Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
IPPU.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
26.04.2019
Размер:
548.35 Кб
Скачать
  1. Политическое и правовое учение Томаса Гоббса.

Томас Гоббс (1588-1679 гг.) был первым из английских философов, который развил полное и систематизированное учение о государстве из чистых начал естественного права. Отец его приходской священник рано познакомил его с древнегреческими писателями. В 15 лет Т. Гоббс поступил в Оксфордский университет. По окончанию университета много путешествовал. Познакомился на материке с выдающимися людьми. Напр., с Галилеем, под влиянием которого развились его воззрения. Был учителем математики у сына Карла I. Воззрения его сложились во многом под влиянием Галлилея, но и определенную роль сыграло знакомство Гоббса с элементами Евклида и теорией Коперника. Также много общего у Гоббса со Спинозой, который заимствовал мысли у него.

Философия Гоббса представляет собой механистическое мировоззрение со всеми его крайностями (механистический материализм).

Богословие как учение о вечном, Гоббс наукой не признавал, т.к. задачей науки является объяснение причин и явлений, а Бог – не познаваемы, он есть объект веры и не составляет предмета науки. Он считал, что научные вопросы не подлежат научному исследованию. Для спасения души религиозные догматы надо принимать так же как пилюли, предлагаемые нам врачами, т.е. не раскусывая.

Вся реальность сводится к телам, а свойство тел к движениям, рассмотрение которых исчерпывается математическим вычислением. Это общефилософские взгляды Гоббса.

Борьба стюардов с парламентом в середине 17 в. вызвала в Англии самые разнообразные политические течения как в жизни, так и в литературе. Гоббс в этой борьбе выступил врагом революции. Он на твердых основаниях естественного закона пытается утвердить права верховной власти против взбунтовавшихся поданных. Главными его сочинениями в этом духе были трактат “О гражданине” (1642 г.), написанный на латинском языке и сочинение “Левиафан” (1651 г.). Оба сочинения были внесены в индекс запрещённых книг Папской курией.

Вообще Гоббса любят изображать в литературе как безусловного приверженца монархического начала.

Гоббс отталкиваются в политическом учении от естественного состояния, в котором люди находились, когда над ними не было никакой власти и никаких законов. Гоббс отправляется от мысли, что основу человеческой природы составляют эгиостические стремления. Он отвергает убеждения Аристотеля, Гроция в общежительной природе человека. Т.е. он не согласен с теии, кто называет человека общежительным существом. Сущностью человека Гоббс считает присущие ему самолюбивые стремления; человек в общении ищет лишь собственной блага, собственной пользы. Люди соединяются ради выгод, которые может получиться из этого общения. Другими словами люди сходятся из любви к себе. Поэтому в естественном состоянии сообщество людей должно вылиться во всеобщую борьбу и вражду, войну всех против всех (“человек человеку – волк”).

Чтобы людям не уничтожить себя в этой войне всех против всех, надо искать мира. Это первое требование естественного закона природы. Из этого закона проистекают и все другие законы общественной жизни как средство достижения этой цели.

Второй естественный закон «Человек должен отказаться от своего права на все, ограничить свои притязания». Это может быть сделано только по взаимному согласию или договору. Раз такой договор заключен, он должен быть свято соблюдаем.

Третий естественный закон «Соглашения должны соблюдаться» или “Данное слово надо держать”. Иначе мирное сожительство будет невозможным.

Затем следуют несколько естественных законов (порядка 17-18), предписывающих добродетели для достижения мира: благодарность, услужливость, уважение к другим, признание других себе равными, и т.п. законы. Все эти законы, выводимые из потребности мирного сожительства, можно свести к одному общему правилу: “Не делай другим того, чего ты не желал бы для самого себя!”.

Естественные законы вечны и неизменны. Между тем, большинство людей, в силу стремления к непосредственной выгоде в настоящем, не склонны их соблюдать. И так как веления естественного закона не имеют внешней силы, сами по себе они не достаточны для обеспечения мира между людьми, чтобы эти законы получили надлежащую силу необходимо чтобы в обществе утвердилась власть, которая стояла бы на страже этих законов, которая бы воздерживала людей от действий, противоречащих миру. Для этого каждому лицу необходимо отказаться от безграничных его прав на всё, а этот отказ может быть сделан в форме перенесения прав всех на одно или нескольких лиц. Государство возникает как результат взаимного договора, согласно которому все условились подчинить свою частную волю какому-либо лицу или собранию, воля которого считается волей всех. Лицо или собрание воле которого подчиняются все прочие есть верховная власть. Подчинение этой власти должно быть безусловным ибо неповиновение ей привело бы к войне всех против всех. Верховная власть не подлежит ничьему суду или контролю. Она по своему существу абсолютна (безгранична) какова бы не была её форма.

Устройство верховной власти может быть трояким: монархическим, аристократическим и демократическим. Гоббс совершенно отвергает извращенные формы правления так же как и Баден. Ибо всякий недовольный может считать существующее правление извращенным.

Немыслимо и смешанное правление ибо оно противоречит единству верховной власти. Из трех же признанных им форм правления, лучшей он считает монархию. Это обосновывается следующими доводами: никакая власть не избегает тех невыгод правления, которая связана с тем, что носители её стремятся личные интересы поставить на первое место. В демократии столько правителей, сколько демагогов и все они стремятся к богатству, власти, в монархии всего один правитель, поэтому здесь меньше вымогательств, меньше несправедливости, меньше притеснений, чем в народном правлении. Свобода частных лиц здесь уважается больше. Кроме того постановления многочисленных собраний несравненно хуже решений малочисленного совета. Там большинство состоит из людей не сведущих в делах. Борьба партий, непостоянство толпы, влияние демагогов, воздействующих на страсти людей – таковы по мнению Гоббса невыгоды народного правления.

Аристократия составляя середину между монархией и демократией она тем лучше, чем больше приближается к первой и чем более удаляется от последней. Гоббс считает необходимым подчеркнуть, что именного государь воплощает в себе единство верховной власти. Подданные в противоположность к нему не более как разрозненная толпа, собрание лиц. Народ как единое тело представляется как государем.

Подданные все свои права получают от государственной власти. И потому в отношении к ней самой никаких прав не имеют. Доводя это начало до крайних пределов, Гоббс подчиняет государственной власти даже внутреннюю жизнь человека. Он утверждает, что все наши нравственные представления должны определяться предписаниями власти. Государство так же может свободно распоряжаться и собственностью граждан. И таким образом, его власть простирается практически на все. Подданные являются совершенным рабом. И только в одном единственном случае граждане могут не повиноваться власти, когда тот не может обеспечить защиту их жизней.

И хотя эти законы просты, ясны, тем не менее большинство людей в силу стремления непосредственной выгоды в настоящем, не склонны их соблюдать. Чтобы эти законы получили надлежащую силу, необходимо, чтобы в обществе утвердилась власть, которая бы стояла на власти законов и воздерживала людей от действий, противоречащих миру. То есть сами по себе эти законы не достаточны.

Для этого каждому лицу необходимо отказаться от своего безграничного права на всё, и этот отказ может быть сделан в форме перенесения прав всех на одно или нескольких лиц. То есть необходимо, чтобы все обусловили подчинить свою частную волю какому-либо лицу или Собранию. Вот так и возникает государство как результат взаимного договора между людьми.

Государство по Гоббсу – есть объединение людей, установленное их общим договором, в силу которого все обязуются подчиняться единой воле (воде одного человека или Собрания) и не оказывать ей никакого сопротивления. То есть подчинение этой власти должно быть безусловным.

Лицо или Собрание, воле которого подчиняются, получает название Верховной власти. Она не подлежит ничьему суду или контролю. По своему существу она абсолютна и безгранична, какой бы ни была её организация.

Устройство Верховной власти может быть троякое6 монархическое, аристократическое и демократическое. Гоббс совершено отрицает извращённые формы правления, потому что для такого определения нет объективных критериев. Немыслима также и смешанная форма правления, ибо она противоречит единству Верховной власти.

Из трёх названных форм правления предпочтение отдаётся монархии, так как:

  1. Никакая форма правления не избегает тех недостатков, которые заключаются в том, что власть используется носителем в своих личных интересов. А в демократии столько правителей, сколько демагогов. И все они добиваются власти, богатства. В монархии же всего один правитель, поэтому здесь меньше вымогательств, притеснений, несправедливости, больше уважается свобода частных лиц, нежели при демократическом правлении.

  2. Постановления многочисленных Собраний по своему качеству несомненно хуже решений малочисленного Совета. Борьба партий, непостоянство борьбы, влияние демагогов, действующих на страсти людей – таковы основные недостатки народного правления. Что же касается аристократии, то составляя середину между монархией и демократией, она тем лучше, чем более приближается к первой, и чем более удаляется от последней.

Гоббс утверждает, что в монархии Государь воплощает в себе единство верховной власти.

Подданные все свои права получают от государственной власти, поэтому в отношении её самой никаких прав не имеют. Гоббс подчиняет государственной власти даже внутреннюю жизнь человека. Он утверждает, что наши нравственные представления должны определяться предписаниями власти. Он объявляет возмутительным мнение, согласно которому поданные могут иметь представления о добре и зле. Хорошим должно считаться то, что предписывается законодателем, а дурным – то, что он запрещает.

Государство свободно может распоряжаться собственностью граждан. И, таким образом, подданный является в учении Гоббса совершенным рабом.

И только в одном единственном случае граждане могут не повиноваться власти Государя – когда тот не может обеспечить защиты их жизни.

Вместе с тем, Гоббс находит недопустимой чрезмерную законодательную регламентацию частной деятельности. Если, пишет он, законов так много, что их нельзя удержать в памяти, и если они противоречат здравому разуму, то и невинный запутается в них, как в сетях.

Полномочия (мера) власти определяются задачей государства – это обеспечение безопасности граждан. Поэтому государственной власти принадлежат следующие права:

  • право наказывать нарушителей закона (меч правды);

  • право войны (меч войны);

  • право суда;

  • право законодательства;

  • право учреждать все подчинённые власти;

  • право запрещать вредные учения, ведущие к нарушению мира (напр., мнение о том, что подданные могут не повиноваться власти, или мнение о том, что власть может делиться).

Таким образом, власть государства не ограничивается только сферой внешних действий, а распространяется и на духовный мир человека. Прямым выводом из этого является предоставлению государству и церковной власти. Что бы не предписала верховная власть, даже и неверие, ей следует повиноваться. Внутренне никого нельзя принудить, однако во внешних действиях человек должен повиноваться государству.

Гоббс хочет, чтобы государство стало чисто светским, рациональным, гражданским; потому что тягостные смуты, которые очень долго держали Европу, были порождением церковных притязаний.

Роялисты Гоббса объявили атеистом, изменником, врагом религии и королевства.

Учение Гоббса представляет собой самую последовательную и цельную систему в защиту государственного абсолютизма.

Для Гоббса при всех его симпатиях к монархическому абсолютизму важнее всего был государственный абсолютизм вообще. В его теории “безусловного верховенства власти” независимо от её формы более проявляется стремление к гражданскому порядку, чем преданность изгнанной династии. Он считал, что монархический абсолютизм более полно воплощает принцип единства власти. Но это не мешает ему признавать правомерность других форм (например, демократии). Его теория оправдывает абсолютную власть не только короля, но и любого иного носителя верховной власти.

Защита монархической идеи у Гоббса является скорее продуктом холодной логики, нежели монархических чувств.

Гоббс являлся материалистом. Идея равенства людей та же отделяла его от всего, за что стояли король, “кавалеры”(роялисты), которые строили свое мировоззрение о незыблемости социальных привилегий. Они с неодобрением относились к материализму Гоббса, а главное к его способу защиты монархии. Сами они опирались на догматы религии в обосновании абсолютизма. Гоббс выводил абсолютную власть из народного договора (а не из божественного промысла). Актом договора граждане навсегда связали себя обязанностью подчинения, от которой уже не могут отступить.

У Гоббса возвеличивание государства, превознесение его над церковью и всеми прочими властями было следствием того светского рационального духа, которым от начала до конца проникнуто всё его учение.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]