Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

person

.pdf
Скачиваний:
68
Добавлен:
05.06.2015
Размер:
11.17 Mб
Скачать

Л. В. Матвеева • Актуальные проблемы медиапсихологии

При этом реальное содержание телесообщения выступает 161 как предмет, по поводу которого происходит или организуется общение.

Схему структурных процессов общения в телекоммуникации можно представить как трехуровневую систему взаимодействий, напоминающую вложенных друг в друга «матрешек»18.

Так, на первом уровне взаимодействия находятся, с одной стороны, социальный заказчик, его представления о партнере по общению (в данном случае – о состоянии общественного мнения по тому или иному вопросу), представления о характере изменения в партнере по общению в результате взаимодействия (цель взаимодействия), характеристика средств, которыми могут быть достигнуты желаемые изменения (работа телевизионных редакций по созданию телепродукции), с другой стороны – объективная потребность зрителей в определенного рода информации, которую можно получить, вступая во взаимодействие с телевидением, отношение к телевидению как к источнику такой информации, потенциальная готовность к изменениям, которые планируются в процессе такого взаимодействия (в частности, коммуникативный опыт аудитории).

На втором уровне взаимодействия можно выделить, с одной стороны, процесс переформулировки цели взаимодействия конкретной авторской группой, работающей над передачей, образ или портрет зрителя, к которому будет обращено телесообщение, выбор средств и форм построения телесообщения, прогнозирование эффекта взаимодействия; с другой стороны, социально-психологические факторы, опосредующие восприятие телеинформации, групповые нормы, ценностные ориентации, профессиональные и демографические характеристики аудитории, образ коллектива коммуникатора – авторов телесообщения и его намерений в процессе коммуникации, отношение доверия/недоверия, компетент-

18 См.: Матвеева Л. В. Общение в сфере телевидения. Автореферат дис. … д-ра психол. наук. МГУ имени М. В. Ломоносова. – М., 2000.

Mediapsihology_tabl.indd Sec6:161

 

 

30.06.2008 15:10:09

 

 

 

 

 

 

Раздел I • Медиа в пространстве информационнокоммуникационных технологий

162ности/некомпетентности к партнеру по общению. При этом используются все возможные виды коммуникации:

по средствам:

образное, невербальное обращение преимущественно к правому полушарию,

вербальное, словесное обращение к левому полушарию, с помощью аргументов, логических схем и вербального диалога;

по уровням:

сознательные механизмы организации процесса общения,

бессознательные механизмы регуляции эмоционального контекста общения;

по формам:

ритуальное общение,

коммуникативные действия (обмен информацией и состоянием),

игра,

динамика психологической близости,

манипулятивные действия.

Третий уровень взаимодействия включает как процессы межличностного общения, режиссера и редактора телесообщения с героем или участниками передачи, их профессиональные качества и коммуникативный стиль деятельности, так и восприятие и понимание зрителями цели и содержания передачи, характер и контекст общения с героями передачи, отношение к авторам передачи.

Функционально эти уровни разнесены во времени и проявляются в психологическом анализе в двух различных формах существования. Прежде всего, это процесс подготовки телесообщения как определенной среды общения со зрителем и затем – процесс восприятия телесообщения зрителями как процесс взаимодействия с этой средой. Если в первом случае происходит проведение коммуникативной ситуации, то во втором – ее переживание, потребление и усвоение. Структуру происходящих процессов можно представить следующим образом (см. схему 1):

Mediapsihology_tabl.indd Sec6:162

 

 

30.06.2008 15:10:09

 

 

 

 

 

 

Л. В. Матвеева • Актуальные проблемы медиапсихологии

Схема 1 163

Структура коммуникативного акта на этапе создания телевизионной передачи

Автор

 

Телесообщение

 

 

 

 

Коллективный автор

 

Формирование

 

передачи

 

образа зрителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Переформулировка цели

 

 

 

Определение

 

 

Выбор героя

 

 

 

 

 

форм и средств

 

 

передачи

 

 

сообщения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

общения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Телепередача

 

 

Организация общения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Форма

 

 

с героем передачи в

 

 

 

Монтаж телесообщения

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

процессе записи

 

 

 

как обращения к зрителю

 

 

 

 

 

 

 

Образ человека

 

 

телесообщения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Спецификой телевизионного общения на этом этапе является:

коллективный характер творческого труда при подготовке передачи. К зрителю обращается коллективный партнер по общению, однако лидером в этом коллективе является режиссер, и его индивидуальное представление о цели сообщения и предполагаемом образе зрителя определяет характер сообщения;

публичность процессов взаимодействия авторов и героев передачи. Даже если во время съемки не присутствует никто, кроме съемочной группы, образ воображаемого многоличностного зрителя является реальным участником такого взаимодействия;

индивидуальные и личностные особенности участников телесообщения превращаются в средство передачи информации, которая служит для интерпретации содержательных аспектов передачи;

Mediapsihology_tabl.indd Sec6:163

 

 

30.06.2008 15:10:09

 

 

 

 

 

 

Раздел I • Медиа в пространстве информационнокоммуникационных технологий

164• характер взаимодействия между режиссером и участниками передачи и их отношение к содержанию сообщения определяют коммуникативный аспект телесообщения и проявляются в выборе средств и форм воздействия в структуре телекоммуникации. Воздействие информационного сообщения на зрителя можно представить в следующей схеме (схема 2).

Схема 2

Структура коммуникативного акта на этапе восприятия зрителем телевизионного сообщения

Телесообщение

 

 

 

 

 

Зритель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗРИТЕЛЬ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Потребность зрителя

 

 

 

 

 

Образ авторов

во взаимодействии

 

 

Отношение

 

передачи как партнера

с искусственной средой

 

 

 

 

 

к телевидению

 

по общению

телесообщения

 

 

 

 

 

как к источнику

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

удовлетворения

 

 

 

 

 

 

 

 

такой потребности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕЛЕСООБЩЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пространственно›

 

 

Соотношение

 

 

Характеристика

 

 

когнитивных

 

 

временная

 

 

 

 

героя передачи

 

 

и коммуникативных

 

 

организация

 

 

 

 

как постоянная

 

 

аспектов

 

 

телесообщения

 

 

 

 

позиция авторов

 

 

в телесообщении

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Процесс идентификации и присвоения полученной

информации в качестве как бы реального опыта своей жизни

Mediapsihology_tabl.indd Sec6:164

 

 

30.06.2008 15:10:10

 

 

 

 

 

 

Л. В. Матвеева • Актуальные проблемы медиапсихологии

На основе коммуникативного подхода нами проведен 165 сравнительный анализ категориальной структуры восприятия разных видов телевизионного сообщения у различных групп индивидов, выявлены общие и дифференцирующие свойства их субъективных семантик. Впервые показано, что эффективность коммуникативного взаимодействия зависит от согласованности системы категорий, по которым строится образ «реального» и «идеального» телесообщения у участников взаимодействия. Базовыми категориями являются когнитивная проработка информации, эмоциональная насыщенность

икоммуникативная символика как содержания, так и формы телесообщения, при этом особенности категориальной структуры образов телепередач разного типа определяет уровень вовлечения телезрителей в коммуникацию.

Исследование восприятия рекламных телевизионных сообщений, выполненных в традициях различных культур (американская, японская, английская, русская), выявило следующие категории восприятия: психологический комфорт, уровень культуры, разговорный дискурс, уровень соответствия нормам закона, динамичность и реалистичность образов героев.

Было установлено, что феномен популярности в телекоммуникации проявляется в том, что популярный телевизионный ведущий входит в круг «значимых других» для представителей зрительской аудитории, а непопулярный ведущий рассматривается в роли «делового партнера». Эффект популярности телепередачи и человека на экране состоит в том, что между автором и зрителем возникает единое эмоциональное

икогнитивное пространство общения, которое практически нивелирует компонент опосредствованности в масс-медиа19.

Все это приводит к размыванию нормативов человеческого сообщества в информационном обществе, человек начина-

19 См. об этом подробнее: Матвеева Л. В. Общение в сфере телевидения. Автореферат дис. … д-ра психол. наук. МГУ имени М. В. Ломоносова. – М., 2000; Матвеева Л. В. Психологические аспекты медиакоммуникации // Информация. Дипломатия. Психология. – М.: Известия, 2002. – С. 243–262.

Mediapsihology_tabl.indd Sec6:165

 

 

30.06.2008 15:10:10

 

 

 

 

 

 

Раздел I • Медиа в пространстве информационнокоммуникационных технологий

166ет искать базисные, устойчивые категории для самоидентификации и находит их в гендерных характеристиках, этнокультурной сфере и в духовной области, в частности в религии.

Всилу этого основными категориями анализа межкультурного информационного пространства являются этнические стереотипы и этническая картина мира, которая характеризуется прежде всего ритуалами, характером восприятия пространства и времени, системой ценностей и отношениями личности и общества. В частности, Г. Гофстед выделяет четыре уровня анализа этих отношений: уровень властной дистанции; характер избегания неопределенности; индекс индивидуализма; степень мускулинности/феминности20.

Проблема информационной и психологической безопасности должна начинаться с определения и формирования концепции психологической границы информационной безопасности. Самым сложным здесь является то, что граница эта пролегает в ментальном пространстве субъективной реальности, где большая часть норм носит конвенциальный характер или характер табу как социальных запретов на поведение конкретных индивидов или групп индивидов в социуме. Поэтому границы информационной безопасности должны по содержанию носить психологический и этический характер, а по форме – характер правовых норм. Так, в частности, способы проявления чувств, форма мышления, характер волевой регуляции поведения, особенности вербальной и невербальной коммуникации являются уязвимыми точками для информационной агрессии иной культуры или иного мировоззрения.

Всвязи с вышесказанным мы можем выделить несколько типов границ психологической безопасности в информационном пространстве: биологический уровень – воздействие на человека может осуществляться с помощью изменений в технологии передачи аудиовизуальной информации через технические средства коммуникации; психофизиологический

20 Hofstede, G. Value system in Forty Countries: Interpretation, Validation and Consequences for Theory // Cross-Cultural Contributions to Psychology / Ed. by L. Eckensberger et al. – Allblasserdam, 1979.

Mediapsihology_tabl.indd Sec6:166

 

 

30.06.2008 15:10:10

 

 

 

 

 

 

Л. В. Матвеева • Актуальные проблемы медиапсихологии

уровень – воздействие возможно через модификацию про- 167 странственно-временных характеристик сложных сигналов; собственно психологический уровень – воздействие осуществляется с помощью демонстрации определенных форм поведения индивидов, межличностного взаимодействия и характера реализации всех форм проявления человека; социальный уровень – воздействие может быть произведено с помощью трансляции различных форм группового поведения, отношения меньшинства и большинства, отношений лидера

иобщества в целом; духовный уровень – воздействие может быть осуществлено подменой базовых ценностей (добро/зло, должное/не должное, норма/патология) и модификацией сценарной основы мифологического уровня построения картины мира человека.

Внастоящее время мы можем наблюдать размывание нормообразующих ценностей и категорий индивидуальной и коллективной картины мира в современном медиапространстве, по всем основным медиаканалам. Радио стало пространством разговорного дискурса, часто выходящего за рамки культурной и этической нормы речи, в то же время подбор большинства музыкальных произведений явно направлен на адресата, озабоченного, «как еще себя развлечь в течение суток». Интернет, наряду с информационными сайтами, предоставляет ресурсы для ICQ, для компьютерных игр явно не познавательного содержания и, наконец, для сайтов, которые могут служить удовлетворению психопатологических потребностей части населения планеты. Телевизионные передачи познавательного характера носят название «ток-шоу», т. е. разговор как развлечение, спектакль. Развлекательные передачи, в свою очередь, построены по международному сценарию, где отношения и действия героев определяются некоторой фабулой игры, причем игры, направленной на разрушение основных норм человеческого общежития. Так, передача «Слабое звено» разрушает социальную иерархию путем создания ситуаций, когда более слабый человек (пожилой, неумный, неумелый

ит. д.) может быть изгнан из группы людей более успешных

Mediapsihology_tabl.indd Sec6:167

 

 

30.06.2008 15:10:10

 

 

 

 

 

 

Раздел I • Медиа в пространстве информационнокоммуникационных технологий

168и сильных. Передачи «Реал ТВ-шоу» производят метаморфозу с базовой для личности категорией «интимный/публичный»; «Кто хочет стать миллионером» и подобные передачи делают нас рабами алчности и потребности поживиться без особого труда, формируют установку надежды на «счастливый случай»; передачи «Окна», «Большая стирка», «Моя семья» предлагают сценарии антигероя, где герой как спаситель и герой как разрушитель уравновешиваются по субъективным ценностям. Передачи про магию возвращают нас в допотопные состояния коллективного менталитета, когда природа человека была извращена общением с падшими духами, а за это человечество уже было наказано вселенским потопом.

Страсть к лицезрению порочной стороны человеческой сущности стала одним из приоритетных направлений в информационных программах; кровавые сцены, агрессия, отклонения от биологической, психической и социальной нормы являются дежурными сюжетами в новостных передачах на многих каналах. Создается впечатление, что информация о мире является жутким «фоном» для «фигуры», в качестве которой выступает рекламная продукция, призванная как бы компенсировать человеку несовершенство его природы и окружающего жизненного пространства. В этом случае спасителями и пророками выступают работники СМИ и транснациональные корпорации.

Последний виток развития телевизионного зрелища может быть представлен передачами «Я готов на все» Д. Диброва, «Розыгрыш», новыми проектами Н. Фоменко. Содержанием такого рода передач являются пытки и мучения, которым добровольно подвергает себя человек – участник передачи – ради достижения определенных целей. Но вопрос не о тех людях, которые соглашаются ради денег участвовать в этих передачах, а о тех представителях рафинированной культурной элиты российского общества, которые придумывают и осуществляют подобные проекты как зрелище. Создается впечатление, что Рубикон информационно-психологической безопасности уже перейден.

Mediapsihology_tabl.indd Sec6:168

 

 

30.06.2008 15:10:10

 

 

 

 

 

 

В. Ф. Петренко

Истина и правда публичного слова1

Если, согласно классической философии, наука служит истине, а искусство – красоте (прекрасному), то чему (или кому) служат журналистика и массовые коммуникации?

Может, тоже истине, стремясь отобразить многообразие жизни «так, как она есть»? Но что есть истина? Вопрос, заданный Иисусу Христу римским прокуратором Понтием Пилатом две тысячи лет назад, так и не имеет однозначного ответа. Согласно ленинской теории отражения и близкой ей западной «корреспондентной» теории истины, это форма соответствия нашего сознания объективному миру – тому, «что есть на самом деле». Теория отражения, как форма наивного реализма, подразумевает единственность истины и служит философским обоснованием «диалектическому материализму» и «социалистическому реализму». Другая трактовка понятия истины, принятая в математике и логике, представляет ее как систему тождественных преобразований. Альфред Тарский рассматривает доказательства в математике как последовательность тавтологических трансформаций исходных аксиом. Такая трактовка истины не слишком интересна в контексте работы массовых коммуникаций, ибо, согласно ей, человек, зачитывающий таблицу умножения, тем самым непрерывно изрекает истины. Глубокая трактовка истины как пути дана в даосизме и близка и христианству. Как писал Ю. Шрейдер, следует спрашивать не «Чтоестьистина?»,а«Ктоестьистина?».«Яестьпутьиистина»,– утверждал Христос, и истинный путь верующего христианина состоит в уподоблении и отождествлении с личностью Христа.

Понимание истины как возможности выбора между добром и злом, как в христианстве, между «суетой сует» и служе-

1 Исследование проводится при финансовой поддержке РГНФ, грант № 06-06-0029.

Mediapsihology_tabl.indd Sec7:169

 

 

30.06.2008 15:10:10

 

 

 

 

 

 

Раздел I • Медиа в пространстве информационнокоммуникационных технологий

170нием Богу, как в иудаизме, как верчение в колесе сансары или отречение от мирских влечений, просветление и уход в нирвану (в буддизме) подразумевает свободу и непрерывность пути (дао) духовного становления.

Но со смертью Бога (Ницше) и секуляризацией общества все чаще ставятся вопросы: «А есть ли истина?» – и даже появляются высказывания о том, что «истина – это категория мифологического мышления»2.

Одной из таких философских систем, полагающих, что понятийный тезаурус классической философии и науки, включающий понятие истины, должен быть замещен другой системой понятий, позволяющей фиксацию позиции субъекта познания (научной, ценностной, социальной, эстетической и пр.), его познавательных средств и языка, является философия конструктивизма.

Теория конструктивизма

Термин конструктивизм (constructivism) используется в столь широких областях науки, культуры и искусства, что его можно рассматривать как омоним, за которым стоят совершенно разные словоупотребления. Тем не менее можно полагать, что есть нечто общее на уровне метафорических связей и соответствий в использовании этого термина в философии, психологии, социологии, математике, архитектуре, поэзии и живописи. И это общее – построение субъектом-творцом идеальных (как в математике или философии) или материальных (как в архитектуре) конструкций, исходя из функционально необходимых задач в деятельности. Например, в понимании Ле Корбюзье, «дома как машины для жилья» в архитектуре или конструкта (познавательного эталона) – как функционального элемента в построении модели мира, себя, других людей – в психологической теории личностных конструктов Дж. Келли.

2 Назаретян А. П. Истина как категория мифологического мышления // Общественные науки и современность. – 1995. – № 4. – С. 105–108.

Mediapsihology_tabl.indd Sec7:170

 

 

30.06.2008 15:10:10

 

 

 

 

 

 

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]