Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
IPPU.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
26.04.2019
Размер:
548.35 Кб
Скачать
  1. Политико-правовое учение Марсилия Падуанского.

Даты рождения и смерти Марсилия Падуанского точно не установлены. Родился он между 1275-1280, год смерти приблизительно 1343.

Итальянский политический мыслитель, замечательный публицист, изучал медицину, философию, теологию и прав в Падуе, Орлеане и Париже. В 1312 г. был избран ректором Парижского университета. Здесь в Париже в кругу деятелей церковной оппозиции он всерьёз увлекся богословскими вопросами и особенно заинтересовался борьбой, которую папа Римский вел против германских императоров. В ответ на отлучение от церкви, которому папа Иоан II подверг Императора Людвига IV Баварского, Марсилий написал трактат “Защитник мира” (сочинение вышло в 1324 г.).

Марсилий начинает своё сочинение с заявления о том, что в любом государстве наиболее желательным является спокойствие, наиболее же вредным – раздоры. Самая опасная причина, подрывающая здоровую и мирную жизнь государства в современный ему период – это непомерные притязания папства на светскую власть. То есть ложные понятия духовной власти об её месте в жизни общества. Именно эта причина и лишает мирной жизни и спокойствия европейские страны, особенно Италию.

Но что есть спокойствие? Как медик Марсилий использовал научные аргументы, уподобляя мир и спокойствие в государстве здоровью физического организма. Подобно тому, как в живом организме здоровье – есть хорошее состояние всех его органов; спокойствие в государстве – есть хорошее состояние всех его частей, когда каждая из них может выполнять свои функции в соответствии со своим назначением. Поэтому чтобы решить каким способом достичь спокойствия в государстве, нужно знать о том, каковы эти части и что нужно для их правильного функционирования.

Марсилий здесь практически повторяет взгляды Аристотелю. Конечная цель людей, объединившихся в государство, заключается в том, чтобы хорошо жить. Он считает, что государство создается для физического и духовного блага людей, для человеческих нужд, а так как нужд этих много, то необходимо разделение занятий и должностей. Из них и образуются различные части государства, каждая из которых имеет свою цель и своё назначение.

Таких частей Марсилий называет 6 (общественные группы):

  1. земледельцы;

  2. ремесленники;

  3. торговцы;

  4. люди, занятые военным делом (воинство);

  5. священство (духовенство);

  6. суд (Администрация).

Вот эти 6 общественных групп должны присутствовать в государстве. Первые три группы составляют простой народ, остальные 3части – главные и почетные, потому что выполняют общественные обязанности, имеют высшее назначение. Судебная власть является важнейшей властью в государстве (Эта та часть государства, которую мы называем Правительством).

Также как и Руссо в новое время, Марсилий строго отличает законодателя от исполнительной власти, которую он называет “судом”. Устройство этой власти может быть различно, отсюда и различные формы правления. Структура исполнитлеьной власти определяет и форму правления. Верховная же власть принадлежит, по его мнению, законодателю, который всегда один и тот же.

Кому же принадлежит власть? Кто имеет право издавать законы? Единственным и исключительным творцом законов является народ – совокупность граждан, или большая его часть. Почему в пользу народа Марсилий отдает законодательную власть? Во-первых, только народ может дать наилучшие законы, ибо законы издаются на общее благо, а оно лучше усматривается всеми, чем некоторыми. Один или немногие могут ошибаться, находясь во власти каких-либо эмоций. Во-вторых, законодателем должен быть тот, чьи законы лучше всего исполняются. А таков именно народ, ибо здесь каждый повинуется законам не по принуждению, а добровольно, законом, который он сам на себя налагает. Причем большинство имеет и больше силы для того, чтобы заставить непокорных исполнять закон. Предложение законов может происходить от немногих сведущих лиц, но санкционирует их весь народ.

Рассмотрев таким образом вопрос о том, кто должен быть законодателем, Марсилий переходит к вопросу, а кому принадлежит право устанавливать правителя, носителя исполнительной власти. Опять же – народу, утверждает он. Кто издает законы, тот должен назначать и лицо, которому поручается приведение этих законов в действие, а это и есть Правитель. Отсюда право народа назначать правителя и смещать его в случае необходимости для общего блага. Правителю же принадлежит право устраивать остальные части государства, определяя количество и качество нужных для этого людей.

Что же касается устройства правительства, то предпочтениям Марсилий отдаёт монархии. Исполнение законов лучше вверять одному, нежели всем, ибо для этого не нужны общие силы.

И называя монархию лучшей формой правления, какой же лучше должна быть монархия: монархии выборной или наследственной? В решении этого вопроса Марсилий выступает как сторонник высшей исполнительной власти, основанной на избрании. Во-первых, потому что большинство граждан, имея лучшее благо, всегда может выбрать наилучшего, когда как случайная наследственность не всегда даёт хорошего правителя. Во-вторых, выборных монарх более заботится о благе государства, нежели наследственный, поскольку не полагается на безнаказанность. В-третьих, в наследственной монархии народ повинуется по привычке, а в выборной вместо привычки занимает положение нравственному достоинству лица, что гораздо важнее. И, наконец, следует иметь в виду, что добродетель-родитель не служит гарантией добрых качеств детей, ибо от добрых родителей не всегда рождаются добрые дети.

Один из центральных вопросов средневековой идеологии – принадлежит ли церковной власти право принудительного суда в духовных и светских делах? В папской теории Марсилий противопоставляет тексты Священного писания, доказывая, что Христос дал своим ученикам только право учить, а не принуждать. Ссылается Марсилий и на тексты Апостолов, предписывающие повиновение властям. И из всего этого выводит, что светской власти подчинены все без исключения, духовенству же принудительной власти не дано.

Эти доводы, основанные на священных текстах, он дополняет своим исследованиям существа законов. Слово “закон”, говорит он, имеет разнообразное значение; этот термин многозначный. В приложении к гражданским действиям слово это означает, во-первых, суждение о том, что правомерно, а что неправомерно, а во-вторых, в собственном смысле закон – это предписание, сопровождаемое принуждением посредством награды или наказания.

У него впервые проводится достаточно чётко разграничение между законом нравственным законом юридическим.

Главная цель закона в собственном смысле – это правда и общее благо. Вторая по значимости цель – твёрдость и прочность власти, ибо закон, воздерживая власть от произвола, от дурных властей, тем самым делает её прочной. Поэтому всякая власть должна управлять на основании закона.

Распределение наград и наказаний, отмечает Марсилий, может иметь место или в настоящей жизни или в будущей. Закон, сопровождаемый наградами и наказаниями в настоящей жизни – есть закон человеческий; в будущей – есть закон Божий.

Но всякий закон нуждается в исполнителе, судье. Судьёй человеческого закона является государь, которому подсудны все, нарушающий этот закон, в том числе и священнослужители. Судья же божьего закона – есть Христос, который налагает наказания и дает награды в будущей жизни, в настоящей жизни для закона божьего судьи нет; а есть только советник – это есть священник, который учит, что нужно делать, чтобы избежать вечного наказания и получить вечную награду, но принуждать не может. Священнослужитель – это наставник, советник, учитель, врач души, но не судья. Поэтому Евангелиевское слово в настоящей жизни есть только учение, но не настоящий закон, он принудительной силы не имеет.

К вопросу о еретиках. Поскольку еретики должны быть судимы по закону божьему, то и наказаны они могут быть только Христом в будущей жизни.

Марсилий последовательно отстаивает впервые отделение политики от церковного авторитета, отстаивает разделение сфер церковной и государственной власти, судебную власть признаёт только за государем (светским правителем), духовные лица за свои проступки подлежат светскому суду (притом особо строгому суду). Далее он считает, что церковные имущества не должны быть освобождены от податей, что писание не повелевает платить десятины, что вообще число духовных лиц следует ограничивать сообразно государственной пользе, т.к. эта часть общества чрезмерно разрослась.

Церковь должна находиться под контролем самих верующих. Право назначать церковных сановников принадлежит церкви, т.е. собранию верующих. Миряне одинаково с клириками являются людьми церкви. Но так как невозможно собрать в одно место всю совокупность верующих, то они действуют через представителей, избирая из своей среды вселенский собор. Собор обсуждает чисто религиозные вопросы, издаёт церковные законы, и только он один может наложить наказание за неисполнение христианских обязанностей, но только в качестве нравственной религиозной меры.

Марсилий находит в своей системе место и для папы, поскольку к вселенскому собору принадлежит все, что относится к законодательству. Но для исполнения соборных законов полезно установление верховного епископа, которому принадлежит верховенство над остальными.

Впервые в книге Марсилия систематическими и научными доводами отрицается у церкви принудительная власть. Признаётся, что церковь должна признаваться чисто религиозным союзом, что она имеет право действовать только нравственными средствами. Это было самое существенное возражение не только против всех папских притязаний, но и против всего Средневекового порядка, в котором церкви отводилось существенное место.

Но эта мысль расходилась с общественным мнением и не могла быть принята. По этому учение Марсилия Падуанского было объевлено еретическим, и книга его вызвала недоверие.

Как следствие, в 1327 г. он был отлучён Папой от церкви. Он как злейший еретик должен был казнен, но на все требования выдать Марсилия Людвиг IV Баварский, при дворе которого Марсилий находился, отвечал отказом, и только его покровительство спасли Марсилия от неминуемой смерти.

В своих идеях, таким образом, Марсилий предваряет учения Руссо о народном суверенитете.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]