Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Российское законодательство_т.1.doc
Скачиваний:
36
Добавлен:
14.05.2015
Размер:
2.6 Mб
Скачать

Статья 6

Статья декларирует независимость иванской организации от боярства, возглавляемого посадником. Мирослав Гюрятинич дважды посадничал в Новгороде при Всеволоде Мстиславиче: в 1126–1128 гг. и в 1134–1136 гг. (он умер 28 января 1136г.)717[Новгородская Первая летопись, с. 21-24, 205-208]. Источником сведений о совместной деятельности этого посадника с князем Всеволодом в «Рукописании» служит Новгородская Первая летопись.

Принципу независимости иванской организации от посадника, на первый взгляд, противоречит одно место в проекте договора Новгорода с Любеком и Готским берегом 1269 г.: А будет ссора между немцами и новгородцами, кончать ссору на дворе святого Ивана перед посадником, тысяцким и купцами. Однако это видимое противоречие разъясняется следующим далее текстом:А придет кто-нибудь с острым оружием в Немецкий двор или в Готский двор и там ранит кого-нибудь или возьмет товар, а поймают его, то вести его на суд и судить по преступлению. А порубят ворота или тын, то судить по преступлению...718[ГВНП, с. 60, №31]. Участие посадника определялось характером конфликта, который в обоих обусловленных случаях отнюдь не был торговым или гостиным, а имел отношение к сфере уголовного права. Примеры подобного участия посадников в разборе уголовных конфликтов между новгородцами и иноземными гостями демонстрируют немецкие документы 1331 и 1439 гг.719[Памятники истории Великого Новгорода и Пскова. М., 1909, с. 76-80, №XI; Клейнберг И. Э., Севастьянова А. А. Уличане на страже своей территории (по материалам ганзейской перепискиXVв.). - Новгородский исторический сборник, т. 2 (12). Л., 1984].

Статья 7

Статья открывает новую тему «Рукописания», связанную с существованием в Новгороде организации наиболее состоятельного купечества, члены которой именовались пошлыми(т. е. исконными) купцами. Чтобы стать членом такой «гильдии», необходимо быловложитьсяв нее вкладом в 50 гривен серебра (около 10 кг серебра) и, кроме того, дать тысяцкомуипское(ипрское – от названия фландрского города Ипр, где выделывались такие сукна)сукно. Лица, совершившие этот вклад, приобретали наследственное членство в организации:а пошлым купцам ити им отчиною и вкладом(Троицкий извод);а пошлым купцам ити им пошлиною, и вкладом, и отчиною(Археографический извод). По-видимому, упоминание вклада в цитированных текстах предусматривает тот случай, когда наследниками умершего пошлого купца оказывались двое или больше сыновей, а не единственный его преемник.

Организация пошлых купцовв «Рукописании» именуетсяыванским купечеством, поскольку ее финансы являются еще одним, кроме вощаного веса, источником бюджета церкви Ивана на Опоках. Из каждого 50-гривенного вклада половину – 25 гривен серебрапошлыекупцы обязаны былиположить в святыи Иван.

В литературе постоянно фигурирует термин Иваньское стокак обозначение организациипошлыхкупцов. Однако этот термин является вымышленным. Он никогда не встречается в источниках и изобретен в связи с осмыслением другого термина –купецьское сътов духовной новгородца Климента – документе, составленном в третьей четвертиXIIIв. (не позднее 1270 г.): А про куны, чимь то ми ся было вам платити: в купецьском съте у Фомы 8 гривен възмите, а у Боръкы 4 гривне, у Фомы у Моръшия особьнеи 2 гривне без 2-ю ногату...720[ГВНП, с. 163, № 105]. В Новгороде существовали и другие купеческие организации. Об одной из них, объединяющей купцов, которые вели заморскую торговлю, летопись говорит по поводу строительства ими церкви Параскевы Пятницы на новгородском Торгу: в 1156 г.поставища заморьстии церковь святыя Пятнице на Търговищи721[Новгородская Первая летопись, с. 30, 217]; в 1207 г. эта церковь была выстроена в камне:того же лета съвершиша церковь святыя Пятниця заморьскии, августа в 30722[Там же, с. 50, 247]. Особая организация, по-видимому, существовала и у прасолов (купцов, торгующих скотом): в 1403 г.поставиша купце новгородскыя прасоле в Русе церковь камену святыи Борис и Глеб723[Там же, с. 397].