Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
nov_vr_shp Новое время.doc
Скачиваний:
33
Добавлен:
28.04.2019
Размер:
883.71 Кб
Скачать

19.Англия в XVI в. Причины и последствия огораживаний.

Аграрное развитие и социальные сдвиги в деревне. В конце XV — первой половине XVI в. здесь сложилась благоприятная конъюнктура для развития сельского хозяйства, оп­ределявшаяся высоким спросом городов на продукты питания, боль­шими потребностями промышленности в сырье, а также постоян­ным ростом цен на них.

Английское "новое дворянство" — прослойка среднего и мелко­поместного джентри, тесно связанного с рынком, стремилось ис­пользовать экономическую конъюнктуру, но этому препятствовало то, что значительная часть их земель была роздана крестьянам-дер­жателям (фригольдерам и копигольдерам), владевшим землей по старинному праву и платившим лендлордам невысокие фиксирован­ные денежные ренты, реальная стоимость которых падала из-за последствий "революции цен". Лендлорды старались постепенно вытеснить их с земель, требуя непомерно высокой платы за допуск к наделу после истечения сроков прежних договоров и увеличивая новые ренты в десятки раз. Не имея возможности заплатить такие деньги, крестьяне покидали свои наделы, пополняя слой малозе­мельных "коттеджеров" и сельских наемных работников.

В то же время значительная часть дворянства продолжала жить по старинке за счет традиционных крестьянских рент. Поскольку поступления от них неуклонно сокращались, этот слой "старого дворянства" сталкивался с серьезными материальными трудностями и был вынужден искать новые источники доходов — на королевской службе при дворе, в аппарате управления или на военном поприще.

Под воздействием товарно-денежных отношений деформирова­лась социальная структура английской деревни: разложение кресть­янской общины стало реальностью. С одной стороны, выросло число обезземеленных и малоземельных крестьян, нанимавшихся поден­щиками за заработную плату или порой просто за похлебку, с другой — сформировался немногочисленный, но мощный слой креп­ких крестьян, сколотивших состояния благодаря удачной торговле и спекуляции на рынках. Их, как и лендлордов, стесняли общинные обычаи: чересполосица, система открытых полей, общие для всех нормы выпаса скота. В этих условиях зажиточное крестьянство стремилось собрать свои наделы в единый массив путем обменов с соседями, покупок, аренды, и выделить его из общинных полей, огородив как личную собственность. Этот процесс получил название "собирание ферм". Таким образом, именно крепкие крестьяне пер­выми открыли выгоды огораживаний. Доходность такой земли, если на ней по-прежнему занимались выращиванием зерновых, выраста­ла в 1,5—2 раза, а при переходе к овцеводству — многократно.

Начало аграрного переворота. Генезис раннекапиталистиче­ского уклада, естественно порождаемого мелким товарным произ­водством в условиях рынка, получил в конце XV — первой полови­не XVI в. мощный импульс благодаря начавшимся в Англии массо­вым огораживаниям, сопровождавшимся насильственным сгоном крестьян с их земель. Экономические выгоды овцеводства и торговли шерстью были очевидны современникам, однако свободных пло­щадей для пастбищ не хватало. В этих условиях английское дворян­ство пошло на открытое попрание крестьянских прав и стало захва­тывать сначала общинные угодья, а затем и пахотные земли, кото­рые огораживали изгородями или рвами и проводили так называе­мую "конверсию": пашню засевали травой, превращая ее в пастби­ще для овец. Там, где прежде жили и возделывали урожай тысячи крестьян, теперь паслись огромные отары овец под присмотром одного-двух пастухов, что позволило канцлеру Генриха VIII писателю-гуманисту Томасу Мору сказать, что в Англии "овцы съели людей".

Монархи из династии Тюдоров пытались бороться с огоражива­ниями, регулярно запрещая их и принимая законы "о поддержании земледелия" и восстановлении пашни, однако английское дворянст­во игнорировало их. Масштабы "конверсии" пахотных земель в пастбища были столь велики, что Англия, ранее экспортировавшая зерно, стала испытывать его нехватку и закупать за границей. Зе­мельный рынок чутко отреагировал на это, и часть лендлордов вер­нулась к интенсивному земледелию и мясо-молочному скотоводству на огороженных землях, приносивших теперь высокий доход.

Законодательство против экспроприированных и сопротивле­ние огораживаниям. Изгнанные со своих наделов крестьяне, ли­шенные жилищ, которые безжалостно сносили или жгли, не находи­ли применения своему труду, поскольку масштабы развития город­ских и сельских мануфактур были недостаточны, чтобы поглотить такую массу экспроприированных. Они превращались в пауперов, скитающихся по дорогам, выпрашивающих милостыню или живу­щих разбоем. Толпы бродяг и нищих создавали угрозу миру и соци­альному порядку в королевстве. Будучи не в силах остановить ого­раживания, Тюдоры перешли к репрессиям против их жертв. Рабо­тоспособных нищих, женщин и детей в принудительном порядке стали загонять в специально создаваемые работные дома. Любой желающий мог нанять паупера на работу за ничтожно малую плату и использовать как раба; в случае отказа тому грозили телесные наказания и тюрьма. Уличенных в бродяжничестве секли плетьми, клеймили, отрезали уши и вырывали ноздри, а в случае повторных арестов — казнили.

Огораживания вызывали протесты и организованное сопротив­ление крестьян. Объектом их ненависти становились сами изгороди — символ разрушения патриархального деревенского мира и торжест­ва частной собственности: их сносили и поджигали, крестьяне втор­гались на огороженные пастбища и демонстративно вскапывали их, требуя вернуть прежние порядки.

В 1530-е годы волна крестьянских волнений прокатилась по Линкольнширу и Йоркширу, в 1549 г. возникло сразу два очага восстания — на западе страны в Девоне и Корнуолле, и на востоке — в Норфолке и Саффолке, где во главе восставших встал Роберт Кет. Это движение — самый крупный крестьянский мятеж XVI в., одна­ко требования повстанцев были весьма умеренными: они просили лишь о строгом соблюдении антиогораживательных законов и были готовы допустить огораживания, проводившиеся ради разведения шафрана, которыми занимались многие зажиточные крестьяне в Саффолке и Эссексе. В случае же невыполнения их условий ленд лордами они угрожали "снести изгороди, засыпать канавы и дать каждому возможность пользоваться общим пастбищем". Несмотря на успехи восставших на первом этапе и захват ими крупного горо­да Норича, в решающем сражении армия Р. Кета была разгромлена, а сам предводитель казнен.

Становление абсолютизма в Англии. (См. № 14)

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]