого решениями Суда по правам человека. Созданный на базе Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод, контрольный механизм далек от совершенства. Он носит в значительной степени компромиссный характер. В годы его создания члены Совета Европы не были готовы к отказу от значительной части своих суверенных прав и пере­воду наднациональной защиты прав человека на более высокий уровень. Сейчас имеются все предпосылки для того, чтобы предос­тавить индивиду прямой доступ в Суд, одной из функций которого мог бы быть конституционный контроль.

Контрольные органы, созданные в рамках Совета Европы, об­ладают значительно большими полномочиями, чем различные ко­митеты ООН, учрежденные на основании универсальных конвен­ций. Так, принятая в 1987 г. Европейская конвенция о предотвра­щении пыток и бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания предусматривает периодическое посещение государств-участников Комитетом независимых экспертов в целях ос­мотра мест заключения, включая тюрьмы, казармы и психиатриче­ские заведения. Для посещения любых мест заключения предвари­тельного согласия государств-участников Конвенции не требуется.

Деятельность контрольного механизма, созданного в рамках Со­вета Европы на основании многочисленных европейских конвен­ций, способствует унификации юридических систем всех стран Ев­ропы в области защиты основных прав и свобод человека.

Право выбора остается за индивидом. Важно подчеркнуть принцип субсидиарности международных средств защиты прав и свобод человека по отношению к национальным процедурам судеб­ной защиты прав и свобод человека и гражданина.

Международные процедуры важны в качестве гарантий и до­полнительных стимулов в деле совершенствования аналогичных внутригосударственных структур.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]